Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лалаева Р.И. Нарушения чтения. Учебное пособие Лениздат Санкт-Петербург издательство Союз 2002 ббк 74. 102 Л20 Лалаева Р. И


Скачать 21.93 Mb.
НазваниеУчебное пособие Лениздат Санкт-Петербург издательство Союз 2002 ббк 74. 102 Л20 Лалаева Р. И
АнкорЛалаева Р.И. Нарушения чтения.doc
Дата23.09.2017
Размер21.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛалаева Р.И. Нарушения чтения.doc
ТипУчебное пособие
#18043
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - ИЗ, обозначающих направление движения

ТЕМА. Предлоги В - ИЗ, обозначающие направле­ние движения.

ЦЕЛИ. Уточнение значений, дифференциация пред­логов В - ИЗ в устной и письменной речи, развитие лекси­ки и грамматического строя речи.

ОБОРУДОВАНИЕ. Предметы, картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Уточнение значения предлога В.

Логопед предлагает детям рассмотреть несколько кар­тинок: Люди входят в трамвай. Птичка влетает в метку. Мальчик кладет книгу в портфель. Логопед называет кар­тинки, интонационно выделяя предлог В.

- Какое слово повторяется во всех этих предложени­ях? (В)

- На какой вопрос отвечают слова с предлогом В в этих предложениях? (Куда?)

Предлагается схема предлога В:



Для закрепления значения предлога В используются действия, например: карандаш кладут в пенал, книгу кла­дут в портфель и т.д.

3. Уточнение значения предлога ИЗ.

Логопед предлагает детям картинки: Люди выходят из трамвая. Птичка вылетела из клетки. Мальчик вынимает книгу из портфеля. Аналогичным образом в этих названиях выделяется предлог ИЗ, который соотносится с графичес­кой схемой:



4. Сравнение предлогов В - ИЗ. Работа ведется в виде вопросов логопеда и ответов учеников.

  • Разложите картинки парами. Назовите предложения по каждой паре картинок. - Люди входят в трамвай.
    Люди выходят из трамвая. И т.д.

  • Какие слова разные в этих предложениях? - В - ИЗ.

  • В чем отличие этих картинок? - На картинках изоб­ражены противоположные действия.

  • Значит, слова В - ИЗ являются предлогами проти­воположного значения.

5. Работа с графическими схемами предлогов В, ИЗ:

а) поднять графическую схему соответствующего предлога после прочтения логопедом предложения;

б) подобрать картинки к схемам предлогов;

в) подобрать к картинке схему предлога;

г) придумать предложение к графической схеме каж­дого предлога.

6. Работа по сюжетной картинке.

Дети составляют рассказ по сюжетной картинке. Из рассказа выделяют предложения сначала с предлогом В, затем с предлогом ИЗ. Логопед дает задание изменить в предложении предлог В на ИЗ, и наоборот.

7. Закрепление правильного употребления предлогов В и ИЗ в письменной речи (при чтении и на письме).

а) Дополнить предложения словосочетанием с пред­логом вместо картинки. Например:

Мама вынимает письмо

Бабушка вдевает нитку

Петя кладет грибы
б) Вставить в предложения пропущенные предлоги В и ИЗ (задавая вопросы):

Дети идут ... школу. Люди выходят ... автобуса. Мама вынимает огурцы ... банки. Мышка влезла ... норку. Весной медведь вылезает ... берлоги. Пчелы влетели ... улей. Птенчик, выпал ... гнезда. Дети пришли ... рощу.

  1. Повторение значения предлогов В и ИЗ. Повторение предложений с предлогом В, с предлогом ИЗ.

  2. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - НА, обозначающих местонахождение

ТЕМА. Дифференциация предлогов В - НА (со зна­чением местонахождения).

ЦЕЛИ. Уточнение семантики предлогов В' и НА, их сходства и различия; закрепление употребления этих пред­логов в экспрессивной речи; дифференциация предлогов В и НА на письме; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.

ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Выделение предлога В из речи и уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы грибы в корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале; называет картинки, интонационно выделяя предлог В.

  • Какое слово повторялось при назывании картинок? - В.

  • Что обозначает слово В? - Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри стакана, цветы внутри вазы, пти­ца внутри гнезда, карандаши внутри пенала.

Дети повторяют: "Слово В значит ВНУТРИ".

- А теперь я буду называть картинки и употреблять слово ВНУТРИ. А вы будете заменять слово ВНУТРИ сло­вом В. Например, я скажу: "Грибы внутри корзины", а вы скажете: "Грибы в корзине".

На доске делается запись: В - ВНУТРИ.

- Нарисуйте точку в квадрате. Это и будет графичес­кая схема предлога В.

3. Выделение предлога НА из речи, уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы голуби на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог НА.

  • Какое слово повторялось при назывании картинок? - Слово НА.

  • Что обозначает слово НА? - Оно обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета: голуби сверху крыши, книга сверху полки, карандаш сверху кни­ги, тетрадь сверху парты, ваза сверху стола.

Дети повторяют: "Слово НА значит СВЕРХУ". На доске делается запись: НА - СВЕРХУ.

- Нарисуйте точку на квадрате. Это и будет графи­ческая схема предлога НА.

  1. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу, тетрадь на книгу, ручку в тетрадь, карандаш на тетрадь, карандаш на книгу, тетрадь в книгу, ручку на тетрадь, карандаш в тетрадь, книгу на тетрадь, тетрадь на ручку, книгу на карандаш.

  2. Разложить картинки под графическими схемами предлогов.

Предлагаются картинки: белка на дереве, кубики в ко­робке, огурцы на грядке, вода в стакане, книги в шкафу, картина на стене, рыбки в аквариуме, чашка на блюдце.

  1. Придумывание по картинкам словосочетаний с предлогами В и НА и запись их под графическими схема­ ми в тетрадях.

  2. Игра в лото.

Детям выдаются карточки с картинками, на которых один предмет находится либо сверху, либо внутри другого предмета. Логопед называет пары предметов (ложка и ста­кан, чашка и блюдце и т.д.). Дети должны назвать место­положение предметов по отношению друг к другу (ложка в стакане, чашка на блюдце и т.д.) и закрыть картинку соот­ветствующим предлогом.

  1. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки.

  2. Запись пропущенных в предложениях предлогов В и НА.

Птица сидит клетке. Ваза стоит столе. Лиса живет норе. Пальто висит шкафу. Яблоко лежит тарелке, клумбе расцвели цветы. Книга лежит парте. Рыбки плавают аква­риуме.

10. Подведение итогов занятия.

Формирование словоизменения прилагательных

Словоизменение прилагательных отрабатывается в следующей последовательности:

  • согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

  • согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;

  • согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

Формирование словоизменения глаголов

Словоизменение глаголов закрепляется по следующе­му плану:

  • согласование глаголов настоящего времени и суще­ствительных в числе;

  • согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;

  • дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.


ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

  1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.

  2. Вставка в предложения пропущенных слов.

  3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложе­ний правильное. Например: Осенью с деревьев опали лис­тья. - Осенью с деревьях опали листья.

  4. Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вме­сто недостающего слова картинка. Следует закончить пред­ложение, поставив название картинки в определенной форме.

  5. Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенном падеже.

  6. Игра в лото "2 и 5", На картинках изображено разное количество предметов (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количе­ство предметов (2 гриба или 5 грибов).




  1. Выполнение действий, требующих понимания раз­личных предложных конструкций (положи карандаш на кни­гу, под книгу, в книгу ...).

  2. Употребление различных предложно-падежных конструкций при выполнении действия (положил ручку в пенал, на пенал, под пенал ...).

  3. Составление предложений с предложно-падежны­ми конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом ...).

10. Ответы на вопросы по картинкам.

Что делает? Что сделал? - Мальчик, рисует дом. Маль­чик нарисовал дом.

  1. Называние цвета различных предметов (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.).


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

При формировании функции словообразования ре­комендуются следующие задания:

1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью карти­нок (дом - домик., шкаф - шкафчик, береза - березка, одеяло - одеяльце и т.д.).

  1. Образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото "Из чего сделано?" (дерево - дере­вянный).

  2. Образовать глаголы с различными приставками (налил - вылил, входят - выходят).

  3. Выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес - лесной, лесник, лестница).

Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочета­ниях, далее в предложениях.

Большое внимание уделяется закреплению правиль­ных форм словоизменения и словообразования в письмен­ной речи (при чтении и на письме).

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1. Подобрать картинки к данной форме глагола. За­писать названия картинок рядом с глаголом. Например, к глаголам лежал, лежала, лежало предлагаются следующие картинки: дерево, карандаш, яйцо, сумка, книга, мальчик, тетрадь, яблоко.

2.Записать название цвета к словам: помидор ..., гру­ша ..., яблоко ... .

  1. Добавить название предмета к данным словам: высо­кое ..., веселый ..., длинная ..., красная ..., круглое... .

  2. Записать разные названия предметов одного цвета (красная машина, красный шар, красное платье).

  3. Среди трех слов найти два похожих слова и записать их. Предлагаются слова: лес, влез, лесник; сахар, ли­сица, сахарница.

6. Подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно. Под каждым из этих слов в 3 столбика записать названия предметов, изображенных на следующих картинках: дом, яйцо, машина, яблоко, белка, карандаш, сумка, стол, стул, доска, ручка, рубашка.

7.Прочитать слова, найти в них общую часть. На­звать части, которыми различаются слова, записать эти части через черточку. Например: сахар - сахар, сахар-ница, сахар-ный.

8. Дописать начальные буквы в слове предложения.

Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Гру­зовик ...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.

9.Дописать слово в предложении, используя записанные окончания. Например, предлагаются незакончен­ные предложения: Я пишу ... . Ты рисуешь ... . Она шьет ... . Они пилят ... . На доске записаны следующие окончания: ой, ей, ом.

10. Вставить в предложение пропущенное слово, Цветы стоят в ... . Огурцы растут ... грядке. Книги...на полке. Над цветами летают ....

11. Найти неправильные окончания в словах предло­жения,

У Маши красная яблоко, В аквариуме плавает рыбки. Мальчик умывается лицо. Мальчик спрятался за деревой. Дом нарисован девочка. Дети идут в школе,

12. Вставить в предложение слово, используя запи­санные части этого слова. Например: Серый волк спрятался под ... (куст, ой, ом). Заяц (у, при, бежал) от лисы.

13. Дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс).

В норке живет .... белки

А в дупле живет ... . мышка

У... пушистый хвост.белку

Кошка поймала .... мышкой

На дереве дети увидели ... . белка

Котенок побежал за ... . мышку

  1. Составить и записать предложение из данных слов. Например: кошки, острые, у, когти.

  2. Изменить слова, данные в скобках. Записать по­лучившиеся предложения. Например: Маша одела (красная кофта). Мороз разрисовал окна (красивые узоры). Коза щиплет (зеленая трава). Грачи свили гнездо на (высокая бере­за).

16. Придумать предложения к данным словосочета­ниям: в норуиз желтых цветовна столе.

под стулом.

17. Записать ответ на вопрос (можно использовать сюжетную картинку).

18. Составить по картинке предложение, аналогич­ное данному, и записать его. Например, дается предложе­ние: Лиса поймала зайца. Надо придумать и записать похожее предложение про мышку и кошку (по картинке).

  1. Выбрать из записанных на доске предложений сходное с данным. Записать оба предложения. Например, дается предложение: На полке лежат книги. Нужно выб­рать похожее из трех следующих, записанных на доске: Де­вочка рвет цветы. На столе стоит ваза. Собака лает.

  2. Вставить пропущенное предложение в нужное место текста. Подчеркнуть повторяющиеся в тексте слова. Переписать текст. (Пропущенные предложения даются де­тям на отдельных полосках бумаги).

  3. Вставить в письменный текст пропущенные слова. При этом пропущены формы одного и того же слова.

Б. Формирование синтаксической , структуры предложения

Логопедическая работа над предложением учитывает сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Она прово­дится в следующей последовательности:

  1. Двусоставные предложения (субъект - предикат), включающие подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего вре­
    мени (Девочка играет).

  2. Другие двусоставные предложения (Это дом. Дом большой).

3. Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект-предикат-объект (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение), например: Мальчик читает книгу,

б) субъект-предикат-объект-объект (подлежащее, сказуемое, прямое и косвенное дополнение), например: Лапа подарил сыну велосипед,

в) субъект-предикат-локатив (подлежащее, сказуе­мое, обстоятельство места), например: Дети катаются на горке;

г) субъект-предикат-объект-локатив (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство места), например: Девочка рвет цветы в саду,

д) субъект-предикат-объект-атрибут (Мама подарила дочке красивую куклу) и т.д.

  1. Сложносочиненные предложения.

  2. Сложноподчиненные предложения.

В процессе формирования синтаксической структу­ры предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы.

Согласно теории поэтапного формирования умствен­ных действий при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на вне­шние схемы, идеограммы, т.е. материализовать процесс построения речевого высказывания. Графические схемы помогают с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Таким образом, гра­фическая схема занимает промежуточное место между ма­териальным действием и речью. В дальнейшем она инте-риоризуется, т.е. переносится из внешнего плана действия во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально на материале 1-2 предложений детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?), объект действия (что?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосред­ственно с изображенными предметами и действием.

Дети составляют предложение по картинке. В даль­нейшем они выкладывают схему предложения под картин­кой.

Затем те же фишки соотносятся с изображением на других картинках (Девочка рвет цветы. Мальчик рисует дом). По каждой картинке с опорой на фишки дети самостоя­тельно составляют предложение.

В дальнейшем предлагаются различные графические схемы: из трех элементов, типа "Мальчик гладит собаку"; из четырех элементов, типа "Девочка гладит платье утю­гом".

Рекомендуются следующие виды заданий с исполь­зованием графических схем:

1. Подбор предложений по данной графической схе­ме.

2. Запись предложений под соответствующей схемой (предлагаются две схемы).

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Составление обобщенного представления о значе­нии предложений, соответствующих одной графической схеме. Например, предложения Левочка играет и Мальчик поет можно свести к одному- обобщенному смыслу - кто-то выполняет какое-то действие.

На основе обобщенного представления о значении предложений предлагается придумать аналогичное предло­жение. Например, дается задание придумать предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то дей­ствие.

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других предложения, имеющие одинаковое с данным обобщен­ное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений - Девочка читает книгу. Мальчик ловит бабоч­ку сачком. Дети катаются на горке. Мальчик рисует дом -предлагается выбрать те, которые соответствуют значению и сходны по структуре с предложением Девочка рвет цве­ты.

Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, рас­пространение предложений.

В процессе работы над предложением необходимо давать аналогичные предложения и для чтения. Каждое прочитанное предложение при этом анализируется с помо­щью вопросов, уточняются и закрепляются грамматичес­кие связи между словами предложения.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей