Главная страница

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил


Скачать 2.73 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил
АнкорГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
Дата23.09.2017
Размер2.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
ТипУчебное пособие
#17511
страница1 из 40
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Гершунский Б.С. Философия образования, 1998

Гершунский, Борис Семенович
Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с. : ил.
ISBN 0000000000, 10000 экз.

В книге рассматриваются системные основания философии образования, предопределяющие стратегические приоритеты многоплановой образовательной деятельности в XXI веке. Раскрыта сущность философии образования как междисциплинарные системы знаний от ценностноцелевых, содержательно-процессуальных компонентах обучения, воспитания и развития человека на разных этапах его жизненного пути. Показаны возможности технологизации и практической ориентации фило-софско-образовательных доктрин для решения актуальных и прогностических проблем политики и стратегии развития образования, разработки теоритических образовательных концепсий и их эффективной реализации в повседневной педагогической практике. В гипотетическом плане обсуждаются глобальные проблемы развития образования в долгосрочной перспективе, в третьем тысячелетии. Для исследователей и практиков, интересующихся перспективами развития и образования в системе социально-экономических и нравственно-этических приоритетов XXI века и более отдаленного будущего.

Высшая школа
Детская психология

Светлой памяти моих родителей посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ

Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Можно не сомневаться в том, что само понятие "учитель" уже в недалеком, во всяком случае в обозримом будущем, выйдет далеко за рамки сугубо профессиональной деятельности, за рамки некоего изолированного, замкнутого клана.

Учитель - это человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и всегда ощущающий себя на острие общественных проблем, осуществляющий важнейшую социальную функцию, обеспечивающий связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого... Не ремесленник, знающий свое дело, но не выходящий за круг прямых, повседневных, нелегких и изматывающих обязанностей. Не простой исполнитель руководящих директив и начальственных наставлений. Не урокодатель, интересующийся лишь непосредственными, немедленными результатами своего труда...

Учитель - это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации.

Так и только так.

Этими качествами должен и, несомненно, будет обладать учитель будущего, учитель грядущего XXI века.

Но истинный учитель - это еще и исследователь, скрупулезно изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в самых различных учебно-воспитательных ситуациях. Стремящийся за "деревьями" частных и конкретных педагогических и не только педагогических фактов увидеть "лес" общих, закономерных причинно-следственных связей, предопределяющих эффективность того или иного способа достижения целей образования во всей их иерархически многосложной структуре и соподчиненности.

3

Можно предположить, что в XXI веке подавляющее большинство учителей будут людьми не только высококвалифицированными, но и пытливыми, открытыми для творческого восприятия новых идей, самостоятельно оценивающими их эффективность и состоятельность. Именно на думающих учителей, уже преодолевших естественную для начала своей карьеры неуверенность в собственных силах и, вместе с тем, еще не зашоренных (а это - отнюдь не редкость...) амбициозным самомнением, иллюзиями якобы достигнутого всезнания и отвергающих "с порога" любую, не укладывающуюся в привычные стереотипы мысль, прежде всего, и рассчитана данная книга.

Вместе с тем, книга ориентирована и на тех читателей, которые, формально не занимаются педагогической деятельностью, но, тем не менее, интересуются перспективами развития образования, стремятся вникнуть в наиболее актуальные проблемы данной всеохватывающей сферы созидания личности человека. Человека не только разумного, но и высоконравственного, духовно богатого, знающего смысл своей жизни, верующего в возможность его достижения, целенаправленно и активно работающего во имя наиболее полной жизненной самореализации...

И, конечно же, автор был бы весьма польщен, если бы книга привлекла внимание студентов и аспирантов - тех молодых людей, которые еще только готовятся стать Педагогами, только входят в удивительный Мир формирования Личности, духовного становления Человека...

Предлагаемая вниманию читателя книга - не для легкого чтения. Ее никак нельзя отнести к жанру популярной педагогической литературы. Не "вписывается" она и в столь распространенный ныне жанр назидательных, "рецептурных" методических пособий. Не претендует ее содержание и на так называемый "обмен опытом"... Автор вполне сознательно отказался от накатанного пути снижения уровня изложения, его адаптации к якобы весьма примитивным потребностям загруженного повседневными заботами педагога, у которого нет ни времени, ни сил, ни желания углубляться в суть своего труда, в познание высшего смысла своей многоплановой деятельности. Да, не считаться с реальными трудностями сегодняшнего российского Учителя, конечно, нельзя... Но и в этих условиях важно не "опускать" содержание и стиль изложения до неких сиюминутных потребностей нынешнего или будущего педагога, а, напротив, попытаться возвысить читателя до уровня, казалось бы, столь недоступного ему мира проблемного, не столько безапелляционно утверждающего, сколько вопрошающего научного знания, ввести его в дискуссионное поле идей, побудить к самостоятельным размышлениям, быть может, сомнениям, но и открытиям тоже...

Уже из названия книги следует, что речь пойдет о весьма сложных теоретических проблемах. Разумеется, автор хотел бы надеяться на

4

внимание к выдвигаемым в книге вопросам со стороны своих коллег - ученых-теоретиков, прогнозистов, науковедов, философов. Тем более, что единства, даже в самом понимании статуса философии образования, все еще нет, а возможные дискуссии по проблемам, поднимаемым в книге, могли бы способствовать продвижению к истине.

И, тем не менее, адресность книги сознательно расширена в сторону педагогов-практиков. В этом расширении адресности, в попытке интеграции, казалось бы, несовместимых жанров научной монографии и учебного пособия состоит специфика авторского замысла, сверхзадача и особенность данной книги.

Вполне очевидна сложность реализации этого намерения. Совместить научность изложения с его доступностью, как хорошо известно любому практикующему педагогу, нелегко, и какими бы настойчивыми ни были благие пожелания автора, ему одному решить эту задачу вряд ли удастся. Немалые усилия потребуются и от читателя. Только в этом случае, только при заинтересованном отношении читателей, педагогов-практиков к содержанию книги можно рассчитывать на то, что весьма абстрактные теоретические положения обретут столь необходимую для их воплощения в жизнь прикладную направленность, технологическую "оснастку", хотя даже само словосочетание "технология философии" пока кажется не вполне корректным и все еще вызывает стойкое отторжение среди привыкших к ничем не регламентированному полету абстрактной мысли теоретиков и философов от образования и педагогики...

Да, нельзя не считаться с тем, что даже на уровне высокой академической науки, на уровне теоретических абстракций и методологических подходов само понятие "философия образования" и его смысловые трактовки вызывают бесконечные дискуссии и споры. Можно ли, допустимо ли в таком случае апеллировать напрямую к практике, следует ли вводить учителей в еще неустоявшиеся даже в науке представления, не приведет ли это к разочарованию в возможностях самой науки?

Убежден: при всех амбициях науки и ученых обращение к практике для совместного обсуждения даже самых спорных и нерешенных образовательных проблем не только возможно, но и необходимо. И не только потому, что критерий практики выше любых умозрительных критериев, но и потому, что именно широко понимаемой практике предстоит принять или отвергнуть выдвигаемые научные идеи, концепции или теории, придать им жизненность и подлинную технологичность или, напротив, обратить в претенциозно-декларативное ничто...

Но вернемся к заглавию книги.

Можем ли мы вполне определенно или, как сейчас принято говорить, однозначно ответить на вопрос о том, что собой представляет современное образование и каким ему предстоит быть в будущем?

5

Что мы понимаем под философией образования и допустимо ли вообще такое словосочетание?

Возможно ли указать, хотя бы в основных чертах, философские основания образования для грядущего XXI века, в котором предстоит жить и трудиться не только нашим отдаленным потомкам, но уже сегодняшним школьникам?

И, наконец, каким образом может быть построен столь желанный "мост" между философскими, теоретико-методологическими образовательными концепциями и широко, именно - широко понимаемой образовательной практикой?

При этом следует иметь в виду, что для философии образования практикой, по существу, является и сфера деятельности политиков, определяющих социально значимые направления развития образования в единстве с развитием всех остальных жизненно важных сфер общества (а точнее, с опережением в развитии этих сфер). И деятельность образовательно-стратегическая, ориентированная на прогностическое обоснование образовательных ценностей и приоритетов. И деятельность теоретическая по реализации междисциплинарных философско-образовательных доктрин в теоретических концепциях более частного, локального порядка. И, наконец, та самая традиционно понимаемая собственно педагогическая практика, в которой, в конечном итоге, находят свое воплощение все обозначенные выше иерархически соподчиненные теоретические идеи и замыслы.

Обсуждение всех этих проблем чрезвычайно важно. Именно от их решения зависит понимание сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, реальных возможностей влияния образования на духовные, нравственные приоритеты личности, на ментальное и культурное пространство общества. Без такого понимания глобальных прогностических функций и технологических возможностей образования трудно рассчитывать на полноценное обоснование стратегии и политики в данной сфере, продуктивный творческий поиск эффективных подходов и методов организации многоплановой педагогической деятельности.

Учитывая неразрывную, органическую связь фундаментальных теоретических исследований с реальной практикой образования, с повседневным творческим трудом педагогов, в данной книге предпринята попытка совмещения сугубо теоретических проблем философии образования с наиболее существенными прикладными, технологическими описаниями механизмов практической реализации соответствующих философско-образовательных доктрин.

Попытка решить обозначенные выше фундаментальные проблемы, предпринятая автором данной книги, конечно же, не претендует на утверждение неких безоговорочных истин в последней инстанции. Слишком сложны и многомерны поставленные вопросы. Возможны

6

самые различные подходы к их осмыслению и интерпретации, тем более, что в огромном многообразии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма трудно обнаружить и выделить некие инвариантные, универсальные идеи, даже наиболее общего фундаментального характера, а педагогическое творчество педагогов-практиков непрерывно "подпитывает", в хорошем смысле "расшатывает" и обогащает эти идеи, существенно влияя на их содержание, динамизируя и развивая их.

Реальная работоспособность и действенность философско-образовательных концепций и доктрин зависит от конкретных условий их реализации, а условия эти существенно различны не только в разных странах, придерживающихся собственных, исторически сложившихся и выстраданных образовательных идеалов и традиций, но и на разных ступенях образования, особенно образования профессионального, профильного.

Тем не менее, целенаправленный поиск таких инвариантных, общих идей представляется задачей чрезвычайной важности. Без этого трудно рассчитывать на столь желательную интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином мировом образовательном пространстве, а значит, и на спасительную для человеческой цивилизации постепенную конвергенцию и духовную интеграцию существенно различных человеческих сообществ. На движение к извечным идеалам всеединства и целостности человечества. На преодоление мировоззренческой, ментальной несовместимости людей и народов, все более очевидно ставящей Мир на грань необратимой катастрофы, духовной деградации и физического самоуничтожения.

Разработка проблем философии образования как раз и связана с поиском наиболее фундаментальных стратегических оснований и приоритетов развития данной сферы, предопределяющей будущее и каждого народа, и цивилизации в целом.

Важно обратить внимание и на следующее обстоятельство. Образование - предельно широкое социокультурное, социально-экономическое и собственно педагогическое явление. Именно поэтому образование является объектом и сферой приложения многих наук - не только общественных, но и естественных и даже технических. Каждая из этих наук, включая и такие, традиционно приоритетные для образования науки, как педагогика и психология, рассматривают образовательные проблемы в своем специфическом ракурсе, в логике развития своего собственного объекта и предмета. Этого явно недостаточно для формирования целостного социально-образовательного знания.

Сложившаяся практика предметного обучения в педагогических учебных заведениях и в системе повышения квалификации педагогов отражает объективную необходимость дифференциации социально-педагогического знания, способствует углублению профессиональной

7

подготовки педагогов. Поэтому целесообразность такого обучения несомненна. Но, наряду с процессом дифференциации, должен проходить и естественный процесс интеграции знаний, умений, навыков, а главное, мировоззренческих качеств будущих педагогов.

Философия образования как наука и как учебный предмет междисциплинарного, интегративного характера призвана решать эту сложную методологическую проблему, а интегративный курс "Философия образования" должен стать одним из важнейших в системе подготовки, повышения квалификации, переподготовки и самообразования педагогов, независимо от их профиля.

Руководствуясь именно этими ориентирами и стремясь придать изложению возможно более общий характер в надежде на приложимость разрабатываемых идей к различным образовательным системам, независимо от их пространственно-временной специфики, автор, по понятным причинам, "отталкивается" в этих своих устремлениях от особенностей российского образования, а в выдвигаемых суждениях, наряду с анализом общецивилизационных процессов, так или иначе обращается к возможным перспективам развития российского общества. Такой подход и вынужден (поскольку апеллировать ко всему необозримому спектру образовательных проблем современного мирового сообщества просто невозможно, да и нескромно), и, надо полагать, вполне оправдан, ибо традиции и признанный высокий авторитет российского образования позволяют именно на его основе рассматривать и специфические российские, и общие, инвариантные прогностические проблемы развития образования в мире.

Книга написана в трудное для России, для российской науки и российского образования время... Осуществление социально-экономических реформ и демократических преобразований в российском обществе дается нелегко. Но именно в такое время нельзя опускать руки. Нельзя впадать в уныние, отмахиваясь от проблем, казалось бы, не связанных напрямую с добыванием хлеба насущного, а потому, увы, весьма опрометчиво и недальновидно, (но, будем надеяться, лишь временно) не востребуемых обществом... Надо верить в будущее России, видеть ее грядущее подлинное величие в расцвете науки, культуры, образования. Надо готовиться к этому будущему, активно работать во имя этого будущего, сознавая, что именно сфера образования способна обеспечить столь необходимую человеческую поддержку проводимым реформам и гарантировать необратимость прогрессивных преобразований в обществе.

В заключение несколько затянувшегося предисловия необходимо отметить, что данное учебное пособие отражает основные идеи недавно опубликованных научных монографий автора "Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций)" (М., 1997. 697 с.), "Менталитет и образование" (М., 1996. 140 с.), "Образование в третьем тысячелетии:

8

гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа)" (М., 1997. 120 с.), а также ранее изданных книг и статей по проблемам философии, политики и стратегии развития образования в России. Стремление объединить эти публикации единым замыслом, ориентированным, прежде всего, на придание книге учебной направленности, потребовало совмещения сугубо теоретического материала с материалом практической направленности и предопределило логику и структуру данного учебного пособия.

Структурно книга состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении кратко охарактеризованы некоторые глобальные прогностические проблемы, предопределяющие вызов XXI века сфере образования и обусловленную им необходимость существенного повышения уровня фундаментальной теоретической подготовки педагогов, призванных на должном уровне профессиональной компетентности воплощать общие идеи и цели образования в своей конкретной, повседневной практической деятельности.

В первой главе рассматриваются исходные определения, относящиеся к центральному понятию данной книги - образованию, обсуждается научный статус философии образования и возможности использования философско-образовательного знания на разных уровнях социально-педагогической деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

перейти в каталог файлов
связь с админом