Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница16 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39
Диадический подход к анализу поведения в концепции Р.Сирса
Р. Сире предложил диадический подход к анализу поведения и психики ребенка поведение ребенка зависит от поведения второго члена диады (матери, отца, воспитателя. Предмет его исследования — зависимые формы поведения человека. С позиции Р.Сирса, зависимость — непременный атрибут жизни каждого человека. Она влияет на форму и качество отношений одного человека с другими людьми. Зависимость — своеобразная мотивационная основа нашего поведения. Вот только проявляться она может по-разному. Среди них — зрелые и незрелые формы.
К зрелым формам отнесена, по сути, лишь одна — поиск положительного внимания поиски похвалы, стремление присоединиться к
группе путем предложения совместной деятельности, реальное прерывание текущей деятельности группы. К незрелым — четыре поиск отрицательного внимания, проявляющийся в том, что ребенок привлекает к себе внимание разрушительной, агрессивной деятельностью (противодействует указаниям, правилам, обычаями требованиям, игнорируя их, отказываясь от их выполнения или поступая наперекор им прикосновение или удерживание (неагрессивное прикосновение к другим, задерживание их, схватывание пребывание поблизости следование за одним ребенком или группой детей, учительницей или пребывание рядом сними поиски ободрения, утешения, расположения (извинения, просьбы разрешения, защиты, помощи, руководства, даже если в этом нет нужды.
К исследованию Р. Сире привлекал семьи, имеющие детей четырехлетнего возраста, посещавших детский сад. Именно там и было организовано наблюдение за особенностями поведения. За каждым малышом наблюдали в течение определенного времени.
Возникновение той или иной формы зависимого поведения в репертуаре малыша Р. Сире связывал с практикой ухода за ребенком впервые годы жизни. Сведения о практике ухода за ребенком были получены путем опроса матерей и отцов. Проанализировав набор действий материи отца, Р.
Сире выделил более 200 составляющих, из которых соткана практика родительского ухода. Но проведенное исследование показало лишь часть из них имеет непосредственное отношение к формированию того или иного вида зависимого поведения. Принципиальными в данном случае оказались доля участия родителя того или иного пола в уходе за ребенком, наличие требований и терпимое (в терминологии Р. Сирса — нетерпимое) отношение к агрессивному проявлению малыша. Каждое из этих положений требует пояснения.
Доля участия родителя того или иного пола в уходе за ребенком высокая доля участия отца в уходе за девочкой повышает вероятность того, что у девочки может быть выработана незрелая форма зависимого поведения, названная поиск отрицательного внимания».
Наличие разумных требований родителей к ребенку повышает вероятность формирования такого поведения, как поиск положительного внимания».
Терпимое отношение к агрессивным проявлениям ребенка на практике выглядит так входе свободной беседы, наблюдения затем, как ведут себя другие, мы, родители или воспитатели, говорим малышу о своем негативном отношении к агрессивным проявлениям кого бы тони было. Но если это агрессивное поведение демонстрирует ребенок, мы его не наказываем
Что осталось за рамками повествования
К сожалению, очень мало работ представителей теорий социального научения издается на русском языке. На вопрос о том, почему это происходит, ответ дать трудно. Однако в работе Л.Ф. Обуховой вы найдете подробное описание исследований последнего времени.
Анкета Р. Сирса, позволяющая получить информацию о практике ухода за ребенком в дошкольном детстве, переведена на русский языки опубликована в книге Л.Ф. Обуховой, О.А. Шаграевой Семья и ребенок психологический аспект детского развития».
Наша справка
Халл Кларк Леонард (1884—1952) — американский психолог. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма.
Словарь понятий
Аверзивный — вызывающий дискомфорт.
Депривация (deprivation, или соотв. privation — потеря) — лишение чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности.
Зависимый — находящийся в зависимости от чего-нибудь; находящийся в подчиненном положении, зависимости.
Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Паттерны — поведенческие комплексы.
Подкрепление положительное — любая стимуляция, которая, непосредственно следуя за определенной реакцией, систематически повышает некоторый индекс этой реакции, называется положительным подкрепляющим стимулом, или просто положительным подкреплением.
Стимул от лат. stimulus— остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Формы проведения практических занятий по теме Основные положения теорий социального научения»
Цель: усвоение категориального аппарата теорий социального научения, использование выявленных закономерностей в практике обучения и воспитания ребенка.
Вариант 1. Тренинг личностного роста
Как подготовиться к занятию
Из предложенного в теоретическом материале текста выберите одно из положений Дж. Гевирца. Внимательно прочтите его. Как вы его
понимаете Где в своей профессиональной деятельности вы встречались с проявлением этой закономерности Где знание такой закономерности можно использовать?
Ход занятия
На практическом занятии вам предстоит рассказать о результатах проделанной работы. Выслушав сообщения своих коллег, задайте им вопросы, чтобы уточнить для себя еще раз положения Дж.
Гевирца.
Вариант 2. Научная конференция на тему
«Формы зависимого поведения и их проявления
в дошкольном возрасте»
Как подготовиться к занятию
Разработайте план наблюдения внесите в него единицы поведения ребенка, которые могут свидетельствовать о наличии определенной формы зависимого поведения. В условиях дошкольного учреждения проведите наблюдение за поведением детей вовремя прогулки или свободной игры. Не забудьте о требованиях, предъявляемых к наблюдению как методу исследования. Определите формы зависимого поведения у детей вашей группы. Обработайте полученные результаты. Подготовьтесь сделать сообщение о результатах исследования на практическом занятии.
Ход занятия
На занятии заслушиваются доклады студентов о проделанной работе. Высказываются мнения за и против тех или иных положений теорий социального научения. Сформулируйте свое отношение к концепциям данного направления.
Вариант 3. Научное исследование
«Формы зависимого поведения и их проявления
в дошкольном возрасте»
Как подготовиться к занятию
Ответьте письменно наряд вопросов. Что значит для вас выражение испытывать симпатию к другому человеку О каком конкретном человеке вы хотели бы вести речь О родителях О ребенке О муже О жене Как вы понимаете, что вы испытываете симпатию к
кому-либо? Как вы понимаете, что симпатию испытывают по отношению к вам Опишите это понимание в категориях вижу, слышу, чувствую. Что конкретно вы видите, когда испытываете симпатию Что конкретно вы слышите, когда испытываете симпатию Что выпри этом чувствуете?
Ход занятия
Обратитесь с подобными вопросами к вашим коллегам, предварительно подготовив опросные листы. Опросите ваших коллег, соберите и обработайте полученные результаты. На какие группы вы могли бы разложить имеющиеся представления ваших коллег о сути чувства симпатии?
Вопросы для самопроверки. В чем коренное отличие позиции социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека. Назовите представителей теорий социального научения. Назовите основные понятия концепций данного направления. Как бы вы сформулировали достоинства и недостатки теорий социального научения. Что такое формы зависимого поведения. Перечислите формы зависимого поведения, выделенные Р. Сирсом.
7. В чем суть диадического подхода к анализу психики ребенка. Что такое социальные стимулы. Приведите примеры социальных стимулов. В чем прикладное значение теорий социального научения. Что показалось вам полезным для практики воспитания ребенка-дошкольника во взглядах Дж. Гевирца и Р. Сирса?
12. Что осталось непонятным?
Литература
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС attachment // Foss B.M. (ed.). Determinants of infact behavior. — N. Y., 1961.
Sears R. Your ancients resisted: a history of child psychology // Heterington I. N. (ed.). Reviek of child development research. —
Chicago, 1975.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Гуманистическая психология как направление психологии. Категории гуманистической психологии. Теория личности К.
Роджерса. Поле опыта. Самость и идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Условия ценности. Социальные отношения. А. Маслоу об иерархии потребностей. Человек как представитель биологического вида. Связь между сознанием и телом.
Основные понятия здоровый организм, физическое, психическое, внутренние сигналы, сознание и тело, трансценденция.
Гуманистическая психология — направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Предмет изучения гуманистической психологии — целостный человек в его высших специфических проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.п.
Гуманистическая психология сформировалась как течение вначале х годов XX века, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека, как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами.
А. Маслоу пишет, что существуют три основных психологических течения, три группы психологов. Первая — это бихевиористы, объективисты, позитивисты, механицисты. Вторая — группа, основанная на психоанализе 3. Фрейда. Третья группа — это психологи гуманистического направления, ученые, которые не приняли взгляды двух первых групп.
Гуманистическая психология как направление психологии. Категории гуманистической
психологии
Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в е годы приобрела большой веси получила название третья сила в западной психологии
Основные принципы гуманистической психологии. Человек целостен и должен изучаться в его целостности;
О какой целостности идет речь Что такое целостность Как вы понимаете эту категорию. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
Приведите примеры. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя является главной психологической реальностью;
Подумайте и приведите примеры. О какой открытости говорит А. Маслоу? Как вы понимаете человек открыт миру. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
Как вы понимаете выражение единый процесс становления и бытия человека Приведите примеры. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
Согласны ли вы с этим положением Приведите доказательства, что это так. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслами ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
Очень важное положение. Приведите к нему примеры из практики повседневного общения человека с другими людьми. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Хочется сказать Да Неправда ли?
А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, В. Сатир, Ш. Бюлер — представители гуманистической психологии. В настоящее время наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с психоанализом и необихевиоризмом.
Поле опыта — феноменальное поле — содержит все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно осознанию. Оно — частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности. Слова и символы включаются в мир реальности.
Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
За каждой категорией гуманистической психологии — обобщение той реальности, в которой существует человек. Познакомьтесь с понятиями и найдите их место в реальном мире. Приведите примеры поля опыта, самости, самости идеальной, конгруэнтности и т.д.
Идеальная самость — это представление себя таким, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает
наибольшую ценность для себя. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, — один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, — признак душевного здоровья. Такое принятие, помысли К. Роджерса, не есть покорность, сдача позиций. Это лишь способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека, — одно из препятствий личному росту.
Конгруэнтность — степень соответствия между сообщаемым, испытываемыми наличным для опыта. Она описывает различие между реальным опытом и его осознанием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение, опыт и содержание сознания более или менее соответствуют друг другу. Неконгруэнтность имеет место, когда есть различие между содержанием сознания, опытом и сообщением об опыте.
«Как дела — спрашиваем мы человека. Нормально, — отвечает он, низко опустив плечи и тяжело вздохнув. Такое состояние нашего собеседника мы назовем неконгруэнтным. Ибо его реальный опыт не соответствует содержанию сообщения.
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, считает К. Роджерс, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. В каждом из насесть стремление становиться компетентными способным настолько, насколько это возможно для нас биологически. Рост возможен и является центральным для структуры организма.
Что препятствует росту и здоровому развитию ребенка
Что может выступать в качестве препятствия росту Как вообще происходит, что ребенок начинает отставать в своем развитии Ведь, согласно одному из тезисов гуманистической психологии, человек есть активное, творческое существо человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации. К. Роджерс объясняет механизм возникновения данного явления.
По мнению К. Роджерса, основным препятствием для развития точного восприятия и реалистического осознания себя выступает некое условие ценности. Как только ребенок начинает себя сознавать, отмечает К. Роджерс, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. Любовь настолько важна для ребенка, что он начинает руководствоваться в своем поведении не столько тем, что поддерживает и усиливает его организм, сколько вероятностью получения материнской любви. Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь и одобрение независимо оттого, является ли
это для него самого здоровым. Дети могут действовать против своих собственных интересов, а в результате приходят к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворить или умиротворить других. По сути, здесь имеет место отрицание самости, явление, получившее название в концепции К. Роджерса условие ценности».
Так, человек набирает определенные состояния, отношения и действия, которые, как он полагает, делают его более ценным. Нов той мере, как они выдумываются, эти отношения и действия являются областью личной некогруэнтности.
Как вы понимаете эти слова К. Роджерса? Что они значат для вас Как может измениться позиция педагога, если это положение гуманистической психологии он возьмет в качестве руководства к действию?
Ранние отношения могут быть конгруэнтными. Но могут служить и источником формирования условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими, считает К.
Роджерс. Основной барьер, мешающий общению между людьми, — это естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или группы.
Какое место в жизни человека вообще ив вашей собственной жизни занимают эти тенденции — судить, оценивать, одобрять или не одобрять?
Один из принципов психологического консультирования — безоценочное восприятие клиента и его проблем. Так, рекомендуется ориентироваться на нормы клиента, а не на общепринятые нормы поведения в той или иной ситуации. Как выдумаете, можно ли практику безоценочного восприятия другого человека перенести в ситуацию повседневного общения людей В практику педагогического общения?
А. Маслоу о связи между сознанием и телом
Без всяких оговорок можно говорить, пишет А. Маслоу, что здоровый организм ясно и четко сообщает нам о том, что он считает для себя важным, что он склонен выбрать или какое положение дел считает желанным для себя. Все это А. Маслоу называет биологическими ценностями, «инстинктоподобными ценностями».
Организм имеет, по А. Маслоу, гораздо более сильную тягу к здоровью, росту и биологическому успеху, нежели мы могли себе представить. Эта тенденция выражает стремление организма к автономности и независимости, она антиавторитарна по своей сути, потому следует научиться не вмешиваться в изучаемые явления и процессы. А. Маслоу считает, что подобной позиции обязательно следует придерживаться, когда мы имеем дело с человеком, и особенно с ребенком. Такая позиция означает доверие к заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту и самоактуализации, здесь делается акцент на спонтанности и самостоятельности организма, отрицаются предсказуемость результата и внешний контроль.
Такая позиция предполагает нашу веру в то, считает А. Маслоу, что свободная воля человека гораздо важнее, чем его предсказуемость. Мы верим во внутренние силы сложного организма, каковым является человек. Верим в то, что каждый человек стремится к полной актуализации своих возможностей, а вовсе не к болезни, страданиям или смерти. Любой человек охотнее предпочитает ощущать здоровье, нежели испытывать боль.
Какие идеи А. Маслоу в этом тексте вам показались важными и интересными Как выдумаете, действительно ли организм обладает врожденной мудростью Есть ли у вас доказательства?
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей