Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Белякова, Дьякова_Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М. В. Секачев, 1998. 304 с. ил


НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М. В. Секачев, 1998. 304 с. ил
АнкорБелякова, Дьякова Заикание.doc
Дата16.05.2018
Размер6.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБелякова, Дьякова_Заикание.doc
ТипУчебное пособие
#40391
страница1 из 21
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

ББК 74.3 Р

Рецензенты: Л.Р. Муминова

доктор педагогических наук, профессор;

Е.В. Оганесян

кандидат педагогических наук, профессор;

Т.Н. Ушакова

доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО.

Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.

ЗАИКАНИЕ. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 1998. —304 с.: ил.

В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заика­ния с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и кор-рекционной педагогики; подробно проанализированы клиническая и психо­лого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания; изложены современные представления о реабилитации заикающих­ся, впервые интегративно представлены логопедические технологии форми­рования плавной речи у заикающихся; даны методические разработки к орга­низации учебного процесса со студентами и практическими работниками, ос­ваивающими данный раздел логопедии. В книге представлена авторская позиция по проблеме заикания.

Книга рассчитана для студентов дефектологических факультетов, лого­педов, психологов, врачей.

ISBN 5-88923-019-0

© Белякова Л.И., Дьякова Е.А.,

текст, 1998 © Секачев В.Ю., издание

на русском языке, 1998 © Мартыненко В.Ю., рисунки

Предисловие

Настоящая книга предназначена для студентов де­фектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование под­готовки педагогических кадров и логопедической помо­щи заикающимся. Материал книги соответствует про­грамме и учебным планам для отделения логопедии де­фектологических факультетов.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теорети­ческом, так и в практическом аспектах. Проблема заика­ния интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка про­блемы заикания в отечественной логопедии связана с име­нами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Не-ткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, бо­лее того, начиная с 1994 года регулярно проходят Меж­дународные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тыся­чи ученых из стран всего мира. Регулярно издается меж­дународный специальный журнал «Fluency Disorders» («Нарушение плавности»), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригиналь­ный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания — невроти­ческой и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заика­ющихся, но и особенности личности как в начальный пе­риод развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в

одних случаях с органическим поражением ЦНС, в дру­гих случаях — с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как пра­вило, вторичную невротизацию в качестве реакции лич­ности на основное заболевание, что делает заикание слож­нейшим патологическим процессом, который может со­провождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только зна­ние практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагоги­ческой картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и не-врозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заи­кающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Настоящая книга представляет собой попытку осве­щения актуальных для широкой логопедической практи­ки различных аспектов изучения заикания. В своем изло­жении авторы опираются не только на данные литерату­ры, но и на результаты многолетних исследований, проведенных в «Лаборатории патологии речи» ВНИИ им. В.П. Сербского и на кафедре логопедии Московского пе­дагогического государственного университета.

Структура и расположение четырех глав книги со­ответствует основной ее задаче — способствовать усвое­нию студентами учебной программы по курсу «Заикание».

В первой главе учебника «Основные механизмы уст­ной речи» даны представления о ее анатомо-физиологи-ческих механизмах. Дается краткое описание дыхатель­ного, фонаторного и артикуляционного отделов перифе­рического речевого аппарата; представлены основные структуры ЦНС и их функции, обеспечивающие речевую деятельность; даны акустические характеристики устной речи, которые, как правило, нарушаются при заикании.

Современные представления о системной организа­ции речи изложены через описание функциональной сис­темы речедвигательного акта. Анализ нарушения про­граммы действия (устная речь) через призму представле­ний о функциональной системе дает возможность выделить то звено патогенеза, которое ведет к заиканию.

В этой же главе описаны возрастные особенности функциональной системы устной речи. В ней обоснована возрастная неустойчивость речедвигательных стереоти­пов в дошкольном возрасте, объясняются причины изби­рательной непрочности речевой системы при воздействии различных вредоносных факторов.

Глава вторая посвящена собственно заиканию: его феноменологии, этиологии, клинической и психолого-педагогической характеристикам заикающихся с невро­тической и неврозоподобной формами заикания.

Сегодня многие специалисты, работающие в облас­ти заикания, считают, что успешная практическая рабо­та по реабилитации заикающихся едва ли возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся. В данной главе выделе­ны наиболее актуальные для широкой логопедической практики вопросы дифференциальной диагностики. В этой же главе представлен анализ заикания с психолинг­вистических позиций, поскольку такой анализ позволяет рассмотреть в едином комплексе нарушение речевого про­цесса при заикании от замысла до моторной реализации высказывания. В конце главы дан современный взгляд на некоторые патогенетические механизмы заикания с обо­снованием основных направлений коррекционного воз­действия при разных формах заикания.

Третья глава посвящена основным направлениям комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. В ней раскрыто основное содержание за­дач логопедической работы. В связи с этим подробно ос­вещен ряд логопедических технологий: торможение па-

тологических речедвигательных стереотипов; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие просодической стороны речи; развитие планирующей функции речи. Логопедические технологии раскрыты че­рез содержание конкретных приемов и упражнений.

В этой же главе подробно освещаются вопросы пси­холого-педагогического обследования заикающихся раз­ных возрастов, а также представлены различные авторс­кие системы комплексных психолого-педагогических воз­действий (Власова Н.А., Pay Е.Ф., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.З., Некра­сова Ю.Б., Шкловский В.М. и др.). Глава завершается описанием методов профилактики заикания.

Глава четыре посвящена организации учебного про­цесса по курсу «Заикание», что позволит как студентам, так и преподавателям оптимизировать учебный процесс по данной проблеме.

Учебник по разделу логопедии «Заикание» заканчи­вается практически материалом, который отражает разно­образные аспекты практической работы с заикающимися.

Учебник рассчитан на студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов и врачей.

Л. Белякова Е. Дьякова

Март, 1998 г. Москва

ГЛАВА 1

Основные механизмы устной речи

р. 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ I

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического двигательного аппарата, которая обеспечивается цент­ральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фона-торный и артикуляционный отделы периферического ре­чевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппа­рата составляет энергетическую основу речи, обеспечи­вая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межребер­ными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспе­чивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох — относительно пассивно за счет опуска­ния стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительнос­ти. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на раз­личные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) сме­шанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное ды­хание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верх-

нереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнеребер­ное дыхание относится к нерациональным способам дыха­ния, так как расширение грудной клетки ограничено вслед­ствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхатель­ные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в прак­тике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

В процессе речи существенно увеличивается функци­ональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только че­рез рот. «Речевой» вдох характеризуется наличием опре­деленного объема воздуха, способного обеспечить под­держание подсвязочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняет­ся настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически за­вершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Фонаторный отдел периферического речевого аппара­та анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движе­ния голосовых складок и порождают звуковые волны.

Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты коле­бания голосовых складок.

Основной и дополнительный тоны голоса модули­руются системой резонаторов. Основными резонаторами

8

человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в це­лом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдель­ных людей по форме, объемам, особенностям их исполь­зования во время речи, что придает голосу индивидуаль­ную тембровую окраску.

В эффекте резонанса принимает особое участие мяг­кое небо и те мышцы, которые перекрывают простран­ство между носоглоткой и ротоглоткой.

Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Частотный диапазон голоса человека измеряется в гер­цах. Частотный диапазон разговорного голоса составляет лишь '/,„ от общего диапазона голоса. У мужчин частот­ный диапазон голоса составляет 80-150 Гц, у женщин — 120-400 Гц, у детей он значительно выше. Так как челове­ческий слух неодинаково чувствителен к звукам разной ча­стоты, то воспринимаемая громкость голоса зависит не только от абсолютной силы, но и от его частотных харак­теристик. Высокие голоса ощущаются, как более громкие.

Окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и даже психическое состояние индивидуума в самом широком смысле слова.

В голосовом диапазоне существуют тембровые раз­личия, которые по аналогии с музыкальными инструмен­тами носят название голосовых регистров. В человечес­ком голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом.

Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во

время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавес­ка поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. Все случаи, ког­да голос приобретает носовой оттенок, называются откры­той назализацией. Если носовой оттенок голоса отсутству­ет при произнесении носовых звуков (Н, М), говорят о зак­рытой назализации.

Основную роль в произнесении речевых звуков иг­рают мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднима­ющие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.

Язык представляет собой массивную мышцу, которая не имеет сухожилий. В нем можно выделить функциональ­но большое количество мышечных групп, которые анато­мически не обособлены, но осуществляют в процессе речи разные задачи. Например, кончик языка, боковые мыш­цы, мышцы спинки языка, мышцы корня и т.д. Можно выделить функционально отдельные волокна, которые выполняют свою особую роль в произнесении звука. При произнесении отдельного речевого звука часть мышечно­го волокна может быть напряжена, а другая часть расслаб­лена. Напряжение артикуляторной мышцы в процессе уст­ной речи связано не только с конкретной работой по про­изнесению отдельного звука. Оно несет на себе влияние остаточного напряжения от произнесения предыдущего звука, а также подготовительное напряжение, связанное с произнесением последующего звука, которые входят в со­став слова (коартикуляция). Кроме этого, эмоциональное состояние, в котором находится говорящий, также влияет на степень напряжения мышц как языка, так и всего рече­вого аппарата. Таким образом, мышцы языка испытыва­ют комплекс различных влияний. Каждый речевой звук — результат сложных мышечных синергии, то есть одновре­менных сокращений разных мышечных волокон, относя­щихся к разным функциональным группам. Наиболее слож­ные мышечные синергии необходимы для артикуляции пе-

10

реднеязычных звуков, т.е. смычных, щелевых, дрожащего «р». Необходимые для этого тонкие движения мышц кон­чика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъя­зычной кости и шеи.

Артикуляцией называется работа периферических органов речи по воспроизведению звуков.

Артикуляция согласных происходит при расслаблен­ных мышечных стенках резонаторных полостей, в то вре­мя как в ротовой полости имеется локальный фокус про­извольно сокращенных мышц.

Гласные звуки — это своего рода «озвученный вы­дох». При их артикуляции происходит тоническое напря­жение мышечных стенок резонаторных полостей при от­сутствии преграды на пути струи выдыхаемого воздуха.

Речевая артикуляция — это произвольные движения, которым ребенок обучается в дошкольном возрасте. Для формирования речевой артикуляции в процессе речевого онтогенеза необходимы те сложнейшие координаторные механизмы центральной нервной системы, которые способ­ны регулировать специфическую точную работу мышц ар-тикуляторного аппарата, обеспечивающих устную речь.

Нервная система, обеспечивающая работу речевого аппарата, состоит из центральной и периферической час­тей. Периферические нервы иннервируют мышцы рече­вого аппарата.

Центральная часть нервной системы состоит из не­скольких отделов, тесно взаимодействующих между собой.

Ядра, от которых отходят периферические нервы, иннервирующие речевой аппарат, расположены в стволе мозга (варолиев мост, продолговатый мозг), в шейном и грудном отделе спинного мозга (рис. 1).

Продолговатый мозг состоит из ядер черепно-мозго­вых нервов (подъязычного, языкоглоточного и частично тройничного), а также нисходящих и восходящих провод­никовых систем. Часть ядерных образований (оливы) про-

11



долговатого мозга связаны с мозжечком и имеют отно­шение к экстрапирамидной системе. Другая часть ядер (пирамиды) содержит нейроны пропрецептивной (сустав-но-мышечной) чувствительности.

В продолговатом мозге располагаются центры, ко­торые регулируют сердечную деятельность, дыхание и другие вегетативные функции. Продолговатый мозг обес­печивает также непроизвольные функции сосания, глота­ния, чихания, моргания и некоторые другие.

Проводящие пути продолговатого мозга связывают его со стриопаллидарной системой, корой больших по­лушарий, лимбической системой, ретикулярной форма­цией. Все проводящие пути продолговатого мозга явля­ются продолжением путей спинного мозга.

Через варолиев мост проходит пирамидный (двига-телыплй) путь, пути от коры к мозжечку, общечувстви­тельный путь, путь от ядер слухового нерва. В варолие-вом мосту находится несколько ядер, в том числе ядра слу­хового, лицевого и тройничного нервов.

12

Следующими, более сложно организованными отде­лами центральной нервной системы являются стволовые и подкорковые ядра, благодаря которым осуществляются элементарные безусловно-рефлекторные голосовые реак­ции типа вскрикивания, стона, плача, смеха.

Подкорковые (базальные) ядра располагаются в тол­ще белого вещества полушарий мозга.

\N Часть ядер подкорковой области входит в важное в функциональном отношении образование — стриопалли-дарную систему. Стриопаллидарная система является, в свою очередь, составной частью экстрапирамидной сис­темы, которая участвует в реализации двигательных ак­тов. Стриопаллидарная система осуществляет перерас­пределение тонуса мышц в процессе выполнения движе­ний, подготавливает мышцы к их двигательной активности (фоновый тонус). Благодаря данной системе в онтогенезе вырабатывается плавность движений, посте­пенная их экономия и автоматизация.

Считается, что данная система обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает не­посредственное участие в автоматизации двигательного акта.

Стриопаллидарная система связана с корой голов­ного мозга, пирамидной системой и некоторыми други­ми образованиями.

* Часть подкорковых ядер входит в другую функцио­нальную систему — лимбико-ретикулярный комплекс. Под данным термином понимают целый комплекс тесно взаимосвязанных структур мозга, который играет важную роль в регуляции эмоций и висцеро-соматических реак­ций организма. Данный комплекс обеспечивает эмоцио­нально-адаптивные поведенческие реакции, мотивацион-ные формы поведения.

В лимбико-ретикулярном комплексе важное значение имеет таламус, который принимает участие в активизации процесса внимания и в организации эмоций (рис. 2).

13



14

Именно на уровне таламуса происходит формирова­ние вегетативных и некоторых психических компонентов эмоций. По данным некоторых авторов, таламус прини­мает участие в контроле за спонтанной речью.

Тесная связь таламуса со стриопаллидарной систе­мой проявляется в обеспечении им сенсорного компонен­та автоматизированных движений.

Область, находящаяся непосредственно под таламу-сом, — гипоталамус, является сложным рефлекторным ап­паратом, благодаря которому происходит поддержание по­стоянства внутренней среды организма (гомеостаз). Гйпо-" таламус контролирует деятельность всех эндокринных желез. Эта часть мозга является центром, регулирующим состояние: сон-бодрствование. Гипоталамус обеспечивает вегетативные реакции, сопровождающие эмоции (частота сердечных сокращений, дыхание, потоотделение и т.д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей