Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для студентов выс ших учебных заведений. М. Тц Сфера , 2001. 464с


НазваниеУчебное пособие для студентов выс ших учебных заведений. М. Тц Сфера , 2001. 464с
АнкорKulagina I Yu Vozrastnaya psikhologia Polny zh.doc
Дата23.09.2017
Размер4.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKulagina_I_Yu_Vozrastnaya_psikhologia_Polny_zh.doc
ТипУчебное пособие
#17489
страница3 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека


Для чего в книге по возрастной психологии нужна глава о филогенезе психического? Ответ на этот вопрос авторы хотели бы начать отрывком из известной книги К. Лоренца «Кольцо царя Соломона»:

«Вы считаете, что я очеловечиваю животное? Вероятно, вам неизвестно одно обстоятельство: те элементы нашего поведения, которые мы привыкли называть человеческими слабостями, в действительности почти всегда являются свой­ствами предчеловеческими, иными словами — общими для нас и для высших животных. Поверьте мне, я не приписы­ваю по ошибке человеческие свойства животным: как раз наоборот, я демонстрирую то огромное наследство, кото­рое мы получили от животных и которое живет в нас по сей день». К словам К. Лоренца необходимо добавить, что это наследство мы получили не только от высших, но и от всех животных, начиная с самых низших ступеней филогенети­ческой лестницы. Разнообразные ощущения, которые от­крывают нам все богатство красок окружающего мира, по­явились и оформились еще на уровне элементарной сенсор­ной психики. Способность к целостному восприятию пред­метов и ситуаций, различных явлений возникла на уровне перцептивной психики. На том же уровне появились слож­ные программы инстинктивного поведения, играющие оп­ределенную роль и в жизни человека.

Безусловно, развитие человеческой психики, возмож­ное лишь в социальной среде, среди людей, по своему ха­рактеру сильно отличается от филогенеза психического. Однако особенности ее становления на различных возрас­тных этапах мы можем понять гораздо лучше, уяснив ос­новные закономерности филогенеза.

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности


Самый низший, зародышевый уровень развития психичес­кого, отвечающий, согласно А.Н. Леонтьеву, недифференци­рованной чувствительности, следует непосредственно за допсихической формой жизни и допсихической формой отраже­ния. Соответственно этому фаза фоновой активности (всегда отвечающая, как было показано в § 3 главы 1, предыдущему уровню развития) осуществляется здесь на допсихическом уров­не и связана с физиолого-биохимическими факторами, т.е. может быть названа поисковой лишь условно. К.Э. Фабри отмечает, что на «исходном уровне развития психического отражения первичные формы внешней двигательной активности... детер­минировались только раздражимостью».

Можно полагать, что поисковая активность побужда­лась на данном уровне прекращением ассимилятивных био­химических реакций вследствие происходившего по тем или иным причинам отделения живого организма от содержа­щих жизненно необходимые свойства или компоненты ча­стей среды. В простейшем случае (при незначительном про­странственном разъединении) она, по-видимому, выра­жалась в беспорядочных хаотичных движениях, в конце концов приводивших к требуемому для собственно актив­ной фазы деятельности сближению с предметом потреб­ности. Эти движения, по всей вероятности, имели либо биохимическую, либо физико-химическую природу.

Очевидно, что первичная недифференцированная чувстви­тельность направлена на необходимые для поддержания жизни свойства среды, приобретающие сигнальный характер. Соб­ственно активная фаза деятельности проявляется в реакции на эти свойства, наступающей при определенном (на первых этапах развития, по-видимому, очень тесном) сближении с предметом потребности. По его достижении все как бы воз­вращается на круги своя, реакция (R) фактически знаменует восстановление внутренней деятельности. Внешняя деятель­ность является здесь как бы простым придатком внутренней (ассимилятивных процессов), составляющей на уровне не­дифференцированной чувствительности основную, суще­ственно преобладающую часть жизнедеятельности.

Итак, общую структуру жизнедеятельности на уровне недифференцированной чувствительности можно предста­вить в следующем виде: актуализация потребности (пре­кращение ассимилятивных процессов) — фоновая актив­ность - стимул-реакция (S-R) — достижение предмета потребности (восстановление ассимилятивных процессов). Стимул — реакция (S-R) выступают как прообраз реф­лекторного акта («прарефлекс»), который состоит из не­посредственно связанных афферентного и эффекторного звеньев. Отметим, что собственно активная фаза внешней деятельности осуществляется лишь на границе с внутрен­ней, в «прарефлексе».

Психическое отражение на данном уровне выступает как чувствительность к жизненно значимым свойствам среды. Она является и внутренней стороной результата отраже­ния. В то же время уже здесь можно выделить и внешнюю сторону результата отражения — свойства среды, имею­щие сигнальное значение.

Среди современных живых организмов не встречаются животные, отвечающие уровню недифференцированной чувствительности в его первоначальном виде. К.Э. Фабри указывал, что «строение и поведение современных «про­стейших» являются уже намного более сложными, чем у их ископаемых предков. Он полагает, что при зарождении животной жизни существовал более низкий, чем у совре­менных одноклеточных, действительно первоначальный уровень развития.

В то же время многие современные животные близки к уровню недифференцированной чувствительности. Это про­стейшие (амебы, инфузории, жгутиковые и т.д.), многие низшие многоклеточные (губки, коралловые полипы и др.), для которых К.Э. Фабри выделил низший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

Выше отмечалось, что на первоначальном уровне пси­хической (животной) жизни фаза фоновой активности еще не связана с психикой и остается обусловленной допсихическими формами отражения. Поведение современных про­стейших подтверждает указанный вывод.

Способы передвижения простейших весьма разнообразны. Некоторые пассивно перемещаются вместе с толщей воды, в которой они находятся, есть простейшие, перемещающиеся реактивным способом. Амебы двигаются посредством пере­распределения плотности протоплазмы, как бы «переливая» ее из одного участка тела в другой. Большинство же простей­ших передвигается с помощью жгутиков или ресничек, пред­ставляющих собой волосовидные плазматические выросты. Однако, как почеркивал К.Э. Фабри, независимо от пере­численных способов, движения простейших (кинезы) в ос­новном определяются «непосредственным воздействием гра­диентов интенсивности биологически значимых внешних факторов», таких, как химический, температурный и т.п. С ка­кими-либо психическими процессами локомоция (передви­жение) простейших в фазе фоновой активности не связана.

Для простейших характерны два вида кинезов — ортокинез и клинокинез. При ортокинезе животные осуществ­ляют поступательное движение с переменной скоростью, определяемой градиентом воздействующего внешнего фак­тора. При клинокинезе изменяется направление движения. Изменение направления движения совершается хаотично, так что животное «находит» наиболее благоприятный век­тор движения после «проб и ошибок».

Кинезы носят ненаправленный характер и не обеспечи­вают подлинной ориентации. Ориентирующие процессы, вносящие адекватную коррекцию в хаотическое изменение характера движения, называются таксисами.

Таксисы простейших, как и их кинезы в целом, не свя­заны с проявлением психического. Показательна в этом отношении тенденция к движению вверх инфузории ту­фельки, не имеющей гравитационной чувствительности. Ориентация движения туфельки определяется действием содержимого пищеварительных вакуолей, которое давит на их нижнюю часть. Если над туфелькой, проглотившей по­рошок железа, поместить магнит, она начинает двигаться не вверх, а вниз: порошок давит не на нижние, а на верх­ние части вакуолей, что приводит к обратной ориентации движения.

Не связаны с проявлением психики и реакции простей­ших на температуру. К.Э. Фабри отмечает, что «здесь не­посредственно необходимая для поддержания жизни энер­гия еще тождественна опосредствующей энергии, сигна­лизирующей о наличии жизненно необходимого компо­нента среды». Какие-либо специфические терморецепторы у простейших отсутствуют. К.Э. Фабри полагает, что реак­ции простейших на температуру сходны с биохимически­ми реакциями типа ферментативных процессов.

Собственно активная фаза жизнедеятельности простей­ших, связанная с зачаточными проявлениями психичес­кого, осуществляется в непосредственной близости от пред­мета потребности. По имеющимся данным, амеба реагиру­ет на пищу с расстояния 20—30 мкм. Активно реагировать на предмет пищевой потребности способны и хищные ин­фузории. К собственно активной фазе деятельности про­стейших относятся и фобические реакции, проявляющие­ся, например, у амеб и инфузорий. Так, при контакте с твердым предметом либо оказавшись в каких-то других неблагоприятных условиях туфелька прекращает движение и «съеживается», что обычно предшествует выделению стре­кательных капсул.

Пластичность поведения — способность к индивидуаль­ному изменению врожденного видотипичного поведения у простейших выражена весьма слабо. Она ограничивается наиболее примитивной формой — привыканием. В опытах немецкого ученого Ф. Брамштедта парамеции определен­ное время держались в сосуде треугольного или квадратно­го сечения, а затем перемещались в более крупный сосуд круглого сечения. В нем они продолжали сохранять при­вычное движение по траектории, повторяющей периметр прежнего сосуда (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Привыкание у инфузории туфельки (по Ф. Брамштедту)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей