Главная страница
qrcode

Мелехов. Искусство балетмейстера.. Учебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6


НазваниеУчебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6
АнкорМелехов. Искусство балетмейстера..pdf
Дата01.06.2019
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMelekhov_Iskusstvo_baletmeystera.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#52116
страница4 из 19
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

18 Профессор Р. Захаров выделил в процессе создания нового хореографического произведения 5 звеньев, и хотя каждое из этих звеньев — самостоятельный этап творческого процесса, они находятся в органической неразрывной связи друг с другом.
1. Возникновение замысла, идеи, темы будущего произведения и воплощение ее в программе. Программа должна быть составлена по законам драматургии и содержать изложение событий, прошедших в определенно время в определенных условиях — с обозначением и описанием места, времени и характера действия, перечислением качеств всех основных действующих лиц.
2. Появление композиционного плана или музыкально-хореографического сценария, который создается балетмейстером для композитора.
3. Процесс создания композитором музыкального произведения.
4. Период сочинения произведения, всех его танцев и сцен с галереей художественных образов (соло, массовые сцены, эскизами декораций и костюмов, световой партитурой.
5. Постановка всего сочинения в репетиционных залах. Завершающий этап — репетиция на сцене в костюмах, в гриме, с декорацией, с освещением и оркестром. Как результат — встреча со зрителями на сцене. Контрольные вопросы

1. Что может быть источником вдохновения при формировании замысла постановки хореографического номера
2. Какое звено сложнее всего, и почему вы так считаете
3. Перечислите 5 звеньев создания хореографического произведения, которые выделил профессор Р. Захаров.
18 Профессор Р. Захаров выделил в процессе создания нового хореографического произведения 5 звеньев, и хотя каждое из этих звеньев — самостоятельный этап творческого процесса, они находятся в органической неразрывной связи друг с другом.
1. Возникновение замысла, идеи, темы будущего произведения и воплощение ее в программе. Программа должна быть составлена по законам драматургии и содержать изложение событий, прошедших в определенно время в определенных условиях — с обозначением и описанием места, времени и характера действия, перечислением качеств всех основных действующих лиц.
2. Появление композиционного плана или музыкально-хореографического сценария, который создается балетмейстером для композитора.
3. Процесс создания композитором музыкального произведения.
4. Период сочинения произведения, всех его танцев и сцен с галереей художественных образов (соло, массовые сцены, эскизами декораций и костюмов, световой партитурой.
5. Постановка всего сочинения в репетиционных залах. Завершающий этап — репетиция на сцене в костюмах, в гриме, с декорацией, с освещением и оркестром. Как результат — встреча со зрителями на сцене. Контрольные вопросы

1. Что может быть источником вдохновения при формировании замысла постановки хореографического номера
2. Какое звено сложнее всего, и почему вы так считаете
3. Перечислите 5 звеньев создания хореографического произведения, которые выделил профессор Р. Захаров.

19 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Слово драматургия восходит к древнегреческому драма, которое означает действие. Со временем этот термин стал употребляться более широко, применительно не только к драме, но и к другим видам искусства. Тема отвечает на вопрос, о чем в данном произведении идет речь, другими словами, определить тему — значит определить объект изображения, те. ту область действительности, которая художественно воспроизводится. Чтобы установить основную, или ведущую идею произведения, необходимо ответить на вопрос о том, что утверждает автор относительно данного объекта в идее выражены мысли и чувства автора, вызванные изображаемой действительностью. Тема, в отличие от идеи, всегда конкретна — это кусок живой действительности. Тема — объективная сторона произведения, идея — субъективная. Всякое подлинное произведение искусства представляет собой единство темы и идеи. Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведении мы различаем 5 основных частей.
1. Экспозиция — знакомство зрителей с действующими лицами. Экспозиция помогает составить представление о характере героев. С помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздаются образ эпохи, место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может — динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь балетмейстер, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.
2. Завязка. Самоназвание этой части говорит о том, что здесь завязывается и начинается действие здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты.
3. Ступени перед кульминацией (развитие действия) — та часть произведения, в которой развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает определенность, становится
19 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Слово драматургия восходит к древнегреческому драма, которое означает действие. Со временем этот термин стал употребляться более широко, применительно не только к драме, но и к другим видам искусства. Тема отвечает на вопрос, о чем в данном произведении идет речь, другими словами, определить тему — значит определить объект изображения, те. ту область действительности, которая художественно воспроизводится. Чтобы установить основную, или ведущую идею произведения, необходимо ответить на вопрос о том, что утверждает автор относительно данного объекта в идее выражены мысли и чувства автора, вызванные изображаемой действительностью. Тема, в отличие от идеи, всегда конкретна — это кусок живой действительности. Тема — объективная сторона произведения, идея — субъективная. Всякое подлинное произведение искусства представляет собой единство темы и идеи. Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведении мы различаем 5 основных частей.
1. Экспозиция — знакомство зрителей с действующими лицами. Экспозиция помогает составить представление о характере героев. С помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздаются образ эпохи, место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может — динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь балетмейстер, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.
2. Завязка. Самоназвание этой части говорит о том, что здесь завязывается и начинается действие здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты.
3. Ступени перед кульминацией (развитие действия) — та часть произведения, в которой развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает определенность, становится

20 напряженным. Ступени перед кульминацией могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, нужно для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, всё более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. В этой части хореографического произведения в процессе развития действия для некоторых второстепенных персонажей может наступить кульминация их сценической жизни и даже развязка, но всё это должно способствовать развитию драматургии, характеров главных действующих лиц.
4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношений героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна маркироваться наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, те. композицией танца. Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная напряженность исполнения.
5. Развязка — завершает действие. Может быть либо мгновенной кода, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо постепенной. Выбор формы развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка — идейнонравственный итог сочинения. Контрольные вопросы

1. Перечислите 5 составных частей при сочинении хореографического произведения.
2. Назовите, что объединяет, а что отличает тему и идею хореографического произведения. Рекомендуемая литература Захаров Р. Сочинение танца.
Никитин В. Ю. Композиция в современной хореографии. МГУКИ,
2007.
20 напряженным. Ступени перед кульминацией могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, нужно для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, всё более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. В этой части хореографического произведения в процессе развития действия для некоторых второстепенных персонажей может наступить кульминация их сценической жизни и даже развязка, но всё это должно способствовать развитию драматургии, характеров главных действующих лиц.
4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношений героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна маркироваться наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, те. композицией танца. Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная напряженность исполнения.
5. Развязка — завершает действие. Может быть либо мгновенной кода, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо постепенной. Выбор формы развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка — идейнонравственный итог сочинения. Контрольные вопросы
1. Перечислите 5 составных частей при сочинении хореографического произведения.
2. Назовите, что объединяет, а что отличает тему и идею хореографического произведения. Рекомендуемая литература Захаров Р. Сочинение танца.
Никитин В. Ю. Композиция в современной хореографии. МГУКИ,
2007.

21 6. РАБОТА ПОСТАНОВЩИКА
СИСПОЛНИТЕЛЯМИ После того как постановщик разработал композицию, лексику, мизансцены, он может приступить к работе с исполнителями, предварительно продумав методику преподавания, включающую 2 метода
1. Поставить, потом отработать.
2. Ставить по кусками сразу отрабатывать. Готовиться нужно к каждому занятию. Следует иметь с собой записанные особенности или рабочий план по тактам с левой стороны — такты и схемы движения, с правой — какое движение сколько раз выполняется, с какой ноги, положения руки т. д. Перед тем как разучивать танец, постановщик рассказывает участникам всё, что входит в содержание танца, знакомит их с музыкой. Он должен добиваться тщательно отработанных движений, яркой подачи материала и характера танца. Приведем алгоритм работы. Знакомство с исполнителей с номером. Дать прослушать музыку, рассказать сюжет, увлечь, заинтересовать. Распределить роли, персонажей, учесть при этом
– технические возможности исполнителей
– индивидуальные качества (кто-то дробит, кто-то крутит
– внешние качества (рост, лицо. Разучивание движений. Начинается на уроках. Последовательность разучивания движений
– движение показать без сопровождения и под музыку
– если сложное — разделить его на части
– проучить подсчет каждую часть, постепенно подключая музыку
– медленно подсчет объединить части, затем под музыку, когда проучен весь материал, ускорить темп до нужного
– после разучивания движения тренируются выразительность и эмоциональность. Разводка номера производится по постановочным кускам.
1. Пройти пешком по рисунку.
2. Пройти по рисунку танцевальными движениями.
3. Соединить эти 2 постановочных куска. Когда номер разведен, поставлен, начинаются репетиции. Сначала — рабочие репетиции
21 6. РАБОТА ПОСТАНОВЩИКА
СИСПОЛНИТЕЛЯМИ После того как постановщик разработал композицию, лексику, мизансцены, он может приступить к работе с исполнителями, предварительно продумав методику преподавания, включающую 2 метода
1. Поставить, потом отработать.
2. Ставить по кусками сразу отрабатывать. Готовиться нужно к каждому занятию. Следует иметь с собой записанные особенности или рабочий план по тактам с левой стороны — такты и схемы движения, с правой — какое движение сколько раз выполняется, с какой ноги, положения руки т. д. Перед тем как разучивать танец, постановщик рассказывает участникам всё, что входит в содержание танца, знакомит их с музыкой. Он должен добиваться тщательно отработанных движений, яркой подачи материала и характера танца. Приведем алгоритм работы. Знакомство с исполнителей с номером. Дать прослушать музыку, рассказать сюжет, увлечь, заинтересовать. Распределить роли, персонажей, учесть при этом
– технические возможности исполнителей
– индивидуальные качества (кто-то дробит, кто-то крутит
– внешние качества (рост, лицо. Разучивание движений. Начинается на уроках. Последовательность разучивания движений
– движение показать без сопровождения и под музыку
– если сложное — разделить его на части
– проучить подсчет каждую часть, постепенно подключая музыку
– медленно подсчет объединить части, затем под музыку, когда проучен весь материал, ускорить темп до нужного
– после разучивания движения тренируются выразительность и эмоциональность. Разводка номера производится по постановочным кускам.
1. Пройти пешком по рисунку.
2. Пройти по рисунку танцевальными движениями.
3. Соединить эти 2 постановочных куска. Когда номер разведен, поставлен, начинаются репетиции. Сначала — рабочие репетиции

22
– на сцене
– в костюмах
– сводные репетиции (с оркестром, если требуется — с хором. Следующий этап — прогоны. За ними следует генеральная репетиция — со светом, с гримом. Это пробный спектакль, где показывается первоначальная версия произведения. После генеральной репетиции бывают изменения (сокращения, дополнения. Контрольные вопросы
1. Какие 2 метода используются при постановке в работе с исполнителями
22
– на сцене
– в костюмах
– сводные репетиции (с оркестром, если требуется — с хором. Следующий этап — прогоны. За ними следует генеральная репетиция — со светом, с гримом. Это пробный спектакль, где показывается первоначальная версия произведения. После генеральной репетиции бывают изменения (сокращения, дополнения. Контрольные вопросы
1. Какие 2 метода используются при постановке в работе с исполнителями

23 7. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СОЗДАНИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА Что такое хореографический образ Искусство всё пропускает сквозь эстетическую призму, одаривая, облагораживая эстетическим переживанием. Художественный образ есть особая форма отражения и осмысления жизни.
Едва лине основным в работе режиссера, балетмейстера, художника являются жизненные наблюдения. Только жизнь во всём ее многообразии может явиться материалом для художника. Наше ощущение, наше сознание есть лишь образ нашего мира. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания, движения к истине, познания объективной реальности.
Хореографический образ отображает конкретный характер человека, другого существа, животного, птиц и других, проявляющийся в отношении изображаемого к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства. Так как искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой, хореографический образ и его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Каждый художник-балетмейстер в зависимости от своей индивидуальности, уровня культуры, особенностей мышления использует и свои частные приемы, например, создавая произведение на историческую тему, любой балетмейстер в первую очередь будет изучать эпоху, в которой происходит действие, портреты исторических деятелей, литературу, живопись — всё, что может дать толчок фантазии. Но каков будет результат, какие образы сложатся в его голове — зависит от его личности. Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, балетмейстер вырабатывает свое суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное имеет большое значения для конечного результата работы — хореографического произведения. Большую роль при создании образа героя играет знание балетмейстером психологии. Оно дает возможность не только понимать встречающиеся в жизни характеры людей, но и правильно выстраивать — сначала в своем воображении, а потоми на сцене — линию поведения героев хореографического произведения.
23 7. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СОЗДАНИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА Что такое хореографический образ Искусство всё пропускает сквозь эстетическую призму, одаривая, облагораживая эстетическим переживанием. Художественный образ есть особая форма отражения и осмысления жизни.
Едва лине основным в работе режиссера, балетмейстера, художника являются жизненные наблюдения. Только жизнь во всём ее многообразии может явиться материалом для художника. Наше ощущение, наше сознание есть лишь образ нашего мира. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания, движения к истине, познания объективной реальности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом