Главная страница
qrcode

Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра


НазваниеУчебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
Дата11.08.2019
Размер0.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBiznes-planirovanie_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#62555
страница7 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Корректировка бизнес-плана
Изменение условий
Внешние факторы: экономическая ситуация в стране и регионе; новые требования потребителя; изменение политики конкурентов
Внутренние факторы: изменение в руководящем составе; финансовое состояние; корректировка целей и задач; смена поставщиков
Изменение путей достижения целей
Повышение шансов предприятия на успех
Рис. 8. Структурная схема корректировки бизнес-плана
Помимо перечисленных элементов контролю должны подлежать результаты коммерческой и вспомогательной деятельности. Показатели оценки коммерческой деятельности отражаются в финансовом плане (рентабельность, административные расходы, наличность денежных средств), а вспомогательной –

75 в организационном плане (производительность труда, мотивация, представление о предприятии).
При существенных отклонениях фактических значений показателей от предусмотренных бизнес-планом, необходимо вносить корректировку в соответствующие его разделы с учётом изменения факторов макро- (например, оживление экономики региона, изменение демографического характера, уровня безработицы) и микросреды (финансовое состояние, кадровое обеспечение предприятия, и др.) рис. 8 [24].
Прежде чем вносить изменения в текущее производство, следует провести анализ возможностей сбыта продукции и уточнить, при каких условиях оно может обеспечить ускорение обработки заказов.
Гибкость производства номенклатуры продукции, работ и услуг предприятия и изменение его под меняющуюся конъюнктуру рынка позволяют повысить имидж предприятия и эффективность использования производственного потенциала.
Функционирование системы контроля за выполнением бизнес-плана возможно только на базе четко разработанного информационного обеспечения предприятия. Для непрерывного обмена потоками информации между различными уровнями менеджмента предприятие должно располагать достаточно полными, достоверными данными и техническими средствами.
При оценке выполнения бизнес-плана используются следующие потоки информации:

поступающие в орган управления предприятием от внутренних подразделений (цехов, участков, бригад) о выполнении целевых показателей;

являющиеся внешними для предприятия (цены, кредитные и налоговые ставки, число конкурентов);

содержащие маркетинговые данные (цены, спрос, позиции конкурентов, предпочтения потребителей).
Непременными условиями эффективного информационного обеспечения выполнения целевых показателей являются: исключение дублирования информации; возможность включения в информационную систему дополнительных показателей; обеспечение минимального времени между моментами возникновения отклонений в выполнении производственного или финансового плана и появления данных об этом у соответствующего менеджера. Для соблюдения перечисленных условий информация должна подвергаться структурному и логическому анализу, что позволяет выявить ошибки как в исходных документах, так и в технической системе подготовки и передачи данных по соответствующим разделам бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана предполагает значительные затраты времени на проведение многовариантных экономических и финансовых расчётов. Трудоемкость этой работы достаточно велика, а потому автоматизация хотя бы её части на базе использования современных информационных технологий позволяет существенно сократить общий объём работ и ускорить его выполнение.

76
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните назначение и область применения показателей экономической эффективности бизнес-проектов.
2. Назовите систему показателей, используемую при оценке эффективности инвестиционного бизнес-проекта?
3. Какова сущность определения коэффициентов дисконтирования?
4. Какова сущность и методика расчёта показателя чистого дисконтированного дохода?
5. В чем заключается экономическая сущность нормы дохода (прибыли), приемлемой для инвестора?
6. Как определить дисконтированный срок окупаемости инвестиций бизнес-проекта?
7. Что показывает индекс прибыльности и каково его влияние на условия реализации плана?
8. Раскройте сущность показателя внутренней нормы доходности для принятия решения относительно приемлемости бизнес-проекта для предприятия?
9. Где и в каких ситуациях используется метод расчёта простого срока окупаемости проекта?
10. Как влияет выбранная ставка дисконтирования на содержание денежного потока бизнес-проекта?
11. Какие методы могут быть использованы для оценки экономической эффективности бизнес-проектов и в чем принципиальное различие между ними?
12. Раскройте сущность метода, основанного на расчёте нормы доходности бизнес-проекта. В чем состоят его достоинства и недостатки?

77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бизнес-план представляет собой комплексный план развития бизнеса
(предприятия). Сводный характер бизнес-плана – его главная отличительная черта, выделяющая этот план среди других на предприятии. Это проявляется в том, что он взаимно увязывает все основные функциональные сферы деятельности предприятия – от производственно-технической до маркетинго-сбытовой
– оценивая при этом их влияние друг на друга и на результирующие целевые показатели предприятия в целом.
Бизнес-планирование в России получило развитие с переходом экономики на рыночные отношения. Разработка бизнес-плана в условиях рыночной экономики – необходимый атрибут современного управления любым предприятием. Бизнес-план является основой как для перспективного, так и для текущего планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнёров. Он может убедить инвесторов в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта.
Бизнес-план – это программа осуществления предпринимательского проекта. Он призван наметить желаемую и практически осуществимую схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Бизнес-план дает четкое представление о перспективах и возможностях развития предприятия. Реализация бизнес-плана позволит создавать дополнительно рабочие места, использовать простаивающее оборудование и удовлетворять спрос на продукцию предприятий.

78
ГЛОССАРИЙ
Амортизационные отчисления –величина стоимости, включаемая посредством амортизации в себестоимость продукции (услуг).
Амортизация объектов основных средств – денежная форма выражения износа основных средств. Представляет собой процесс перенесения по частям (по мере износа) стоимости основных средств на создаваемую с их помощью продукцию.
Анализ безубыточности – метод, позволяющий определить точку безубыточности, в которой общая выручка от продаж будет равна суммарным издержкам на проданную продукцию, то есть в которой предприятие будет способно покрыть все свои затраты без получения прибыли.
Баланс – финансовый документ, который характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату.
Баланс материальный – система показателей, характеризующая степень соответствия имеющихся в наличии ресурсов (по отдельным видам продукции) и потребности в них.
Баланс стоимостный – используется при разработке финансовых планов, согласовании доходов с расходами. Реализуется в финансовом планировании при разработке прогнозного баланса предприятия.
Баланс трудовой – система показателей, характеризующих численность и состав трудовых ресурсов, их распределение и использование.
Балансовый метод метод планирования, суть которого заключается в том, что путем построения балансов достигается сравнение и увязка имеющихся в наличии ресурсов с потребностями в них. Балансы подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные.
Бизнес-идея – концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой потребителю.
Бизнес-планирование – процесс разработки бизнес-плана. Представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения ощутимого результата в виде целостной системы принятых управленческих решений.
Бизнес-стратегия – относится к каждому направлению бизнеса. Она определяет приемы и методы борьбы за рынок и покупателя.
Бухгалтерская норма доходности – показатель, который рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли к среднегодовому размеру инвестиций.
Валовая прибыль – показатель, который рассчитывается как разница между чистыми продажами и прямыми (переменными) затратами.
Денежный поток предприятия – совокупный операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток.
Дефлированные цены – прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.
Дисконтирование – процесс определения приведенной стоимости будущих платежей и поступлений, обратный начислению сложного процента.

79
Дисконтированный срок окупаемости – период времени, в течение которого первоначально вложенный капитал может быть погашен с заданной (требуемой) нормой доходности.
Инвестиции – средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционный проект – объект реального инвестирования, содержит обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию.
Индекс прибыльности – показатель, который рассчитывается как отношение приведенной стоимости денежных поступлений (доходов) от проекта к приведенной стоимости выплат (расходов) на проект, включая первоначальные инвестиции.
Инфляция – повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени.
Для характеристики инфляции используют следующие показатели: общий индекс инфляции, уровень инфляции.
Кадровая политика – система правил и норм работы с персоналом, обеспечивающая процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.
Календарный план работ – отражает перечень и последовательность проведения отдельных работ, сроки выполнения мероприятий, связанных с реализацией проекта.
Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Ключевые факторы успеха – те аспекты или особенности деятельности, которые компания обязана иметь или хорошо осуществлять, чтобы добиться успеха в конкретном бизнесе. К ним относятся определенные навыки, опыт, квалификация и свойства, относящиеся к продукту/услуге или технологии, которые могут быть использованы для создания конкурентного преимущества.
Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) – это те задолженности предприятия, которые нужно погасить в течение одного года (счета, подлежащие оплате).
Ликвидность – способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства (текущие пассивы) за счет ликвидной части активов.
Маркетинговая программа – детальная проработка плана маркетинга, включающая описание основных этапов работ, необходимых ресурсов (финансовых, материальных, людских), сроков проведения мероприятий, и распределение обязанностей между ответственными исполнителями.
Методика планирования – совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции.

80
Методы в планировании – некоторые способы, приемы, процедуры, имеющие существенное значение для решения той или иной задачи.
Нормативный метод – метод планирования показателей, суть которого заключается в том, что, опираясь на метод аналогии между объектами или процессами и на основе заранее установленных норм и нормативов, рассчитывается потребность хозяйствующих субъектов в ресурсах и в их источниках.
Организационная структура управления – состав звеньев и связи между ними по уровням управления, отражающие распределение видов деятельности и функций, а также прав, обязанностей и ответственности между членами руководящего состава предприятия.
План денежных потоков – финансовый документ, отражающий потоки денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.
План прибылей и убытков – финансовый документ, который показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
Планирование – это вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы, постановке целей, выбору путей и способов их достижения, разработке на этой основе планов (плановых заданий), распределению необходимых ресурсов.
Плановые показатели – целевые ориентиры, характеристики результатов деятельности предприятия.
Платежеспособность предприятия – наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Постоянные (накладные) расходы – расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, которые нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, заказа, услуги. Обычно их принято подразделять на три категории расходов: управленческие, коммерческие и прочие расходы.
Потенциал рынка (потенциальная емкость рынка ) – принципиально возможный объём продажи товара в зависимости от общей экономической и политической ситуации в данной стране. Демонстрирует верхний предел объёма сбыта товаров (в физических единицах или в стоимостном выражении) за определенный период времени.
Прогнозные цены – это цены, ожидаемые (с учётом инфляции) в течение будущих шагов расчёта в проекте.
Производственная мощность предприятия – максимально возможный выпуск продукции (в определенной номенклатуре и ассортименте) или объём добычи и переработки сырья, которое может быть заготовлено в течение определенного периода времени (обычно за год). Различают следующие виды мощности: достижимая и номинальная.
Производственная программа – намеченный к осуществлению план, включающий в себя ассортимент и необходимые объёмы выпуска продукции в определенные периоды времени.
Прямые (переменные) производственные затраты – затраты, непосредственно связанные с производством, величина которых изменяется прямо пропор-

81 ционально изменению объёмов производства. Соотносятся с конкретными видами продукции (работ или услуг) и могут быть отнесены на единицу изделия.
Рентабельность – комплексный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия, степень использования ресурсов
(рентабельность активов, капитала, продукции).
Риск – вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления проекта.
Сегментирование – процесс разделения рынка на группы потребителей со схожими запросами и покупательскими характеристиками.
Срок окупаемости (период окупаемости) – минимальный временной период (от начала осуществления проекта), в течение которого поступления от операционной (производственной) деятельности предприятия покроют инвестиционные затраты на проект.
Стратегическое планирование – это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей.
Стратегия предприятия – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей.
Текущие цены – это цены, предусмотренные в проекте без учёта инфляции.
Текущий потенциал рынка – это предел, к которому приближается первичный спрос при совокупном объёме маркетинговых усилий, стремящихся к бесконечности, в данной среде и в данный отрезок времени.
Точка безубыточности – показатель, который характеризует уровень физического объёма продаж (или уровень продаж в стоимостном выражении) на протяжении определенного периода времени (месяца, квартала, года), за счет которого предприятие покрывает свои издержки, то есть работает безубыточно.
Функциональная стратегия – задаёт определенное направление деятельности отдельного подразделения компании, например службы маркетинга, финансов, кадровой службы, исследований и разработок и т. д. Ориентирована на поддержание бизнес-стратегии.
Чистая прибыль – показатель, который определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль, а также других платежей, исчисление которых осуществляется из прибыли предприятия.
Чистая приведенная стоимость – показатель, который определяется как разница между приведенной стоимостью потока будущих поступлений (результатов) от проекта и приведенной стоимостью потока выплат (затрат) в течение всего прогнозируемого периода. Характеризует абсолютный результат проекта.
Экспресс-анализ и экспресс-оценка бизнес-плана – способы оперативной диагностики бизнес-плана, осуществляемые за короткий период времени без детальной проработки.

82
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
Анализ отрасли 20
Анализ безубыточности 51
Анализ конкурентов 24
Б
Балансовый план 50
В
Внутренняя норма доходности 58
Д
Денежный поток предприятия 49
Дисконтирование 52
Дисконтированный срок окупаемости
60
Е
Емкость рынка 24
И
Инвестиции 53
Инвестиционный проект 53
Индекс рентабельности 57
Инфляция 32
К
Кадровая политика 40
Конкурентоспособность 24
Коэффициент дисконтирования 58
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом