Главная страница
qrcode

Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра


НазваниеУчебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
Дата11.08.2019
Размер0.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBiznes-planirovanie_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#62555
страница5 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
РАЗДЕЛ 9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
9.1. План прибылей и убытков
Разработка финансового плана направлена на решение следующих задач:

обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для гарантирования устойчивой, четкой, конкурентоспособной работы;

определение источников и направлений движения финансовых ресурсов;

формирование и развитие финансовых взаимоотношений предприятия с федеральным и местным органами управления, банками, инвестиционными фондами, поставщиками, потребителями;

финансовому планированию необходимо уделять исключительно большое внимание, так как от его качества зависит будущий успех предприятия.
Предприятию финансовый план призван дать ответы на следующие вопросы:

из каких источников, за счет каких видов деятельности предприятие должно получать денежные средства;

на какие цели денежные средства будут потрачены;

какими суммами финансовых ресурсов будет располагать предприятие и как соотносится потребность в деньгах с денежной наличностью;

каково финансовое положение предприятия, ожидаемое к концу года.
Рис. 5. Основные разделы финансового плана
План прибылей и убытков
План движения денежных средств – разрабатывается на основе отчета (плана) о прибылях и убытках по отдельным статьям доходов и расходов; позволяет проверить наличие у предприятия необходимого денежного запаса. Главная форма любого финансового плана
Балансовый план предприятия
Актив
Пассив
Состав капитала
Источ- ники финансирования
Коэффициенты финансовой оценки
Финансовый анализ Бизнес-плана

58
Инвестора интересует в финансовом плане следующее:

имеет ли предприятие возможность в результате реализации бизнесплана выполнить взятые на себя обязательства и вовремя вернуть долги;

какая прибыль будет обеспечена инвестору на вложенный капитал.
Финансовый план составляется в основном на три года и содержит следующие разделы:
1. План прибылей и убытков.
2. План движения денежных средств.
3. Балансовый план (прогноз активов и пассивов предприятия на конец года).
Основные разделы финансового плана рассмотрены на рис. 5 [9].
Рассмотрим особенности и порядок разработки перечисленных разделов финансового плана.
План прибылей и убытков. Этот подраздел финансового плана включает в себя: ожидаемый объём продаж, себестоимость продукции/услуг, статьи расходов, прибыль.
Объём продаж планируется на основании маркетингового исследования и зависит от спроса, цены, а также конкурентоспособности продукции/услуг. Таким образом, доход определяется объёмом продаж и ценами.
Необходимо предусмотреть все статьи расходов и их динамику по месяцам с учётом изменения количества продукции и услуг. Так, в первые месяцы освоения, развития, продвижения новой продукции на рынок потребуется больше расходов на реализацию, связанных с рекламой.
Целесообразно затраты на производство продукции/услуг сгруппировать по следующим элементам: заработная плата работников предприятия, начисления на заработную плату; затраты на электроэнергию и топливо для хозяйственных и технологических целей; затраты на воду; затрат на амортизацию основных фондов; прочие денежные средства.
В финансовом плане необходимо указать причины, по которым в определенные периоды увеличиваются затраты по тем или иным статьям.
Прирост численности работающих, а также повышение их оплаты труда сказывается на статье «Заработная плата» соответствующих месяцев. Одновременно планируются более высокие суммы расходов на страхование, при этом условия страхования зависят от условий страховой компании и финансового состояния предприятия.
Заработная плата работников исчисляется за месяц и год. Месячный заработок одного работающего определяется в соответствии с планируемой системой оплаты труда и может быть принят с учётом доплат, надбавок, премий, резерва на оплату отпусков. Умножением месячной заработной платы на 12 (число месяцев в году) подсчитывают сумму денег, необходимых подразделению на оплату труда за год.
Общая сумма прямых затрат на выпуск продукции складывается из стоимости труда и материальных затрат.

59
Косвенные затраты определяются в такой последовательности: составляется список косвенных затрат (арендная плата, страховые взносы, плата за электроэнергию, телефон и т.д.); определяются средства на каждую из статей
(ориентируясь на уровень прошлого года, но с учётом инфляции); вычисляется доля косвенных затрат на каждый вид продукции.
Следует учитывать, что в плане прибылей и убытков не должно быть заниженных оценок, поскольку это искажает сущность и целевые установки прогнозируемого бизнеса.
Ключевым моментом при планировании доходов и расходов является определение прибыли: валовой, представляющей собой текущие доходы до уплаты налогов, и чистой – после их уплаты. Для расчёта чистой прибыли следует тщательно изучить действующую систему налогообложения для того, чтобы объективно отразить финансовый результат бизнеса.
Надо иметь в виду, что в первые месяцы развития предприятия прибыль может быть отрицательной, но по мере роста объёмов продаж доходы возрастут, предприятие станет безубыточным, а затем получит прибыль.
Прогнозы прибыли исключительно важны для потенциального инвестора, но не менее важным является планирование движения денежных средств, представляющих реалистическую оценку возможных результатов работы.
9.2. План движения денежных средств
Этот подраздел финансового плана составляется для того, чтобы показать способность предприятия своевременно погашать свои финансовые обязательства.
Отчет о движении денежных средств призван продемонстрировать, насколько хорошо предприятие управляет своими денежными средствами для обеспечения ликвидности.
Поддерживать баланс между прибыльностью и ликвидностью непросто, поскольку действия, направленные на улучшение каждого из этих показателей, могут противоречить друг другу. Часто компании с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за неликвидности, то есть из-за отсутствия реальных денежных средств на счетах, необходимых для оплаты текущих расходов. Показатель ликвидности может ухудшиться вследствие быстрого роста производства в погоне за высокими прибылями, истощения денежных средств предприятия.
Движение денежных средств представляет собой разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Причинами изменения денежных средств являются фактическое получение платежей предприятием и фактические выплаты.
Необъективное планирование потоков денежных средств или пренебрежение этим разделом бизнес-плана может привести к банкротству, так как в нужный момент у предприятия может не оказаться денег для платежей.
Основа для планирования движения денежных средств – это план прибылей и убытков. Однако следует учитывать разрыв во времени (лаг) между про-

60 дажей и поступлением денег. На этот лаг и делают поправку при планировании движения денежных средств по месяцам.
Доходы и расходы регистрируются в момент их возникновения, а не в момент фактического получения или выплаты денег. Предположим, средний срок оплаты по долгам 20 дней со дня продажи, а фактически клиенты рассчитываются через 50 дней, то есть должники платят предприятию несвоевременно.
Само же предприятие оплачивает счета также не в момент их поступления, а с определенной периодичностью.
Изменение соотношения между поступлениями и выплатами всегда связано с решением вопросов:

где взять деньги для покрытия платежей при отрицательной разнице поступлений и выплат;

куда вложить прибыль при положительной разнице.
Как правило, превышение выплат над платежами обусловливает необходимость использования в качестве дополнительного финансирования мобилизации капитала в виде выпуска акций, а также банковского кредита.
Если же предприятие с определенного момента времени при реализации бизнес-плана начинает получать излишек денег, то его можно направить либо на развитие компании, либо оставить на счету, на случай превышения платежей над поступлениями.
Целесообразно проработать несколько вариантов планов прибылей и убытков, поступлений и выплат с тем, чтобы обеспечить более высокую финансовую надежность бизнеса.
9.3. Балансовый план
Этот подраздел финансового плана представляет собой прогноз активов и пассивов предприятия на конец года. Исходной базой для разработки балансового плана служат план прибылей и убытков, план движения денежных средств.
Прогноз баланса необходим для определения соотношений между собственными и заемными средствами, текущими активами и текущими пассивами предприятия, а также для оценки оборачиваемости товарных запасов и оборотного капитала. Это дает возможность судить о прогнозируемой структуре баланса предприятия, реализующего бизнес-план на начальных этапах.
Балансовый план состоит из актива и пассива. В активе фиксируются средства, которыми располагает предприятие, и их размещение, в пассиве – источники этих средств. Активы и пассивы должны совпадать, что является важнейшим условием составления баланса.
Актив баланса включает в себя: основные средства и прочие внеоборотные активы; запасы и затраты; денежные средства, расчёты, прочие активы.
В активе баланса следует обратить внимание на мобильные средства, способные быстро обратиться в деньги и образующие оборотный капитал (счета дебиторов, ценные бумаги и пр.).

61
Если активы показывают средства, необходимые для поддержания прогнозируемого уровня финансирования, то пассивы характеризуют обязательства, посредством которых эти активы должны финансироваться.
Пассив баланса включает в себя: источники собственных средств; расчёты и прочие пассивы.
Кратко- идолгосрочные кредиты банков соответствуют заемнымсредствам, а уставный капитал, резервы и фонды – собственномукапиталу предприятия.
Инвесторов особенно интересуют обязательства предприятия и доля владельца в капитале, так как владелец личного предприятия несет полную личную ответственность по всем обязательствам. Совладельцы общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Не менее важным является план по источникам и использованию средств, показывающий, из чего складываются денежные средства предприятия, на какие цели они расходуются и как отражается движение денежных средств на оборотном капитале предприятия.
В качестве источников средств могут использоваться ссуды (срочные и под недвижимость), собственные средства предприятия или партнёров, чистая прибыль, амортизация.
Средства расходуют на покупку материалов, оборудования, прирост запасов, погашение ссуды.
Разница между средствами из разных источников и их использованием представляет собой чистый продукт оборотного капитала.
План по источникам и использованию средств помогает инвестору получить необходимую информацию об эффективности принятой финансовой политики и финансовом состоянии предприятия.
Финансовый результат деятельности фиксируется в балансе прибылей и убытков.
Расчёт точки безубыточности (критический объём продаж)
При создании нового предприятия необходимо знать, когда можно рассчитывать на получение первой прибыли. Это позволит оценить потребность в денежных средствах для обеспечения работы предприятия на начальном этапе его существования. Такая информация может быть получена на основе определения точки безубыточности (критического объёма продаж).
Большое значение для результатов расчёта имеет правильное деление расходов на постоянные и переменные.
В состав постоянных расходов включаются сумма амортизационных отчислений, сумма полученных предприятием кредитов и процентов по ним, сумма накладных расходов по предприятию в целом (зарплата административного персонала, арендная плата, затраты на освещение и отопление, страхование и т. п.).
В состав переменных затрат входят расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, расходы на энергию на технологические цели, расходы

62 на оплату труда рабочих, непосредственно занятых производством продукции/услуги и начисления на нее.
Критический объём продаж (К), при котором достигается безубыточность предприятия, определяется по формуле:
К = Спост / (Ц – Спер), (2) где Спост – постоянные затраты;
Ц – цена за единицу продукции;
Спер – переменные затраты на единицу продукции (себестоимость по переменным затратам).
Построим график безубыточности проекта (рис. 6) [28].
Отложим на координатных осях выручку, постоянные и переменные затраты. Точка пересечения выручки и переменных затрат будет соответствовать точке безубыточности.
Рис. 6. График безубыточности предприятия:
К – критический объём продаж (точка безубыточности); Q – объём продукции;
1– постоянные затраты; 2 – переменные затраты; 3 – прибыль; 4 – убыток
Прогноз точки безубыточности дает ответ на вопрос о том, какой объём продаж необходим, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами. В этой точке достигается равновесие доходов с расходами: если предприятие оказывает больше услуг, то будет получен доход, если меньше, то будут финансовые потери.
Доходы
Затраты
(руб.)
Объём продукции Q (ед.)
К
r h
Доход
Затраты общие
Затраты постоянные
1 2
3 4

63
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные документы входят в состав финансового плана?
2. Какова последовательность разработки финансового плана?
3. Что такое денежный поток и для чего он прогнозируется?
4. Какие виды деятельности предприятия оказывают непосредственное влияние на формирование денежного потока проекта?
5. Всегда ли получение значительной прибыли означает увеличение денежных средств предприятия? Объясните почему.
6. Какое влияние оказывает амортизация на налоги?
7. Новые предприятия нередко терпят финансовый крах, даже если их деятельность прибыльна. Объясните возможные причины подобных ситуаций

64
РАЗДЕЛ 10. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА
10.1. Показатели экономической эффективности бизнес-плана
предприятия
Создание предприятия в самом общем виде начинается с предпринимательской идеи, как лучше использовать накопленный из предыдущей деятельности капитал. Для этого предприниматели подбирают партнёров и выходят на финансовые рынки в поисках финансовых ресурсов для полного или частичного финансирования реализации своих планов. Таким образом, на финансовых рынках встречаются потенциальные инвесторы-собственники, каждый из которых ищет кредиторов, так как либо для финансирования не хватает собственных средств, либо по соображениям предотвращения риска нецелесообразно все средства вкладывать «в одну корзину». Инвесторы-собственники информируют инвесторов-кредиторов обо всех ожидаемых в результате инвестиций в данный проект поступлениях денежных средств. Эта информация представляется в виде бизнес-плана, в процессе разработки которого дают ответы на определенные вопросы, осуществляют расчёты и анализ необходимых ресурсов.
Кредиторы выходят на финансовые рынки по тем же соображениям и предоставляют свою часть финансовых ресурсов под реальный процент, сложившийся на рынке. Предпосылкой служит надежность, безопасность, уверенность в инвестициях – так как на любой момент известны все ожидаемые выплаты и поступления средств. Процедура составления бизнес-плана обеспечивает наглядность плановых расчётов, должна основываться на достоверной информации, что подтверждают прилагаемые документы. Кроме того, бизнесплан подвергают независимой экспертизе. Предполагается, что собственники и кредиторы располагают равными сведениями о ситуации на рынке и, вкладывая капитал в соотношении 1:1, разделяют риск неопределенности исходных данных и прогнозирования – риск инвестирования. Понятно, что решение о реализации инвестиционного проекта связано с ожиданием собственников получить отдачу на вложенный капитал, большую, чем сложившаяся средняя доходность финансовых инструментов.
Решение об инвестировании – помещении финансовых средств в различные объекты предпринимательской деятельности, увеличении капитала в производственной системе – как и любой другой экономический выбор, связано с проблемой ограниченных возможностей: всегда существует множество альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.
Известно, что эта проблема решается в процессе оценки экономической эффективности альтернативных вариантов инвестирования и выбора лучшего из них на основе концепции денежных потоков.
В соответствии с принципом рациональности – получать как можно больше от использования доступных ограниченных ресурсов – при анализе эффективности соизмеряют ценность полученного результата и ценность затраченного на его достижение.

65
Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов [18]:

общественная значимость проекта;

влияние имиджа на инвестора;

соответствие целям и задачам инвестора;

соответствие финансовым возможностям инвестора;

соответствие организационным возможностям инвестора;

рыночный потенциал создаваемого продукта;

период окупаемости проекта;

прибыль;

уровень риска;

безопасность проекта;

соответствие законодательству.
Необходимость оценки экономической эффективности связана с проблемой неизбежности выбора вследствие ограниченности ресурсов для достижения неограниченных целей. Рациональное поведение состоит в стремлении увеличить разницу между выгодой (результатом) и издержками. На этом принципе рациональности построены базовые законы экономики – закон спроса и предложения. В основе определения эффективности лежит понятие сравнительного преимущества – преимущества в использовании одних ресурсов перед другими, которое обеспечивает максимальную отдачу. Стремление к сравнительному преимуществу означает отказ от менее ценного ради более ценного, а степень полезности отражает альтернативная стоимость. Под эффективностью в производстве можно понимать соотношение между ценностью того, что произведено, и ценностью упущенных альтернативных возможностей.
Экономическая эффективность проекта с точки зрения привлекательности данного варианта инвестирования обычно оценивается в сравнении с простейшей альтернативной возможностью поместить располагаемые финансовые средства под проценты в ценные бумаги, банки.
Сравнение различных бизнес-планов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием следующих общепринятых динамических критериев [16]:

чистый дисконтированный доход (NPV);

внутренняя норма доходности (IRR);

рентабельность (PI);

дисконтированный срок окупаемости(DPP).
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом