|
Учебное пособие по дисциплине Таможенное дело включает описание структуры, содержания курса, вопросы для самоподготовки, лекции по дисциплине, задания для проверки знаний, список рекомендуемой литературы Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского ВЯЗОВИК С.М.
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО Учебное пособие
Симферополь
2010
Печатается по решению научно-методического совета факультета управления Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Рекомендовано на заседании кафедры менеджмента внешнеэкономической деятельности.
Протокол № 1 от 30 августа 2010 года. Рекомендовано на заседании Учебно-методической комиссии факультета управления.
Протокол № 1 от 31 августа 2010 года.
Составитель: к.э.н., доцент Вязовик С.М.
Рецензент: д.э.н., профессор Крамаренко В.И. Учебное пособие по дисциплине «Таможенное дело» включает описание структуры, содержания курса, вопросы для самоподготовки, лекции по дисциплине, задания для проверки знаний, список рекомендуемой литературы.
Издание четвертое, дополненное и отредактированное.
СОДЕРЖАНИЕ
| Вступление………………………………………
| 6
| Тема 1.
| Организация таможенного дела в Украине
| 7
| 1.1.
| Органы государственного регулирования таможенного дела. Структура таможенных органов Украины
|
7
| 1.2.
| Задача таможенных органов
| 9
| 1.3.
| Взаимоотношение таможенных органов Украины с другими органами и лицами
| 10
| Тема 2.
| Таможенный контроль
| 14
| 2.1.
| Организация таможенного контроля
| 14
| 2.2
| Осуществление таможенного контроля товаров, предметов, транспортных средств при перемещении через таможенную границу Украины
|
18
| 2.3.
| Технические средства таможенного контроля
| 20
| Тема 3.
| Характеристика системы таможенных режимов
|
24
| 3.1.
| Сущность и систематизация таможенных режимов
|
24
| 3.2.
| Характеристика специальных таможенных режимов
| 30
| Тема 4.
| Характеристика системы таможенного оформления
| 34
| 4.1.
| Понятие и сущность таможенного оформления. Особенности таможенного оформления грузов
| 34
| 4.2.
| Таможенные документы и специфика их оформления
| 40
| Тема 5.
| Перемещение и пропуск через таможенную границу Украины товаров и других предметов
| 47
| 5.1.
| Перемещение через таможенную границу Украины транспортных средств
| 47
| 5.2.
| Порядок перемещения валюты
| 52
| 5.3.
| Льготное перемещение через таможенную границу Украины предметов международных иностранных организаций
| 57
| 5.4.
| Пропуск через таможенную границу Украины
| 60
| Тема 6.
| Мероприятия нетарифного регулирования ВЭД
|
61
| 6.1.
| Лицензирование и квотирование внешнеэконо-мических операций
| 61
| 6.2.
| Регистрация внешнеэкономических договоров
| 63
| 6.3.
| Разрешения других государственных органов Украины
| 66
| Тема 7
| Механизм функционирования тарифной системы страны
| 70
| 7.1.
| Особенности таможенно-тарифного регулирования в ВЭД
| 70
| 72.
| Таможенный тариф, его классификация и функциональные задачи
| 71
| Тема 8
| Таможенная стоимость как объект налогообложения при начислении таможенных платежей
|
78
| 8.1.
| Понятие таможенной стоимости товаров, её предназначения
| 78
| 8.2.
| Определение таможенной стоимости
| 80
| 8.3.
| Классификация товаров соответственно украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности
|
94
| Тема 9.
| Грузовая таможенная декларация как основной документ при осуществлении таможенного оформления грузов
|
100
| 9.1.
| Положение о грузовой таможенной декларации
| 100
| 9.2.
| Особенности заполнения ГТД
| 110
| 9.3.
| Описание граф грузовой таможенной декларации
| 115
| Тема 10.
| Характеристика системы таможенного налогообложения
| 136
| 10.1.
| Порядок начисления и взыскания таможенных платежей при таможенном оформлении
| 136
| 10.2.
| Таможенная пошлина: порядок начисления и взыскания
| 138
| 10.3.
| Таможенные сборы: порядок начисления и взыскания
| 141
| 10.4.
| Акцизный сбор: порядок начисления и взыскания
| 147
| 10.5.
| Налог на добавленную стоимость: порядок начисления и взыскания
| 150
| Тема 11.
| Экспертиза в системе таможенного контроля
| 153
| 11.1
| Экспертиза: понятие, классификация, экспертные учреждения
| 153
| 11.2
| Понятие, объекты и предметы таможенной экспертизы
| 156
| Тема 12.
| Нарушение таможенных правил
| 163
| 12.1.
| Понятие нарушения таможенных правил
| 163
| 12.2.
| Виды, состав нарушений таможенных правил и ответственность за такие нарушения
| 167
| 12.3.
| Производство по делам о нарушениях таможенных правил, выполнение постановлений
| 177
| Тема 13.
| Контрабанда
| 185
| 13.1.
| Общественная опасность контрабанды
| 185
| 13.2.
| Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
| 188
| 13.3.
| Дознание в делах о контрабанде
| 189
| 13.4.
| Таможенная стража: назначение, задача, функции и права
| 194
| Тема 14.
| Распоряжение товарами и другими предметами, которые находятся под таможенным контролем
| 204
| 14.1.
| Перевозка товаров и других предметов между таможнями
| 204
| 14.2.
| Распоряжение товарами и другими предметами
| 205
|
| Комплексные задания для самоподготовки
| 209
|
| Рекомендуемая литература
| 218
|
| Приложения
| 220
|
ВСТУПЛЕНИЕ
Программа изучения дисциплины «Таможенное дело» составлена в соответствии с местом и назначением этой дисциплины в структурно-логической схеме, предусмотренной образовательно-профессиональной программой подготовки 0502 «Менеджмент» квалификационного уровня бакалавр специальности 6050200 «Менеджмент ВЭД», и охватывает все смысловые модули, обозначенные аннотацией, с общим количеством 81 часов, предусмотренных стандартом.
Предметом изучения «Таможенное дело» является внешнеэкономический товарооборот, условия (режим) доступа товаров на рынок и защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, транспортировка товаров через таможенную границу Украины.
Междисциплинарные связи: дисциплина «Таможенное дело» изучается после следующих дисциплин: «Макроэкономика», «Предпринимательское право», «Микроэкономика». 1. Цель и задачи дисциплины
Основной целью является ознакомление студентов с методами и инструментами таможенно-тарифного регулирования международных экономических отношений, организационно-правовых основ таможенной системы Украины;
Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, является формирование у студентов определенных умений и навыков: студенты должны уметь охарактеризовать систему таможенного контроля внешнеторговой деятельности, его виды и порядок функционирования, а также представить механизм таможенно-тарифного регулирования и принципы его реализации в системе таможенных органов; студенты должны научиться анализировать состав таможенных платежей, уметь их рассчитывать и определять порядок уплаты участниками ВЭД.
Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УКРАИНЕ Таможенное дело Украины включает в себя установление порядка и организацию перемещения через таможенную границу Украины товаров и предметов, обложение таможенной пошлиной, оформление, осуществление контроля и других мероприятий по реализации таможенной политики в Украине (ст. 1 Закона "О таможенном деле Украины").
В ст. 3 Таможенного кодекса Украины Верховная Рада Украины вторично дает это понятие в такой редакции: "Таможенное дело - порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, таможенное регулирование, связанное с установлением и взиманием налогов и сборов, процедурой таможенного контроля и оформления, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, направленные на реализацию таможенной политики Украины".
Таможенная политика – система принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности при помощи таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли (ст. 2 Таможенного кодекса Украины).
Сами меры (средства), указанные в вышеназванных статьях Закона и Кодекса, это:
- порядок и организация перемещения товаров через границу Украины;
- обложение и взыскание таможенной пошлины, сборов;
- процедуры таможенного контроля. 1.1 Органы государственного регулирования таможенного дела и структура таможенных органов Украины Регулирование таможенного дела осуществляют наивысшие органы государственной власти и управления Украины. Главные направления таможенной политики Украины, структура системы органов государственного регулирования таможенного дела, размер таможенных пошлин и условий таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Украины, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается, определяется Верховной Радой Украины.
Обеспечение осуществления таможенной политики Украины соответственно законам Украины; установление размеров таможенного сбора и платы за таможенные процедуры; координация деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по вопросам таможенного дела; проведение переговоров и заключение международных договоров Украины по таможенным вопросам в случаях, предусмотренных законами Украины; представление на рассмотрение Верховной Рады Украины предложений относительно системы таможенных органов Украины осуществляются Кабинетом Министров Украины.
Запрещается регулирование таможенного дела не предусмотренными в законодательстве Украины актами и действиями государственных и негосударственных органов. Государственная таможенная служба Украины является центральным органом государственной исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины. Служба организовывает осуществление таможенной политики, обеспечивает эффективное функционирование таможенной системы. ГТСУ в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины.
В границах своих полномочий ГТСУ организовывает и контролирует выполнение актов законодательства Украины о таможенном деле. ГТСУ обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые входят в ее компетенцию, разрабатывает предложения относительно усовершенствования этого законодательства и выносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
В состав Государственной таможенной службы Украины входят: Центральный аппарат ГТСУ, специализированные учреждения и таможни.
Центральный аппарат ГТСУ:
- Председатель ГТСУ;
- первый заместитель Председателя ГТСУ;
- заместители Председателя ГТСУ.
-Управление ГТСУ: собственной безопасности и контроля; организации таможенного контроля; по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; таможенно-тарифное; таможенных платежей; статистики; анализа, прогнозирование и связей с общественностью; финансово-экономическое; бухгалтерского учета и отчетности; кадрами; межгосударственных связей; правовое; делами.
-самостоятельные отделы: сектор режимно-секретной и мобилизационной работы; профсоюзный комитет центрального аппарата службы; очередная часть.
Специализированные учреждения: совет профсоюза работников таможенных органов Украины; хозяйственно-эксплуатационное таможенное управление; снабжающее таможенное управление; автотранспортное таможенное хозяйство; центральная таможенная лаборатория; информационно-аналитическое управление; Киевский центр повышения квалификации; Хмельницкий центр повышения квалификации; Академия таможенной службы; санаторий "Жемчужина".
Таможни:
- региональные: Киевская; Западная; Карпатская; Подольская; Черноморская; Крымская; Донбасская; Восточная; Северная; Днепровская;
- прямого подчинения: Бориспольская; Севастопольская; Центральная энергетическая; Оперативная (в составе Управления собственной безопасности и контроля). 1.2 Задача таможенных органов Согласно со ст. 11 Таможенного кодекса Украины таможенные органы Украины при проведении в жизнь таможенной политики решают такие главные задачи:
- защита экономических интересов Украины;
- контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле;
- обеспечение выполнения обязательств, которые вытекают из международных договоров Украины относительно таможенного дела;
- применение в соответствии с законом мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины;
- усовершенствование таможенного контроля и оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
- комплексный контроль вместе с Национальным банком Украины за валютными операциями;
- осуществление мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке с участием Министерства внешнеэкономических связей Украины;
- создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу страны;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
- сотрудничество с таможенными и другими органами зарубежных стран, а также с международными организациями по вопросам таможенного дела;
- ведение таможенной статистики.
Взаимоотношение таможенных органов Украины с другими органами и лицами
Таможенные органы Украины в процессе осуществления таможенного дела взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями и гражданами (глава 3 ст. 26-29 ТК).
Государственные и прочие органы, которые не осуществляют общего руководства таможенным делом, не имеют права принимать решение, которые входят в компетенцию таможенных органов Украины, или другим образом вмешиваться в деятельность этих органов.
Таможенные органы в своей деятельности взаимодействуют с правоохранительными органами (прокуратурой, СБУ, МВД Украины, Таможенной границы).
В случае выявления во время осуществления таможенного контроля признаков преступлений, которые не относятся к контрабанде, начальник таможенного органа или лицо, которое его замещает, сообщает о выявлении соответствующим органам предварительного следствия.
Основные принципы и формы взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и контролирующими органами определены общей "Инструкцией о взаимодействии и размежевании функций относительно осуществления контроля на государственной границе", утвержденной 10 ведомствами и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 23 мая 1994 года.
Взаимодействие осуществляется в таких направлениях:
разработка и осуществление согласованных общих мероприятий по предотвращению, выявлению и прекращению нарушений действующего таможенного законодательства, противодействию контрабандному и незаконному перемещению через таможенную границу товаров и других предметов;
расследование и раскрытие преступлений и других правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности;
обмен информацией;
анализ результатов и разработка новых форм взаимодействия.
Подразделения по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, другие подразделения таможенных органов проводят такие виды специальных операций:
"Граница" - специальная операция вне местоположения пунктов пропуска через государственную границу, в границах пограничных контролируемых районов вместе с погранвойсками;
"Кольцо" - специальная операция по досмотру (передосмотру) транспортных средств с грузами, которые перемещаются под таможенным контролем, вместе с работниками ГАИ;
"Передосмотр" - специальная операция по досмотру (передосмотру) транспортных средств с грузами, которые перемещаются под таможенным контролем, без работников ГАИ;
"Аэропорт" - специальная операция по досмотру (передосмотру) самолетов;
"Поезд" - специальная операция по досмотру (передосмотру) поездов;
"Акциз" - специальная операция вместе с ГНА (Государственная налоговая администрация);
"БОП" - специальная операция вместе с подразделениями по борьбе с организованной преступностью правоохранительных органов;
"База" - специальная операция по контролю за грузами, которые находятся под таможенным контролем в помещениях предприятий, организаций и учреждений;
"Поиск" - специальная операция по обследованию и наблюдению за определенным районом (маршрутом) с целью выявления и задержания контрабанды и нарушителей таможенных правил;
"Морпорт" - специальная операция по досмотру (передосмотру) плавсредств в морских и речных портах.
Порядок взаимодействия структурных подразделений Госкомтаможни и Государственной таможенной службы вне местоположения пунктов пропуска через государственную границу, в границах пограничных контролируемых районов определяется "Инструкцией о порядке взаимодействия структурных подразделений Государственной границы Украины и подразделений таможенной стражи Украины".
С подразделениями МВД Украины (УБОЗ, ГАИ, "Беркут", Госслужба охраны "Титан" и др.) взаимодействие осуществляется как в рамках проведения операций ("Кольцо", "База", "Поиск", "Передосмотр"), рейдов, так и других общих мероприятий.
Взаимодействие с подразделениями СБ Украины осуществляется как в рамках комплексных многоцелевых операций, так и в форме повседневной оперативно-служебной деятельности. При этом уделяется внимание не только обмену информацией, необходимой для планирования и осуществления общих операций, об оперативной обстановке на государственной границе, но и на таможенной территории Украины.
Взаимодействие с подразделениями Государственной налоговой администрации организовывается для проведения операций "Акциз", "База", "Передосмотр". Кроме того, в последнее время распространилась такая новая форма взаимодействия с ГНА, как поисковая работа по выявлению и прекращению деятельности фиктивных коммерческих фирм.
Товары и прочие предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины, кроме таможенного контроля, могут подлежать и другим видам контроля:
санитарному;
ветеринарному;
фитосанитарному;
радиологическому;
экологическому.
Вопросы для самоподготовки:
1. Органы государственного регулирования таможенного дела.
2. Основные задачи таможенных органов Украины.
3. Структура таможенной системы Украины.
4. Действующая система управления в центральном аппарате Государственной таможенной службы Украины.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|