Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНА - ПОСОБИЕ. Учебное пособие по дисциплине Экстренная медицина разработано в соответствии с учебной программой для специальности 1-94 01 01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций


НазваниеУчебное пособие по дисциплине Экстренная медицина разработано в соответствии с учебной программой для специальности 1-94 01 01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
АнкорЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНА - ПОСОБИЕ.doc
Дата23.10.2016
Размер23.4 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаEKSTRENNAYa_MEDITsINA_-_POSOBIE.doc
ТипУчебное пособие
#221
страница9 из 54
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   54

Женские половые органы


Женские половые органы, как и мужские, разделяются на внутренние и наружные. К внутренним половым органам, которые расположены в малом тазу, относятся: половая железа – яичник, матка, маточные трубы и влагалище, а к наружным – образования так называемой срамной области: большие срамные губы, малые срамные губы и клитор.

Яичник – это парная железа, расположенная в малом тазу. Яичник снаружи покрыт соединительнотканной оболочкой, под которой находится корковое вещество, а глубже – мозговое вещество. Корковое вещество яичника содержит пузырьки разных размеров, или фолликулы, в каждом из которых развивается женская половая клетка (яйцеклетка), а мозговое вещество – сосуды и нервы. Формирование фолликулов заканчивается к моменту рождения. Закладывается их 200-300тыс., к 10 годам их становится в 3-4 раза меньше, к началу пубертатного периода остается около 15 тыс. (остальные подвергаются обратному развитию), из них созревает всего 300-400.

В отличие от мужских половых желез яичники не имеют протоков. Созревшая яйцеклетка выходит из фолликула при разрыве его стенки. Вместе с вытекающей прозрачной жидкостью яйцеклетка оказывается на поверхности яичника, в полости брюшины, откуда она затягивается в просвет маточной трубы. На месте лопнувшего фолликула образуется так называемое желтое тело – железа внутренней секреции. При отсутствии беременности, когда яйцеклетка не оплодотворяется, желтое тело называется ложным и подвергается обратному развитию. Если же яйцеклетка оплодотворяется и наступает беременность, то желтое тело называется истинным, оно разрастается и сохраняется на протяжении всей беременности.

Эпителий фолликулов вырабатывает гормоны – эстрогены, которые влияют на обмен веществ, определяя специфичность женского организма, увеличивают синтез гликогена в печени, отложение жировой ткани в организме, регулируют овариально-менструальный цикл, а в период беременности оказывают влияние на нормальное протекание этого процесса, подготавливают молочные железы к кормлению ребенка, задерживают очередное созревание яйцеклетки в яичнике.

Матка – непарный орган, лежит в малом тазу между мочевым пузырем и прямой кишкой. В матке различают дно (вверху), тело, шейку (внизу).

Стенка матки имеет три оболочки: слизистую (эндометрий), мышечную (миометрий) и серозную (периметрии).

В слизистой оболочке много желез, которые выделяют в полость матки слизистую жидкость, и кровеносных сосудов. В эту оболочку погружается оплодотворенная яйцеклетка. Вне беременности поверхностный слой слизистой оболочки регулярно, через 24-28 дней, отслаивается и отторгается вместе с попадающей в полость матки яйцеклеткой. Разрывающиеся при этом сосуды слизистой оболочки начинают кровоточить. Такое маточное кровотечение называется менструацией и длится 3-4 дня. Время от начала одной менструации до начала следующей получило название менструального цикла. В этот период в организме женщины происходят сложные структурно-функциональные изменения.

Мышечная оболочка матки наиболее толстая, состоит из большого количества гладких мышечных клеток. Во время беременности в ней увеличивается и количество мышечных клеток, и масса каждой из них.

Серозная оболочка, покрывая матку с боков, переходит на стенки таза, образуя широкую связку матки.

Маточная труба — парное образование длиной 10-12 см, по которому яйцеклетка продвигается в матку. Каждая труба имеет два отверстия: одно из них открывается в матку, другое – в полость брюшины вблизи яичника. Продвижение яйцеклетки по трубе происходит под влиянием колебания ресничек эпителия, который покрывает матку изнутри, и сокращения мышечной оболочки.

Влагалище – трубка длиной около 8 см, которая вверху сообщается с шейкой матки, а внизу открывается в промежность. Сзади влагалища лежит прямая кишка, а спереди – мочеиспускательный канал. Внутренняя поверхность влагалища покрыта слизистой оболочкой, которая у выхода из влагалища образует складку, называемую девственной плевой.

Пространство между малыми половыми губами называется преддверием влагалища, где находятся отверстия мочеиспускательного канала, влагалища и протоков желез преддверья.

Промежность


Выводные пути пищеварительных, мочевых и половых органов топографически связаны с нижней стенкой брюшной полости, мягкие ткани которой образуют в выходе из малого таза промежность. В толще этой стенки находятся поперечнополосатые мышцы с фасциями, соединительная ткань, подкожная клетчатка с кожей, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

В промежности выделяют две диафрагмы: сзади – диафрагму таза, а спереди – мочеполовую диафрагму. Диафрагма таза имеет одно отверстие (заднепроходное), а мочеполовая диафрагма – одно отверстие у мужчин (перепончатая часть мочеиспускательного канала) и два у женщин (мочеиспускательный канал и влагалище).

Кольцеобразные мышечные пучки этих диафрагм окаймляют отверстия и служат их сжимателями. В диафрагме таза выделяется еще воронкообразная мышца, которая поднимает нижний участок прямой кишки и называется мышцей, поднимающей задний проход. В укреплении дна малого таза принимает участие и поперечная мышца промежности, расположенная между лобковыми костями.

1.6. Сердечно-сосудистая система


К сосудистой системе относят различного диаметра сосуды, по которым движется жидкость; сердце, способствующее продвижению этой жидкости; органы, участвующие в кроветворении (костный мозг, селезенка, лимфатические узлы) – образовании основных форменных элементов сосудистой системы.

Движение жидкости по сосудам происходит хотя и с различной скоростью, но непрерывно, благодаря чему органы, ткани и клетки получают вещества, необходимые им в процессе ассимиляции, и удаляют продукты, образовавшиеся в результате процессов диссимиляции.

В зависимости от характера циркулирующей жидкости сосудистую систему разделяют на кровеносную систему и лимфатическую систему. В сосудах кровеносной системы циркулирует кровь, а в сосудах лимфатической системы – лимфа. Лимфатическая система является лишь руслом для оттока жидкости. Причем вещества в виде истинных растворов всасываются в кровеносные сосуды, а взвеси – в лимфатические. Скорость всасывания и продвижения веществ через кровь больше, чем через лимфу.

Кровеносная система

К кровеносной системе относятся сердце и кровеносные сосуды, которые разделяются на артерии, вены и капилляры.

Сердце – это центральный орган кровообращения. Оно не только проталкивает кровь в сосуды и принимает кровь из них, но и регулирует движение жидкости в сосудах.

Артериями называются кровеносные сосуды, по которым кровь течет от сердца к периферии – к органам и тканям. Вены – это кровеносные сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Между артериями и венами находятся тончайшие кровеносные сосуды, называемые капиллярами.

Функции кровеносной системы многообразны. Наиболее важные из них следующие.

Кровь поддерживает постоянство внутренней среды организма (постоянство солевого состава, осмотического давления, равновесие воды и т.п.). Химические реакции, лежащие в основе жизнедеятельности организма, осуществляются в водной среде. С возрастом человека количество воды постепенно уменьшается. Если в молодом возрасте количество воды в тканях в среднем составляет 80-90%, то в пожилом – до 60%.

С кровью доставляются тканям питательные вещества, наступающие в нее во время всасывания из желудочно-кишечного тракта Кровь транспортирует газы: к тканям – кислород, от тканей – углекислый газ. С током крови разносятся гормоны, ферменты и другие активные химические вещества, которые вместе с нервной системой принимают участие в регуляторных процессах организма (нейро-гуморальная регуляция). В кровь поступают продукты обмена веществ, подлежащих удалению, она переносит их к органам выделения: почкам, коже, легким.

Кровеносная система принимает участие в теплорегуляции, способствует выравниванию температуры в различных участках тела. Например, при пониженной температуре окружающей среды кожные сосуды рефлекторно суживаются, уменьшается прилив крови к коже, а следовательно, и теплоотдача. И наоборот, при повышенной температуре внешней среды кожные сосуды расширяются, кровь усиленно притекает к коже, теплоотдача увеличивается, поэтому перегревания организма не происходит. При этом улучшается кровоснабжение потовых желез, находящихся в толще кожи, и их функция также усиливается.

Кровеносная система выполняет и защитные функции, к которым относят явления фагоцитоза, процесс свертывания крови и иммунологические реакции, связанные с образованием так называемых антител – защитных веществ, обеспечивающих невосприимчивость организма к ряду инфекционных заболеваний. Установлено, что активность лейкоцитов к фагоцитозу у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. В последнее время из эритроцитов выделен антибиотик – эритрин, оказывающий действие на некоторые вирусы.

Важное значение имеет рефлексогенная функция кровеносной системы. В стенках кровеносных сосудов имеются многочисленные нервные окончания – рецепторы, образующие обширные рефлексогенные зоны, сигнализирующие в ЦНС о величине кровяного давления, химическом составе крови и др.

Сердце


Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, имеющий форму неправильного конуса. У человека сердце четырехкамерное. В нем различают два предсердия – правое и левое и два желудочка – правый и левый.

На сердце различают основание (широкую часть) и верхушку. Основание сердца обращено вверх, назад и вправо; верхушка – вниз, вперед и влево. Спереди сердце соприкасается с грудиной и хрящами ребер, снизу – с диафрагмой, с боков и отчасти спереди, а также сзади – с легкими.

Верхушка сердца проецируется в 5-м левом межреберном промежутке на 1 см внутрь от срединной ключичной линии.

Средний вес сердца у мужчин – около 300 г, а у женщин – 220 г (0,5% веса тела). У спортсменов вес сердца несколько больше.

Принято считать, что сердце по величине приблизительно равно кулаку данного человека.

Кровоснабжение сердца осуществляется ветвями правой и левой венечных, или коронарных, артерий, которые отходят от восходящей аорты, тотчас над полулунными клапанами (рис.1.26).


Рис. 1.26. Строение сердца. Миокард. Левый желудочек. Правый желудочек. Левое предсердие. Правое предсердие.
Сокращение (напряжение) стенки сердца называется систолой, а расслабление – диастолой. При систоле правого предсердия кровь из него через правое предсердно-желудочковое отверстие поступает в правый желудочек. Это отверстие закрывается правым предсердно-желудочковым клапаном (трехстворчатым), который состоит из трех створок и препятствует обратному току крови во время систолы желудочка (рис. 1.27).


Рис. 1.27. Схема большого и малого кругов кровообращения.
Сердечно-сосудистая система своими функциями обеспечивает двигательную деятельность человека. При усиленной и длительной мышечной работе предъявляются повышенные требования к деятельности сердца, что приводит к некоторым морфологическим изменениям в нем. Эти изменения в первую очередь сказываются на увеличении его размеров. Происходит гипертрофия (утолщение) миокарда и увеличение объема сердца. Наибольшее увеличение размеров сердца наблюдается у лыжников, велосипедистов, бегунов на длинные дистанции, гребцов, т. е. у лиц, занимающихся теми видами спорта, где физическое напряжение носит длительный характер.

Под влиянием систематических занятий спортом в сердце разрастается капиллярная сеть, она становится гуще, увеличивается количество анастомозов – улучшается кровоснабжение сердца. Занятия спортом оказывают положительное влияние на стенки сосудов, периферическое кровообращение и кроветворные органы. Стенки кровеносных сосудов у спортсменов обладают большей эластичностью, чем у лиц, не занимающихся спортом. Кроветворная функция красного костного мозга, селезенки и лимфатических узлов усиливается.

Изменения положения тела человека сказываются на объеме, форме и положении сердца. Так, в положении тела лежа на животе объем сердца несколько больше, чем в положении тела стоя; при висе на подколенках в фазе вдоха объем сердца увеличивается еще больше; при стойке на кистях в фазе вдоха объем сердца меньше, чем в положении стоя; при положении тела вниз головой сердце может смещаться в сторону головы. У малотренированных спортсменов смещаемость сердца больше, чем у квалифицированных.

1.7. Нервная система


К нервной системе относятся спинной мозг, головной мозг и отходящие от них нервы. Нервная система связывает все системы организма в единое целое и обеспечивает связь организма с внешней средой.

В основе объединяющей функции нервной системы лежат процессы регуляции и управления всеми подчиненными ей системами: двигательной системой, системой внутренних органов, органов внутренней секреции, сосудистой системой и т.д.

Регуляция и управление функциями всех систем обеспечивается нервной системой (головным мозгом) в соответствии с постоянно поступающей информацией из внутренней и внешней среды организма. Нервы являются теми проводниками, по которым идет передача информации без ее потери и передачи на рядом проходящие нервные стволы. Вся информация, поступающая в головной мозг, обрабатывается, чтобы «принять решение», сформировать программу действия и совершить наиболее соответствующий данным условиям приспособительный акт.

Все высшие функции человека являются функциями нервной системы.

Нервная система едина, но условно ее делят на части. Имеется две классификации: по топографическому принципу, т. е. по месту расположения нервной системы в организме человека, и по функциональному принципу, т. е. по областям ее иннервации.

По топографическому принципу нервную систему делят на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относят головной мозг и спинной мозг, а к периферической — нервы, отходящие от головного мозга (12 пар черепных нервов), и нервы, отходящие от спинного мозга (31 пара спинномозговых нервов).

По функциональному принципу нервная система делится на соматическую часть и автономную, или вегетативную, часть.

Соматическая часть нервной системы иннервирует поперечнополосатую мускулатуру скелета и некоторых органов – языка, глотки, гортани и др., а также обеспечивает чувствительную иннервацию всего тела.

Вегетативная часть нервной системы иннервирует всю гладкую мускулатуру тела, обеспечивая двигательную и секреторную иннервацию внутренних органов, двигательную иннервацию сердечно-сосудистой системы и трофическую иннервацию поперечно-полосатой мускулатуры.

Вегетативная нервная система, в свою очередь, подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический. Соматическая и вегетативная части нервной системы тесно связаны между собой, составляя одно целое.


Контрольные вопросы

  1. Перечислите функции, выполняемые скелетом человека. В чем они заключаются?

  2. Что является структурно-функциональной единицей скелета?

  3. Расскажите о составе и строении кости.

  4. Перечислите формы костей, дайте их краткую характеристику.

  5. Какие соединения костей Вы знаете. Дайте характеристику каждого из них.

  6. Расскажите о черепе человека.

  7. Расскажите о строении позвоночника.

  8. Какие кости формируют скелет грудной клетки?

  9. Какие кости входят в состав пояса верхних конечностей? Дайте их характеристику.

  10. Какие кости формируют таз человека?

  11. Какие кости относятся к поясу нижних конечностей?

  12. Какие функции присущи мышцам?

  13. Какие группы мышц в теле человека выделяют?

  14. Расскажите о строении мышц.

  15. Какие органы относят к внутренним?

  16. Расскажите об органах пищеварения.

  17. Расскажите об органах дыхания.

  18. Расскажите о мочеполовой системе человека.

  19. Что входит в состав сердечно-сосудистой системы?

  20. Что относят к нервной системе человека?

2. БАЗОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

2.1. Порядок снятия одежды и обуви с пострадавшего

На месте чрезвычайной ситуации снимать одежду с пострадавшего следует только для осмотра травмы и определения ее характера. Следует снимать только необходимый минимум одежды, избегая при этом лишних движений пострадавшего.

Раздевание пострадавшего должно производиться осторожно, не вызывать излишнюю болезненность и опасность вторичных повреждений. Прежде всего, следует ослабить все, что сковывает свободное дыхание: ремни, галстуки, корсеты и т.д.

Снятие одежды при повреждении конечности заключается в поочередном снятии ее вначале со здоровой конечности и только потом с больной (рис. 2.1.).


Рис. 2.1. Основные приемы снятия с пострадавшего одежды и обуви.
Если пострадавший лежит на животе, то для того, чтобы снять с него куртку, пальто, пиджак, или сорочку необходимо:

  • приподнять пострадавшего и снять одежду с плеч.

  • согнуть здоровую руку пострадавшего и снять с нее рукав.

  • осторожно снять рукав с другой руки.

Снятие брюк.

Если повреждено колено или голень - поднимите штанину выше.

Если повреждено бедро - спустите брюки.

Снятие обуви:

  • Развяжите или разрежьте шнурки.

  • Одной рукой придерживайте голень пострадавшего, другой рукой снимите обувь, начиная ее стягивать пятки.

  • Если снять одежду не удается, а также в случаях ранения груди, живота, повреждения позвоночника или костей таза одежду над местом травмы лучше распороть по швам (рис. 2.2.).



Рис. 2.2. Разрезание одежды для оказания помощи пострадавшему.
У пострадавших с термическими ожогами обнажают лишь пораженные участки; обугленные и прилипшие куски одежды осторожно обрезают ножницами возможно короче, но без повреждения кожи. Обувь во всех серьезных случаях разрезают.

В случае, когда на голове пострадавшего одет шлем, то снимать его без крайней необходимости не рекомендуется так как если у пострадавшего есть травма шейного отдела позвоночника, это может привести к повреждению спинного мозга.

Снимать шлем надо в следующих случаях:

  • дыхание пострадавшего затруднено шлемом;

  • пострадавший не дышит и у него отсутствует пульс:

  • у пострадавшего началась рвота.

Порядок снятия шлема:

  • снимите очки с пострадавшего.

  • расстегните или разрежьте ремешок на подбородке.

  • один спасатель просовывает руки справа и слева под шлем и фиксирует голову пострадавшего.

  • второй спасатель снимает каску.


2.2. Порядок надевания медицинских перчаток

Перед надеванием медицинских перчаток с кистей и предплечий надо снять кольца, бижутерию, часы.

Перчатки следует надевать на тщательно вымытые (особенно между пальцами), высушенные руки.

Следует обратить внимание на то, не распечатан и не поврежден ли внешний конверт хирургических стерильных перчаток - перчатки остаются стерильными до момента открытия конверта.

Раскрыть наружный конверт и вынуть упакованные во внутреннем конверте перчатки - лучше, если этот этап будет выполняться одним лицом.

Удерживая в руке крылышки внутреннего конверта, развернуть упаковку.

Придерживая правой рукой вывернутую манжету левой перчатки, вынуть левую перчатку, вложить левую руку в левую перчатку.

Левую руку, одетую в перчатку, вложить в вывернутую манжету правой перчатки, одновременно приподняв при этом перчатку вверх.

Держа левую руку в вывернутой манжете правой перчатки, вложить правую руку в правую перчатку.

Левой рукой развернуть перчатку до распрямления манжеты и натянуть манжету правой перчатки на манжету халата.

В вывернутую левую перчатку вложить одетую в перчатку правую руку, развернуть до распрямления и натянуть манжету левой перчатки на манжету (рис.2.3.).

Рис.2.3. Порядок одевания медицинских перчаток
После того, как перчатки будут надеты, необходимо удалить с их поверхности излишнюю присыпку. Это можно сделать протерев перчатки стерильным ватным тампоном.

Для снятия медицинских перчаток

  • Взять за внутреннюю часть манжеты левой перчатки пальцами правой руки, оттягивая перчатку от кожи руки, снять ее путем выворачивания.

  • Выбросить перчатку, как использованную, в корзину или специальный пакет для мусора.

  • Пальцы левой руки (без перчатки) вложить вовнутрь правой перчатки, оттянуть и снять перчатку с правой руки путем ее выворачивания.

  • Выбросить перчатку, как использованную, в корзину или специальный пакет для мусора.

В следующих случаях, для уменьшения риска заражения, рекомендуется применять двойные перчатки:

  • во время выполнения процедур связанных с попаданием на руки большого количества крови (возможность заражения вирусом ВИЧ, вирусным гепатитом типа Б и т.п.).

  • возможности прокола перчатки.

Внимание! При обнаружении разрыва перчаток их необходимо сразу же заменить! При использовании двойных перчаток лучше всего пользоваться цветной внутренней перчаткой для облегчения обнаружения разрывов наружной перчатки.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   54

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей