Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница36 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
Теория и практика воспитания ребенка в представлениях будущих специалистов
Второй вопрос анкеты касался проблемы соотношения теории и практики воспитания маленького ребенка. Респондентов просили привести конкретные примеры, в которых бы подтверждалась их позиция относительно связи (или ее отсутствия) между теорией и практикой воспитания ребенка. Полученные данные говорят о том, что студенты приходят на учебу с мнением, что такая связь есть. Большинство студентов го курса вечернего отделения считают именно так. Они же подчеркивают, что необходимо студентам в процессе обучения специально объяснять, как то или иное теоретическое положение работает на практике и как можно применить теоретические знания в решении практических задач. Небольшая часть респондентов считает
что такой связи нет или применение теории на практике зависит от самого специалиста.
Ответы студентов, проучившихся в вузе год, значительно отличаются от предыдущей группы. Во- первых, здесь значительно увеличился процент тех, кто считает, что не все теоретические положения могут быть реализованы на практике. Иногда они сомневаются в такой связи, ссылаясь на то, что у них просто пока не было возможности проверить, как работают эти положения. Во- вторых, в этой группе студенты чаще считают, что применение теоретических положений на практике всецело зависит от возможностей каждого конкретного человека.
Вопрос о связях теории и практики в деле воспитания маленького ребенка и полученные на него ответы имеют отношение к явлению, обозначенному в когнитивной психологии как
«эпистемиологическое препятствие. Под этим понятием подразумевают концепции ученика, предваряющие преподаваемые знания. Это концепции, сопротивляющиеся в значительной степени изменению, концепции, которые основываются на наивных теориях и которые надо учитывать при обучении для того, чтобы способствовать истинному формированию знаний. Так, высказывается предположение, что дети рано приобретают базовые теории (наивные теории) в области физики, психологии и биологии. Эти теории опираются на каждодневный опыт и предваряют более поздние концептуальные приобретения.
У студентов к их собственному опыту прибавился опыт изучения психологических дисциплин в колледже, и с этим багажом они приходят учиться в университет. Знание этих наивных концепций и концепций, в некоторой степени, научных (после обучения в колледже) представляет большой интерес. Сопоставление концепций учеников и основных положений научной психологии — база для построения диалога преподавателя психологии и каждого из учеников.
Ожидания студентов и социальный заказ
Следующая форма опроса, проводимая входе исследования, касалась проблем, с которыми приходят в учебную аудиторию люди, имеющие определенный стаж работы. Впрочем, такой опрос вначале какого-либо курса считается уже традиционным для практики преподавания психологических дисциплин. Этот прием пришел из практики работы тренинговых групп в социальной психологии. Он символизирует собой традиционный этап «знакомство».
В данном случае мы попытались не только получить ответы на данный вопрос, но систематизировать их, для того чтобы определить в их перечне долю сугубо теоретических вопросов. И тем самым ответить на вопрос о статусе психологических дисциплин в структуре педагогического образования. Каковы ожидания слушателей ив какой мере они оправдываются?
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в процессе обучения Так звучал единственный вопрос нашего интервью. Адресован этот вопрос был слушателям факультета переподготовки
МИПКРО. Вопросе приняли участие более пятидесяти человек. Это — заведующие и старшие преподаватели детских садов г. Москвы, закончившие в разное время педагогические колледжи, имеющие большой стаж работы и получающие в настоящее время высшее педагогическое образование в стенах вышеназванного учебного заведения. Ответы были получены в письменной форме.
Содержательный анализ вопросов показал, что слушатели ставят перед преподавателем психологии широкий спектр проблем как теоретического, таки практического плана. Хотя удельный вес последних значительно выше.
Первую и самую многочисленную группу вопросов составляют проблемы налаживания отношений сотрудничества педагога с родителями.
Как донести до сознания родителей мысль о том, что воспитатель не может заменить ребенку семью?
Как помочь прожить матери-одиночке и ее ребенку в современном социуме?
Как убедить состоятельных родителей, чтобы детине приносили в детский сад дорогие игрушки?
Как психологически подготовить родителей умственно отсталых детей к школе?
Как общаться с родителями агрессивных детей?
Какие существуют формы и методы работы педагога с неблагополучными семьями?
В чем должна состоять специфика отношений воспитателя с родителями, использующими физические наказания в качестве средства воспитания собственного ребенка?
Как организовать работу с малоконтактными родителями?
Как организовать помощь семьям, дети которых не посещают детский сад?
Стоит ли давать родителям советы Если да, тов какой форме (чтобы не вызвать негативного отношения к педагогу)?
Как общаться с теми родителями, которые считают своих детей самыми лучшими и не желающими замечать нарушения в поведении собственных детей?
Всего 11 вопросов.
Проблемы, связанные с функционированием самого педагогического коллектива.
Как решить проблему обучения взрослого (воспитателя)?
Как наладить должный контакт методиста с воспитателем?
Как мириться стем, что колоссальный труд педагогов оценивается так низко?
Как изменить отношение окружающих к работе педагога?
Как вести себя с человеком, который ищет конфликта в любой ситуации?
Всего 5 вопросов. О. А. Шаграева
337
Проблемы воспитания и перевоспитания маленького ребенка.
Как построить процесс обучения ребенка с трудностями в общении (застенчивый ребенок, малоразговорчивый)?
Как реагировать воспитателю на тот факт, что одна из девочек группы старается общаться только с мальчиками?
Как сгладить конфликтные отношения между двумя лидерами в старшей группе детского сада?
Как воспитателю отвечать на вопросы детей, чтобы не отбить у них желание их задавать?
Как предотвратить воровство детей в группе детского сада?
Всего 5 вопросов.
Проблемы, возникающие внутри семей самих педагогов.
Как избежать конфликтов в семье на фоне социальных проблем?
Как не потерять связь со своим ребенком по мере его взросления?
Как наладить психологический контакт между взрослыми детьми и родителями?
Всего 3 вопроса.
Вопросы теоретического плана.
Почему воруют дети?
Почему возникают конфликты между родителями детей некоторых групп детского сада?
Почему дети забывают все правила культуры поведения, когда выходят из детского сада?
Почему встречается достаточно большое количество агрессивных детей?
Оправдывает ли себя обучение с 6 лет?
Всего 5 вопросов.
Анализ полученных результатов опроса показал свои ожидания специалисты, работники детских садов, связывают прежде всего с получением знаний в области воздействия на другого человека родителя, ребенка, коллегу, члена своей семьи. Вопросы теоретического плана составляют лишь небольшую долю. В нашем опросе получено пять таких ответов. Это позволяет подтвердить нашу гипотезу о том, что психологические дисциплины не могут рассматриваться в структуре педагогического образования как цель. Они — средство для построения более эффективной деятельности педагогов и воспитателей. Таковы ожидания наших слушателей. Таков социальный заказ практики к учебным курсам психологии.
Вопросы слушателей в данном случае — своеобразная мотиваци-онная основа изучения психологических дисциплин в высшей школе. Это и отражение той реальности, в которой живут и работают наши студенты, нынешние и будущие специалисты. Эту реальность нельзя не учитывать, строя программу изучения психологических дисциплин.
Предположим, что преподавание психологических дисциплин в непсихологических вузах есть тесный сплав процесса обучения будущих специалистов основам научного знания, с одной стороны, и психологической консультации со всеми вытекающими отсюда последствиями — с другой
Подготовка студентов к изучению психологии
Экспериментальному изучению в нашем исследовании была подвергнута ситуация подготовки студентов к усвоению той или иной психологической дисциплины (в частности, возрастной и педагогической психологии. Обилие новой информации, достаточно сложных понятий иногда, по словам самих же студентов, застает их врасплох.
В свете имеющихся теоретических знаний, стремясь к преемственности обучения между колледжом и вузом, изучение курсов ряда психологических дисциплин традиционно теперь у нас начинается со знакомства с программой курса. Для этой работы студенты в случайном порядке разбиваются на подгруппы по 4—5 человек. Каждой подгруппе выдаются программы. Студентов просят ознакомиться с программой и осветить проблемы, уже знакомые им. На эту работу отводится небольшой промежуток времени — 20—30 минут. Затем начинается обсуждение. Представители подгрупп называют те проблемы психологической науки, с которыми они уже знакомы.
Такая работа позволяет не только получить информацию преподавателю об уровне знаний студентов, но и знания самих студентов привести к общему знаменателю, определить, что они знают и чего не знают по сравнению со студентами из других колледжей.
Чтобы закрепить успех студентов на занятии, по завершении работы задаем аудитории вопрос Что положительного для вас было на занятии Ответы бывают разные. Но один из них заслуживает внимания Мы поверили в свои силы. В целом жена этапе данного заключительного по своей сути упражнения важно следить лишь затем, чтобы все ответы были выдержаны в позитивном ключе, на языке приобретений».
Усвоение понятий.
Экспериментальные ситуации, о которых пойдет речь ниже, касаются двух возможных путей, следуя которым можно сделать процесс изучения понятийного аппарата науки более привлекательными прочным. В основе предлагаемых путей решения проблемы — принцип дифференциации основные положения концепции поэтапного формирования умственных действий представление о структуре учебной деятельности и учебной задаче.
Путь первый.
Анализ изученной литературы в области когнитивного обучения поданной проблеме (работы Л.С.
Выготского, Д. Дьюи, П.Я. Гальперина и др) позволяет сделать вывод о том, что процесс овладения учащимися психологическими понятиями должен проходить ряд этапов наблюдение изучаемого процесса (небольшой эксперимент, в котором изучаемый процесс высвечивался бы с особой ясностью либо обращение копыту студентов по поводу того, что они уже видели и слышали применительно
к изучаемому явлению анализ ситуации (что общего есть между всеми приведенными ситуациями, что позволяет назвать их одним словом строгое определение данного явления, принятое в научном знании, а не в той форме, как оно понимается отдельным преподавателем психологии в томили ином колледже или вузе рассмотрение ключевых понятий и определение их смысловой нагрузки в данном определении обращение к реальной жизни студента и поиск там этих или подобных явлений перенос приобретенных знаний в другие ситуации, например в сферу его будущих профессиональных интересов.
Проведенное исследование показало достаточно высокую результативность данного способа объяснения нового материала. Учащиеся при такой форме демонстрируют полное понимание того, порой глубоко теоретического, материала, о котором идет речь. Проявляют неподдельный интерес, активно участвуя в обсуждении теоретических положений и перенося приобретенные теоретические знания к решению жизненно важных проблем, с которыми они сталкивались ранее и которые казались им неразрешимыми.
Путь второй.
Можно обратить внимание студентов на то, что такое определение понятия — это всегда более или менее строгая система, структура ряда других понятий, через которые она раскрывается. Можно заметить, что в любом определении сначала идет отнесение определяемого понятия к более широкому классу явлений, а затем уже называются специфические черты данного явления в кругу этого более широкого круга явлений. Например, мышление, восприятие, ощущение — все это познавательные психические процессы. А дальше внутри каждого из них есть то специфичное, то особое, что присуще лишь каждому из них в отдельности.
Экспериментальное занятие, формирующее умение понимать и давать определение основных психологических понятий, проводилось на третьем курсе дневного отделения. Накануне студентов просили повторить определения основных понятий психологии по психологическому словарю или литературе, с которой они работали в колледже. На практическом занятии учащимся было предложено в письменной форме дать эти определения.
Как, например, определялась категория мышление в работах студентов Вопросе принимали участие 17 человек, лишь 8 из них попытались определить это понятие Мышление — психический процесс освоения взаимосвязей окружающего мира Мышление — психический процесс, который происходит в сознании человека и способствует развитию личности Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма проявления творческой деятельности Мышление — процесс психической познавательной деятельности, который дает знания о существенных связях, свойствах и отношениях об
окружающем мире. Действительность отражается обобщенно и опосредованно Мышление — это психический процесс отраженного обобщенного, опосредованного отражения действительности Мышление — психический процесс познания, проявляющийся в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении действительности, предметов и явлений, и установления между ними связей и отношений».
Полученные результаты показали лишь в двух определениях есть некоторый намек на выделение существенных признаков этого феномена.
После этой работы совместно со студентами была предпринята попытка подумать над вопросом что же такое определение, каковы его форма, структура Совместно с преподавателем давалось определение определения».
После проделанной работы студентов вновь просили в письменной форме вернуться к тем определениям, которые формулировались ими вначале занятия. Достаточно четко прослеживается стремление учащихся применить на практике приобретенные знания о структуре понятия. Нов силу того, что при повторном написании работы они могли оперировать лишь тем, что усвоили накануне семинара, существенных изменений в определении понятий не произошло. Однако были показательны чисто количественные характеристики ответов. Теперь уже четырнадцать человек из группы попытались дать определение данному понятию.
Чтобы предложенная форма работы с понятиями была более эффективной, в соответствии с положениями
П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и типах ориентировочной основы действия следует проводить анализ структуры определения какого бы тони было понятия до, а не после того, как студенты самостоятельно заучили определения.
Научный и житейский стиль изложения материала.
Такой же дифференциации, на наш взгляд, требует и процесс овладения студентами научным стилем изложения учебного материала в противоположность житейскому. На обучающем занятии студенты готовили небольшие доклады по той или иной проблеме возрастной психологии, с которой они хорошо знакомы.
После выступления каждой из подгрупп аудитории задавался вопрос К какому стилю изложения материала мы могли бы отнести данный доклад Было выявлено, что интуитивно студенты достаточно хорошо ориентируются в степени научности представленного доклада. Задача, которая встала перед нами теперь, — определить критерии научности и перевести эти знания в сферу сознательного регулирования. Как вы различаете научный и житейский стиль изложения — такой вопрос был адресован студентам.
В процессе совместной работы были выделены следующие показатели научности научный стиль изложения материала предполагает:
опору на понятия более высокого уровня общности;
ссылки на научные исследования, а не на опыт отдельного человека
классификацию и систематизацию имеющихся подходов в решении той или иной проблемы, а непростое их перечисление.
Примечание. Работу студенты выполняют с большим удовольствием, особенно в том случае, если их специально спросить Как вам обычно удается проводить это различие Ведь реальные ситуации, когда они делают это самостоятельно, достаточно часто встречаются. Например, они берут в руки журнал или книгу на прилавке магазина, просматривают их, а потом откладывают в сторону со словами это не для меня, это слишком научно. Как они решают, что данный стиль изложения отличается своей научностью Такое обращение к реальному опыту студента, безусловно, повышает его интерес к работе.
Экзамен.
Ситуация экзамена — еще один объект экспериментального исследования. Показателем уровня присвоения студентом теоретического материала, изучаемого в университете, с нашей точки зрения, служит умение студентов отвечать на проблемы практики, широко привлекая изученный материал. С этой целью помимо основных, традиционных вопросов в билетах студентам предлагается ответить на дополнительный вопрос, один из тех, которые ставились на первом занятии ив качестве социального заказа адресовывались преподавателю.
Как показали полученные результаты, эта практика достаточно продуктивна, вызывает большой интересу слушателей и студентов. Сами студенты говорят об открытиях, которые они делают в процессе такой деятельности.
Подобную работу по объединению двух уровней знаний (теоретического и опыта реальной жизни студента) можно проводить по завершении каждой изучаемой темы, чтобы опыт такого объединения переносился и отрабатывался при изучении тем последующих.
Такую же функцию объединения знания теоретического и практики решения каждодневных задачи проблем, как показывает опыт, несет на себе один очень простой вопрос, который целесообразно задавать еще более часто (например, после каждого блока теоретических проблем в рамках той или иной психологической дисциплины Где это можно использовать?»
Возможные формы проведения практических занятий в условиях высшей школы
Достаточно эффективными формами проведения практических занятий входе проведенного исследования себя показали семинар, психологическое консультирование, научная конференция и др. Все указанные формы проведения практических занятий апробированы в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогических колледжах и вузах, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей