Главная страница
qrcode

Мелехов. Искусство балетмейстера.. Учебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6


НазваниеУчебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6
АнкорМелехов. Искусство балетмейстера..pdf
Дата01.06.2019
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMelekhov_Iskusstvo_baletmeystera.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#52116
страница3 из 19
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
12 2. БАЛЕТМЕЙСТЕР И СФЕРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Балетмейстер — профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта. Балетмейстер должен быть передовым человеком своего времени, человеком высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющим основами профессионального мастерства. Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства, должен овладеть способностями и знаниями автора (драматурга) и режиссерапостановщика хореографического номера. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и режиссера. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом. Продумывая драматургию хореографического номера, воплощая ее средствами хореографической композиции, пластичными образами, он работает с участниками коллектива как режиссер-постановщик. Деятельность балетмейстера в коллективе весьма разнообразна сочинение произведения, его постановка, репетиции, работа. Балетмейстер должен знать, любить музыку, изучать ее, уметь раскрыть ее средствами хореографии. Творчество балетмейстера немыслимо без постоянного поиска. Поиск сюжета для танцевальной композиции предполагает изучение жизни, знание литературных произведений. Поиски отбор созвучных эпохе тем, их значимость говорят о четкости гражданской позиции балетмейстера, его зрелости. Иногда балетмейстеру приходится осуществлять постановку спектакля или концертного номера, созданного другим автором, но делать это он имеет право только с согласия автора хореографического произведения. Естественно, что при переносе сочинения должно быть указано, кто является его автором. Особенно ответственно балетмейстер должен относиться к постановке спектаклей и концертных номеров, вошедших в золотой фонд мировой хореографии, ставших ее классическими образцами. Р. В. Захаров писал Чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только прекрасное хореографическое образование, но и способности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций. Балетмейстер должен уметь, понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых различных характеров, как бы эти движения ни были сложны. Он должен иметь выразительное тело и лицо. Необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и открытым взором, способным замечать исполнительную погрешность в массе танцовщиков музыкальный слух, чувство ритма дает возможность запомнить так, чтобы при сочинении хореографического номера он мог мысленно пропеть. Слово балетмейстер означает мастер балетного спектакля. При сочинении балетмейстер должен донести главное, тему, идею, зажечь, увлечь исполнителей. Ставить — чтобы глаза горели, а исполнители стали единомышленниками. Должна быть вера, твердость, что номер успешно будет закончен. Рождается он в муках, в вечном поиске, нельзя стоять на месте, только вперед, пусть не всё гладко, но ждать озарения нельзя. Контрольные вопросы
1. Чем отличается балетмейстер от режиссера, композитора, скульптора
2. Какими способностями должен обладать балетмейстер при постановке, хореографических номеров.
3. Что такое плагиат Когда и при каких условиях балетмейстер имеет право переносить сочинения Рекомендуемая литература Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983.
13 сти. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций. Балетмейстер должен уметь, понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых различных характеров, как бы эти движения ни были сложны. Он должен иметь выразительное тело и лицо. Необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и открытым взором, способным замечать исполнительную погрешность в массе танцовщиков музыкальный слух, чувство ритма дает возможность запомнить так, чтобы при сочинении хореографического номера он мог мысленно пропеть. Слово балетмейстер означает мастер балетного спектакля. При сочинении балетмейстер должен донести главное, тему, идею, зажечь, увлечь исполнителей. Ставить — чтобы глаза горели, а исполнители стали единомышленниками. Должна быть вера, твердость, что номер успешно будет закончен. Рождается он в муках, в вечном поиске, нельзя стоять на месте, только вперед, пусть не всё гладко, но ждать озарения нельзя. Контрольные вопросы

1. Чем отличается балетмейстер от режиссера, композитора, скульптора
2. Какими способностями должен обладать балетмейстер при постановке, хореографических номеров.
3. Что такое плагиат Когда и при каких условиях балетмейстер имеет право переносить сочинения Рекомендуемая литература Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983.

14 3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НОВОГО ТИПА
1. Наличие прогрессивного мировоззрения.
2. Наличие вдохновения, которое губит равнодушие и проявляется а) в умении создать заинтересованность, например, рассказать о хореографии очень поэтично, показать перспективы, открывающиеся на этом поприще, многообразие этой деятельности, разноплановость б) доброжелательности и терпении в) индивидуальности, уважении к каждой личности. Для руководителя непростительна слабость. Он должен быть собран, подготовлен (не должен терять авторитета. Люди, особенно дети, нуждаются в твердом руководстве. Необходимо быть строгим, но справедливым. Справедливость — это черта личности. Однако часто виной несправедливости является предубежденность — избежать ее помогает чуткость. Необходима объективная заинтересованность в своей работе. Человек без тормозов — испорченная неуправляемая машина. Нужно быть мудрыми добрым. Древние философы говорили Юмор — это мудрость жизни. Веселый человек проводит занятия лучше, чем угрюмый, так, что ученики заметно лучше усваивают учебный материал. Нравственной основой тактичности является этика — кодекс человеческой чести, регламентирующий поведение людей. Сердцевина такта — уважение личности с требовательностью к ней. Личностные качества и уровень мастерства должны оцениваться отдельно. Мастерство приобретается, вырабатывается в любой профессии. Главные качества мастерства Особенно важны 3 параметра
1) эрудиция
2) способности
3) владение педагогической техникой. Раскроем их.
1. Знания открывают горизонт культуры. Широта знаний имеет огромное значение для приобретения авторитета. Действия балетмейстера верны, если он постигает внутренний мир людей.
14 3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НОВОГО ТИПА
1. Наличие прогрессивного мировоззрения.
2. Наличие вдохновения, которое губит равнодушие и проявляется а) в умении создать заинтересованность, например, рассказать о хореографии очень поэтично, показать перспективы, открывающиеся на этом поприще, многообразие этой деятельности, разноплановость б) доброжелательности и терпении в) индивидуальности, уважении к каждой личности. Для руководителя непростительна слабость. Он должен быть собран, подготовлен (не должен терять авторитета. Люди, особенно дети, нуждаются в твердом руководстве. Необходимо быть строгим, но справедливым. Справедливость — это черта личности. Однако часто виной несправедливости является предубежденность — избежать ее помогает чуткость. Необходима объективная заинтересованность в своей работе. Человек без тормозов — испорченная неуправляемая машина. Нужно быть мудрыми добрым. Древние философы говорили Юмор — это мудрость жизни. Веселый человек проводит занятия лучше, чем угрюмый, так, что ученики заметно лучше усваивают учебный материал. Нравственной основой тактичности является этика — кодекс человеческой чести, регламентирующий поведение людей. Сердцевина такта — уважение личности с требовательностью к ней. Личностные качества и уровень мастерства должны оцениваться отдельно. Мастерство приобретается, вырабатывается в любой профессии. Главные качества мастерства Особенно важны 3 параметра
1) эрудиция
2) способности
3) владение педагогической техникой. Раскроем их.
1. Знания открывают горизонт культуры. Широта знаний имеет огромное значение для приобретения авторитета. Действия балетмейстера верны, если он постигает внутренний мир людей.

15 2. Необходимые способности а) профессиональная зоркость — умение угадать состояние учеников по внешним проявлениям, вовремя поставить диагноз требует развития наблюдательности б) оптимистическое прогнозирование, или педагогическое воображение, способность планировать результаты своей работы в) организаторские таланты — способность приобретать опыт руководителя г) мобильность, адекватность реакции д) педагогическая интуиция — вырабатывается на базе знаний, проявляется в тяжелых случаях, во внезапных догадках, озарениях.
3. Педагогическая техника включает приемы воздействия на участников коллектива. Надо уметь научиться свободно управлять своими эмоциями, внутренним состоянием. Воздействовать на людей при помощи интонации, мимики, жеста. Главный инструмент — голос, его тембр, устойчивость, выразительность. Он должен не раздражать и не убаюкивать. Низкие тона больше подходят, чем высокие (высокие раздражают. Действия и мимика не менее выразительны, чем слова. Мимика может дополнять, одухотворять речь, но часто встречается неконтролируемая мимика с незапланированным результатом (например, кто-то гневается, а вокруг все смеются. Следует избегать двух опасных крайностей 1) чрезмерной динамичности лицевых мускул — бегающих глаз 2) статики мышц — каменного лица. В жестикуляции проявляется индивидуальный характер. Очень часто руки не помогают, но мешают объяснениям. Вредно постоянное манипулирование предметами. Начинающие преподаватели, как правило, не знают, куда деть руки. Важно добиться сдержанных естественных движений — это помогает усилить внимание. Перед студентами стоит такая задача, как выработка культуры жестов. Дети часто копируют преподавателя и подражают ему, способность подражания — идентификация — может ускорять, а может и замедлять учебный процесс, поэтому при работе требуется придельная концентрация. На уроках хореографии главным поприщем, на котором формируется личность, является совместный труд. Основные методы воспитательного воздействия

1. Убеждение. Доказать истинность словесно — значит затронуть ум и эмоции в их единстве, изменить неправильные взгляды, связи между понятиями и сформировать новые. При этом надо быть объективным,
15 2. Необходимые способности а) профессиональная зоркость — умение угадать состояние учеников по внешним проявлениям, вовремя поставить диагноз требует развития наблюдательности б) оптимистическое прогнозирование, или педагогическое воображение, способность планировать результаты своей работы в) организаторские таланты — способность приобретать опыт руководителя г) мобильность, адекватность реакции д) педагогическая интуиция — вырабатывается на базе знаний, проявляется в тяжелых случаях, во внезапных догадках, озарениях.
3. Педагогическая техника включает приемы воздействия на участников коллектива. Надо уметь научиться свободно управлять своими эмоциями, внутренним состоянием. Воздействовать на людей при помощи интонации, мимики, жеста. Главный инструмент — голос, его тембр, устойчивость, выразительность. Он должен не раздражать и не убаюкивать. Низкие тона больше подходят, чем высокие (высокие раздражают. Действия и мимика не менее выразительны, чем слова. Мимика может дополнять, одухотворять речь, но часто встречается неконтролируемая мимика с незапланированным результатом (например, кто-то гневается, а вокруг все смеются. Следует избегать двух опасных крайностей 1) чрезмерной динамичности лицевых мускул — бегающих глаз 2) статики мышц — каменного лица. В жестикуляции проявляется индивидуальный характер. Очень часто руки не помогают, но мешают объяснениям. Вредно постоянное манипулирование предметами. Начинающие преподаватели, как правило, не знают, куда деть руки. Важно добиться сдержанных естественных движений — это помогает усилить внимание. Перед студентами стоит такая задача, как выработка культуры жестов. Дети часто копируют преподавателя и подражают ему, способность подражания — идентификация — может ускорять, а может и замедлять учебный процесс, поэтому при работе требуется придельная концентрация. На уроках хореографии главным поприщем, на котором формируется личность, является совместный труд. Основные методы воспитательного воздействия

1. Убеждение. Доказать истинность словесно — значит затронуть ум и эмоции в их единстве, изменить неправильные взгляды, связи между понятиями и сформировать новые. При этом надо быть объективным,

16 устранить возражения и сомнения. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, учитывать индивидуальные способности. Убеждение должно быть эмоциональным, вызывать различные переживания.
2. В качестве дополнительного можно использовать метод внушения, те. воздействие одного лица на другое, рассчитанное на некритическое восприятие слов. Такое воздействие практикуется везде. При внушении требуется категоричность, давление воли. Чем выше авторитет внушающего, тем чаще применяются внушения. Длительный контакт в коллективе предоставляет возможность для психологического сближения и влияния. Постепенно формируется и укрепляется влияние, которое находится в прямой зависимости от духовного богатства, связанного с авторитетом и волей. Атмосфера доверия в коллективе позволяет сопоставить свои знания, умения, каждому выразить свое отношение к явлениям жизни. Контрольные вопросы

1. Назовите главные характеристики мастерства.
2. Перечислите личностные качества балетмейстера нового типа.
3. Почему личностные качества балетмейстера и степень мастерства могут не совпадать
16 устранить возражения и сомнения. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, учитывать индивидуальные способности. Убеждение должно быть эмоциональным, вызывать различные переживания.
2. В качестве дополнительного можно использовать метод внушения, те. воздействие одного лица на другое, рассчитанное на некритическое восприятие слов. Такое воздействие практикуется везде. При внушении требуется категоричность, давление воли. Чем выше авторитет внушающего, тем чаще применяются внушения. Длительный контакт в коллективе предоставляет возможность для психологического сближения и влияния. Постепенно формируется и укрепляется влияние, которое находится в прямой зависимости от духовного богатства, связанного с авторитетом и волей. Атмосфера доверия в коллективе позволяет сопоставить свои знания, умения, каждому выразить свое отношение к явлениям жизни. Контрольные вопросы
1. Назовите главные характеристики мастерства.
2. Перечислите личностные качества балетмейстера нового типа.
3. Почему личностные качества балетмейстера и степень мастерства могут не совпадать

17 4. ЗАМЫСЕЛ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Всё начинается с замысла. Основой служит жизненно важная проблема, например каким должен быть человек, проблема войны и мира, познание и освоение природы, историческая тема, проблема защиты родины. Замысел возникает по-разному. Многое зависит от таланта, природной одаренности балетмейстера, его жизненного опыта, культуры и др. Если писатель-драматург мыслит драматургическими образами, композитор — музыкальными, то балетмейстеру необходимо обладать способностью мыслить хореографическими образами. В начальной стадии работы он старается представить себе будущий танец, облик его участников, образное выражение их взаимоотношений. Основой для возникновения замысла могут быть картины жизни народа, образ одухотворенного человека, уклад жизни, нравственные устои народа. Замысел возникает и под влиянием изобразительного и прикладного искусства. Из их образов порой рождается содержание танца. Замысел многих постановок навеян литературными произведениями романами, повестями, поэмами, стихами и т. д. Замысел — первое и самое главное звено в творчестве постановщика танцев. От значимости, масштабности задумки зависят глубина и степень художественного обобщения жизни в произведении. Изучение жизненного материала Утвердившись в своем замысле, постановщик прежде всего решает, на основе какого жизненного материала создавать хореографический образ танца. Всегда нужно глубоко изучать исторический, этнографический, фольклорный материал. Это помогает узнать нравы, обычаи народа, его национальный характер, издавна сложившуюся этику взаимоотношений между людьми и формы ее проявления. Кроме того, постановщик обязательно знакомится с музыкой, живописью, песенной культурой народа, с литературными описаниями его танцев и плясок. Большую пользу приносит изучение материальной культуры, декоративно-прикладного искусства, народной одежды, знакомство с предметами быта. Нередко случается, что глубокое изучение жизненного материала приводит постановщика к мысли о необходимости частично или даже коренным образом изменить свой первоначальный замысел.
17 4. ЗАМЫСЕЛ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Всё начинается с замысла. Основой служит жизненно важная проблема, например каким должен быть человек, проблема войны и мира, познание и освоение природы, историческая тема, проблема защиты родины. Замысел возникает по-разному. Многое зависит от таланта, природной одаренности балетмейстера, его жизненного опыта, культуры и др. Если писатель-драматург мыслит драматургическими образами, композитор — музыкальными, то балетмейстеру необходимо обладать способностью мыслить хореографическими образами. В начальной стадии работы он старается представить себе будущий танец, облик его участников, образное выражение их взаимоотношений. Основой для возникновения замысла могут быть картины жизни народа, образ одухотворенного человека, уклад жизни, нравственные устои народа. Замысел возникает и под влиянием изобразительного и прикладного искусства. Из их образов порой рождается содержание танца. Замысел многих постановок навеян литературными произведениями романами, повестями, поэмами, стихами и т. д. Замысел — первое и самое главное звено в творчестве постановщика танцев. От значимости, масштабности задумки зависят глубина и степень художественного обобщения жизни в произведении. Изучение жизненного материала Утвердившись в своем замысле, постановщик прежде всего решает, на основе какого жизненного материала создавать хореографический образ танца. Всегда нужно глубоко изучать исторический, этнографический, фольклорный материал. Это помогает узнать нравы, обычаи народа, его национальный характер, издавна сложившуюся этику взаимоотношений между людьми и формы ее проявления. Кроме того, постановщик обязательно знакомится с музыкой, живописью, песенной культурой народа, с литературными описаниями его танцев и плясок. Большую пользу приносит изучение материальной культуры, декоративно-прикладного искусства, народной одежды, знакомство с предметами быта. Нередко случается, что глубокое изучение жизненного материала приводит постановщика к мысли о необходимости частично или даже коренным образом изменить свой первоначальный замысел.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом