Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил


НазваниеУчебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с ил
АнкорГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
Дата23.09.2017
Размер2.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГершунский Б.С. Менталитет и образование.doc
ТипУчебное пособие
#17511
страница8 из 40
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   40
объект - образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих, естественно, и междисциплинарные, внешние, фоновые параметры и

80

факторы, так или иначе влияющие на функционирование и развитие сферы образования.

Именно единственность и целостность объекта при многообразии предметных областей исследования (изучения, преобразования) этого объекта предопределяет принципиальную интегративность, междисциплинарность научного знания, фиксируемого в философии образования.

Что же касается собственного предмета философии образования как науки, то им (в качестве рабочего определения) можно считать наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие, в свою очередь, критериальные основы оценки тоже достаточно общих, междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, относящихся к образованию и, ввиду интегративной сущности оснований, также имеющих интегративную природу.

Так, при сколь угодно многочисленных частных теориях, относящихся к тем или иным аспектам образовательной деятельности (педагогическим, дидактическим, психологическим, экономическим, социологическим и т.п.), любая целостная, собственно образовательная теория всегда интегративна. Она, как и философские основания развития образования, ассимилирует данные разных наук, но не просто "складирует" их, а приобретает новые качества, позволяющие именно ей (целостной, общей образовательной теории) реализовать свои описательные, объяснительные, прогностические и преобразовательные функции.

Конечно, при всей целостности и интегративности теории образования, она может иметь отношение лишь к одному или нескольким аспектам образования (объектам, явлениям, процессам). Поэтому в принципе речь может и должна идти не о некой единой и неделимой теории образования, а о большем или меньшем наборе, множестве таких теорий, каждая из которых, однако, по самой своей природе интегративна, поскольку ассимилирует данные разных наук. Например, теория образовательного целеполагания, теория содержания образования, теория учебно-воспитательного процесса, теория стандартизации в образовании и другие аналогичные, достаточно общие и целостные теории, не могут рассматриваться только в собственно педагогическом аспекте. Необходимо иметь в виду психофизиологические особенности того или иного возрастного контингента учащихся, специфику изучаемых предметов и той научной области (или сферы культуры, искусства, техники, технологии и т.д.), которую тот или иной учебный предмет отражает, уровень и тип (профиль) учебного заведения, особенности национально-региональных традиций среды, в которой функционирует учебное заведение и т.п. Подобная же междисциплинарность характерна и для других логических компонентов философии образования как науки - законов (если они есть), закономерностей, методов исследований собственного объекта, идей и т.д.

81

Необходимость науковедческой рефлексии.

Важно подчеркнуть, что к философии образования, как и к любой науке, вполне приложим науковедческий подход, позволяющий реализовать функции рефлексии данной науки, "запустить" механизм ее самопознания. В этом смысле весьма продуктивна идея П.В.Копнина, который в свое время предложил структурно-аналитический подход к исследованию статуса любой научной системы знаний41. Именно в этом подходе заложена идея о наличии в любой науке (коль скоро она действительно наука, а не произвольное нагромождение гипотез, идей и фактов обыденного, "житейского" происхождения) логической структуры в виде уже упомянутых выше компонентов:

  • оснований - наиболее общих, фундаментальных положений, определяющих исходные, базовые знания в рассматриваемой науке;<

  • теорий, обобщающих знания о сущем и объектах данной науки;

  • законов, закономерностей, принципов, правил и постулатов, обеспечивающих связь сущего и должного в изучаемой предметной области с выходом в нормативную сферу;

  • категорий, понятий и терминов, специфичных для данной науки и используемых для однозначной (по возможности) трактовки рассматриваемых объектов, процессов, явлений;

  • методов, с помощью которых данная междисциплинарная наука способна добывать качественно новое интегративное знание, а следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться;

  • гипотез и идей, отражающих проблемные ситуации в науке и намечающих пути решения этих проблем;

  • фактов, составляющих эмпирический базис науки, необходимый для объективизации научного знания, обоснования и проверки достоверности этих знаний практикой.

Несомненно, все эти логические компоненты характерны и для философии образования. Другое дело, что познание и обоснование этих компонентов сопряжено с большими трудностями как содержательного, так и организационного характера. Первые обусловлены именно междисциплинарностью и интегративностью знаний, заложенных в этих компонентах; вторые определяются практическим отсутствием специально организованных междисциплинарных исследований, направленных на решение столь важной задачи.

Возникает серьезнейший методологический вопрос, древний, как само философское знание: "Можно ли считать, что все указанные выше компоненты логической структуры философии образования объективно существуют, и дело состоит лишь в том, чтобы шаг за шагом познавать их и в процессе этого познания наполнять все новым

82

и новым содержанием?" Или же, пользуясь тем трудно оспоримым фактом, что науковедческими аспектами философии образования, ее рефлексивными функциями практически никто и никогда (во всяком случае со специальной целью) не занимался, вообще поставить под сомнение сам факт существования философии образования как науки или даже саму возможность такого существования?

Не случайно ведь то и дело приходится сталкиваться с утверждениями, что и общая философия, и частнонаучные философские доктрины - это не система научных знаний, а всего лишь индивидуально-сориентированное мировосприятие, мироощущение, не поддающиеся строгому логическому объяснению и построенные преимущественно на интуитивных, религиозно-мистических, космологических и тому подобных началах.

Мы определенно придерживаемся оптимистичной гипотезы о принципиальной возможности познания, знания, обогащения и (при необходимости) преобразования всех компонентов логической структуры философии образования как науки, а следовательно, первой точки зрения. Вторая точка зрения - это достаточно типичная позиция агностицизма ("этого не может быть, потому что это не познано и не может быть познано никогда..."). Она неприемлема хотя бы потому, что отодвигает процесс активного становления философии образования как науки на неопределенное время.

Между тем, неразвитость или недостаточная развитость тех или иных компонентов науки еще не означает отрицания объективных показаний к принципиальной возможности формирования данной науки. Никто не может сказать, когда знания, приведенные или, точнее, приводимые в систему, станут абсолютно достоверными и исчерпывающими. Таких критериев нет в природе и быть не может, поскольку система научных знаний - это система всегда открытая, незавершенная, и никто с уверенностью не может сказать, какова мера этой незавершенности. Трудности в становлении науки надо видеть и преодолевать, но сам факт существования этих трудностей (иногда, как в нашем случае, весьма значительных) еще не означает отказа от целенаправленного движения по пути все более полного формирования науки...

Вполне понятно, что логико-методологический и содержательный механизм такого формирования - вопрос специальный и не может быть решен в рамках одной работы. Необходимы комплексные, системно сориентированные исследования науковедческого характера в этой области. Тем не менее, следует обратить внимание на один из известных, но порядком забытый метод становления любого теоретического знания, которое в наиболее глобальном своем выражении приобретает черты знания философского. Этот метод получил название "категориального синтеза теорий"42.

83

Суть этого метода в схематичном изложении такова: любые явления отражаются в понятиях, которые, наполняясь все более полным содержанием, приобретают характер категорий - наиболее общих понятий науки, фиксирующих опорные, узловые знания о соответствующих объектах, явлениях, процессах. Теоретическое знание вообще и философское знание, в особенности, создается не простым увеличением количества фактов и их интерпретаций, а, прежде всего, совершенствованием средств мыслительной деятельности человека. Такими средствами и являются категории, рассматриваемые в науковедении как узловые пункты, ступени познания человеком объективной действительности. Это означает, что, основываясь на фактах, благодаря категориям, в предметах, (объектах, явлениях) усматривается их сущность. "Связи из фактов, - пишет в связи с этим Н.К.Вахтомин, - извлекаются посредством категориального синтеза: путем подведения фактов под категориальную структуру мышления, путем привнесения категориального единства в эмпирическое многообразие"43.

Последнее обстоятельство особенно важно учитывать. В процессе познания в любой предметной области, с одной стороны, происходит постепенное увеличение числа ключевых понятий и категорий, а с другой, и это наиболее существенно, они наполняются все более богатым содержанием. Происходит непрерывный процесс углубления знаний, фиксируемых в понятиях и категориях. Синтез этих категорий позволяет, образно говоря, построить категориальный каркас теории, но еще не само "здание теории" - теоретическое знание. Последнее - результат синтеза содержательных трактовок соответствующих категорий. И чем более полными являются эти содержательные трактовки - характеристики категорий, относящихся к рассматриваемой области, тем полнее теоретическое знание. На "категориальный каркас" теории как бы "натягивается" материальный носитель ("ткань") содержания этой теории.

Ясно, что чем больше категорий, тем полнее и шире они охвачены содержательным "окружением", тем "плотнее" они расположены друг к другу и тем меньше "белых пятен" окажется в системе теоретического знания. Такая геометрическая аналогия (по типу построения палаточного варианта цирка - шапито...), естественно, - только весьма упрощенная схема. Но сама идея формирования и теоретического, и философского междисциплинарного научного знания просматривается достаточно зримо.

Если все это так, то дело сводится к неимоверно трудоемкому, но все же небезнадежному поиску "добротного строительного материала": добротного, - значит, доказательного (на основе исследований) набора категорий и их опять-таки все более доказательной, аргументированной содержательной интерпретации. Применительно к философии образования процесс такого "строительства", конечно же, далеко не завершен, но и не остановился на "нулевом цикле". Уже в наше

84

время вполне можно опереться на достаточно большое количество эмпирических и теоретических данных, понятий и категорий и их содержательных характеристик, составляющих основания философии образования, ее фундамент.

Особое значение при этом имеет специальный философско-образовательный анализ и синтез конкретных аспектов образовательной деятельности, а также рефлексивный науковедческий (самопознающий) анализ самой философии образования44.

Важно придать философско-образовательному знанию естественное для любой подлинной науки направление развития - не от общефилософских норм и догматов к описанию, объяснению и предвидению специфических явлений образовательно-педагогической действительности, а напротив, от этой действительности, от реальной практики со всеми ее удовлетворенными и, что еще более важно, неудовлетворенными потребностями - к частнонаучному философскому знанию, адекватно отражающему специфику рассматриваемых явлений.

Новизна и практическая значимость самой постановки этой проблемы очевидны: ведь до самого последнего времени даже понятие "философия образования" в так называемой советской науке, по существу, не рассматривалось, а те эпизодические знания общефилософского характера, которые интерпретировались в русле методологии педагогики, не могли претендовать на сколько-нибудь системную логическую завершенность хотя бы потому, что педагогика всегда рассматривала и рассматривает поныне основания образовательной деятельности преимущестенно в прикладном, процессуальном, тактическом плане. Ничего плохого именно в такой ориентации собственно педагогического знания, конечно же, нет. Каждому, действительно, - свое... Но философия образования не может сводиться к методологии только одной науки - педагогики, а претензии на необозримое расширение объекта и предмета педагогической науки, равно как и малопродуктивные декларации и призывы к реализации интегративной функции педагогики, как показывает опыт, ничего хорошего не могут принести ни сфере образования, ни самой педагогической науке...

Направления философско-образовательных
исследований

Философия образования рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время "вечной" сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и

85

постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой.

Такой дуальный характер философии образования с ориентацией, фокусированием всей системы добытых в этой области знаний как на решение глобальных общественно-государственных социальных и экономических проблем, так и на индивидуальные, дифференцированные образовательные запросы развивающейся личности, существенно сказывается на самом статусе философии образования, свидетельствует о принципиальной необходимости синтеза знаний об объектах философско-образовательного обоснования.

Какие же направления философии образования представляются особенно важными? Как философия образования может ответить на вызов будущего, на многочисленные, но так и не решенные образовательные проблемы уходящего века и зарождающиеся уже сейчас, неординарные, а порой и принципиально новые проблемы века грядущего?

В принципиальном плане ответ на эти вопросы дает проведенный выше аспектный анализ образования в единстве его ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативных компонентов.

Все четыре указанных структурных блока в своей взаимосвязи и целостности фактически задают объектную сферу философско-образовательного знания в его наиболее полном виде. Дальнейшее структурирование и детализация объектов приложения этого знания представляется задачей исключительно важной, поскольку в каждом из указанных четырех структурных блоков, что вполне очевидно, можно указать на множество локальных микрообъектов, также требующих системного, междисциплинарного обоснования. Достаточно напомнить о матричном представлении многочисленных и разнообразных (по уровню и по профилю) учебно-воспитательных систем, чтобы подтвердить и многообразие ценностно-целевых составляющих обоснования этих систем, и содержательно-процессуальную специфику их функционирования, и оценочно-критериальную мозаику оценки их результативности.

Вместе с тем, вполне возможно и даже необходимо обозначить и такие объекты, которые носят еще более общий, казалось бы, внешний, фоновый по отношению к сфере образования характер и, ввиду своей глобальности, формально не вписываются в достаточно узкие для них рамки только философско-образовательного обоснования, но тем не менее остро нуждаются в нем. Поскольку, в свою очередь, именно от этих суперобъектов зависит и развитие образования в целом, укажем на некоторые из них:

  • человек, его сущностные характеристики в аспекте наиболее важных - ментальных оснований личности, которые, с одной стороны, предопределяют мировоззренческие и поведенческие качества, прогнозируемые поступки человека, его отношение к различным аспектам материальной и духовной жизни общества, а, с другой, -являются объектом целенаправленного формирования, коррекции и преобразования средствами образования и культуры;

86

  • социум (социально-экономическая среда, сфера культурной и духовной жизни общества), детерминирующий развитие образования и, вместе с тем, зависящий в своих сущностных характеристиках от состояния сферы образования и тенденций ее развития;

  • цивилизация, имея в виду, прежде всего, общечеловеческие параметры нравственных приоритетов трансперсонального (надличностного) и надгосударственного характера, предопределяющие систему ценностей и отношений в мировом человеческом сообществе и выступающие в качестве объектов философско-образовательного знания и обоснования в той их части, в том их аспекте, которые связаны с движением человечества ко все большей целостности, конвергенции и всеединству.

Конечно, обозначенные объекты и суперобъекты не исчерпывают всего многообразия теоретико-методологических и прикладных проблем философии образования.

Чрезвычайный интерес, в частности, представляют философско-образовательный подход и науковедческий, рефлексивный анализ наук об образовании и, прежде всего, педагогики, которая, как было показано выше, выступает главным "конкурентом" философии образования в своих притязаниях на реализацию междисциплинарного синтеза знаний о различных объектах образовательной деятельности. Взаимоотношения философии образования с педагогической наукой (как и с другими науками об образовании и не только об образовании), несомненно, заслуживают самого тщательного изучения.

При всей важности структурных схем и моделей, с большей или меньшей степенью адекватности описывающих и объясняющих реальные явления и процессы в сфере образования, они все же останутся безжизненными знаково-символьными условностями вне живой связи с субъектами образовательной деятельности - учителем (преподавателем, воспитателем), учеником (студентом, слушателем), ученым-исследователем, управленцем. Философско-образовательный анализ сущности деятельности и взаимодеятельности этих субъектов, взаимопроникновения их ценностно-мотивационных сфер и стимулирующих факторов позволил бы наполнить формальные образовательные модели, многочисленные критериальные системы и диагностические, контрольно-оценочные методики конкретным содержанием, отражающим глубинные коллизии реальной образовательной деятельности. При этом понадобится углубленное рассмотрение эмоциональной сферы педагогического, научно-исследовательского и управленческого труда и многих других личностно-детерминированных параметров феномена образования.

87

Не меньшее значение имеет и философско-образовательный анализ специфики субъектно-объектных отношений (в частности, отношений субъектов образовательной деятельности к многочисленным средствам образования - учебникам, компьютерам, методическим материалам, образовательным стандартам, автоматизированным информационным и контролирующим устройствам и т.п.).

Философско-образовательное обоснование должно быть распространено и на такие, относительно новые (или, во всяком случае, заново осмысленные) явления в образовательной сфере, как, например, непрерывное образование, дистанционное образование, свободное воспитание, самообразование, адаптивное обучение и т.п.

Концептуальное философско-образовательное знание призвано отражать принципиально прогностический характер образования и в связи с этим в зону соответствующего междисциплинарного анализа и синтеза должны войти методы образовательно-педагогического прогнозирования, проблемы реализации прогностических функций образовательных теорий, истории образования, образовательно-педагогической аксиологии, педагогической технологии и т.д., иными словами весь комплекс проблем, относящихся к образовательно-педагогической прогностике.

Философско-образовательные исследования, несомненно, должны охватывать и такие "пограничные" сферы, как взаимоотношения образования с культурой, наукой, религией, искусством, экономикой, политикой, правом, этикой и т.п.

К числу наиболее приоритетных направлений исследований в области философии образования, имеющих самое непосредственное отношение к обоснованию долговременной политики и стратегии развития любых образовательных систем, следует отнести решение проблем социально-педагогического целеполагания. Как уже отмечалось, до самого последнего времени в сфере образования и в педагогической науке в должной мере не осознавалась иерархичность целей образования, не был разработан механизм перехода от глобальных философских целевых установок к конкретным, структурированным целям образовательной деятельности на разных ступенях образования с учетом преемственности и взаимосвязи этих ступеней. Отсюда субъективизм в построении так называемых моделей выпускников учебных заведений разного уровня и профиля, стандартов образования, профессионально-квалификационных характеристик рабочих и специалистов, преобладание интуитивного начала в процессе создания учебных планов и программ, совершенно недопустимые схематизм и шаблон в планировании воспитательной работы, формализм в оценке реальных результатов педагогической деятельности.

Сфера образования остро нуждается в теории, методологии и методике социально-педагогического целеполагания, в тех общих, инвариантных философско-образовательных и собственно педагогических

88

подходах к определению целей образования, которые отражают необходимость синтеза общественных потребностей и личностных образовательных запросов человека на разных этапах его жизни. Философия образования призвана концептуально обеспечить процесс трансформации глобальных общечеловеческих ценностей в ценности и цели, достижимые именно в сфере образования.

Опыт показывает, что такая трансформация целей с должной степенью системной доказательности не может быть выполнена только педагогическим путем, в рамках и логике одной лишь педагогической науки. Тем более трудно решить эту задачу в прогностическом аспекте, поскольку в данном случае речь идет уже не о простой констатации, а о своеобразной "стыковке" результатов прогностических исследований в разных отраслях науки, техники, производства, а также в сфере культуры, искусства, морали, нравственности с собственно педагогическими прогнозами. Выход, по-видимому, следует искать в организации специальных комплексных исследований прогностического характера, отражающих перспективы развития и общества в целом, и личностно-мотивационной сферы человека с возможно более детальной типологизацией различных групп молодежи и взрослых.

Вполне естественно, что указанная проблематика имеет самое непосредственное отношение к вопросам индивидуального и коллективного менталеобразования. Эти исследования иерархичны: невозможно сколько-нибудь конкретно обозначить цели повседневной педагогической деятельности учителей и преподавателей без осмысления общих целей, сверхзадач образования как в их общественно-государственном, так и в личностно-ориентированном понимании. Решение этих задач следует искать в двух сопряженных, но не идентичных доктринах: "Образование как ценность" и "Ценности в образовании". Эти доктрины могут и должны быть объектами изучения именно в философии образования, поскольку их содержание выходит далеко за рамки собственно педагогического процесса45.

Существенное значение для обоснования стратегии развития образования имеет философское осмысление состояния и перспектив развития социально-экономической среды, социума. Конечно, системное изучение тенденций развития социума в целом выходит далеко за рамки философско-образовательной проблематики, однако, будучи фоновыми по отношению к образовательной сфере, многоаспектные социально-экономические и социокультурные параметры социума оказывают и прямое, и косвенное влияние на развитие образования, хотя, как уже отмечалось, и сами эти параметры во многом зависят от состояния и динамики образовательной деятельности.

"Состыковка" параметров развития социума и образования - актуальнейшая проблема, нерешенность которой стала вполне очевидной лишь в наши дни, когда гласность, пусть даже относительная, неумолимо высветила отнюдь не самые лучшие и привлекательные черты

89

существенно деформированного российского общества, а рассогласование идеалов и ценностей социума и образования оказалось близким к критическому порогу...

Но эта проблема имеет не только сугубо социальное, историко-прогностическое значение. Объективные оценочные суждения глобального характера, несомненно, важны, но не менее важно наладить систематическое (мониторинговое) слежение за динамикой развития социально-экономической среды, а также сферы культурной и духовной жизни общества. В аспекте философских проблем образования эта задача представляется особенно актуальной, поскольку практически все компоненты образовательных систем, и, прежде всего, содержание образования на любой ступени, детерминированы теми изменениями, которые происходят в хозяйственном комплексе страны, в экономике, науке, технике, производстве, в социокультурной сфере.

Вместе с тем, именно на философском уровне могут и должны быть решены весьма сложные взаимоотношения образования и социума. Именно - взаимоотношения, поскольку односторонне понимаемая детерминация лишь в направлении социум (среда) - образование явно не охватывает всех аспектов их взаимной детерминации. Среда выступает, с одной стороны, в качестве прогностического фона, на котором разворачивается образовательная деятельность, а с другой, - в качестве потребителя "продукции" этой деятельности. Ключевой вопрос: "Как заинтересовать среду в высоком качестве этой специфической продукции?" Ведь без такой заинтересованности невозможно рассчитывать ни на подобающее отношение государства и общества к образованию, ни на сколько-нибудь серьезное, глубинное влияние внешней среды на среду собственно образовательную, ни, в конечном итоге, на высокое качество самого образования.

Проблема взаимоотношений образования и социума стоит, без преувеличения, перед всеми странами мира, и стоит (пусть даже не будучи осознанной) с тех самых пор, как появилась человеческая цивилизация. Что движет обществом в стремлении к собственному прогрессу (экономическому, нравственному, интеллектуальному, культурному), причем к прогрессу, понимаемому именно системно? Только ли конкурентная борьба, стимулируемая, главным образом, экономическими факторами, жаждой богатства, наживы, утилитарно понимаемого жизненного успеха, то есть факторами, способствующими, преимущественно, прогрессу техническому, технологическому?

Но ведь этого явно недостаточно не только для полноценного нравственного здоровья, но и для самого физического выживания общества. Трагические примеры глобальных технических катастроф, как правило, происходящих в так называемых высокоразвитых странах, - наглядное тому подтверждение. Технотронный рай - рай иллюзорный... Столь же иллюзорен и "рай" сугубо материального благополучия, культ наживы, культ потребления...

90

Но что же движет людьми в их нравственном, духовном, культурном развитии? В чем причины очевидного замедления такого движения, а то и достаточно очевидного уже движения вспять? Как познать источники и механизмы стремления к нравственному совершенствованию? Лежат ли они в самой природе человека? Можно ли их стимулировать и мотивировать извне (скажем, в сфере образования) или они заложены многозначно понимаемым Богом? Фатальны ли, неизбежны ли столь земные и, увы, распространенные человеческие качества, как зависть, неумеренное честолюбие, жестокость, безразличие к ближнему своему, общественная пассивность, терпимость ко злу? Что может, что должна сделать система образования для нравственного оздоровления общества, является ли она в этом смысле не только сеятелем "разумного, доброго, вечного", но и общественным "санитаром", выкорчевывающим разнообразные пороки как человека, так и социума?

Какая наука может ответить на все эти, поистине вечно злободневные вопросы? Ведь в них переплетены проблемы не только земного, рукотворного происхождения. Они восходят к самим истокам жизни, к истокам Веры, имеют глубочайший мировоззренческий, космологический, религиозный смысл...

Можно ли даже убежденному атеисту-материалисту (а таких большинство в нашей истерзанной марксистско-ленинской моноидеологией стране) высокомерно отбрасывать столь необычные для его сложившегося менталитета и личного мировоззренческого покоя вопросы?

Философия образования должна активно включиться в поиск ответов на эти вопросы, проявляя должную плюралистичность и терпимость в изучении и оценках самых различных общефилософских и религиозных доктрин, направленных, в конечном счете, на познание истины.

Объективные социально-экономические, научно-технические и производственно-технологические потребности, тенденции развития духовной, социокультурной сферы и личностных образовательных запросов не только молодежи, но и взрослого населения, выдвинули на передний план проблему научного обоснования перспектив развития системы непрерывного образования, существенного расширения тематики и собственно педагогических, и междисциплинарных исследований в этой области.

Несмотря на достаточно длительную предысторию и активную научную разработку соответствующих теоретических и прикладных вопросов как в нашей стране, так и за рубежом, проблемы непрерывного образования практически для всех наук об образовании и для философии образования, в особенности, являются относительно новыми. По существу, сфера образования была поставлена перед необходимостью как экстенсивного, так и интенсивного качественного преобразования. Экстенсивного потому, что зона ее влияния ныне выходит далеко

91

за рамки традиционных компонентов школоцентристской образовательной деятельности, охватывая проблемы не только дошкольного, школьного или традиционно понимаемого профессионального образования, но и проблемы систематического (фактически на протяжении всей жизни) повышения квалификации и переподготовки взрослого населения. Это обусловлено не только необходимостью постоянного обновления знаний, умений и навыков в связи с быстрыми изменениями в сфере науки, техники и производства, появлением новых специальностей и профессий. Важно учитывать и очевидные издержки перехода к рыночной экономике, связанные с резкой динамизацией рынка труда и трудовых ресурсов, безработицей, конкуренцией, миграцией работоспособного населения, международной кооперацией в решении проблем трудоустройства и т.п.

Не менее остро стоят и проблемы неформального образования и самообразования взрослых, предоставления каждому человеку разнообразных образовательных услуг в соответствии с его личными культурно-образовательными запросами и потребностями. Вполне понятно, что сфера образования не может не реагировать на все эти реалии, объективно требующие существенного расширения зоны образовательной деятельности как "по вертикали", имея в виду практически все возрастные группы населения, так и "по горизонтали" в связи с выходом за рамки привычных, преемственно связанных (по "вертикали", по уровню) образовательных структур в "горизонтальные" (сопутствующие, параллельные) структуры дополнительного, неформального образования молодежи и взрослых.

Что же касается интенсивного пути развития сферы образования и наук об образовании, то он необходим потому, что простой, механический перенос уже имеющихся научных положений (добытых преимущественно на материале традиционной школьной педагогики) в новые условия, для иного и по возрасту, и по ценностным ориентациям контингента учащихся (студентов, слушателей), теоретически неправомерен, а практически просто недопустим. Требуется разработка принципиально новых, адаптированных к специфике контингента целей, содержания, методов, средств и организационных форм образовательной деятельности. Необходимы качественно новый уровень профессионального мастерства педагогов, обоснование преемственно связанных между собой разноуровневых и разнопрофильных методик педагогического труда, его координация с исследовательской и управленческой деятельностью в этой сфере.

Именно в рамках философии образования должна быть обоснована специфика использования системно-структурного подхода к изучению системы непрерывного образования в целом и ее отдельных компонентов, показана необходимость поиска инвариантных подходов к целеполаганию, отбору содержания обучения, выбору методов, средств и организационных форм педагогической деятельности. Именно такие

92

подходы (при всей дифференциации подсистем непрерывного образования), должны служить критериальной основой целесообразности и оптимальности принимаемых педагогических решений.

Междисциплинарность проблем непрерывного образования практически исключает возможность их полноценного решения средствами одной только педагогической науки. И в этом случае необходима интеграция усилий представителей разных наук. Но именно такая интеграция и лежит в основе прикладной, практико-ориентированной, технологической функции философии образования, которая при всей своей теоретико-методологической направленности не может игнорировать насущные запросы развивающейся практики.

Философско-образовательное знание призвано воплотить в себе стратегические идеи повышения эффективности образовательного процесса на основе его гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, демократизации и т.д. на всех этапах и во всех звеньях образования. Эти категории могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне. Именно поэтому и необходим философский, системный подход к их анализу, характеристике и, в конечном итоге, к их синтезу.

Важно учитывать и то, что естественный процесс дифференциации собственно педагогического знания, обусловленный спецификой целеполагания, отбора содержания образования, выбора методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на существенно различных этапах и в различных звеньях образования, должен сопровождаться процессом интеграции, синтеза этого знания. При этом существенно возрастает роль и значение общей педагогики, отражающей в инвариантной системе знаний (педагогической системе) сложившуюся для данного конкретно-исторического этапа педагогическую парадигму, выполняющую нормативную функцию по отношению к развивающейся теории и практике образования.

В последнее время объектом фундаментальных теоретико-методологических и философских исследований выступают и сама наука как в ее общем, интегративном понимании, так и в аспектном осмыслении ее функционирования - применительно к конкретным научным дисциплинам46. Вполне естественно, что в сфере образования, имеющей дело с комплексом наук, такие науковедческие исследования также необходимы. Это важно не только с точки зрения обоснования статуса той или иной науки, но и для определения оптимальных возможностей взаимоотношений и взаимодействия наук.

Выявление и наполнение специфическим содержанием компонентов логической структуры каждой науки (ее оснований, теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей, фактов) позволяет, с одной стороны, отдифференцировать данную науку от других областей научных

93

знаний, а с другой, - установить возможности интегративного взаимодействия наук не на глобальном уровне целостной, "нерасчлененной" науки (по примеру так и несостоявшегося до сих пор альянса целостно понимаемых педагогики и психологии, призывы к которому звучали на протяжении всей истории развития этих наук), а на уровне конкретных взаимоотношений соответствующих логических компонентов в аспекте их возможного взаимодополнения, взаимообогащения или даже взаимоисключения. Подобные исследования во всей их масштабности пока не проводятся. Между тем, от них во многом зависит собственно научный уровень политики и стратегии в сфере образования.

Условия практической реализации
философско-образовательного знания

Основной причиной низкой результативности любых нововведений (в том числе и реформ) в сфере образования является недостаточная готовность принять и практически реализовать эти нововведения со стороны учителя, педагога-практика. В системе педагогического образования все еще преобладает прагматический подход к подготовке учителя, "натаскивание" его по различным учебным курсам, не объединенным, как правило, общей идеей подготовки творческой личности с широким, подлинно философским мироощущением и мировоззрением. Из педагогических учебных заведений все еще выпускаются преимущественно учителя-функционеры, "зацикленные" на сугубо методических вопросах своей повседневной педагогической деятельности, но мало интересующиеся общей образовательно-педагогической ситуацией, которая существует в стране и в мире, вопросами стратегии и политики в сфере образования.

Вряд ли такой подход к подготовке педагогов на всех уровнях сохранится в будущем.

Именно поэтому уже сейчас должны быть предприняты меры по разработке учебных курсов, связанных с философско-образовательными проблемами, а учебный предмет "Философия образования" целесообразно ввести в качестве обязательного (или, во всяком случае, возможного для выбора) в структуру учебных дисциплин, изучаемых в педагогических учебных заведениях и в университетах. Только в этом случае можно рассчитывать на преодоление догматизма и поверхностности в теоретической подготовке будущих педагогов, повышение уровня их общей и функциональной педагогической грамотности, образованности, профессиональной компетентности и культуры.

Обозначенный выше комплекс вопросов, относящихся к методологическим и науковедческим проблемам становления философии образования и к той предметной области, которой она должна заниматься,

94

весьма обширен. Эти вопросы отличаются значительной сложностью и требуют специальных целенаправленных исследований. Первый этап подобных исследований можно назвать "инвентаризационным", ориентированным на изучение и систематизацию тех научных данных междисциплинарного характера, которые уже сейчас могли бы составить ядро данной науки. Содержание этого этапа при всей его трудоемкости в своих основных чертах просматривается достаточно определенно. Но эта работа имеет смысл лишь при следующих условиях:

  • - если осознается чрезвычайная важность становления философии образования как интегративной науки и системы мировоззренческих ориентиров для обоснования политики в области образования и стратегии его развития;

  • - если признается статус философии образования как своеобразной научной парадигмы образовательной деятельности во всех ее аспектах; парадигмы, открытой для непрерывного обогащения новыми данными, которые, постепенно накапливаясь как в количественном, так и, главное, в качественном отношениях, в конечном счете, могут и, по-видимому, должны приводить к своеобразным "революциям в науке", скачкам в ее развитии, иными словами, к смене сложившихся парадигм.

Только на этой основе возможны все последующие этапы развития философии образования, повышение ее престижа, доверия к ее технологическим, преобразовательным функциям.

Признание парадигмалыюй сущности философии образования, конечно же, не самоцель. Важно разобраться в том, как парадигма возникает, как функционирует, наконец, как отмирает.

"Классические" утверждения основателей теории парадигм (прежде всего, Т. Куна, И. Лакатоса и др.) о спонтанности и стихийности возникновения и смены парадигм, познание и преобразование которых происходит под воздействием сил, "далеких от логического планирования" и лишь созревающих до уровня "признанных всеми научных достижений", когда как бы само собой становится ясным, "что такое хорошо и что такое плохо" в науке, вряд ли достаточны47.

Конечно, если парадигмы возникают, живут и отмирают вне целенаправленной исследовательской деятельности специалистов по их формированию и преобразованию, то задача существенно облегчается, поскольку сводится лишь к уточнению позиций заинтересованных лиц, договоренности между ними и т.п. В этом случае объективный научный поиск работоспособных парадигмальных положений, исследовательская доказательность в их оценке и преобразовании уступают место важным, но не столько объективным, сколько субъективным факторам - соглашениям ученых, их авторитету, основанному зачастую лишь на формальных признаках (должности, звании, ученой

95

степени, "пробивным" информационным и рекламным возможностям того или иного научного клана в распространении своих идей и т.п.).

По-видимому, пора отказаться от такого понимания самой сущности понятия "парадигма", а главное, от принятия стихийных начал в становлении и развитии парадигм в пользу исследовательского подхода, специального и целенаправленного научного поиска. При этом речь идет вовсе не о некой централизации науки, жестких административно-командных методах управления ею и тому подобных насильственных акциях по отношению к изначально свободному научному творчеству. Главное - увидеть направление такого творчества, быть может, в силу своей повышенной фундаментальности не дающего немедленного результата, но чрезвычайно важного в прогностическом, стратегическом плане.

Вполне естественно задать вопрос: "Существует ли философско-образовательная парадигма в современной России, дает ли философия российского образования верные ориентиры развития образовательной сферы на близкую и более отдаленную перспективу, тем более, сейчас, на переломном этапе российской истории?"

С теми или иными оговорками, но на этот вопрос приходится ответить отрицательно.

Философия образования как интегративная наука, определяющая политику в сфере образования, дающая междисциплинарное знание о сущности объектов целенаправленного изучения и управления в данной сфере, об оптимальных путях достижения общественно и личностно необходимых целей образовательной деятельности, о перспективах развития системы образования в целом и отдельных ее звеньев, еще не выполняет своей исключительно важной, приоритетной социальной функции. Об этом свидетельствуют достаточно хорошо известные факты и, прежде всего, глубинные противоречия в образовательно-педагогической сфере, которые не только уже длительный период не находят своего разрешения, но фактически даже не осознаются.

Разве не об этом говорит вопиюще неудовлетворительное финансирование российской системы образования, на много порядков уступающее финансовым вложениям в образование в развитых и даже не очень развитых странах мира? Разве не об этом свидетельствует катастрофически падающий в нашей стране престиж образованности, профессиональной компетентности, культуры и нравственности, не стимулируемых в должной мере ни материально, ни морально? Разве допустимо лишь имитировать политику в сфере образования, подменяя действительно необходимые научно аргументированные нововведения скоропалительными, импульсивными, главным образом, организационно-структурными, управленческими и кадровыми изменениями как на федеральном, так и на региональном образовательных уровнях?

Достаточно напомнить, что лишь за последние шесть лет в Министерстве образования Российской Федерации сменилось четыре (!)

96

министра (разумеется, с соответствующими кадровыми переменами и в аппарате федерального Министерства, и в региональных образовательных ведомствах)... Да и само Министерство за эти годы бесконечно организационно перестраивалось, что нашло отражение и в многократно сменяемых названиях этой высшей управленческой организации в сфере образования...

Но разве дело в смене вывесок или в смене министров?

Фактическое отсутствие преемственности в стратегии и политике развития образования в России обусловлено безразличием к решению глубинных философско-образовательных проблем российского образования, невниманием к анализу связи времен - прошлого, настоящего и будущего - в столь ответственной, жизненно важной сфере российского социума. Отсюда и систематические провалы образовательных реформ, и неизжитый популизм высоких государственных решений, покорно одобряемый соответствующими образовательными и научно-образовательными ведомствами, и неспособность высших руководителей образования отстоять интересы учителей, преподавателей высшей школы, студентов, учащихся школ и профессионально-технических учебных заведений в условиях того безнравственного экономического и криминального беспредела, который все более разрушает российский социум.

Об отсутствии четкой политики и стратегии в сфере российского образования свидетельствуют и явно затянувшиеся дискуссии о развитии образования в России, нередко выходящие за рамки общепринятых норм научной и человеческой этики, и искусственно культивируемое некоторыми средствами массовой информации противопоставление науки и практики, педагогов-ученых и учителей. Весьма поверхностно трактуются и проблемы организации междисциплинарных, комплексных исследований в сфере образования, когда вместо подлинной интеграции научных знаний и координации научной деятельности специалистов разного профиля в образовательную исследовательскую сферу механически включаются ученые и общественные деятели, не имеющие прямого отношения к системе образования и профессионально никогда ранее не занимавшиеся специальными исследованиями именно в этой области...

Сама по себе констатация кризиса в образовании и отсутствие философской доктрины его преодоления важна, прежде всего, с точки зрения привлечения внимания ученых и широкой общественности к данной проблеме. Но еще более важен конструктивный подход: обоснование приоритетной проблематики и, главное, работоспособных практико-ориентированных концепций не только в философии образования, но и в сфере образовательной политики и стратегии применительно ко всем компонентам образовательной деятельности, а также к финансовому, материально-техническому, кадровому, научно-

97

методическому и информационному обеспечению этой деятельности на всех уровнях образования.

Вполне понятно, что решение этих исключительно сложных и трудоемких задач требует коллективных усилий.

В последующих главах обсуждаются лишь некоторые из возможных концепций, которые, тем не менее, могут послужить основой для дальнейших системных исследований и практико-ориентированных разработок.

98

Вопросы для обдумывания и обсуждений:

  1. Понятие "образование" многозначно. Считаете ли Вы, что обозначенные выше четыре аспекта трактовки сущности образования (образование как ценность, система, процесс и результат) исчерпывают структуру такого сложного объекта, как образование? В чем состоит смысл и необходимость системного подхода к обоснованию развития образования? Всегда ли совпадают государственные и общественные ценности образования? В чем Вы видите смысл личностной ценности образования? Почему личностно-ориентированные концепции и доктрины образования приобретают все большую значимость и популярность в мире? Как добиться гармонии и взаимодополняемости государственной, общественной и личностной ценностей образования? Каковы взаимоотношения между ценностями и целями образования? Какими Вам представляются первоочередные меры по повышению престижа и достижению высшей приоритетности развития образования в России?

  2. Какой смысл Вы вкладываете в утверждение: "образование - это система"? Почему, наряду с понятием "система образования", все чаще используется понятие "сфера образовательных услуг"? Возможны ли рыночные отношения в сфере образования, можно ли рассматривать образование как продукт в системе купли-продажи? В чем Вы видите различия в понятиях "учебно-воспитательная система" и "педагогическая система"? Несмотря на многообразие образовательных систем, все они и система образования в целом характеризуются некоторыми общими, инвариантными качествами. Назовите эти качества и объясните их.

  3. Повседневная работа учителя напрямую связана с процессом образования. Можно ли считать, что образование - это триединство обучения, воспитания и развития учащихся? Как связаны между собой процесс образования с выдвигаемыми целями и с ожидаемыми результатами образования? Педагогическая деятельность относится и к сфере науки, и к сфере искусства. Согласны ли Вы с этим? В чем конкретно Вы видите функции учителя в этих двух жанрах педагогической деятельности? Что Вы понимаете под технологизацией педагогического процесса?

98

  1. Объясните категорию "результат образования" в логической последовательности: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет. В чем суть преемственности между этими результативными компонентами образования? Какой смысл Вы вкладываете в понятия "качество образования", "стандарт образования", "уровень образования"? Каким, с Вашей точки зрения, должен быть идеальный результат деятельности сферы образования в наиболее общем, цивилизационном понимании?

  2. Что собой представляет структурно-иерархическая модель научного обоснования образования? Объясните движение идей обоснования образования в дедуктивной и индуктивной логике. Какими ориентирами и критериями следует руководствоваться в процессе принятия управленческих решений в сфере образования (на уровне политики развития образования, стратегии развития образовательных систем и повседневной педагогической практики)? Охарактеризуйте понятие "практика" применительно к использованию философско-образовательных знаний. Нужны ли философско-образовательные знания государственным деятелям и политикам, руководителям образовательных министерств и ведомств, директорам учебных заведений, педагогам-практикам?

  3. Согласны ли Вы с тезисом: "Философия - это и наука, и мировоззрение"? Как Вы относитесь к высказываниям известных философов М.Мамардашвили и Ю.Бохеньского о статусе философии? В чем смысл этих высказываний? Не противоречат ли они друг другу? Можете ли Вы внести дополнительные аргументы в дискуссию о сущности философии? Какое значение имеют эти дискуссии для обоснования статуса философии образования?

  4. Выше обозначены три позиции, связанные с оценкой статуса философии образования. В чем их суть и различия? Какой позиции предпочитаете придерживаться Вы? Почему? Что Вы думаете по поводу различий в зарубежных названиях - "Philosophy and Education" и "Philosophy of Education". Какое из этих названий Вы считаете более точным?

99

  1. Расскажите об объекте и предмете философии образования как науки. Возможно ли применить к этой области научных знаний науковедческие идеи рефлексии и самопознания? Подумайте над содержанием таких компонентов логической структуры философии образования, как ее основания, теории, законы и закономерности, категории и понятия, принципы, правила и постулаты, идеи, методы, факты. Считаете ли Вы, что в постепенном и доказательном наполнении этих компонентов конкретным содержанием и состоит суть становления и развития философии образования как полноценной междисциплинарной науки? Доступны ли современному учителю эти вопросы, важны ли они для повышения его профессиональной компетентности и творческого осмысления своего труда? Целесообразно ли изучать в педагогических учебных заведениях курс "Философия образования"?

  2. Расскажите об основных направлениях исследований в области философии образования и возможностях практического применения результатов таких исследований.

100

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   40

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей