Главная страница

методы исследования органов пищеварения. Учебное пособие Методы исследования органов пищеварения у детей


НазваниеУчебное пособие Методы исследования органов пищеварения у детей
Анкорметоды исследования органов пищеварения.doc
Дата13.01.2017
Размер204 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetody_issledovania_organov_pischevarenia.doc
ТипУчебное пособие
#4225
страница1 из 3
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

ГОУ СПО «Медицинский колледж №4, г. Камышин»

Учебное пособие

«Методы исследования органов

пищеварения у детей»


г. Камышин

Учебное пособие «Методы исследования органов пищеварения у детей» по специальности 060109.51 Сестринское дело, 060102.51 Акушерское дело


Учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам как дополнительный материал к семинарским и практическим занятиям.

Автор: Волкова Н.В. преподаватель первой квалификационной категории

Утверждено на заседании ЦМК № 2 (протокол № ____ от __________2007 г.)

Утверждено на заседании методического совета (приказ №__ от _________2007 г.)

Рецензенты:

Юсупов Г.А. – врач детского дома, кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, преподаватель высшей категории

Романенко С.В. – врач-педиатр высшей категории, преподаватель высшей категории
Пояснительная записка.
Медицина располагает широкими диагностическими возможностями. Кроме опроса и осмотра пациента используются дополнительные метолы исследования. Некоторые из них имеют решающее значение при постановке диагноза, помогают оценить динамику заболевания и эффективность лечения.

В работе медицинских сестер детских лечебно-профилактических учреждений особую роль играет подготовка детей к различным процедурам. Во многом от правильной подготовки ребенка зависит успех манипуляции.

При подготовке к исследованиям следует учитывать анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка, а так же психологические особенности детей в различные периоды жизни.

При неправильной подготовке пациентов могут быть получены искаженные результаты.

В данном пособии представлены наиболее часто применяющиеся методы исследования и обследования органов пищеварения у детей:

  • Обследование органов пищеварения

  • Исследование испражнений

  • Эндоскопическое исследование

  • Фиброколоноскопия

  • Зондирование желудка

  • Дуоденальное зондирование

  • Фракционное дуоденальное зондирование

  • Исследование функции поджелудочной железы

  • Пробы для диагностики муковисцидоза


Для контроля полученных знаний в пособии имеются тестовые задания и глоссарий.
Пособие рекомендовано для самоподготовки студентов по теме «Исследование органов пищеварения у детей»

Введение.

В детской практике применяются различные методы исследования органов пищеварения:

*Обследование – пальпация, перкуссия, аускультация.

*Лабораторные методы исследования – это исследования биологического материала с помощью различных лабораторных методик.

Биологический материал: кал, содержимое желудка и двенадцатиперстной кишки, желчь.

*Инструментальные методы исследования – исследования с применением различных аппаратов, приборов, инструментов. (Рентгеноскопия, рентгенография полых органов с использованием кон­трастных средств, томография, эндоскопия)
1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения.

А. Период новорожденности.

Полость рта новорожденного сравнительно мала, она покрыта нежной, легко ранимой слизистой. Язык относительно велик. Жевательная мускулатура хорошо развита. Имеются комочки Биша (жировые комочки в толще щек). Характерна дупликатура слизистой оболочки десен и складчатость губ. Здоровый доношенный ново­рожденный рождается с выраженной способностью сосания. Это сложный рефлекс, возникающий без участия коры головного мозга. Центр его расположен в продолговатом мозгу.

Активность сосательных движений является показателем зрелости и здоровья ребенка.

Слюнные железы в первые недели жизни ребенка развиты слабо. Слюна содержит птиалин.

Пищевод при рождении ребенка имеет длину 10—12 см, расстояние от челюстных отростков до входа в желудок равно 16—18 см. Слизистая пи­щевода нежна, богата сосудами. Мышечный слой, эластическая ткань развиты слабо.

Желудок занимает слегка косое положение и большей своей частью располагается в левом подреберье. Мышечный слой, эластические волокна и бокаловидные клетки слабо развиты. «Мышечный замок» - кардиальный сфинктер развит слабо, а пилорический – хорошо, что способствует склонности к срыгиванию. Емкость желудка составляет 20 мл в 1-й день, 50 мл к концу 1-й недели, 70—80 мл на 2-й неделе, 90— 100 мл на 3-й неделе. Моторная и секреторная функции желудка развиты вполне удовлетворительно. При вскармливании грудным молоком опорож­нение желудка происходит через 2—2, 5 ч.

Желудочный сок у новорожденных содержит соляную кислоту, пепсин, лабфермент и липазу. Активность пепсина весьма низкая. Основным фер­ментом желудочного сока является лабфермент.

Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Мышечный и эластический слои недоразвиты. У новорожденных легко нарушается перистальтика кишечника. Кишечная стенка легко проницаема для токсинов, гормонов и различных иммунных тел. Выделяе­мый в просвет двенадцатиперстной кишки панкреатический сок содержит трипсин, липазу, амилазу и другие ферменты.

Истинным кишечным ферментом является энтерокиназа.

Работа пищеварительного аппарата включает в себя 3 основных звена: пищеварение полостное, пристеночное и процессы всасывания.

Считают, что в течение первых 10—20 ч внеутробной жизни кишечный тракт ребенка почти стерилен. Затем в полости рта обнаруживают стафило­кокки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку, ацидофильные бактерии и др. Бактериальная флора кишечника способствует процессам ферментативного переваривания пищи, образованию, витаминов группы В и витамина К. В кишечнике содержится около 70—90 г мекония. Это темно-зеленая гомогенная, лишенная запаха масса. Меконий состоит из секрета различных отделов пищеварительного тракта, содержит слущившийся эпителий и проглоченные околоплодные воды. Отхождение мекония наблюдается в первые 3 дня после рождения, затем он заменяется корич­невыми, зеленовато-желтыми, а позднее золотисто-желтыми кашицеобраз­ными испражнениями с кислым запахом.

Печень новорожденного относительно больших размеров, составляет 4,4% веса тела (у взрослого 2,8%). Она хорошо снабжена кровеносными сосудами. Соединительная ткань развита недостаточно, доли печени плохо разграничены. Желчь богата красящими веществами и бедна желчными кислотами и солями.

Функция печени связана с пищеварением, кровообращением и обменны­ми процессами. Гликогенообразующая функция печени выражена хорошо, дезинтоксикационная — недостаточно.

Б. Период грудного возраста.

Пищеварительная система увеличивается в размерах, совершенствуется функционально.

Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-м полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюда­ется.

Повышается активность пищеварительных ферментов. С 4—5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается саливация, поэтому в возрасте 5 мес. ребенку можно вводить первый прикорм.

В связи с недостаточной выработкой факторов защиты желудочно-кишечного тракта и относительно низкой активностью ферментов у детей грудного возраста легко развиваются как функциональные, так и органические поражения пищеварительной системы (диспепсия, гипотрофия, гастрит, энтероколит и т. д.).

В. Преддошкольный и дошкольный периоды.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако слизистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Длина пищевода к 5 годам — 16 см.

Емкость желудка:

в 2 года — 300—400 мл;

в 3 года — 400—500 мл;

в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остается менее совершенными, чем у взрослых.

Г. Период школьного, подросткового и юношеского возраста.

Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении. К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл, к 12—13 годам — 1500 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
2. Исследование испражнений

Исследование испражнений у детей проводится путём внешнего осмотра, микроскопического, химического и бактериологического анализов.

Внешний осмотр каловых масс даёт возможность оценить цвет, запах, консистенцию, которые во многом зависят от возраста ребёнка, характера пищи, функции кишечника, печени, поджелудочной железы и других факторов.

В первые 3—4 дня жизни ребёнок выделяет меконий. Это гомогенная масса тёмно-зелённого цвета с мелкими желтоватыми включениями. В состав мекония входят слизь, остатки слущенного эпителия, кристаллы билирубина, жир, жирные кислоты и небольшое количество бактерий.

У ребёнка, находящегося на грудном вскармливании, стул оранжево-жёлтого цвета, гомогенный, мазеобразный, кисловатого запаха, содержит преимущественно бактерии молочнокислого брожения.

При вскармливании коровьем молоком стул пастообразный, беловато-жёлтого цвета или серый, щелочной реакции, среди бактерий в нём много кишечных палочек.

В случае расстройств пищеварения стул часто принимает зелёную окраску из-за превращения билирубина в биливердин.

У детей старшего возраста стул обычно оформлен.

При колите и дизентерии стул может быть слизистый, слизисто-гнойный или слизисто-кровянистый.

Кровянистые выделения без каловых масс наблюдаются при кишечной инвагинации.

При запорах испражнения очень тверды, а при спастических запорах похожи на «овечий кал».

Цвет стула может изменяться в зависимости от характера пищи (тёмно-красный – при употреблении свеклы, зеленоватый – шпината, чёрный – черники и т.д.), а при желтухах в зависимости от количества окрашивающего стул стеркобилина.

При исследовании на яйца глистов частичку кала наносят на предметное стекло, добавляют каплю дистиллированной воды или глицерина, прикрывают покровным стеклом и микроскопируют.
А. Исследование кала.

1. Макроскопическое исследование:

Количество – 15-25 г – у грудных детей,

100-200 г – у старших

Консистенция – мягкая

Форма – чаще цилиндрическая

Цвет – коричневый

Слизь – отсутствует

Кровь – отсутствует

2. Микроскопическое исследование:

Мышечные волокна – отсутствуют или содержатся единичные переваренные волокна

Соединительная ткань – отсутствует или встречаются единичные волокна

Нейтральный жир – отсутствует или содержится в небольшом количестве.

Жирные кислоты и мыла – содержатся в небольшом количестве

Растительная клетчатка:

  • Переваримая – отсутствует

  • Непереваримая – содержится в разном количестве

  • Крахмал – отсутствует

  • Детрит – разное количество

  • Слизь – отсутствует

  • Цилиндрический эпителий – отсутствует или встречается в небольшом количестве

  • Лейкоциты – единичные

  • Эритроциты - отсутствуют


Б. Оценка копрологического исследования

  • рН;

  • йодофильные бактерии;

  • консистенция;

  • клетки эпителия;

  • цвет;

  • слизь;

  • запах;

  • эритроциты;

  • жирные кислоты;

  • лейкоциты;

  • переваримая и непереваримая клетчатка;

  • растворенный и разложенный белки;

  • простейшие;

  • внутри- и внеклеточный крахмал.

I. Мышечные и соединительнотканные волокна.

В норме - нет, если есть, то без поперечной исчерченности.

Появляются мышечные волокна (стеаторея) при недостаточности поджелудочной железы, т.е. при недостатке или отсутствии трипсина (возможно при муковисцидозе), при отсутствии НСl пепсина, может быть при ускоренной перистальтике в кишечнике (мало зубов, быстро ел), но очень мало.

Снижение содержания, трипсина косвенно определяют при помощи рентгенпленочного теста.

Гнилостная диспепсия - нарушение переваривания белка (энтерит, энтероколит).

II. Жир (стеаторея). В норме нет или в малом количестве.

Выделяют три типа:

  1. Повышено содержание нейтрального жира (нарушение его расщепления, т.е. недостаточность поджелудочной железы - липаза не расщепляет жиры).

  2. Появление жирных кислот и мыл (связано с недостатком желчи - проявление холестаза), изолированного мыла - при повышенной перистальтике или нарушении всасывания в кишечнике.

3. Смешанная стеаторея (недостаточность поджелудочной железы, желчевыводящих путей и ЖКТ).

III. Амилорея – повышение содержания крахмала. Различают следующие виды крахмала: внеклеточный (зерна) и внутриклеточный (в клетке).

Встречается при недостатке амилазы в слюне, при недостаточной активности амилазы поджелудочной железы, снижении секреции желудочного сока. Внутриклеточный крахмал - не подействовали ферменты.

IV. Белок:

1. Тканевой.

2. Пищевой.

При ускоренной перистальтике может быть и тот, и другой. Тканевой - экссудат тканевой жидкости из кишечника:

А. разложенный белок;

Б. растворенный белок (муцин) - определяется в реакции Трибуле, говорит о наличии воспаления кишечной стенки.

V. Реакция.

При патологии желудка, поджелудочной железы – щелочная - гниение. При недостаточности желчи, бродильной диспепсии - кислая.
В. Нормальный микробный состав испражнений (В КОЕ)

Наименование микроорганизмов

В расчете на 1 гр фекалий

1. Бифидум-бактерии

108-109 и более

2. Лактобациллы

109-1012

3. Бактероиды

107-109

4. Эшерихии коли

До 108

5. Эшерихии коли, бифидобактерии

До 5 %

6. Эшерихии коли с признаками диссоциации

Не более 10 % E. coir

7. Энтерококки

107

8. Стафилококки

105

9. Протей

1012-1013

10. Другие УПЭ

105

11. Дрожжеподобные грибы

104

12. Дрожжи

103

13. Клостридии

105


3. Подготовка больного к эндоскопии

Эндоскопическое исследование является серьёзным инструментальным вмешательством и должно проводиться при соответствующих показаниях только после общего клинического обследования больного, направленного на выявление сопутствующих заболеваний, опасных развитием осложнений. Наличие таких заболеваний требует корригирующей терапии.

Врач, проводящий эндоскопическое исследование, должен изучить историю болезни, уточнить предполагаемую локализацию патологического процесса, ознакомиться с результатами необходимых клинико-лабораторных исследований, оценить возможные противопоказания.

  • Важный момент в профилактике кровотечения – выявление нарушений системы свёртывания крови. Если при проведении диагностических манипуляций вполне достаточно определение числа тромбоцитов, СОЭ и времени кровотечения, то при плановых хирургических эндоскопических манипуляциях (полипэктомия, расширенная биопсия, пункция и биопсия печени) необходимо изучение коагулограммы, определение групповой и резусной принадлежности крови больного.

  • С детьми дошкольного и более старшего возраста важен психологический контакт, ибо они отрицательно относятся к любой медицинской манипуляции, особенно проводимый под местным обезболиванием.

  • Прежде чем взять ребёнка на исследование, необходимо в доступной форме объяснить смысл предстоящей процедуры и научить, как вести себя во время эндоскопии, предупредить о возможных неприятных ощущениях, возникающих в связи с нагнетанием воздуха, разъяснить, что это легко можно устранить при адекватном поведении ребёнка во время обследования.

  • Перед эзофаго- и гастродуоденоскопией уместно рассказать, что предстоящая манипуляция ничем существенно не отличается от исследования желудочного сока, а фиброскоп – это обычный зонд, снабжённый лампочкой.

  • Желательно внушить больному, что он должен расслабить мышцы, спокойно дышать, не делая попыток проглотить скапливающуюся во рту слюну, а дать ей свободно стекать на полотенце. После такой подготовки уравновешенные дети 5—14 лет хорошо переносят эндоскопию и соглашаются на повторное исследование.

  • Рассказы детей, легко перенёсших эндоскопическое вмешательство, успокаивающе действует на других больных, и они также добровольно соглашаются на подобную процедуру.

Исключение составляют меленькие, а также эмоционально неустойчивые и легковозбудимые дети более старшего возраста. Их уговорить невозможно. Уже при виде фиброскопа или других инструментов они настороженно относятся к каждому жесту врача, отказываются лечь на стол и отчаянно сопротивляются попытке осуществить какую-либо манипуляцию. В этих условиях лучше отказаться от исследования или прибегнуть к общему обезболиванию.

Специальная подготовка желудочно-кишечного тракта к эндоскопии зависит от вида исследования и имеет целью обеспечить наилучшие условия визуального изучения исследуемых органов.

  • Эзофагогастродуоденоскопия не требует специальной подготовки и проводится утром натощак или не ранее чем через 6-8 часов после последнего приёма пищи.

  • У новорождённых и грудных детей исследование можно осуществить перед очередным кормлением.

  • В тех случаях, когда имеется непроходимость выходного отдела желудка, целесообразно предварительно провести промывание желудка с эвакуацией его содержимого.

Некоторые авторы при обычных исследованиях желудка широко используют пеногасители (гаскон, антифомсилан, эспумизан), которые больные принимают непосредственно перед введением фиброскопа. Нейтрализуя слизь и пузыри, пеногасители очищают слизистую оболочку желудка и значительно улучшают обзор.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом