Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница17 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39
Из дневника матери
«Хочу рассказать о своем открытии. Я была молодой матерью. Теперь я это понимаю. Но тогда мне казалась, что я слишком умна. Все у меня в жизни удается. Но как, — думала я, — передать свою мудрость детям Все мои попытки не приносили желаемых результатов. Я говорила ребенку "Ты должен поступать так-то и так-то". Но когда он именно таки поступал, я видела, что ничего из этого не выходило, что ребенку это мое навязанное поведение приносило лишь разочарование и большие неудобства в жизни.
Теперь я поняла, что мои дети тоже могут быть мудрыми. Им просто не надо мешать. Они найдут тот выход, который будет комфортным именно для них, в соответствии стой реальностью, в которой живут они».
Между психическими физическим здоровьем человека существует синергетическая взаимосвязь. Большинство психиатров, а также многие из психологов и биологов сейчас вынуждены признать, что практически многие болезни, а может статься все без исключения, можно отнести к разряду психосоматических или организмических. То есть если серьезно и глубоко заняться изучением соматического заболевания, то неизбежно всплывут его интрапсихические, ин-траперсональные и социальные детерминанты.
Если посмотреть на проблему под этим углом зрения, даже перелом кости должен считаться психосоматическим, или, вернее сказать, «социосоматическим», заболеванием. Ибо, по словам А.
Маслоу, биологи, врачи и медики-исследователи, желающие облегчить человеческие страдания и боль, обязаны учитывать психологические и социальные факторы, вызывающие их.
Все говорит в пользу того, что работа над сознанием нового, здорового человека, работа над расширением его резервов, например при
помощи психиатрической терапии, может повысить сопротивляемость болезнями как следствие увеличить продолжительность его жизни, считает А. Маслоу.
Об иерархии потребностей
А. Маслоу выделяет две группы потребностей потребности фундаментальные (базовые) и метапотребности.
Иерархия фундаментальных (базовых) потребностей, по А. Маслоу, выглядит следующим образом физиологические потребности (пища, вода, сони т.д.);
— потребность в безопасности (стабильность, порядок —■ потребность любви и принадлежности (семья, дружба потребность в уважении (самоуважение, признание потребность самоактуализации (развитие способностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу»,
нуждается в ней как в основе. Без такой основы она терпит неудачу. Для большинства людей высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы как ее опоры. Ранее называемые потребности доминируют в иерархии потребностей, а значит, должны удовлетворяться прежде те, которые следуют за ними.
Рост, по А. Маслоу, возможен только потому, что вкус высшего лучше, чем вкус низшего, и потому что удовлетворение низшего становится скучным. Всем известно, что недостатки в питании приводят к заболеванию, которое традиционно называют авитаминозом. Но точно также подобного рода депривации в сфере высших потребностей (метамотивационных потребностей) вызывают у человека болезни духовного, или философского, или экзистенциального плана. И это тоже своего рода авитаминоз.
Метамотивационные потребности — высшие ценности потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде.
Невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, такие, как потребность в безопасности, любви, уважении, самоуважении, идентичности и самоактуализации, приводит к болезнями разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Однако, отмечает А. Маслоу, даже люди, в полной мере удовлетворяющие свои базовые психологические потребности, люди, которых с полным основанием можно отнести к разряду самоактуализирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру,красоте, справедливости, порядку, законности и прочим высоким ценностям, эти люди также могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне. Неудовлетворение этих высших, мета
мотивационных, потребностей или утрата человеком ценностных ориентиров приводят к расстройствам, которые А. Маслоу называет общей, или частичной, метапатологией.
Возникновение неврозов, как и целого ряда других нарушений, А. Маслоу связывает с затуханием у человека внутренних сигналов или их полным исчезновением. Либо человек не улавливает их, либо они становятся для него непонятными. Восстановление внутреннего Я непременно должно включать в себя восстановление чувствительности к этим сигналами способности понимать их. Человек должен знать, что он любит и что он не любит, кто ему нравится и кто не нравится, что приносит ему радость, а что вызывает у него неудовольствие, когда ему принимать пищу, когда отправляться ко сну, когда отдыхать.
Человек, лишенный внутренних подсказок, человек с безголосым Я, вынужден искать указаний на стороне. Так, например, он ест не тогда, когда чувствует аппетита когда ему велят часы. В своем поведении он руководствуется часами, правилами, календарями, расписаниями, записной книжкой, а также намеками и подсказками своего окружения.
Невротик болен не эмоционально — он заблуждается интеллектуально. Так, было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди намного лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Именно поэтому они намного более способны воспринимать сам объекта несобственные желания, надежды, страхи тревоги, свои или разделяемые их группой теорий предрассудки.
Психотерапия
Областью практического приложения гуманистической психологии являются гуманистическая педагогика и социально-психологический тренинг, одним из основателей которого стал К.
Роджерс. В недрах гуманистической психологии возникло еще одно направление практической психологии, назвавшее себя «нейролингвистическое программирование».
К. Роджерс назвал свою форму терапии терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обратившегося за помощью к терапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функции консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой
клиенту легче организовать свой внутренний мири достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования.
Хороший психотерапевт не навязывает свою волю пациенту, он направляет все свои усилия на то, чтобы помочь ему, пациенту, с трудом выражающему свои чувства, плохо осознающему себя, обнаружить то, что происходит в нем. Психотерапевт помогает ему понять, чего хочет он, пациент, к чему он стремится, что он считает хорошими полезным для себя. В такой позиции нет намека на диктат, на миссионерство, на наставничество. Эта позиция основывается на вере в то, что большинство людей изначально, биологически тянутся к здоровью, а субъективного ощущения человеком своего благополучия (в рамках психологической консультации) вполне достаточно, чтобы понять, что хорошо для этого конкретного человека.
Наша справка
Бюлер Шарлотта (1893—1974)— австрийский и американский психолог. Человеческая жизнь, по Ш. Бюлер, характеризуется четырьмя базисными тенденциями удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии.
Маслоу Абрахам Харольд (1908— 1970) — американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку, анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др.
Роджерс Карл Репсом (1902—1987) — американский психолог, один из лидеров в гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения.
Сатир Верджиния — американский психолог, основоположник семейного консультирования, продолжатель гуманистического направления в психологии.
Франкл Виктор Эмиль — австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.
Словарь понятий
Гуманизм — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения
Даосизм — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
Нейролингвистическое программирование — новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке.
Потребности метамотивационные — высшие ценности потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде.
Психотерапия — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Феномен — тоже, что явление.
Формы проведения практических занятий по теме
«Гуманистическая психология о закономерностях
детского развития»
Цель: усвоение категориального аппарата гуманистической психологии и исследование ее возможностей в теории и практике воспитания ребенка.
Вариант 1. Семинар
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите рекомендуемую литературу в доступном вам объеме. Можно выйти за рамки предлагаемого списка литературы и прочесть то, что оказалось в поле вашей досягаемости. Что показалось вам ценным в данном материале Какие открытия вы сделали для себя Что показалось вам уже знакомым Что нового вы приобрели для себя как специалист в области обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста Что приобрели для себя как личность, что вы уже стали замечать в практике общения с другими людьми Сформулируйте ответы в письменной форме.
Ход занятия
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
а) ключевые понятия гуманистической психологии;
б) принципы построения процессов обучения и воспитания в русле гуманистической психологии
В данном случае вполне приемлема традиционная форма проведения семинара, когда все его участники высказывают собственное мнение и собственные суждения по каждому из предложенных вопросов.
Вариант 2. Психологическая консультация
Как подготовиться к практическому занятию
Тщательно изучите одну из работ А. Маслоу или К. Роджерса. Выпишите и научитесь произносить основные категории гуманистической психологии, с которыми вы встретились в процессе работы. Сформулируйте основные положения. Обратитесь к своему опыту, к той реальности, в которой вы живете.
Какие вопросы вашей профессиональной деятельности вас беспокоят Что беспокоит вас в своем собственном поведении, в поведении ребенка В поведении близких вам людей Подготовьтесь озвучить их на практическом занятии — вынести на обсуждение стем, чтобы приблизиться к его решению.
Ход занятия
Занятие начинается с ответа на вопрос, который адресует слушателям преподаватель Какие вопросы вы выносите сегодня на обсуждение На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?»
После того как выдвижение вопросов закончено, слушатели разбиваются на подгруппы, в зависимости от выбранного вопроса. Подгруппа работает над тем, чтобы дать объяснение возникновению той или иной проблемы (конфликта, особенностей психики ребенка или взрослого, той или иной форме поведения, а также предложить возможные пути ее решения с позиции гуманистической психологии. Следует специально следить затем, чтобы участники разговора, психологической консультации, оставались в понятийном и феноменальном пространстве гуманистической психологии.
Вариант 3. Групповая дискуссия
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите внимательно одну из рекомендованных работ психологов, представляющих гуманистическую психологию. Подумайте над тем, к какому философскому течению можно отнести данное направление. К какой группе философских воззрений Как решается в гуманистической психологии проблема соотношения биологического и социального Как можно определить позицию гуманистической
психологии во взглядах на движущие силы развития Где полученные знания можно использовать Ответы на поставленные вопросы сформулируйте в письменном виде.
Ход занятия
Группа слушателей разбивается на подгруппы, каждая из которых формулирует свое мнение относительно группы вышеперечисленных вопросов. Свое отношение можно сформулировать и к тому мнению, согласно которому социальная платформа гуманистической психологии основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений. По истечении времени, отведенного на обсуждение, группы рассказывают о том, как проходило обсуждение и к какому выводу участники данной подгруппы пришли. Что позитивного было для вас на этом занятии?
Вариант 4. Научная конференция на тему Идеи гуманистической психологии на современном этапе»
Как подготовиться к практическому занятию
Обратитесь к психологическим журналам (Психологический журнал, Вопросы психологии, Психолог в детском саду, Московский психотерапевтический журнал, Журнал прикладной психологии, Семейная психология и семейная психотерапия и др. Остановитесь на каком- либо одном издании. Просмотрите публикации за последние год-два (см. приложение III). Выберите те из них, в названии которых есть упоминание самой гуманистической психологии или ценностей, ею преследуемых, и которые покажутся наиболее значимыми для вас лично (см, например Белорусова С.А. Когда болит тело, а плачет душа Семейная психология и семейная психотерапия. — 1998. — № 2. — С. 33—36; Гиппенрейтер Ю.Б. О чувстве самоценности ребенка
/ Семейная психология и семейная психотерапия. — 1998. — № 2. — С. Безусловно, здесь угадывается идея, которую А. Маслоу обозначил как связь между сознанием и телом связь между психическими физическим создание хорошего общества».
Систематизируйте прочитанный материал, определив сферы действительности, в которых достаточно активно и продуктивно используются идеи, высказанные в русле гуманистической психологии
Ход занятия
Форма проведения занятия традиционна составляется список выступающих, избирается ведущий, заслушиваются выступления.
Вариант 5. Коллоквиум по работам А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, В. Франкла
Как подготовиться к практическому занятию
Необходимо прочесть любую из работ К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, В. Сатир. Задайте систему основных понятий и феноменов, изученных автором. Какие идеи вам кажутся чрезвычайно важными и актуальными с позиции психолого-педагогической практики Какие из них необходимо взять на вооружение родителями воспитателям?
Ход занятия
Аудитория разбивается на пары в случайном порядке. Собеседники подробно рассказывают о прочитанном друг другу, делятся открытиями и сомнениями, задают друг другу вопросы и совместно на них отвечают.
Можно коллоквиум провести ив форме индивидуального собеседования преподавателя (или группы преподавателей) и студента (студентов) по кругу изученных студентами проблем входе самостоятельной работы с первоисточником.
Вариант 6. Социально-психологический тренинг
Упражнение 1. Базовые пресубпозиции НЛП
Как подготовиться к практическому занятию
Познакомьтесь с базовыми пресубпозициями НЛП.
1. Карта — это еще не территория. Сознание и тело — это части одной и той же кибернетической системы. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Опыт организуется и струк-
154
турируется благодаря действию репрезентативных систем визуальной (зрение, аудиальной (слухи кинестетической (виды ощущений, которые связаны с соматовисцеральной нервной системой, а также с вкусовой, обонятельной и вестибулярной системами. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает. Не бывает поражений, существует только обратная связь (реакция. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент. Любое поведение имеет позитивную интенцию любое поведение привязано к первоначальному окружению. Каждый из нас располагает ресурсами, которые необходимы нам для достижения своих целей мы создаем свой собственный реальный мир. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу.
Проверьте действительную эффективность данных предположений действуйте, исходя из той предпосылки, что они верны, и определите получаемый эффект. Подберите для иллюстрации каждой из базовых пресубпозиции один-два анекдота, поговорки, пословицы, наблюдения из жизни.
Ход занятия
На занятии могут быть обсуждены предложенные НЛП базовые пресубпозиции. Как вы их понимаете Подведите итоги расскажите о том, как вы проверяли действенность данных положений. Разбейтесь на небольшие подгруппы, расскажите в подгруппе анекдоты, пословицы и поговорки, случаи из жизни, иллюстрирующие какую-либо из базовых пресубпозиции. Отберите из них те, которые покажутся вам наиболее интересными. Расскажите эти истории другим подгруппам. Пусть они угадают, какую пресубпозицию вы имели в виду.
Упражнение 2. Игра в алфавит»
Никакой специальной подготовки эта работа не требует. Это упражнение можно сделать самостоятельно.
Вспомните неприятную для вас ситуацию. Теперь отвлекитесь от нее на время выполнения упражнения Алфавит
Перед вами алфавит (см. приложение IV). Под каждой буквой стоит обозначение руки, которую необходимо отводить в сторону тогда, когда произносится таили иная буква (Л — левую, П — правую, В — вместе. Так, говорим Аи поднимаем левую руку, говорим Б и поднимаем правую руку, говорим Г и одновременно с этим поднимаем обе руки вместе. Необходимо делать это упражнение до тех пор, пока вы не научитесь его делать автоматически. А теперь мысленно вернитесь к той конфликтной ситуации, о которой вы вспоминали накануне. Как изменилось ваше восприятие той ситуации?
К какому положению гуманистической психологии мы могли бы отнести выявленную закономерность Где можно использовать знание этой закономерности?
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей