Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил


НазваниеУчебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил
АнкорГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
Дата23.09.2017
Размер2.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
ТипУчебное пособие
#17511
страница14 из 40
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40

Цивилизационный подход, ориентация на поиск общественных закономерностей глобального масштаба с последующим дедуктивным распространением выявленных причинно-следственных связей на явления менее масштабные, конкретные в своем пространственно-временном измерении, естественно, не противоречат индуктивной, собирательной логике, когда опыт исторического развития тех или иных социумов служит выявлению более общих и всеохватывающих тенденций. Эти подходы лишь дополняют и взаимообогащают друг друга. Важно видеть, однако, общую направленность, логику взаимовлияний социальных и собственно образовательных явлений и процессов. В развиваемом нами подходе эта логика просматривается достаточно определенно и может быть выражена следующей цепочкой взаимосвязанных структурных блоков:

образование менталитет социум цивилизация

Цивилизации рождаются, живут и погибают по своим, еще далеко не познанным законам. Но одним из наиболее существенных факторов жизнестойкости как человеческого сообщества в целом, так и сложившихся локальных общественных систем, являются реальные, вполне конкретные человеческие поступки, определяющие поведение больших и малых человеческих общностей, социумов, отдельных людей. Именно сложнейшая, многообразная и динамичная сфера активной жизнедеятельности людей предопределяет прогресс или регресс общества, всей человеческой цивилизации в пространственно-временнoй перспективе. Именно в этой сфере аккумулируется духовное наследие сменяющих друг друга поколений, их бесценный жизненный опыт, составляющий основу непрерываемой связи времен в истории человеческих цивилизаций81.

Но что или кто предопределяет поступки людей, которые при всей своей кажущейся хаотичности, непредсказуемости и многовекторности детерминируют "равнодействующую" поведения общества в целом? Божественное провидение? Предначертание свыше? Судьба? Цепь случайностей, переходящая в причинно-обусловленную необходимость? Или социально-генетически сложившийся в обществе свод законов, зримых, а чаще незримых, трудно осознаваемых и объяснимых принципов морали, права, этики, эстетики?

Ответы на все эти поистине основополагающие вопросы человеческого бытия сложны и неоднозначны, а убедительность доказательств и аргументов, если, конечно, речь идет именно о знании, а не только

160

слепой вере в достоверность, окончательность и незыблемость тех или иных постулатов, существенно зависит от настроя индивидуального и общественного сознания.

Одно мировоззренческое положение, однако, представляется нам бесспорным и универсальным: человек, живущий в обществе, лишь относительно независим от общества. Высшая человеческая ценность - свобода - в реальной, повседневной жизни ограничена множеством объективных и субъективных факторов, направляющих поступки и поведение каждого человека, а значит, и общества в целом в парадигмально принятом в этом обществе направлении.

В этом смысле известный марксистский постулат - "свобода есть осознанная необходимость" - не может быть отвергнут, что называется, "с порога". И хотя типичный для коммунистической, как и любой другой тоталитарной идеологии, принудительный императив, отраженный в слове "необходимость", не может быть принят из-за своей чрезвычайной жесткости и даже жестокости, сама по себе идея осознанности человеческого поведения, несомненно, продуктивна. Но продуктивна в куда более гуманистической трактовке: свобода - это осознанный выбор...

Выбор не принудительный, но и не вполне произвольный, импульсивный, спонтанный. Этот выбор осуществляется путем сопоставления индивидуальных намерений человека с общественно принятыми критериями и нормативами, фиксируемыми в соответствующих социальных парадигмах.

Как складываются эти парадигмы? Всегда ли в них отражаются внутренне свойственные именно данному человеку, данной конкретной общности ценностные жизненные установки, интересы и побудительные мотивы к активной жизнедеятельности? Какова роль государства, властных структур, лидера, вождя, наконец, самого социума, его общественных институтов в определении политики целенаправленного движения общества к достижению тех общественных идеалов, которые, как предполагается, достойны такого движения и знаменуют собой восхождение на очередной виток развития человеческой цивилизации или хотя бы позволяют сделать скромный и малозаметный шаг в этом направлении?

Политика (в идеале, конечно) - это последовательная цепь мировоззренчески осмысленных, стратегически обоснованных и иерархически взаимосвязанных управленческих решений. Эти решения могут быть продуктивными, приводящими, в конечном итоге, к ожидаемому результату, а, значит, в соответствующей системе критериев, верными, правильными. Они могут быть и непродуктивными, ошибочными, в предельном случае - провальными и даже катастрофическими. Масштабы как успехов, так и ошибок и катастроф, могут быть разными. Все зависит от масштабности решаемых задач, сложности управляемых объектов, их роли в иерархической цепи взаимосвязанных

161

естественных и общественных систем. Но задачи любой масштабности (точнее, любой доступной масштабности), решают люди. Даже в тех случаях, когда конечным исполнителем являются автоматы, действующие, однако, по программам, созданным людьми. Именно поэтому решающее значение для развития социума имеют мироззренческие установки как отдельного человека, так и человеческого сообщества разной степени интеграции. Иными словами, их менталитет.

Получив возможность целенаправленного влияния на менталитет, можно (в принципиальном плане, разумеется) рассчитывать и на влияние в развитии мировоззренческих и поведенческих установок каждого отдельного человека, общества, социума, на их взаимодействие, постепенную духовную конвергенцию и интеграцию, а следовательно, в конечном итоге, и на развитие цивилизации в целом. Что же касается конструктивных механизмов такого влияния и перевода принципиальных возможностей в конкретные жизненные реалии, то эта уже не столько философская, сколько глобальная прикладная проблема, может быть решена с помощью всех взаимосвязанных между собой духовных сил общества и, прежде всего, культуры, важнейшим практико-ориентированным компонентом которой является сфера образования.

Такова в предельно кратком изложении логика взаимосвязи фундаментальных философских идей с идеями вполне практическими, хотя, конечно, представленными в своем наиболее общем виде.

Крайне важно постоянно ощущать незавершенность собственно философского, в том числе и философско-образовательного знания, искать и находить пути технологизации этого знания, его практической ориентации и возможно более эффективной отдачи.

Взаимодействие социумов-взаимодействие ментальностей

Взаимодействие социумов - объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что человеческие сообщества живут на одной, не такой уж большой планете...

Взаимодействие социумов на уровне конфронтации - это всегда непримиримое противостояние "неуступчивых" по самой своей природе ментальностей, их взаимоослабление, деградация, взаимоуничтожение. Это - торжество Зла. Это - война.

Взаимодействие социумов на основе знания, понимания и добровольной духовной конвергенции и интеграции их ментальностей - это нравственное взаимообогащение, взаимовыгодное сотрудничество, равноправное партнерство. Это - торжество Добра. Это - мир.

Альтернативы миру в наш ядерный век нет и быть не может. Значит, у человечества есть только один магистральный путь - все большее сближение, а в перспективе - духовная интеграция социумов, движение к целостной, единой общечеловеческой цивилизации. Этот

162

путь нелегок и длинен. Но он - единственно возможный82. Для того чтобы стать на этот спасительный путь и идти по нему, нужно не так уж много - "всего лишь" осознать и выполнить три условия:

  • проявить добрую волю - волю к жизни, к миру, а потому к единству и интеграции как генеральной тенденции развития человеческой цивилизаци

  • овладеть знанием своей и чужой ментальностей, с должным вниманием и терпимостью изучать менталеобразующие основания разных социумов, их религиозные, культурообразующие, философские и образовательные компоненты;

  • искать и последовательно обогащать технологии духовной интеграции социумов на основе понимающего, доброжелательного и терпеливого диалога религий, культур, философских доктрин, образовательных концепций.

Конечно, провозгласить данный алгоритм движения ко всеобщему единению куда проще, чем реализовать его...

Но важно видеть хотя бы теоретические горизонты, постепенно переводить их в план более конкретных и объективно неизбежных акций, подходов, методов, действии, апеллируя при этом только и исключительно к Разуму человека, его Вере в необходимость ментальной толерантности и единения.

Быть может, эта задача будет решена не скоро, быть может она выйдет за пределы будущего столетия... Кто знает? Слишком серьезны глубинные наслоения зла и в человеке, и в разделенных ныне социумах, слишком велика сила инерции все еще неизжитого прагматизма и цинизма в человеческих отношениях.

Но она, эта задача, непременно будет решена.

Иного просто не дано. И чем быстрее человечество осознает эту, фактически безальтернативную истину, тем больше шансов будет на продолжение его духовного и физического выживания и существования в достойных Человека условиях.

Конечно, речь идет, прежде всего, о духовной интеграции, о постепенной конвергенции и взаимообогащении менталитетов соответствующих социумов, их культурно-образовательных, нравственных ценностей, идеалов, доктрин и концепций83.

В связи с этим особое значение приобретает системообразующий фактор, фиксируемый категорией ценность.

В ментальности каждого социума именно система приоритетов и ценностей предопределяет критериальные, весьма стабильные во времени основания индивидуальной и общественной (групповой, коллективной) ментальности, индивидуального и общественного сознания, культуры и образования. Национально-этнические, религиозные, классовые, профессиональные, возрастные и другие отличия общностей, входящих в данный социум, их локальные ценности и приоритеты

163

оказывают значительное влияние на интегральные ценности всего социума в целом. Но если социум, образно говоря, "котел", а менталитет - кипящий в нем "бульон", то локально понимаемые ментальные ценности - это своеобразная приправа к бульону, есть который предстоит всем...

Трудно себе представить, например, чтобы американский менталитет в целом, точнее, менталитет интегрального социума Соединенных Штатов Америки не оказывал решающего влияния на ценностные ориентации того или иного штата, национально-этнической общности или другого локального сообщества, объединяющего людей по соответствующим признакам и интересам. Точно так же, и интегрально понимаемый российский менталитет, испытывавший на протяжении веков и испытывающий поныне влияние специфической ментальности многочисленных (более ста) наций и народностей, входящих в российский социум (а совсем недавно - и в социум всего СССР), оказывает в логике дедуктивного распространения обратное интегрирующее влияние на систему ценностей, предпочтений, приоритетов и мировоззренческих установок той или иной общности, входящей в российский социум.

Вполне понятно, что влияние русского этноса, менталитета русского народа, составляющего подавляющее большинство (более 80%) населения России, всегда имело и имеет сейчас решающее значение для формирования интегрального российского менталитета. Но не следует забывать и того, что и русский менталитет всегда испытывал на себе влияние ментальностей всех других народов, населяющих Россию... Что же касается ментальных ценностей и идеалов российского социума в целом, то в них отражаются, должны отражаться прежде всего гражданские качества всего народа, его принадлежность к единому государству, единой культуре, единому ментальному и культурно-образовательному пространству России.

Можно утверждать, что если взаимодействие социумов на уровне духовного взаимопонимания - это взаимодействие их ментальностей, то взаимодействие ментальностей, в свою очередь, это взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение тех ценностей и идеалов, которые составляют основу любой ментальности.

Категория "ценность" в аспекте развития и взаимодействия культур тщательно исследована в трудах известного русского социолога и философа П.А.Сорокина, значительную часть своей жизни проведшего в США и имевшего все возможности для углубленного изучения своеобразия культур российского и американского социумов. "Каждая из культурных сверхсистем, - писал он, - "обладает" свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом "святости", собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической

164

организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением"84. Но вместе с тем "...всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета), все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации"85.

Категория "ценность", отражая общую, основополагающую идею существования и развития каждого социума, очевидно, может и должна рассматриваться как категория собирательная, интегрирующая.

Ценность, тем более, понимаемая глобально, сугубо мировоззренчески, в виде главного критерия отношения людей, входящих в данный социум, к миру, к разным явлениям жизни, друг к другу, несомненно, имеет свою структуру, свой компонентный состав.

Оперировать лишь глобально понимаемыми ценностями применительно к тем или иным основаниям культуры при сравнении социумов и их ментальностей, а также в поисках путей взаимодействия и духовной интеграции социумов, недостаточно, технологически непродуктивно. Важно найти такие инвариантные для разных социумов компоненты ценностей, такие доминирующие параметры мировоззрения и отношения людей к различным сторонам жизни, которые позволили бы установить реальные критерии, необходимые для сопоставления социумов и для поиска вполне конкретных механизмов их взаимодействия.

Решить эту сложнейшую задачу во всей ее полноте крайне трудно, если вообще возможно. Решать ее, последовательно приближаясь к искомому результату, необходимо.

Именно поэтому из всего разнообразия детерминирующих факторов, так или иначе влияющих на содержание менталитета социума, придется выбрать лишь некоторые, представляющиеся на данном этапе наиболее существенными для понимания социально-генетических "корней" и критериальных оснований соответствующих ментальностей. Выявление подобных факторов чрезвычайно важно для того, чтобы перевести решение проблемы взаимодействия и духовной интеграции социумов из области благих пожеланий и теоретических абстракций в план конкретных акций конвергенционного, интегративного характера.

165

Можно предположить, что объективная сложность и глобальность данной проблемы потребует неординарных, четко скоординированных и весьма масштабных решений.

В поисках конструктивного механизма духовной
интеграции социумов

Достаточно конструктивными, хотя, конечно, прогностическими по реальным возможностям и срокам своего осуществления, представляются следующие основные направления не только исследовательских, но и практико-ориентированиых акций, способствующих системному взаимодействию и духовной интеграции социумов:

  1. Постепенный переход от все более глубокого понимания основных религий мира, терпимости и плюралистичности существования различных, изолированных друг от друга и нередко противостоящих друг другу религиозных конфессий, к поиску единых, объединяющих начал этих религий, их сближению и интеграции при сохранении, вместе с тем, свободы в развитии каждой религии в отдельности. Сказанное означает, что речь идет не о некой попытке искусственной или насильственной унификации религий, подавлении или дискредитации той или иной из них, а только и исключительно о возможном диалоге религий, их взаимообогащении и примирении. Вновь и вновь необходимо подчеркнуть, что интеграция - это не ассимиляция, не поглощение или нивелировка интегрируемых компонентов системы, а лишь признание целостности этой системы в ее многообразии, отнюдь не исключающем самостоятельного развития каждого отдельного компонента, уже самим фактом такого развития обогащающего всю систему в целом.

  2. Проведение в жизнь идеи диалога культур с ориентацией на все большую детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве мировой цивилизации. Огромное значение при этом имеет обращение к общепризнанным классическим образцам культуры, вошедшим в мировой цивилизационный фонд, сокровищницу культурного наследия человечества и представляющих универсальные общечеловеческие ценности для всех народов Земли, при бережном сохранении и создании условий для развития культуры каждой страны, каждого социума в отдельности.

  3. Постепенное совмещение и унификация политических доктрин, интеграция которых призвана подтвердить незыблемый принцип политической стратегии - мирное сосуществование государств, стран и народов - и безусловно отвергнуть силовые методы решения любых межгосударственных, внутригосударственных и межнациональных конфликтов.

166

  1. Развитие человеческих контактов на всех уровнях, с акцептацией внимания на активных формах взаимовыгодного сотрудничества в экономике, науке, культуре, политической деятельности, образовании и т.д. Поощрение совместных исследовательских проектов и технологических разработок, направленных на решение глобальных общецивилизационных проблем (защиты окружающей среды, борьбы с голодом, болезнями, безработицей, неграмотностью, осуществления проектов мирного использования космического пространства, разоружения, поиска новых видов энергии и т.п.), создание совместных авторских коллективов по различным проблемам науки, техники, технологии, культуры, образования.

  2. Поиск путей совмещения и постепенной интеграции различных философских доктрин и стратегий развития цивилизации, создание мирового "банка идей", направленных на взаимодействие и интеграцию социумов. Организация и последовательное осуществление широкомасштабных исследований по всей совокупности проблем ментальности.

  3. Все более широкое использование на всех уровнях управления и самоуправления социума инструментария экспертных оценок с привлечением наиболее компетентных специалистов в соответствующих областях, представляющих высший мировой уровень достижений в тех или иных сферах. Такой мировой, общецивилизационный Экспертный Совет должен приобрести в перспективе верховные функции управления человеческой цивилизацией, исключая тем самым случайности и непредсказуемость действий политических лидеров. Создание такого Совета возможно только на основе всемерного укрепления уже существующих структур Организации Объединенных Наций, постепенного перехода от сугубо организационных мероприятий ко все более разнообразным по содержанию видам международных интегративных акций.

  4. Последовательная интеграция правовых норм функционирования социумов и на этой основе разработка действенных средств упреждения и предотвращения глобальных преступлений против человека и человечества - подготовки и ведения войн в любых их видах, осуществления политики геноцида, международного терроризма, организованной экономической преступности, разжигания межнациональной вражды, варварского отношения к природе и т.п.

  5. Дальнейшее развитие уже в значительной мере продвинутой планетарной системы информации - уникального и наиболее эффективного вида коммуникативного взаимодействия людей, человеческих сообществ и социумов. В силу своей специфики и непрерывного совершенствования технических возможностей информационное поле взаимодействия социумов, не знающее архаичных границ, "железных занавесов" и расстояний, представляется технологически наиболее перспективной материальной базой духовной интеграции социумов.

167

  1. Развитие и совершенствование универсальных форм человеческого общения на основе инвариантных для всех народов планеты популярных и привлекательных видов досуговой деятельности (международные спортивные соревнования, мировые фестивали искусств, международный туризм и т.п.). Постепенное сближение языков общения на основе реанимации и интенсивного развития идей по созданию международного языка (типа эсперанто или аналогичных удобных для взаимодействия языков) без какого-либо подавления и унижения национальных языков и диалектов.
  2. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей