Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница11 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39
Исторический путь развития детской психологии
в XX веке
Разнообразные подходы к пониманию психики ребенка, разработанные в период развития детской психологии как самостоятельной науки, анализирует Л.Ф. Обухова. Три ключевых принципа определила для себя Л\Ф. Обухова в изложении материала. Принцип историзма, который позволяет рассмотреть все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды. Второй принцип связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития. Третий принцип реализуется в анализе развития основных аспектов человеческой жизни — эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта.
На страницах работы Л.Ф. Обуховой нашел отражение сравнительный анализ подходов зарубежной и отечественной психологии к анализу психики ребенка, что имеет огромное методологическое значение.
Что осталось за рамками повествования
Мы коснулись лишь формальной стороны вопроса, имеющего отношение к истории развития детской психологии. Содержательный аспект проблемы остался за рамками нашего повествования. На то есть свои основания история детской психологии — это особая область исследования со своими предметом и задачами.
Мы стремились лишь назвать основные подходы к анализу исторического процесса, обозначить основные литературные источники, пользуясь которыми можно воссоздать основные этапы развития детской психологии и наполнить их содержанием.
Попробуйте это сделать самостоятельно, в случае необходимости и собственной заинтересованности
Наша справка
Дарвин Чарлз (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора.
Ждан Антонина Николаевна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Марцинковская Татьяна Давидовна — доктор психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
Никольская Александра Александровна — кандидат психологических наук.
Ярошевский Михаил Григорьевич — доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН.
Словарь понятий
Биогенетический закон — перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов).
История — действительность в ее развитии, движении совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества, какой-нибудь области природы, знания.
Норма — установленная мера, средняя величина чего-нибудь.
Онтогенез от греч. on, род. п. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
Реконструкция ре. + лат. constructio — построение) — коренное переустройство перестройка чего-либо с целью улучшения восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям.
Ретроспектива от лат. retro — назад + spektare — смотреть) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.
Формы проведения практических занятий по теме Исторический очерк становления детской психологии»
Цель: познакомить студентов с основными подходами к анализу исторического пути, проделанному психологической наукой.
Вариант 1. Семинар Предмет и задачи истории детской психологии»
Как подготовиться к занятию
Прочтите рекомендуемую литературу. Систематизируйте прочитанный материал. Сделайте рисунок-схему, своеобразное наглядное
пособие, в котором нашли бы отражение имеющиеся подходы к анализу исторического процесса становления детской психологии.
Ход занятия
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
а) предмет и задачи детской психологии в исторической перспективе;
б) биогенетический принцип в психологии история вопроса;
в) нормативный подход к исследованию детского развития.
Все желающие высказываются по существу вынесенных на' обсуждение вопросов. Формулируют свое отношение к прочитанному материалу, говорят о вопросах, возникших входе работы.
Вариант 2. Коллоквиум Изучаем и систематизируем историко-психологический
материал»
Как подготовиться к занятию
Из предложенного списка литературы, посвященной проблемам исторического развития идей детской психологии, выберите одну. Внимательно прочтите материал и подготовьтесь обсуждать его содержание с преподавателем.
Проанализируйте прочитанный материал последующим вопросам:
а) что нового вы узнали из прочитанной литературы;
б) что вам показалось знакомым;
в) какие новые понятия вы встретили;
г) какие из них до сих пор используются в научном знании, а какие ушли из употребления;
е) какие открытия, сделанные нашими предшественниками, до сих пор принимаются во внимание в современных исследованиях;
ж) какие из них получили новое звучание.
Ход занятия
На занятии воссоздается ситуация индивидуального собеседования преподавателя с каждым студентом в отдельности или с группами студентов (по 3—4) человека. Обсуждается содержание работ, прочитанных студентами. Приблизительный план беседы что показалось важными актуальным в работе для практики воспитания и обучения ребенка в современных условиях какие идеи живы посей день и активно используются какие незаслуженно забыты что нового вы приобрели при чтении работы того или иного автора.
Вариант 3. Научная конференция на тему
«Вопросы истории детской психологии в работах
наших современников»
Как подготовиться к занятию
Подготовка предполагает работу с научными статьями в психологических журналах, в которых поднимаются вопросы истории развития науки. Такими журналами являются Вопросы психологии, Психологический журнал, Психологическая наука и образование, Вестник МГУ. Серия психология и многие другие. Из перечня статей выберите те, которые имеют отношение к проблемам истории (см. приложение III). Прочтите несколько статей. Систематизируйте их и подготовьте доклад для выступления на импровизируемой конференции входе занятия.
Ход занятия
Перед началом занятия собирается информация о темах докладов, устанавливается очередность выступающих, из числа студентов определяется ведущий. По окончании выступлений он подводит итог проделанной работе, а все желающие обмениваются впечатлениями о представленном материале. Говорят о выводах, к которым пришли в результате этого обсуждения.
Вариант 4. Тренинг личностного роста
Как подготовиться к занятию
Из списка рекомендуемой литературы возьмите тот источник, который кажется вам наиболее сложным для понимания. Выберите из его текста одно из положений. Поразмышляйте над его содержанием. Какие ассоциации он у вас вызывает Как выдумаете, что хотел сказать автор этой фразой Где подобного рода явления вы встречали Где и как полученное знание можно использовать Как его можно использовать в практике воспитания и обучения ребенка
Ход занятия
Работа в подгруппах. Поделитесь с коллегами своими размышлениями, своими находками, открытиями. Расскажите им о полученных I результатах. Все вместе подведите итог домашнему заданию. Оформите результаты обсуждения в виде небольшого сообщения. Представьте его коллегам вовремя общего обсуждения. Подводя итог занятию, ответьте на вопрос что положительного было для вас сегодня на практическом занятии?
Вопросы для самопроверки. Что такое история науки. Что вам известно о выработке единой теории. В чем суть принципа историзма. Назовите методы истории психологии как отрасли научного знания. В чем суть теоретической реконструкции исторических материалов. Что такое биографический и автобиографический методы. Анализ частоты научных ссылок в чем суть данного метода. Назовите основные этапы развития психологической науки. В чем суть биолого-эволюционистского подхода к анализу психики ребенка. В чем суть культурно-исторического подхода к анализу детского развития. Перечислите основные вехи развития возрастной психологии дореволюционной России.
^
Литература
Возрастная и педагогическая психология. — МС. Ждан АН. История психологии. — М, 1990.
Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М, 1998. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. — Дубна, 1995.
Обухова Л.Ф. Детская психология теория, факты, проблемы. — М, 1995. Ярошевский МГ. История психологии. — МС Глава вторая

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОАНАЛИЗ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Глубинные чувства и переживания ребенка — предмет изучения психоанализа. Психоанализ как метод лечения. Психоанализ как направление психологии. Два открытия 3. Фрейда. Бессознательное и его содержание категория бессознательного три вида бессознательного. Влечения. Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия развития. Анальная стадия развития. Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Феномен идентификации. Латентная стадия развития. Генитальная стадия развития. Структура личности. Человек и общество суть отношений. Ребенок и общество. Дж. Боулби, Р. Шпитц, Р. Заззо о влиянии разлуки с матерью на психическое развитие ребенка. А. Фрейд о конфликтном сосуществовании ребенка и общества. Э. Эриксон: стадии психосоциального развития человека. К. Флэйк-Хобсон о педагогических приложениях концепции 3. Фрейда.
Основные понятия сознательное, предсознательное, бессознательное, Оно, Я, сверх-Я, либидо, танатос, конфликт.
Психоанализ (глубинная психология) — одно из первых направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии здесь стали глубинные структуры психики, а методом их исследования — психоанализ.
Категория психоанализ содержит в себе два значения психоанализ как метод лечения и психоанализ как направление психологии. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же он был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы».
Психоанализ как метод лечения
Психоанализ (от греч.
psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
С точки зрения 3. Фрейда, опыт первых детских переживаний на уровне бессознательного оказывает влияние на взрослого человека. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно. О. А. Шаграева
97
впечатления, которые благодаря вытеснению опустились сюда, — бессмертны. Спустя десятилетия, по словам 3. Фрейда, они ведут себя так, как будто возникли заново. Терапевтическое действие лечения, по 3. Фрейду, состоит в том, чтобы все эти бессознательные моменты сделать осознанными и подвергнуть анализу.
Вам показался этот материал сложным Поработайте с ним. Прочтите его несколько раз. Подчеркните карандашом слова, которые вы не встречали до сих пор в литературе. Наверное, такими словами окажутся бессознательное, импульсивные желания, Оно, вытеснение, заряд энергии, аналитическое лечение. И это верно. Ибо многие из них были введены в психологию именно 3. Фрейдом.
Постарайтесь систематизировать выделенные понятия в виде рисунка-схемы, обозначив связи и отношения между ними.
Обратите внимание на то, что в данном случае при выполнении этого задания критерием правильности создания такой схемы является лишь ее соответствие вашему собственному представлению о сути высказывания 3. Фрейда.
Психоанализ как направление психологии
Психоанализ — направление, созданное 3. Фрейдом и его последователями. К числу последователей учения 3. Фрейда относят аналитическую психологию индивидуальную психологию неофрейдизм.
Предмет исследования психоанализа — глубинные чувства и переживания человека.
Основу теоретической концепции 3. Фрейда составляют два открытия открытие бессознательного и открытие сексуального начала психики человека.

Согласно первому утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни.
Второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными, играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа.
Бессознательное в концепции 3. Фрейда
3. Фрейд выводит содержание бессознательного из того воздействия, которое оно оказывает на поведение человека. Точное определение бессознательному, помысли. Фрейда, дать нельзя

3. Фрейд говорит, что мы называем процесс бессознательным, когда предполагаем, что он активизировался сейчас, хотя ничего о нем не знаем.
Три вида бессознательного выделяет 3. Фрейд. Одно из них легко превращается в сознательное. Превращение другого бессознательного в сознательное затруднено. Это превращение происходит с трудом. Первое 3. Фрейд назвал предсознательным, второе — собственно бессознательным. Однако, по словам 3. Фрейда, психоаналитическая работа требует употребления категории бессознательное еще ив третьем смысле. Чтобы это не вносило некоторую путаницу, 3. Фрейд назвал эту часть личности Оно.
Итак, предсознательное, собственно бессознательное и Оно — суть содержания категории
«бессознательное».
Обратитесь к словарю понятий, разведите для себя понятия бессознательного, сознательного, предсознательного, Оно. Фрейд различает два рода влечений. Первый из них — сексуальные влечения (эрос. Этот род влечений охватывает не только половое влечение, сублимированные влечения, но и инстинкт самосохранения. Эрос стремится усложнить жизнь и при этом сохранить ее. Этот класс влечений был назван 3. Фрейдом либидо.
Влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют, по 3.
Фрейду, огромную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Они же принимают участие, как уже было отмечено выше, в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
Второй род влечений — влечение к смерти, задачей которого является, по словам 3. Фрейда, возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние, получил название танатос.
Эрос и стремление к смерти борются в Оно.
Психосексуальное развитие человека
Сексуальное развитие ребенка, по 3. Фрейду, проходит ряд этапов, а не возникает вдруг в пубертатный период (между 12 и 14 годами. То, что у детей нет никакой сексуальной жизни сексуального возбуждения, сексуальных потребностей и своего рода удовлетворения)с биологической точки зрения совершенно невероятно, говорит 3. Фрейд.
С позиции 3. Фрейда общая картина развития сексуальности в детском возрасте выглядит так сексуальная жизнь (функция либидо) появляется в жизни человека не как нечто готовое и не обнаруживает
простого роста. Она проходит ряд этапов, непохожих друг на друга. Поворотным пунктом в этом развитии становятся подчинение всех сексуальных частных влечений примату гениталий и вместе с этим подчинение сексуальности функции продолжения рода. До этого существует рассеянная сексуальная жизнь, самостоятельное проявление отдельных частных влечений, стремящихся к получению удовольствия от функционирования органов».
На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, которая служит для самого ребенка источником получения удовольствия. Этот интерес взрослых и получение удовольствия ребенком — своеобразные критерии выделения стадий психосексуального развития. Характер протекания каждой из стадий оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств ребенка.
Оральная стадия развития
Первые сексуальные побуждения у грудного младенца проявляются в связи с другими жизненно важными функциями. Его главный интерес направленна прием пищи. Когда он, насытившись, засыпает на материнской груди, у него появляется выражение блаженного удовлетворения. Это обстоятельство говорит 3. Фрейду о том, что акт сосания сам по себе доставил ему удовлетворение.
Эта стадия названа 3. Фрейдом оральной фазой. Она охватывает первый год жизни ребенка. Эрогенными зонами в данном случае являются слизистые оболочки рта и губ.
Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. Такие люди постоянно раздражены, агрессивны, саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку. Все они застряли на оральной стадии развития, как сказал бы 3. Фрейд.
Случай из консультативной практики
О том, что интересы ухаживающих за ребенком взрослых сосредоточены вокруг рта, говорит один очень простой пример. Прислушайтесь, о чем говорят молодые мамы, встретившись на прогулке. Конечно о том, сколько молока выпивает их ребенок. Они бывают очень обеспокоены тем обстоятельством, что ребенок не дотягивает до дневной нормы приема пищи или выпивает молока меньше, чем его ровесники
Анальная стадия развития
То, что мы имеем возможность наблюдать при приеме пищи на оральной стадии, обнаруживается отчасти на стадии, названной 3. Фрейдом анальной.
Младенец испытывает ощущение удовольствия при мочеиспускании, испражнении и старается совершать эти акты так, чтобы они доставляли ему возможно большее удовольствие.
На данном этапе внешний мир выступает против него, прежде всего потому, что заставляет его освобождаться от своих экскрементов не в любой момента когда это определяют другие лица. А потому ребенок вынужден обменять удовольствие на социальное достоинство. Свои же выделения он расценивает как часть своего тела и использует их в качестве подарка, чтобы наградить лиц, которых он особенно ценит. Так характеризует 3. Фрейд вторую фазу сексуального развития ребенка. Она охватывает второй и третий годы жизни.
На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Дети, которые успешно прошли данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, считает К. Флэйк-
Хобсон, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок оправляет свои естественные потребности (в горшок, в ползунки или на пол, тов результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.
Итак, сексуальная жизнь ребенка исчерпывается именно появлением ряда частных влечений, которые независимо друг от друга пытаются получить удовольствие частично от собственного тела, частично уже от внешнего объекта.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей