Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт музыкального и художественного образования Кафедра художественного образования Екатеринбург 2015 А. В. Мелехов Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт музыкального и художественного образования Кафедра художественного образования Екатеринбург 2015 А. В. Мелехов Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца Учебное пособие УДК 793.3 ББК Щ М Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет в качестве учебного издания (Решение № 391). РЕЦЕНЗЕНТЫ СВ. Миронова, канд. пед. наук, проф, Российский государственный профессионально-педагогический университет Л. Н. Пичугина, канд. пед. наук, доц. кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет М Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учеб. пособие / А. В. Мелехов ; Урал. гос. пед. унт. — Екатеринбург, 2015. — 128 с. Книга представляет собой один из первых опытов написания пособия по хореографии, предназначенного для студентов педагогических вузов, а не университетов и академий культуры и искусств. Поскольку выпускники педагогических вузов могут впоследствии работать преподавателями в том числе в детских коллективах, значительная часть пособия посвящена детскому танцу, проблемам проведения занятий с детьми. Пособие адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Хореографическое образование, а также их преподавателями всем интересующимся хореографией. УДК 793.3 ББК Щ © Мелехов А. В, 2015 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 УДК 793.3 ББК Щ М Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет в качестве учебного издания (Решение № 391). РЕЦЕНЗЕНТЫ СВ. Миронова, канд. пед. наук, проф, Российский государственный профессионально-педагогический университет Л. Н. Пичугина, канд. пед. наук, доц. кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет М Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учеб. пособие / А. В. Мелехов ; Урал. гос. пед. унт. — Екатеринбург, 2015. — 128 с. Книга представляет собой один из первых опытов написания пособия по хореографии, предназначенного для студентов педагогических вузов, а не университетов и академий культуры и искусств. Поскольку выпускники педагогических вузов могут впоследствии работать преподавателями в том числе в детских коллективах, значительная часть пособия посвящена детскому танцу, проблемам проведения занятий с детьми. Пособие адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Хореографическое образование, а также их преподавателями всем интересующимся хореографией. УДК 793.3 ББК Щ © Мелехов А. В, 2015 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 ISBN 978-5-8295-0366-6
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................. 7 1. Виды, формы и жанры хореографического искусства. 9 Контрольные вопросы ................................................................... 11 2. Балетмейстер и сфера его деятельности ....................................... 12 Контрольные вопросы ................................................................... 13 Рекомендуемая литература .......................................................... 13 3. Личностные качества балетмейстера нового типа ...................... 14 Контрольные вопросы ................................................................... 16 4. Замысел хореографического произведения .................................. 17 Контрольные вопросы ................................................................... 18 5. Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении ................................................... 19 Контрольные вопросы ................................................................... 20 Рекомендуемая литература .......................................................... 20 6. Работа постановщика с исполнителями ....................................... 21 Контрольные вопросы ................................................................... 22 7. Работа балетмейстера по созданию хореографического образа .................................................................. 23 Контрольные вопросы ................................................................... 25 8. Характерность образа ..................................................................... 25 Практическое задание ................................................................... 26 9. Анализ музыки к танцу .................................................................. 27 Контрольные вопросы ................................................................... 28 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................. 7 1. Виды, формы и жанры хореографического искусства. 9 Контрольные вопросы ................................................................... 11 2. Балетмейстер и сфера его деятельности ....................................... 12 Контрольные вопросы ................................................................... 13 Рекомендуемая литература .......................................................... 13 3. Личностные качества балетмейстера нового типа ...................... 14 Контрольные вопросы ................................................................... 16 4. Замысел хореографического произведения .................................. 17 Контрольные вопросы ................................................................... 18 5. Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении ................................................... 19 Контрольные вопросы ................................................................... 20 Рекомендуемая литература .......................................................... 20 6. Работа постановщика с исполнителями ....................................... 21 Контрольные вопросы ................................................................... 22 7. Работа балетмейстера по созданию хореографического образа .................................................................. 23 Контрольные вопросы ................................................................... 25 8. Характерность образа ..................................................................... 25 Практическое задание ................................................................... 26 9. Анализ музыки к танцу .................................................................. 27 Контрольные вопросы ................................................................... 28
4 10. Композиция и постановка танца. Композиционный план ....................................................................... 29 Контрольные вопросы ................................................................... 32 Рекомендуемая литература .......................................................... 32 11. Рисунок танца (хореографический рисунок. 33 Симметрия, асимметрия и объемность в композиционном построении ...................................................... 34 Основные виды хореографического рисунка ................................ 36 Контрольные вопросы ................................................................... 36 12. Хоровод. Рисунок — главное выразительное средство в хороводах ................................. 37 13. Основные фигуры хороводов ....................................................... 38 14. Областные особенности русского хоровода ................................ 39 Север России (Архангельская, Вологодская область) ................... 39 Сибирские танцы. 39 Центральная Россия. Московская, Рязанская, Владимирская, Калининская области ............................................ 40 Юго-Запад России .......................................................................... 41 Юг России ...................................................................................... 42 Контрольные вопросы ................................................................... 42 15. Композиционный план ................................................................. 43 Практические задания ................................................................... 43 16. Запись танца. 44 Контрольные вопросы ................................................................... 45 17. Художественное оформление хореографической постановки (костюм, грим, свет ...................... 46 Контрольные вопросы ................................................................... 47 18. Хореографический текст. Лексика танца (танцевальный язык ............................................... 48 Контрольные вопросы ................................................................... 50 4 10. Композиция и постановка танца. Композиционный план ....................................................................... 29 Контрольные вопросы ................................................................... 32 Рекомендуемая литература .......................................................... 32 11. Рисунок танца (хореографический рисунок. 33 Симметрия, асимметрия и объемность в композиционном построении ...................................................... 34 Основные виды хореографического рисунка ................................ 36 Контрольные вопросы ................................................................... 36 12. Хоровод. Рисунок — главное выразительное средство в хороводах ................................. 37 13. Основные фигуры хороводов ....................................................... 38 14. Областные особенности русского хоровода ................................ 39 Север России (Архангельская, Вологодская область) ................... 39 Сибирские танцы. 39 Центральная Россия. Московская, Рязанская, Владимирская, Калининская области ............................................ 40 Юго-Запад России .......................................................................... 41 Юг России ...................................................................................... 42 Контрольные вопросы ................................................................... 42 15. Композиционный план ................................................................. 43 Практические задания ................................................................... 43 16. Запись танца. 44 Контрольные вопросы ................................................................... 45 17. Художественное оформление хореографической постановки (костюм, грим, свет ...................... 46 Контрольные вопросы ................................................................... 47 18. Хореографический текст. Лексика танца (танцевальный язык ............................................... 48 Контрольные вопросы ................................................................... 50
5 19. Русская пляска. Танцевальная лексика — главное выразительное средство в пляске ....................................... 51 Сольная пляска, парный пляс, перепляс, групповая пляска .......... 53 Одиночная пляска ............................................................ 53 Женская одиночная пляска .............................................. 53 Мужская одиночная пляска ............................................. 54 Парная пляска .................................................................. 54 Перепляс .......................................................................... 55 Групповая пляска ............................................................. 55 Массовый пляс ................................................................. 56 Контрольные вопросы ................................................................... 56 20. Русская кадриль. Угловая кадриль, линейная кадриль, круговая кадриль, ланце .................................. 57 Квадратная (угловая) кадриль ........................................................ 58 Линейная (двухрядная) кадриль .................................................... 59 Круговая кадриль ........................................................................... 60 Лансье ............................................................................................. 60 Контрольные вопросы ................................................................... 60 21. Детский танец. Тематика детских танцев .................................. 61 22. Работа балетмейстера в детском хореографическом коллективе ........................................ 62 Контрольные вопросы ................................................................... 64 23. Сюжетный танец ........................................................................... 65 Контрольные вопросы ................................................................... 66 24. Хореографическая сюита ............................................................. 67 Контрольные вопросы ................................................................... 67 25. Массовый танец ............................................................................. 68 Контрольные вопросы ................................................................... 68 26. Практический курс обучения. 69 Заключение .......................................................................................... 73 5 19. Русская пляска. Танцевальная лексика — главное выразительное средство в пляске ....................................... 51 Сольная пляска, парный пляс, перепляс, групповая пляска .......... 53 Одиночная пляска ............................................................ 53 Женская одиночная пляска .............................................. 53 Мужская одиночная пляска ............................................. 54 Парная пляска .................................................................. 54 Перепляс .......................................................................... 55 Групповая пляска ............................................................. 55 Массовый пляс ................................................................. 56 Контрольные вопросы ................................................................... 56 20. Русская кадриль. Угловая кадриль, линейная кадриль, круговая кадриль, ланце .................................. 57 Квадратная (угловая) кадриль ........................................................ 58 Линейная (двухрядная) кадриль .................................................... 59 Круговая кадриль ........................................................................... 60 Лансье ............................................................................................. 60 Контрольные вопросы ................................................................... 60 21. Детский танец. Тематика детских танцев .................................. 61 22. Работа балетмейстера в детском хореографическом коллективе ........................................ 62 Контрольные вопросы ................................................................... 64 23. Сюжетный танец ........................................................................... 65 Контрольные вопросы ................................................................... 66 24. Хореографическая сюита ............................................................. 67 Контрольные вопросы ................................................................... 67 25. Массовый танец ............................................................................. 68 Контрольные вопросы ................................................................... 68 26. Практический курс обучения. 69 Заключение .......................................................................................... 73
6 Список рекомендуемой литературы ................................................. 74 Основная. 74 Дополнительная ............................................................................. 77 Библиография книг на иностранных языках ................................. 79 ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................. 81 1. Способы исполнения движений ................................................. 81 2. Способы передвижения .............................................................. 83 3. Импровизация в хореографии .................................................... 86 4. Организация и структурирование .............................................. 95 5. Хореография группы .................................................................. 97 Контрольные вопросы ................................................................. 106 Рекомендуемая литература ........................................................ 106 6. Соотношение пространственного расположения и форм презентации хореографического текста ............................ 99 7. Критерии анализа хореографического произведения в работе В. Ю. Никитина ............................................................. 107 8. Сценическая оброботка фольклорного танца .......................... 112 6 Список рекомендуемой литературы ................................................. 74 Основная. 74 Дополнительная ............................................................................. 77 Библиография книг на иностранных языках ................................. 79 ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................. 81 1. Способы исполнения движений ................................................. 81 2. Способы передвижения .............................................................. 83 3. Импровизация в хореографии .................................................... 86 4. Организация и структурирование .............................................. 95 5. Хореография группы .................................................................. 97 Контрольные вопросы ................................................................. 106 Рекомендуемая литература ........................................................ 106 6. Соотношение пространственного расположения и форм презентации хореографического текста ............................ 99 7. Критерии анализа хореографического произведения в работе В. Ю. Никитина ............................................................. 107 8. Сценическая оброботка фольклорного танца .......................... 112
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |