Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница33 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   39
Механизм влияния труда на психическое развитие ребенка
Трудовая деятельность только начинает складываться в дошкольном возрасте, однако она оказывает существенное влияние на развитие психики ребенка, на формирование его личности. Основным, пожалуй, здесь может быть положение, согласно которому в специфичности труда как вида деятельности, все звенья которой подчинены получению итогового результата, и скрыто его непреходящее значение для психического развития ребенка. Психология и физиология дают нам представление о механизме влияния труда на психическое развитие ребенка.
Физиология
Сначала обратимся к физиологии и проследим, какое объяснение роли практики в познании человеком окружающего мира дает учение И.П. Павлова о двигательном анализаторе. Как показали физиологические исследования, двигательная область коры является таким же анализатором, как и другие области больших полушарий, и производит расчленение бесчисленных сигналов, идущих от работающих мышц.
Поскольку успех всякой практической деятельности зависит в первую очередь оттого, насколько точно соответствуют совершаемые движения обстоятельствами насколько обеспечивают они изменение действительности в соответствии с потребностями человека, сигналы двигательного анализатора в первую очередь приводятся в соответствие с этой действительностью, дают наиболее достоверные
ю*
291
знания о ней. Поэтому показания других анализаторов (зрительного, слухового, кожного) в дальнейшем проверяются двигательными сигналами, получают в них деловое подкрепление, в результате чего происходят усовершенствование и уточнение представлений об окружающей действительности. И.П. Павлов, например, указывает на роль двигательного анализатора в развитии зрительного восприятия окружающих предметов, их величины, рельефа поверхности и т.д.
В процессе практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека, одни восприятия, представления, понятия, адекватно отражающие окружающую действительность, правильно ориентирующие человека в его деятельности, приводят к достижению необходимых практических результатов и благодаря этому закрепляются. Другие восприятия, представления, понятия, будучи ложными, дезориентируют человека, ведут к неправильным действиями вследствие неподкрепления затормаживаются, отмирают.
Психология
В первом ряду исследований значения детского труда для последующего развития личности ребенка стоят известные всему миру выдающиеся достижения отечественных ученых И.А.
Соколянского и АИ. Мещерякова по обучению и воспитанию слепоглухонемых детей. И.А.
Соколянский и АИ. Мещеряков считают, что потребности ребенка веде, в активности ив общении лежат в основе всех остальных потребностей человека. Обучение труду и практическое участие в труде являются единственно правильным путем формирования личности, делает вывод АИ. Мещеряков. Он обращает внимание на необходимость своевременного и правильного отношения взрослого к активности ребенка при обучении его первым трудовым действиям.
Поэтому И.А. Соколянский и АИ. Мещеряков постоянно обращают внимание воспитателей на необходимость предоставления ребенку самостоятельности в удовлетворении потребностей с использованием средств и предметов труда. Когда воспитатель учит ребенка есть самостоятельно ложкой, то он сначала вкладывает ложку в руку ребенка и действует рукой ребенка с ложкой, следя при этом за малейшей попыткой ребенка совершить требуемое действие самостоятельно, как только воспитатель почувствует усилие руки ребенка, он должнен тут же отпустить свою руку и предоставить ребенку возможность поднести ложку корту самому. Своевремнное предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно и разумно приводит к формированию у него потребности в такой деятельности
Выводы из исследований Соколянского и Мещерякова: своевременное включение детей в трудовую деятельность, направленную на удовлетворение их потребностей, составляет базис дальнейшего психического развития слупоглухонемых детей по человеческому типу.
В процессе практической деятельности происходят постепенное развитие психики, совершенствование психических процессов, уточнение и обогащение познания окружающей действительности, отмечает А.В. Запорожец, ссылаясь на работы И.П.Павлова.
Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего стем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата поэтому труд требует планирования и контроля за его выполнением, поэтому он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. Психологическая установка трудящегося в корне отличается от установки играющего человека. Труд является необходимым условием формирования нравственных качеств личности.
Д.Б. Эльконин рассматривает труд в ряду продуктивных видов деятельности и подчеркивает, что общей чертой для продуктивных видов деятельности является то, что в них существует своеобразное отношение между представлением и действием. В этих видах деятельности ребенок идет от представления о предмете или явлении к его материальному воплощению. А в процессе материального воплощения уточняется и само представление о предмете.
Рассматривая труд ребенка-дошкольника в ряду продуктивных видов деятельности, ДБ. Эльконин неоднократно делает ссылки на то, что ограниченность материалов по психологическому анализу детского труда в дошкольном возрасте не позволяет пока дать развернутое изложение подлинного значения различных форм труда детей для формирования их личности.
Сам процесс труда может быть и обычным в той или иной мере, в той или иной части своей бывает более или менее трудным, требующим напряжения, усилий, в преодолении не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому в труде выработались и для труда требуются воля и произвольное внимание, необходимые для того, чтобы сосредоточиться на непосредственно непривлекательных звеньях трудового процесса.
Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, также как в каждом труде, в том числе и умственном, участвуют те или иные движения. В труде как в реальной деятельности человека участвуют в той или иной мере все стороны его личности
Но различие объективного характера и организации различных видов труда приводят к тому, что ив психологическом ив частности, в интеллектуальном отношении они оказываются неоднородными.
В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладевать. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд. Особенно значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда. Однако в каждом труде всегда приходится учитывать изменяющиеся условия, проявлять известную инициативу и, сталкиваясь с теми или иными неожиданными обстоятельствами, решать новые задачи. Поэтому всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. И наконец, в какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества.
Все виды практической деятельности человека по своим задачам, а также по способу своего осуществления носят коллективный, общественный характер. Участвуя в той или иной области практической деятельности (выполняя производственные задания, ведя политическую работу, занимаясь научными исследованиями и т.д.), человек действует согласовано с другими людьми. Он вынужден считаться с определенными общественными требованиями, согласовывать свои усилия с усилиями других участников общего дела, добиваться общественно полезного результата.
Труд оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка. Известно, что одним из главных условий умственного развития является активность школьника — все умственные процессы лучше формируются, когда учащиеся целенаправленно действуют. В труде воспитываются внимание и наблюдательность по отношению к деталям предмета, к двигающимся предметам, к изменениям в процессах и т.п. Труд связан с запоминанием фигур, форм, расстояний, движений. Он приучает к конкретному деловому мышлению, проверяемому результатами работы, продукцией, его количественными и качественными показателями. Работая, ученик практически анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, выносит суждение, делает выводы. Решение производственных задач тренирует сообразительность, ориентировку, находчивость.
Существенной особенностью продуктивных видов деятельности является то, что они способствуют познанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Чем старше становятся дети, тем все больше они замечают несоответствие своих замыслов получаемым результатам, находя причину этого в уровне собственных умений. Это приводит к тому, что ребенок начинает вычленять из своей деятельности отдельные, частные умения. И уже к старшему дошкольному
возрасту он научается ставить задачи по овладению такими отдельными умениями, выделенными из совокупной деятельности по изготовлению какого-либо предмета. Это связано с постановкой перед собой учебной задачи. Возникновение оценки своих возможностей, а также принятия ребенком элементарных учебных задач по овладению самой техникой действий является важным итогом развития этих видов деятельности в дошкольном возрасте. Виды деятельности ребенка- дошкольника, имеющие в результате какой-либо материальный продукт, обладают своей особой линией развития.
Однако нужно иметь ввиду, что положительное влияние различных видов деятельности на развитие ребенка во многом зависит от методов педагогического руководства. Без правильного руководства эти виды деятельности не дают того эффекта в развитии психики ребенка, который может быть выявлен при искусной организации педагогического воздействия. При их отсутствии дети часто длительно задерживаются на одном и том же уровне развития своего восприятия, внимания, мышления, что, естественно, мешает полному использованию воспитательных возможностей, заключенных в разных видах изобразительной деятельности, в конструировании и т.п.
По мнению АР. Лурия, не всякое упражнение в той или иной деятельности оказывает эффективное влияние на развитие ребенка. В отношении каждой деятельности должен быть найден такой метод ее организации, при котором ребенок не только приобретет новые умения, но
— и это главное — у него происходит переход на более высокую ступень психического развития.
Однако и те немногочисленные работы, которые ДБ. Эльконин приводит, по его мнению, показывают, что трудовая деятельность детей при правильной ее организации и руководстве со стороны взрослых может оказывать существенное влияние на формирование наиболее ценных качеств личности ребенка. У него формируются положительное отношение к труду взрослых и общественные мотивы собственной трудовой деятельности, развивается самостоятельность, углубляется объективная оценка своих умений и умений товарищей, появляется самооценка, связанная с выполнением общественно значимой деятельности, и, наконец, формируются некоторые устойчивые черты поведения — трудолюбие, настойчивость и т.д.
Формирование позитивного отношения ребенка к труду
Речь пойдет о результатах экспериментальных работ НС. Лейтес, Л.А. Порембской, ЯЗ.
Неверович, Л.А. Снигур. Обзор этих работ мы находим в работе ДБ. Эльконина Детская психология. Основная
задача, которую решают исследователи, — сделать так, чтобы труд не воспринимался как бремя, как непосильная ноша, но приносил радость ребенку.
Н.С. Лейтес исследовал одаренных детей с ярким проявлением способностей в раннем детстве. При всем различии тех областей человеческой деятельности, в которой проявляются необычайно высокие способности детей-вундеркиндов, их всех характеризует одно общее обстоятельство. Секрет выдающейся детской одаренности — в повышенной склонности к труду. В свою очередь повышенная работоспособность и тяга к деятельности приводят к раскрытию общеинтеллектуальной одаренности в раннем возрасте. Склонность к постоянной активности отличает всех детей, но фактором одаренности она становится лишь тогда, когда направляется в русло труда.
Л.А. Порембская изучала влияние бытового труда на формирование самостоятельности у детей. Она предположила, что стремление к самостоятельности возникает и развивается в зависимости от уровня овладения ребенком трудовыми умениями, те. обучение трудовым умениям является решающим при воспитании самостоятельности. Далее, по мнению исследователя, проявление самостоятельности не исчерпывается приобретением некоторой независимости от взрослых в практической жизни основное его значение в том, что благодаря освоенным трудовым умениям ребенок вступает в качественно новые социальные связи в его сознании происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию его личности в целом. В экспериментальном исследовании было организовано обучение детей дошкольного возраста умениям, необходимым для осуществления бытового труда, организовано самостоятельное выполнение детьми некоторых видов труда, осуществлявшихся до этого взрослыми.
В младшей группе детского сада это были протирание листьев растений, накрывание на стол и помощь воспитателю в подготовке к занятию в старшей группе — различные дежурства и обслуживание себя (пришивание пуговиц, чистка одежды и обуви и т.п.). Осуществляя эти виды бытового труда в детском саду, дети самостоятельно выполняли работу, которую до этого делали уборщица, воспитатель, те. брали на себя функции взрослых и выступали как участники их деятельности или их помощники.
Результаты показали, что входе обучения и по мере овладения умениями, требующимися для бытового труда, тенденция к самостоятельному выполнению трудовых задач возрастала. Самостоятельное выполнение первого, даже самого простого, поручения играет роль пробы сил, вселяет в ребенка уверенность и имеет большое значение для дальнейшего развития самостоятельности. Умение выполнить
задание по бытовому труду влияет на возникновение новых форм взаимоотношений в коллективе детей дети научаются работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. Воспитательное влияние трудовой деятельности наличность огромно.
Я.З. Неверович в качестве главного условия формирования у детей мотивов их собственной трудовой деятельности называет включение ребенка в единый трудовой процесс. Для возникновения общественных по своему содержанию мотивов у ребенка дошкольного возраста необходимо, чтобы связь между мотивом и содержанием выполняемого задания была ясна ребенку.
Исследования ЯЗ. Неверович показали, что при ознакомлении с трудом взрослых у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано представление об общественной значимости труда. Дети начинают понимать, что взрослые трудятся для других людей и что именно это составляет основное содержание их труда. Однако такие представления не являются еще достаточно актуальными и не определяют отношения детей к их собственному труду.
Я.З. Неверович в экспериментальном исследовании осуществила такую организацию труда, при которой продукт, получаемый детьми в результате труда, включался затем в трудовую деятельность взрослых. Дети изготавливали деревянные колышки для грабель. Эти колышки сдавались затем в колхоз. Значение своего труда стало мотивом деятельности самого ребенка. Дети почувствовали себя участниками большого, важного, настоящего дела взрослых.
Исследование ЯЗ. Неверович показало, что представления о труде взрослых можно сделать у детей старшего дошкольного возраста мотивами их собственной трудовой деятельности и тем самым сформировать положительное отношение к труду взрослых. Главное условие этого заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в единый со взрослым трудовой процесс.
Я.З. Неверович изучала мотивы трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
В своем исследовании она предлагала одно и тоже трудовое задание при различных мотивировках детям различных возрастных групп (3 года — б лет 6 меси наблюдала, как будут изменяться характер деятельности и стремление к достижению конечного результата в зависимости от содержания мотивов. Детям предлагались два задания — сделать салфеточку и сделать флажок — при следующих мотивировках 1) для мамы 2) для малышей 3) для последующей игры 4) ради игрового изображения труда взрослых 5) для удовольствия от самого процесса деятельности. Оба задания были вполне доступны детям. Показателями влияния различных мотивов на трудовую
деятельность детей являлись длительность трудовых усилии, качество выполненного задания, доведение его до конца, отношение детей к изготовленному предмету.
Суть эксперимента состояла в том, что между мотивом и содержанием задания существовали определенные отношения. В одних, например при изготовлении флажка для малышей, содержание задания прямо связано стем, ради чего ребенок должен сделать флажок, в других — эта связь или совсем отсутствует, или не так очевидна для ребенка. Даже самые младшие дети оказались очень чувствительны к соотношению между содержанием трудового задания и мотивом деятельности, те. тем, ради чего это задание выполняется. Были получены следующие результаты исследования. В то время как изготовление салфеток в подарок маме принимается и доводится до конца большинством детей (причем даже некоторыми самыми младшими из них, изготовление флажка в подарок маме не принимается большей частью даже самых старших детей, и мотив, предложенный взрослыми, фактически подменяется другими мотивами. Выводы если связь между общественным по своему содержанию мотивом — изготовить предмет для других — и содержанием выполняемой работы для ребенка очевидна, то уже и для самых младших детей мотив приобретает большую побудительную силу.
Исследование ЯЗ. Неверович показывает, что общественные по своему содержанию мотивы выполнения трудовой задачи в своей простейшей форме, в форме стремления сделать нечто полезное для другого человека, начинают складываться очень рано — уже в дошкольном возрасте. Такого рода мотивы могут приобрести для ребенка-дошкольника значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы, или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. Общественные по своему содержанию мотивы возникают не спонтанно, а усваиваются детьми в процессе их деятельности под руководством взрослых. Для того чтобы они были усвоены и приобрели побудительную силу, подчинив себе другие мотивы, необходимы некоторые условия, в частности важно, чтобы между мотивом и содержанием выполняемого ребенком задания существовала понятная для ребенка связь, соответствующая практике его взаимоотношений между людьми.
Динамика выполнения детьми поручений могла бы происходить более оптимальным путем при наличии согласованных действий взрослых, которые должны быть ориентированы на психологические особенности младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, считает Л. А. Снигур. Важно, чтобы требования по своим содержательными формальным характеристикам строились с учетом индивидуальных особенностей детей, достигнутого уровня произвольности, не сковывали активности и самостоятельности, а способствовали развитию субъектности, те. способности ребенка воспринимать себя в качестве субъекта деятельности, ответственного и целеустремленного. По мнению автора, в младшем дошкольном возрасте поручение обозначает связь между выполнением как процессом, которым может быть увлечен ребенок, и получением заданного результата.
Л.А. Снигур выделяет продуктивные и непродуктивные требования. К продуктивным относят требования, которые продиктованы объективной необходимостью, а не вытекают из настроений взрослого, его желаний управлять дошкольником без учета его интересов и потребностей. Более действенными являются требования, которые убедительно аргументируются взрослыми, поддерживают уверенность ребенка в собственных возможностях как личности и успехе конкретного дела, предоставляют известную свободу выполнения. Отношение ребенка к трудовым поручениям в значительной мере определяется взаимоотношениями дошкольника со взрослыми в процессе совместной деятельности, испытывая на себе влияние многих факторов, в том числе отношения взрослых к труду, и необходимость трудового воспитания ребенка, особенностей выражения своего отношения к ребенку, его успехам. Продуктивность требований определяется степенью выражения взрослым уверенности в возможностях ребенка как личности и успехе в выполнении порученного дела, степени свободы, предоставляемой ребенку входе осуществления трудовой деятельности.
Непродуктивные требования не содержат развернутой аргумен-тациии, стимулируют мотивацию, основанную на авторитете взрослого. Воспитатели и родители, которые пользуются непродуктивными требованиями, сопровождают деятельность дошкольника негативными оценками, замечаниями, указаниями, предъявляемыми в жесткой назидательной форме.
Продуктивные требования обычно опираются в своей аргументации на социальную ценность, значимость для окружающих выполняемых поручений. Внимание ребенка, чьи усилия поощряются, акцентируется на позитивных аспектах деятельности. Оценочные суждения конструктивны, корректны по форме, направлены на поощрение самостоятельности, инициативы.
В.И. Тютюнник подчеркивает две позиции взрослых во взаимодействии с ребенком. Позиции взрослого во взаимодействии с детьми могут принимать две крайние формы, подчеркивает он Ты можешь и Тыне можешь. Первая позиция ведет к трансформации потребности ребенка в труде в потребность-способность к нему вторая позиция формирует потребность ребенка в игре. В реальности такие крайние формы проявляются эпизодически, и поэтому потребность в труде и
потребность в игре сменяются у разных детей в разные периоды жизни. Помысли В.И.
Тютюнника, шестой год жизни — это возраст, когда ребенок впервые способен сознательно осуществить творческую деятельность со значением для людей. Однако это возможно только при условии соответствия содержания, характера, степени и фазы взаимодействия взрослого с ребенком в данный возрастной период уровню развития сознания ребенка.
Это взаимодействие должно подчиняться действию закона уровень развития личности конкретного ребенка тем выше, чем больше содержание, характер и степень взаимодействия с ним взрослых отвечает требованию развития полного объема компонентов самосознания субъекта творческого труда.
Под психологическим содержанием взаимодействия ребенка со взрослыми понимаются возможность и необходимость создания оригинального результата со значением для людей и развития полного объема компонентов самосознания субъекта труда. Под психологическим характером взаимодействия понимают сочетание коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения взрослого с ребенком. Под психологической степенью взаимодействия понимают число непосредственно коммуникативных, интерактивных, пер- цепивных контактов с ребенком в единицу времени (в целом это вся жизнь ребенка с момента рождения. Фазой (или типом) взаимодействия является изменение в рамках определенной формы характера и степени взаимодействия. В.И. Тютюнник выделил четыре такие фазы в рамках возрастного периода прямого научения (подчинения, совместно-раздельной деятельности, внешнего контроля, самостоятельной (творческой или исполнительской) деятельности.
Сдвиги по фазам взаимодействия (перепрыгивание или задерживание) приводят к нарушению закона и деструкциям личностного развития. Каждая фаза взаимодействия на временной шкале онтогенеза соответствует требуемому уровню развития сознания личности на структурной шкале фаза прямого научения соответствует эмоциональному уровню сознания личности фаза совместно-раздельной деятельности — гностическому уровню фаза внешнего контроля — моторному развитию фаза самостоятельной деятельности — целостному уровню сознания.
Уровни сознания личности определяются доминированием на каждой фазе актуализируемых в деятельности компонентов самосознания субъекта труда.
Процессы взаимодействия подвержены массе случайностей и являются стихийными (чаще не контролируются сознанием взрослого, а потому факты своевременного прохождения ребенком нижних порогов сензитивности психики к развитию личностных новообразований редки. Обычно взаимодействие по своему содержанию, характеру и степени запаздывает по соответствующим возрастным способностям. Как результат — из детей, родившихся с гениальными способностями, реализуется только один на десять миллионов. Тоже самое верно ив отношении талантливых и просто способных к труду детей. Общество неспособно создать условий для развития всех способных детей.
Еще один вывод работы В.И. Тютюнника — признание ведущей роли в развитии личности на всех возрастных периодах творческого труда, так как психологическое содержание этого вида деятельности совпадает с требованиями развития психологической структуры самосознания личности, в отличие от ролевой игры. Было замечено, что потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами труда находится в зависимости от той позиции, которую занимает во взаимодействии с ребенком взрослый. Если он поощряет трудовые усилия ребенка, учит его способам действия со средствами и предметами труда, рассказывает откуда хлеб пришел сам бережно обращается с предметами потребления, то это приводит к развитию внутренней позиции субъекта труда у ребенка. Если же он торопится сделать за ребенка то, что он в состоянии и — главное — хочет сделать сам, то внутренняя позиция субъекта труда имеет неполную структуру ив конечном итоге мы получаем деструктивную личность.
Общий генетический закон культурного развития ребенка, сформулированный Л.С. Выготским, работает ив этом случае. И если он не учитывается взрослыми, то их совместная с детьми деятельность не содержит в себе необходимых психолого-педагогических условий для развития внутренней позиции субъекта труда в период, наиболее чувствительный для ее развития.
Автор предлагает уточнить общий генетический закон культурного развития ребенка. Такая культурная функция, как внутренняя позиция субъекта труда, должна выходить на сцену не дважды, а трижды сперва она должна появиться на стороне взрослого в виде его осознанного отношения к возможностям трудового развития ребенка на определенном возрастном этапе затем она появится между ребенком и взрослым в виде такого содержания совместной деятельности, которая позволит ребенку сначала фактически стать субъектом труда, а затем осознать это свое положение и наконец, в третий раз эта культурная функция станет внутренней позицией самого ребенка.
Потребность ребенка действовать как взрослый зачастую приводит к возникновению известного противоречия между желанием ребенка действовать и невозможностью осуществить это желание
самостоятельно. Автор анализирует причины, из-за которых дети начинают реализовывать свою потребность действовать как взрослые в ролевой игре недостаток сил для адекватного выполнения трудовых действий со средствами и предметами труда взрослого, например автомобилем, самолетом и т.д.; отсутствие у детей знаний и умений для пользования средствами и предметами труда — не знают, как пользоваться пылесосом не имеют материальной возможности
— хочет мыть посуду, ноне достает до мойки, чтобы делать это под струей воды запрет взрослого — ребенок хочет стирать с мамой, но она считает, что дочь только разольет воду.
Анализ этих причин показывает, что они могут быть устранены соответствующей позицией взрослого — если нет знаний, то необходимо научить, если нет материальных условий — их необходимо создать, сделав подставку, не запрещать, а сделать вместе и научить аккуратности.
В.И. Тютюнник исследовал формирование у детей потребности действовать как взрослый (на примере дежурства детей в группе детского сада, выделив два необходимых для этого условия стремление самого ребенка дежурить понимание и поддержка этого стремления со стороны взрослых.
В качестве внешне наблюдаемых реакций со стороны ребенка были выделены следующие действия в ответ на предложение воспитателя подежурить ребенок молча направляется в групповую комнату поднимает руку, лицо обращено к воспитателю обращается с просьбами Я хочу, Я буду берет фартук, начинает одевать отнимает фартуку других отмечает флажком свою картинку на доске дежурных плачет, оказавшись лишним просит Можно я завтра буду дежурить?»
Понимание и поддержка помощника воспитателя могут проявляться в следующих действиях лицо помощника воспитателя обращено к детям в процессе работы оказание помощи детям в затруднительных ситуациях обучение детей способам действий со столовыми приборами объяснение необходимости доведения работы до конца коррекция ошибок объяснение детям общественного значения труда эмоциональная поддержка усилий детей на протяжении всего дежурства детей благодарят за помощь, хвалят за старание, обращают внимание других детей на результаты работы дежурных и побуждают их оценить усилия своих товарищей. Результаты, полученные В.И. Тютюнником, печальны нив одном из наблюдений позиции помощника воспитателя не соответствовали обозначенным требованиям.
По данным ДБ. Эльконина, Ван Вэнь-нин изучал осознание детьми дошкольного возраста своих трудовых обязанностей. У младших
дошкольников имеются лишь ограниченные и разрозненные представления округе своих трудовых обязанностей они не осмысливают еще ни порядка, ни способов выполнения отдельных трудовых операций. В большинстве случаев они принимают трудовые поручения как распоряжение со стороны воспитателя или как обязательный момент в режиме детского сада, ноне понимают полезности своего труда для других. Дети этого возраста с большим желанием и увлечением выполняют трудовые поручения, но их главным образом привлекает не результата сам процесс труда. Взаимодействие между детьми наблюдается очень редко, каждый ребенок работает сам по себе, превращая выполняемые трудовые операции в своеобразную игру. В оценке своей работы и работы товарищей младшие дошкольники проявляют большую эмоциональность и субъективность. Себя и свою работу оценивают только положительно и часто преувеличивают свои заслуги. Работу других детей они оценивают не по качеству выполнения, а потому, какой репутацией в группе пользуется тот или иной ребенок. Главным критерием оценки и самооценки выполнения трудовых заданий у младших дошкольников являются сам факт участия в труде и оценка, даваемая их труду взрослыми.
Дети среднего возраста на основе накопления жизненного опыта и повышения требований к ним со стороны взрослых начинают понимать круг своих основных трудовых обязанностей и порядок их выполнения. Осознают общественную полезность своего труда как помощь взрослым или другим детям. Пытаются планировать свою деятельность. Чтобы добиться лучших результатов, вступают во взаимоотношения с другими детьми и проявляют при этом зачатки взаимной помощи, взаимопроверки и сознания ответственности за порученное дело. Все эти качества выполнения трудовых обязанностей еще очень неустойчивы и проявляются в условиях постоянного контроля за деятельностью со стороны взрослых.
При оценке работы других детей дошкольники часто обнаруживают объективный подход, принимая во внимание качество выполненной работы. Нов оценке собственной деятельности они часто хвалят себя незаслуженно и неохотно принимают замечания о недостатках своей работы.
Старшие дошкольники могут отчетливо и полностью представлять круг своих трудовых обязанностей, порядок и способы выполнения трудовых поручений. Дети хорошо понимают общественную полезность своего труда и ответственность за порученное им дело и выражают готовность выполнять любое задание независимо от привлекательности. Большей частью они дают правильную оценку работы товарищей и очень редко хвалят себя, напротив, они часто проявляют скромность при оценке своей работы
Родительские представления о роли труда
Пример Девочка, ученица го класса, лежит на диване и читает книгу. В это время ее мама моет полы. Входит соседка и, увидев такую сцену, говорит девочке Что же ты лежишь, а мама моет полы?»
Но, как выяснилось из беседы, девочка невиновна в такой ситуации. Такова позиция мамы. Самое главное для моей дочери сейчас — это учеба, — оправдывает свои действия мать. — А наработаться она еще успеет».
Пример Только в труде возможно полноценное развитие ребенка, — считает другая мама. — Ибо влет ребенок уже не захочет "путешествовать" с метлой по дому и перевозить "груз" (разбросанные игрушки) в своем автомобиле. Залог успеха в воспитании (не только в нравственном плане, но ив плане психического развития, развития интеллектуального) — труд, ежедневный, кропотливый трудна благо другого человека».
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей