Главная страница
qrcode

Мелехов. Искусство балетмейстера.. Учебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6


НазваниеУчебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6
АнкорМелехов. Искусство балетмейстера..pdf
Дата01.06.2019
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMelekhov_Iskusstvo_baletmeystera.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#52116
страница7 из 19
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
1) горизонтальное — спокойный, статичный характер
2) вертикальный — возвышенный характер
3) диагональное — возбуждающий, динамичный характер. Танец делится на бытовой и сценический. Бытовой, фольклорный, народный танцуется для себя, а сценический — для зрителя. В фольклорном танце наиболее распространен круг, две линии, переходы в виде восьмерки. Расчета на восприятие со стороны в фольклорном танце не было — его можно смотреть со всех сторон. Сцена обязательно предполагает точку восприятия, и рисунок строится по сценическим законам. Сценическое восприятие осуществляется только с одной стороны, и хороший балетмейстер отмечает, как расположены места, и делает так, чтобы рисунок смотрелся из любой точки зала. Музыка должна быть обработана для сцены, нельзя использовать фольклорный вариант. Логика развития рисунка предусматривает
33 11. РИСУНОК ТАНЦА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК) Рисунок в широком смысле слова — изображение, очертание какой-либо поверхности. Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем эти передвижения на листе бумаги, тотем самым мы зафиксируем рисунок танца. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. В древние времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок взять хотя бы танец ликования вокруг убитого животного, который чаще всего строился на движении по кругу. ИВ. Смирнов в своей работе Искусство балетмейстера высказывает предположение, что с появлением земледелия наряду с круговым появляется и линейное построение рисунка танца. Это в какой-то степени связано с отражением в нем трудового процесса полевых работ. На протяжении веков хореография усложнялась, разнообразнее становился рисунок. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их, способствует наиболее яркому выявлению на сцене хореографического текста. Различные построения и перестроения оказывает на зрителя определенное психологическое воздействие
1) горизонтальное — спокойный, статичный характер
2) вертикальный — возвышенный характер
3) диагональное — возбуждающий, динамичный характер. Танец делится на бытовой и сценический. Бытовой, фольклорный, народный танцуется для себя, а сценический — для зрителя. В фольклорном танце наиболее распространен круг, две линии, переходы в виде восьмерки. Расчета на восприятие со стороны в фольклорном танце не было — его можно смотреть со всех сторон. Сцена обязательно предполагает точку восприятия, и рисунок строится по сценическим законам. Сценическое восприятие осуществляется только с одной стороны, и хороший балетмейстер отмечает, как расположены места, и делает так, чтобы рисунок смотрелся из любой точки зала. Музыка должна быть обработана для сцены, нельзя использовать фольклорный вариант. Логика развития рисунка предусматривает

34 связь предыдущего рисунка с последующим каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Рисунок должен быть завершенными переходить из одного в другой. Задача хореографа, изучающего народный танец и работающего над ним — не только бережно сохранить то, что создано поколениями прежних исполнителей, но и умело развить этот вид хореографического искусства. Важно при этом не исказить образ, жизненный характер русского человека, его чистоту, достоинство, нашедшие отражение в горделивой осанке, плавности и напевности движений. Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен досконально изучить фольклорный материал данной области разновидности танцев, характер и манеру движений, специфические, характерные для этой области темы хороводных песен. При сочинении танца широко используется принцип лейтмотива, повтора композиционного рисунка. В эту часть нередко включаются специфические движения, жесты, позы, игровые моменты, которые также проходят через весь номер. Они чаще всего завершают рисунок, танцевальную комбинацию, фигуру танца, придают ему своеобразие, оригинальность. Контрастность — одно из активных средств выразительности в хореографии. Так, ярким, впечатляющим становится и простой рисунок, если передним шел сложный. Еще Новерр писал Некоторое знакомство с геометрией может принести здесь немалую пользу наука эта внесет ясность в фигуры танцев, порядок в их комбинации, придаст четкость формами, сокращая переходы от фигуры к фигуре, сообщит исполнению больший блеск. Ж. Новерр приводит пример со сценой охотников на переднем плане располагаются высокие, на заднем — маленькие, чем создается иллюзия линии горизонта. Симметрия, асимметрия и объемность в композиционном построении Симметрия — зеркальное отражение, асимметрия — противоположность. Эти принципы существуют в самой природе, и они сформулированы на основе учета закономерности восприятия. Симметрия, спокойное равновесие, создается за счет повторяемости геометрических фигур в пространстве через равный промежуток времени. В жизни человека радует состояние покоя, согласия, созвучия, равновесия, но только на определенное время. Гераклит сказал, что прекраснейшая гармония слагается из противоположностей. Асимметрия характеризуется неустойчивостью, нарушением равновесия, спокойствия и т. д. Жизнь есть развитие, непрестанное движение, а развитие со
34 связь предыдущего рисунка с последующим каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Рисунок должен быть завершенными переходить из одного в другой. Задача хореографа, изучающего народный танец и работающего над ним — не только бережно сохранить то, что создано поколениями прежних исполнителей, но и умело развить этот вид хореографического искусства. Важно при этом не исказить образ, жизненный характер русского человека, его чистоту, достоинство, нашедшие отражение в горделивой осанке, плавности и напевности движений. Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен досконально изучить фольклорный материал данной области разновидности танцев, характер и манеру движений, специфические, характерные для этой области темы хороводных песен. При сочинении танца широко используется принцип лейтмотива, повтора композиционного рисунка. В эту часть нередко включаются специфические движения, жесты, позы, игровые моменты, которые также проходят через весь номер. Они чаще всего завершают рисунок, танцевальную комбинацию, фигуру танца, придают ему своеобразие, оригинальность. Контрастность — одно из активных средств выразительности в хореографии. Так, ярким, впечатляющим становится и простой рисунок, если передним шел сложный. Еще Новерр писал Некоторое знакомство с геометрией может принести здесь немалую пользу наука эта внесет ясность в фигуры танцев, порядок в их комбинации, придаст четкость формами, сокращая переходы от фигуры к фигуре, сообщит исполнению больший блеск. Ж. Новерр приводит пример со сценой охотников на переднем плане располагаются высокие, на заднем — маленькие, чем создается иллюзия линии горизонта. Симметрия, асимметрия и объемность в композиционном построении Симметрия — зеркальное отражение, асимметрия — противоположность. Эти принципы существуют в самой природе, и они сформулированы на основе учета закономерности восприятия. Симметрия, спокойное равновесие, создается за счет повторяемости геометрических фигур в пространстве через равный промежуток времени. В жизни человека радует состояние покоя, согласия, созвучия, равновесия, но только на определенное время. Гераклит сказал, что прекраснейшая гармония слагается из противоположностей. Асимметрия характеризуется неустойчивостью, нарушением равновесия, спокойствия и т. д. Жизнь есть развитие, непрестанное движение, а развитие совершается в борьбе противоположностей, которая рождает согласие, созвучие, временный покой. Человека радует процесс преодоления несогласия, дисгармонии, радует продуктивная творческая борьба. Так в самом композиционном построении должно происходить стремление ассиметричного построения к симметричному. В. Ю. Никитин отмечает В народных танцах, на спектаклях классического балета и на концертной эстраде мы часто видим, как танцующие то стремительно летят или плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль, и мы их видим сбоку, то вдруг становятся спиной. Ракурс — это точка зрения из центра зрительного зала на танцующего (или танцующих анфас, круазе, эффасе, й, й, й, й арабески — это все ракурсы. Статуарные положения, или позы, — очень важные аспекты презентации танца, они являются продолжением движения, мгновенное замирание еще более подчеркивает его динамику. Движение в позе продолжается, живет и умирает, и постановщик должен использовать каждое значение позыв зависимости от контекста хореографии. Каждая поза имеет свой фокус, из которого рождается движение, каждая поза должна иметь динамику и перспективу развития. Использует позу постановщик, как скульптор. Длинные фразы достаточно трудны для запоминания зрителем, поэтому лучше их выстраивать поэтапно. Например, первое движение при повторе заменить вторыми третьим или, возможно, взять первое движение, дать его в развитии, потом проделать это со вторым движением и т. д. В результате этих видоизменений только постановщики исполнители знают, в какой последовательности создавались те или иные мотивы. Балетмейстерам почаще следовало бы обращаться к картинам великих живописцев, тогда как можно реже прибегать к симметрии в фигурах, которая, повторяя предметы, дает нам на одном и том же полотне как бы две схожие картины, — писал Ж. Новерр. Говоря об объемности в композиционном построении танца, мы рассматриваем как отдельную геометрическую форму, таки совокупность нескольких геометрических форм. Объемность предполагает возможность показать не только конкретную геометрическую форму со всех сторон, но и создать условия для воздействия такого построения на зрителя. Пример объемной фигуры на сцене — диагональ, которая создает условия восприятия трехмерного пространства, тогда как законченная шеренга позволяет представить только высоту и ширину, колонна — высоту. Несколько факторов влияют на создание объемности объемность возникает за счет движения самой геометрической формы в пространстве и за счет верхнего рисунка вершается в борьбе противоположностей, которая рождает согласие, созвучие, временный покой. Человека радует процесс преодоления несогласия, дисгармонии, радует продуктивная творческая борьба. Так в самом композиционном построении должно происходить стремление ассиметричного построения к симметричному. В. Ю. Никитин отмечает В народных танцах, на спектаклях классического балета и на концертной эстраде мы часто видим, как танцующие то стремительно летят или плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль, и мы их видим сбоку, то вдруг становятся спиной. Ракурс — это точка зрения из центра зрительного зала на танцующего (или танцующих анфас, круазе, эффасе, й, й, й, й арабески — это все ракурсы. Статуарные положения, или позы, — очень важные аспекты презентации танца, они являются продолжением движения, мгновенное замирание еще более подчеркивает его динамику. Движение в позе продолжается, живет и умирает, и постановщик должен использовать каждое значение позыв зависимости от контекста хореографии. Каждая поза имеет свой фокус, из которого рождается движение, каждая поза должна иметь динамику и перспективу развития. Использует позу постановщик, как скульптор. Длинные фразы достаточно трудны для запоминания зрителем, поэтому лучше их выстраивать поэтапно. Например, первое движение при повторе заменить вторыми третьим или, возможно, взять первое движение, дать его в развитии, потом проделать это со вторым движением и т. д. В результате этих видоизменений только постановщики исполнители знают, в какой последовательности создавались те или иные мотивы. Балетмейстерам почаще следовало бы обращаться к картинам великих живописцев, тогда как можно реже прибегать к симметрии в фигурах, которая, повторяя предметы, дает нам на одном и том же полотне как бы две схожие картины, — писал Ж. Новерр. Говоря об объемности в композиционном построении танца, мы рассматриваем как отдельную геометрическую форму, таки совокупность нескольких геометрических форм. Объемность предполагает возможность показать не только конкретную геометрическую форму со всех сторон, но и создать условия для воздействия такого построения на зрителя. Пример объемной фигуры на сцене — диагональ, которая создает условия восприятия трехмерного пространства, тогда как законченная шеренга позволяет представить только высоту и ширину, колонна — высоту. Несколько факторов влияют на создание объемности объемность возникает за счет движения самой геометрической формы в пространстве и за счет верхнего рисунка

36 Основные виды хореографического рисунка

1. Статический рисунок — неподвижный рисунок.
2. Одноплановый рисунок — все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне.
3.1. Многоплановый — исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.
3.2. Многоярусные построения, например Крепость в армянских танцах на плечи одних становятся другие, и совершается движение по кругу.
4. Симметричный рисунок — зеркальное отражение, например два круга.
5. Асимметричные рисунки. В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка хореограф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят.
6. Динамические рисунки. Это достаточно распространенный тип рисунков в народном танце. К ним можно отнести Мельницу, Цветок, Волну, «Шен» и тому подобные перестроения. По характеру используемых линий можно различать следующие рисунки
– линейные
– круговые и дугообразные
– в ряде национальных танцев, а также шоу, широко используется верхний рисунок.
7. Геометрические рисунки круг, квадрат, треугольник.
8. Орнаментальные — витиеватые. Ломанные, зигзагообразные, различные переплетения.
9. Верхний рисунок — платки, ленты, шарфы, волосы, юбки и др. Контрольные вопросы

1. Перечислите основные виды хореографического рисунка.
2. Прокомментируйте использование принципов лейтмотива и контраста в хореографических постановках.
36 Основные виды хореографического рисунка

1. Статический рисунок — неподвижный рисунок.
2. Одноплановый рисунок — все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне.
3.1. Многоплановый — исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.
3.2. Многоярусные построения, например Крепость в армянских танцах на плечи одних становятся другие, и совершается движение по кругу.
4. Симметричный рисунок — зеркальное отражение, например два круга.
5. Асимметричные рисунки. В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка хореограф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят.
6. Динамические рисунки. Это достаточно распространенный тип рисунков в народном танце. К ним можно отнести Мельницу, Цветок, Волну, «Шен» и тому подобные перестроения. По характеру используемых линий можно различать следующие рисунки
– линейные
– круговые и дугообразные
– в ряде национальных танцев, а также шоу, широко используется верхний рисунок.
7. Геометрические рисунки круг, квадрат, треугольник.
8. Орнаментальные — витиеватые. Ломанные, зигзагообразные, различные переплетения.
9. Верхний рисунок — платки, ленты, шарфы, волосы, юбки и др. Контрольные вопросы

1. Перечислите основные виды хореографического рисунка.
2. Прокомментируйте использование принципов лейтмотива и контраста в хореографических постановках.

37 12. ХОРОВОД. РИСУНОК — ГЛАВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ХОРОВОДАХ Хоровод — не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Неслучайно основное построение хоровода — круг его круговая композиция и движение походу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало в старинных языческих обрядах и игрищах славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. В старинном русском словаре «Азбукование иностранных слов, перешедших в русский язык рядом со словом танец стоит слово лик (славянское лицо образ. Танцую — значит ликую, пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь. В танце каждый русский человек желал быть лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни, он выражая в нем свои думы и мысли о красоте человеческой, как внутренней, таки внешней. Танцы делятся повремени, темам, содержанию, форме и характеру. Повремени выделяются весенние, летние, осенние, зимние танцы, по темам — трудовые, семейно-бытовые, величальные, по форме — сомкнутые и разомкнутые, по характеру — игровые и неигровые. При зарождении хоровод был неразрывно связан с песней. Если в танце воплощаются душа, характер, тов песнях — история народа, его мудрость. Русский танец приобретал такие черты, как эмоциональность, содержательность, плавность и певучесть движений. Всё это воплощалось в целых сценах, в которых под песню разыгрывалось ее содержание. Обычно хор поет песню, а солисты с помощью простых танцевальных движений, пантомимы, нескольких методов построения представляют ее. Хороводы встречаются у многих народов мира, женский хоровод с песнями в Индии называется кулями. К старинным хороводам относится французские бранль, фарандола, в Англии — раунд. Широко распространен хороводу славянских народов колов Сербии, хоров Болгарии, хора в Молдавии, веснянки на Украине. Русские хороводы назывались кара годы, танки, круг олицетворял движение солнца — слева направо. Народные танцы делятся на четыре вида
1) наборные (притопывания, несложные дроби
2) разборные
3) игровые
4) плясовые.
37 12. ХОРОВОД. РИСУНОК — ГЛАВНОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ХОРОВОДАХ Хоровод — не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Неслучайно основное построение хоровода — круг его круговая композиция и движение походу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало в старинных языческих обрядах и игрищах славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. В старинном русском словаре «Азбукование иностранных слов, перешедших в русский язык рядом со словом танец стоит слово лик (славянское лицо образ. Танцую — значит ликую, пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь. В танце каждый русский человек желал быть лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни, он выражая в нем свои думы и мысли о красоте человеческой, как внутренней, таки внешней. Танцы делятся повремени, темам, содержанию, форме и характеру. Повремени выделяются весенние, летние, осенние, зимние танцы, по темам — трудовые, семейно-бытовые, величальные, по форме — сомкнутые и разомкнутые, по характеру — игровые и неигровые. При зарождении хоровод был неразрывно связан с песней. Если в танце воплощаются душа, характер, тов песнях — история народа, его мудрость. Русский танец приобретал такие черты, как эмоциональность, содержательность, плавность и певучесть движений. Всё это воплощалось в целых сценах, в которых под песню разыгрывалось ее содержание. Обычно хор поет песню, а солисты с помощью простых танцевальных движений, пантомимы, нескольких методов построения представляют ее. Хороводы встречаются у многих народов мира, женский хоровод с песнями в Индии называется кулями. К старинным хороводам относится французские бранль, фарандола, в Англии — раунд. Широко распространен хороводу славянских народов колов Сербии, хоров Болгарии, хора в Молдавии, веснянки на Украине. Русские хороводы назывались кара годы, танки, круг олицетворял движение солнца — слева направо. Народные танцы делятся на четыре вида
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом