Главная страница
qrcode

Мелехов. Искусство балетмейстера.. Учебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6


НазваниеУчебное пособие Екатеринбург 2015 9 785829 503666 isbn 978-5-8295-0366-6
АнкорМелехов. Искусство балетмейстера..pdf
Дата01.06.2019
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMelekhov_Iskusstvo_baletmeystera.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#52116
страница9 из 19
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
2. Ходовые проходные танки традиционных шествий, носящие торжественный характер и характеризующиеся спокойной манерой исполнения. Такие танки могут танцеваться, например, на Пасху.
Всё же главными чертами всех, в том числе и курских, хороводовтанков, как исполняемых на месте, таки при передвижении по улице, являлись их плясовая задорная хореографическая форма, разнообразный хореографический рисунок. Все они сопровождались быстрыми песнями, которые помогают пляшущим построиться своим четкими острым ритмом. Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные виды рисунка в хороводах Юга и ЮгоЗапада России.
2. Каковы отличительные особенности танцев Сибири и Центральной России

43 15. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН Композиционный план — это музыкально-хореографический сценарий, в котором в органическом единстве присутствуют драматургическое развитие содержание танца с подробным решением конкретных хореографических форм и его воплощением. В композиционном плане содержатся следующие сведения время и место действия, обстановка, в которой он происходит, при необходимости дается описание декораций, подробно по законам драматургии излагается всё действие танца с характеристикой обстановки, обоснованием поступков действующих лиц. Последовательно описывается экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, указывается предположительный характер хореографической формы танца. Например хоровод, перепляс, сольный танец и др. Делаются пожелания по части музыки, ее темпа, размера, дается точный хронометраж всего танца в секундах с последующим указанием числа тактов, характера звучания описываются нюансы, которые важно знать для номера. В композиционном плане полезно дать схемы и чертежи хореографического рисунка. Готовые решения предлагаются для наиболее важных моментов, эпизодов действия. Обговариваются тема (о чем номер) и идея (то, о чем хочет сказать постановщик своим номером. Для того чтобы персонажи небыли отвлеченными фигурами вне времени и пространства, а вели себя в танце так, как подобает, как нужно представителю данной национальности в данную эпоху, для правдоподобия изложенных с помощью танца событий необходимо изучать жизненный материал. Нужно глубоко изучить жизненный материал, этнографический, исторический материал — он поможет узнать нравы, обычаи народа, национальный характер, этику взаимоотношений. Необходимо знакомиться с литературой, живописью, песенной культурой народа, литературным содержанием танцев того времени. Большое значение имеют одежда и предметы быта. Практические задания

1. Составить композиционный план хореографического номера по заданию преподавателя.
2. Нарисовать эскизы костюмов на заданную тему.
43 15. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН Композиционный план — это музыкально-хореографический сценарий, в котором в органическом единстве присутствуют драматургическое развитие содержание танца с подробным решением конкретных хореографических форм и его воплощением. В композиционном плане содержатся следующие сведения время и место действия, обстановка, в которой он происходит, при необходимости дается описание декораций, подробно по законам драматургии излагается всё действие танца с характеристикой обстановки, обоснованием поступков действующих лиц. Последовательно описывается экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, указывается предположительный характер хореографической формы танца. Например хоровод, перепляс, сольный танец и др. Делаются пожелания по части музыки, ее темпа, размера, дается точный хронометраж всего танца в секундах с последующим указанием числа тактов, характера звучания описываются нюансы, которые важно знать для номера. В композиционном плане полезно дать схемы и чертежи хореографического рисунка. Готовые решения предлагаются для наиболее важных моментов, эпизодов действия. Обговариваются тема (о чем номер) и идея (то, о чем хочет сказать постановщик своим номером. Для того чтобы персонажи небыли отвлеченными фигурами вне времени и пространства, а вели себя в танце так, как подобает, как нужно представителю данной национальности в данную эпоху, для правдоподобия изложенных с помощью танца событий необходимо изучать жизненный материал. Нужно глубоко изучить жизненный материал, этнографический, исторический материал — он поможет узнать нравы, обычаи народа, национальный характер, этику взаимоотношений. Необходимо знакомиться с литературой, живописью, песенной культурой народа, литературным содержанием танцев того времени. Большое значение имеют одежда и предметы быта. Практические задания

1. Составить композиционный план хореографического номера по заданию преподавателя.
2. Нарисовать эскизы костюмов на заданную тему.

44 16. ЗАПИСЬ ТАНЦА Система записи танца. Искусство хореографии на сегодняшний день не имеет такой совершенной системы записи танца, которая бы полностью удовлетворяла всех. В разные времена балетмейстеры пытались изобрести универсальные системы записи танца, и на сегодняшний день есть несколько систем (на Кавказе, на севере, но они несовершенны. Вероятно, это происходит оттого, что искусство хореографии — живое и подвижное, эмоциональное, и различными символами очень трудно раскрыть и передать движение, пластику тела, эмоциональное состояние героя. В той записи, с которой мы имеем дело, всё неточно, приблизительно. Самой совершенной записью является кино, видео. Необходимо сохранить выдающиеся произведения хореографического искусства, созданные великими мастерами, и нельзя недооценивать существующие записи — нужно учиться читать их и делать самому. Запись танца должна быть грамотной. Запись танца включает 5 разделов.
1. Введение. То, что вводит в танец, те название танца, автор, постановщик, автор записи. Описывается содержание танца, его сюжет, если есть — характер танца, национальные особенности, манера исполнения, количество исполнителей и музыкальный размер.
2. Описание костюмов. Костюм описывается тщательно, со всеми подробностями (фасон, раскрой, ткань и т. д. Описывается реквизит, аксессуары и т. д. Приводится фотография сцены со стороны зрителя. Танцевальные движения разбираются сточки зрения исполнителя, а рисунок танца читается сточки зрения зрителя. Девушка и юноша обозначаются соответственно следующими символами
3. Все передвижения обозначаются прямой линией или пунктиром, направление движения — стрелкой. Для движения по кругу указывается, делается ли оно почасовой стрелке или против. Ход с вращениями изображается спиралью. Композиционные рисунки делаются сточки зрения зрителя. Приводятся название фигуры или порядковый номер, количество тактов, за которые она исполняется. Вся фигура расписывается по тактам.
44 16. ЗАПИСЬ ТАНЦА Система записи танца. Искусство хореографии на сегодняшний день не имеет такой совершенной системы записи танца, которая бы полностью удовлетворяла всех. В разные времена балетмейстеры пытались изобрести универсальные системы записи танца, и на сегодняшний день есть несколько систем (на Кавказе, на севере, но они несовершенны. Вероятно, это происходит оттого, что искусство хореографии — живое и подвижное, эмоциональное, и различными символами очень трудно раскрыть и передать движение, пластику тела, эмоциональное состояние героя. В той записи, с которой мы имеем дело, всё неточно, приблизительно. Самой совершенной записью является кино, видео. Необходимо сохранить выдающиеся произведения хореографического искусства, созданные великими мастерами, и нельзя недооценивать существующие записи — нужно учиться читать их и делать самому. Запись танца должна быть грамотной. Запись танца включает 5 разделов.
1. Введение. То, что вводит в танец, те название танца, автор, постановщик, автор записи. Описывается содержание танца, его сюжет, если есть — характер танца, национальные особенности, манера исполнения, количество исполнителей и музыкальный размер.
2. Описание костюмов. Костюм описывается тщательно, со всеми подробностями (фасон, раскрой, ткань и т. д. Описывается реквизит, аксессуары и т. д. Приводится фотография сцены со стороны зрителя. Танцевальные движения разбираются сточки зрения исполнителя, а рисунок танца читается сточки зрения зрителя. Девушка и юноша обозначаются соответственно следующими символами
3. Все передвижения обозначаются прямой линией или пунктиром, направление движения — стрелкой. Для движения по кругу указывается, делается ли оно почасовой стрелке или против. Ход с вращениями изображается спиралью. Композиционные рисунки делаются сточки зрения зрителя. Приводятся название фигуры или порядковый номер, количество тактов, за которые она исполняется. Вся фигура расписывается по тактам.

45 Слева пишется определенное количество тактов, например с го пой такт, описывается, что на каждый такт исполняют действующие лица, в каком рисунке и каким движением, причем обозначается только его порядковый номер и название. Здесь же описывается эмоциональное состояние героев, настроение, что они чувствуют. Сообщается и количество тактов до конца фигуры, а затем и до конца танца. Для лучшего понимания рисунка справа вычерчиваются схемы, чертежи условное обозначение исполнителей.
4. Описание танцевальных движений. Приводятся название движения и его порядковый номер, исходное положение, за сколько тактов исполняется, музыкальный размер, танцевальные движения и их танцевальные элементы. Элементы танцевального движения — подскок, удар, соскок, мазок, прыжок, хлопок, присядки, вынос ноги на каблук, поворотит. д. Слева записывается такт и длительности такта в виде счета (1; 2; 3,4; и 1 и 2). Длительности записывают в виде счетных данных. Справа указываются те элементы танцевальных движений, которые нужно исполнить на этот счет. Иногда движение исполняется из-за такта, значит насчет и перед м тактом, для которого указана пауза и нужно стоять в предыдущем положении. Все двойные дроби расписываются подскок с одним ударом на 1-8, на 1-4.
5. Музыкальное приложение. Нотный материал, авторы, темп и цифровое обозначение части музыки, которое соответствует частям танца. Если танец исполняется подударные инструменты, то прилагается схема ритмического рисунка. Если есть ссылка на запись на CD, то прилагается диск или другой носитель. Контрольные вопросы
1. Перечислите разделы записи танца.
2. Перечислите основные элементы танцевального движения.
45 Слева пишется определенное количество тактов, например с го пой такт, описывается, что на каждый такт исполняют действующие лица, в каком рисунке и каким движением, причем обозначается только его порядковый номер и название. Здесь же описывается эмоциональное состояние героев, настроение, что они чувствуют. Сообщается и количество тактов до конца фигуры, а затем и до конца танца. Для лучшего понимания рисунка справа вычерчиваются схемы, чертежи условное обозначение исполнителей.
4. Описание танцевальных движений. Приводятся название движения и его порядковый номер, исходное положение, за сколько тактов исполняется, музыкальный размер, танцевальные движения и их танцевальные элементы. Элементы танцевального движения — подскок, удар, соскок, мазок, прыжок, хлопок, присядки, вынос ноги на каблук, поворотит. д. Слева записывается такт и длительности такта в виде счета (1; 2; 3,4; и 1 и 2). Длительности записывают в виде счетных данных. Справа указываются те элементы танцевальных движений, которые нужно исполнить на этот счет. Иногда движение исполняется из-за такта, значит насчет и перед м тактом, для которого указана пауза и нужно стоять в предыдущем положении. Все двойные дроби расписываются подскок с одним ударом на 1-8, на 1-4.
5. Музыкальное приложение. Нотный материал, авторы, темп и цифровое обозначение части музыки, которое соответствует частям танца. Если танец исполняется подударные инструменты, то прилагается схема ритмического рисунка. Если есть ссылка на запись на CD, то прилагается диск или другой носитель. Контрольные вопросы
1. Перечислите разделы записи танца.
2. Перечислите основные элементы танцевального движения.

46 17. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ КОСТЮМ, ГРИМ, СВЕТ) Костюм В профессиональных коллективах балетмейстер работу по сценическому решению дизайна костюма начинает с изучения жизненного материала, иллюстраций, орнаментов и т. д. Сценический народный костюм — творческое решение фольклорного этнографического костюма с современных позиций. Для этой работы нужно приглашать художника. На костюм влияют
1) национальность
2) эпоха
3) характеристика действующих лиц
4) характер и диапазон танцевальных движений
5) жанр (лирический, драматический, сатирический, шуточный. Сценический костюм стремится к сохранению форм активно движущегося тела, его силуэта. За счет особого кроя и тянущегося материала освобождаются линии плечи бедер. Закрепляются, как специфически танцевальные, наиболее удачные конструктивные построения на базе трико, купальников, маек и др. Избирательное отношение при изготовлении танцевального костюма проявляется и к фактуре материалов, из которых он шьется. Выбор останавливается на тканях наиболее легких, мягких, пластичных, сохраняющих форму вовремя сложных амплитудных и темповых движений. Аксессуары входят в состав костюма. Ими служат платки, цветки, головные уборы, обувь. Для сцены закон то, что все аксессуары работают на раскрытие образа, а не для украшения. Реквизит — предметы, с которыми исполняется танец ведро, коромысло, стул, игрушки. Помогает раскрыть содержание номера. Грим В основном в хореографии применяется легкий грим.
1. Общий молодой грим (украшает лицо, делает выразительным при сценическом освещении, помогает восприятию.
2. С помощью грима подчеркиваются национальные особенности глаза, скулы, нос, рот.
3. Грим позволяет подчеркнуть возраст (старческий.
4. Грим позволяет подчеркнуть характер действующих лиц (доброта, любопытство, злость, коварство.
46 17. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ КОСТЮМ, ГРИМ, СВЕТ) Костюм В профессиональных коллективах балетмейстер работу по сценическому решению дизайна костюма начинает с изучения жизненного материала, иллюстраций, орнаментов и т. д. Сценический народный костюм — творческое решение фольклорного этнографического костюма с современных позиций. Для этой работы нужно приглашать художника. На костюм влияют
1) национальность
2) эпоха
3) характеристика действующих лиц
4) характер и диапазон танцевальных движений
5) жанр (лирический, драматический, сатирический, шуточный. Сценический костюм стремится к сохранению форм активно движущегося тела, его силуэта. За счет особого кроя и тянущегося материала освобождаются линии плечи бедер. Закрепляются, как специфически танцевальные, наиболее удачные конструктивные построения на базе трико, купальников, маек и др. Избирательное отношение при изготовлении танцевального костюма проявляется и к фактуре материалов, из которых он шьется. Выбор останавливается на тканях наиболее легких, мягких, пластичных, сохраняющих форму вовремя сложных амплитудных и темповых движений. Аксессуары входят в состав костюма. Ими служат платки, цветки, головные уборы, обувь. Для сцены закон то, что все аксессуары работают на раскрытие образа, а не для украшения. Реквизит — предметы, с которыми исполняется танец ведро, коромысло, стул, игрушки. Помогает раскрыть содержание номера. Грим В основном в хореографии применяется легкий грим.
1. Общий молодой грим (украшает лицо, делает выразительным при сценическом освещении, помогает восприятию.
2. С помощью грима подчеркиваются национальные особенности глаза, скулы, нос, рот.
3. Грим позволяет подчеркнуть возраст (старческий.
4. Грим позволяет подчеркнуть характер действующих лиц (доброта, любопытство, злость, коварство.

47 Декорации Требуются для создания обстановки и атмосферы действия. Излишне увлекаться ими не стоит. Декорации не должны быть слишком яркими, чтобы не отвлекать внимание зрителя. Сценический свет Оказывает большое влияние. В наше время особенно интенсивно используется. Умело поставить свет — одна из главных предпосылок для успеха номера. Сценический свет
1) помогает восприятию декораций, костюмов и внешности человека
2) создает нужную атмосферу, настроение (лирика, грусть, любовь, тревога
3) указывает на время действия (зима, лето, вечер, ночь
4) позволяет сосредоточить внимание зрителя на главном персонаже театральная пушка. Контрольные вопросы
1. Сочините сценографию на заданную тему.
2. Что такое аксессуары и реквизит
47 Декорации Требуются для создания обстановки и атмосферы действия. Излишне увлекаться ими не стоит. Декорации не должны быть слишком яркими, чтобы не отвлекать внимание зрителя. Сценический свет Оказывает большое влияние. В наше время особенно интенсивно используется. Умело поставить свет — одна из главных предпосылок для успеха номера. Сценический свет
1) помогает восприятию декораций, костюмов и внешности человека
2) создает нужную атмосферу, настроение (лирика, грусть, любовь, тревога
3) указывает на время действия (зима, лето, вечер, ночь
4) позволяет сосредоточить внимание зрителя на главном персонаже театральная пушка. Контрольные вопросы
1. Сочините сценографию на заданную тему.
2. Что такое аксессуары и реквизит

48 18. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. ЛЕКСИКА ТАНЦА (ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и хореографический текст составляют композицию танца. Танцевальный язык хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы. Танцевальный язык также древен, как литературный, им выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей и их характеры, образы героев, идея произведения. На хореографический текст влияли условия быта народа, его занятия, климат и т. д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамента также жизненный уклад, социальный строй. Примерами могут служить грузинские и финские танцы. В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую развивающуюся фразу, предложение. Поэтому при сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений. Иногда движение на месте не производит впечатление, но если его исполнить с быстрым продвижением по кругу — сразу становится интересным, а еще лучше воспринимается, когда делается по диагонали или во вращении. Таким образом, сочинение хореографического текста должно быть логически связано с рисунком танца. Сочиняя хореографический текст, балетмейстер должен наделить своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы (хороший пример — пляска «Спиря»). В свою очередь, танцевальные образы дают возможность раскрыть идею произведения. В танцевальном тексте должны быть отображены индивидуальные особенности характеров действующих лиц, даже некоторые привычки, свойственные им. Особенно ярко это выражается в комедийных, гротесковых образах. Значит, существует как неразрывная связь между рисунком и законами драматургии, таки между хореографическим текстом и законами драматургии. В хореографическом произведении балетмейстер стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движе
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом