Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Технология социологического исследования (Сусоколов, 2007). Учебное пособие по курсу Практикум по экономической социологии Как заключить договор, чтобы избежать любых неожиданностей


НазваниеУчебное пособие по курсу Практикум по экономической социологии Как заключить договор, чтобы избежать любых неожиданностей
АнкорТехнология социологического исследования (Сусоколов, 2007).pdf
Дата12.05.2017
Размер1.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTekhnologia_sotsiologicheskogo_issledovania_Susokolov_2007.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#18386
страница1 из 22
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Государственный Университет – Высшая школа
экономики
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
А.А. Сусоколов
Технология социологического исследования
Учебное пособие по курсу «Практикум по экономической
социологии»
Как заключить договор, чтобы избежать любых неожиданностей?
Как организовать исследовательский коллектив, чтобы хорошо работалось?
Как разработать модель объекта, чтобы легче думалось?
Как составить и оформить анкету, чтобы на нее хотелось отвечать?
Как организовать выборку, чтобы уложиться в ресурсы времени и денег?
Как написать и оформить отчет, чтобы его прочитали?
Как провести презентацию на конференции, чтобы ее слушали?
Москва 2007

2
Практикум по экономической социологии преподается как предмет на
факультете социологии ГУ-ВШЭ с момента его организации. Основная
особенность практикума по сравнению с обычными курсами состоит в том,
что студенты сами разрабатывают программу и проводят исследование
под контролем куратора (преподавателя кафедры экономической
социологии), а затем оформляют результаты в виде отчета и
докладывают их на конференции. В то же время, куратор не является
руководителем проекта, а только консультантом. Работа ведется
студентами абсолютно самостоятельно в группах по 3-4 человека.
Практикум проводится непосредственно после чтения курса по методам
социологических исследований и основам экономической социологии и
параллельно с курсом анализа социологической информации. Многолетний
опыт преподавания показывает, что после прослушивания методических
курсов студенты хорошо могут рассказать о структуре программы, о том,
что такое предмет и объект исследования, что такое операционализация и
эмпирическая редукция понятий, какие существуют качественные критерии
оценки гипотез и типы выборки и т.д.. Однако большинство из них
оказываются совершенно беспомощными, когда надо самостоятельно
подготовить программу и инструментарий, организовать выборку, грамотно
изложить результаты и выступить с ними на конференции. Это происходит
не потому, что плохо читаются лекции или ведутся семинары. Просто
никакие семинары и тесты не могут заменить самостоятельной творческой
разработки проекта. Только в процессе прохождения практикума, в общении с
кураторами – ведущими специалистами факультета - эти знания становятся
реальными навыками.
В полной мере это относится и к методам обработки. Одно дело, когда
студент изучает статистические методы по чужим массивам, не чувствуя
«фактуры» объекта, и совсем другое дело, когда статистический анализ
наслаивается на собственные впечатления, полученные в ходе опроса или
личных наблюдений.
Проблема интерпретации результатов массовых опросов – важнейшая
проблема социологии. Избежать «идиотизма цифр» можно только в том
случае, если хорошо знать и чувствовать предмет исследования. А это
достигается только личным опытом общения с респондентами, к чему мы и
пытаемся приучить студентов.
Практикум как курс особенно важен в современных условиях, когда остро
ощущается потребность в повышении профессиональной подготовки молодых
социологов. Не секрет, что в период становления массовой социологии в 90-е
годы в маркетинговых и социологических фирмах нередко оказывались люди, не
обладающие достаточным уровнем квалификации.
Темы исследований выбираются студентами самостоятельно. Однако
преподаватели кафедры в начале курса доводят до студентов свои
предложения по темам (обычно совпадающие с научными интересами самих
преподавателей); в течение одного модуля преподавателями читается цикл
лекций, посвященных наиболее актуальным проблемам экономической
социологии с тем, чтобы студенты могли выбрать тему исследования. Кроме
того, не возбраняется (а даже приветствуется) самостоятельный выбор
студентами темы, достаточно далекой от традиционной тематики
экономической социологии. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно

3
взглянуть на списки тем исследований, проведенных студентами в 1999-2005
гг. (Приложение 9).
Тот факт, что студенты социологи ГУ-ВШЭ «выходят в жизнь» в основном
готовыми к самостоятельной деятельности и пользуются спросом на рынке
труда, в значительно степени заслуга практикума.
Главной формой работы в практикуме является внеаудиторная работа
преподавателей
со
студентами
(курирование
проектов).
Каждый
преподаватель обычно ведет от 2 до 5-6 групп. Обязанности куратора
изложены в инструкции (Приложение 8). Однако в ходе практикума читается
и небольшой лекционный курс, занимающий 40 часов, 8 из которых - это
ознакомительные лекции по конкретным проблемам экономической социологии.
Остальные 32 часа посвящены практическим проблемам организации
социологического исследования. Для лекционного курса выделяются сюжеты,
которые:
наиболее
слабо
усваиваются
студентами
при
прослушивании
курса
по
методам
социологических
исследований
(гипотезы,
эмпирическая
редукция
переменных);
содержат множество практических нюансов, обычно не
освещаемых в стандартных курсах методики (компоновка
анкеты, оформление отчета);
пригодятся начинающему социологу уже на начальных
этапах
его
деятельности
(комплект
договорных
документов, организация коллектива).
Наше пособие является попыткой изложения содержания лекционного курса
практикума. Данная работа не может считаться законченной; это скорее
первая попытка обобщить накопленный опыт и выявить, что удалось, а что –
нет в реализации данного проекта.
Пособие состоит из двух частей: собственно курса лекций и Приложений.
Приложения по объему сопоставимы с основным текстом. Это связано с
основной идеей практикума – студент должен иметь наглядные образцы
документов, которые ему надлежит готовить. В качестве примера в разделах
по разработке программы, содержанию анкеты и подготовке отчета
используются материалы исследования, подготовленного и осуществленного
студентами первого потока кафедры социологии под руководством автора
весной 2000 года. Исследование было посвящено ряду актуальных проблем
студенческой жизни; одна из основных проблем – трудовая активность
студентов. Именно эту тему мы используем в качестве примера в нашем
пособии. Окончательный вариант программы исследования и приводимый здесь
вариант отчета подготовлен автором.

4
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................7
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ ........................................................................................16
1.1. Структура социологической и маркетинговой фирмы........................................................17
1.2.Временные творческие коллективы.........................................................................................26
2. ВЫБОР ТЕМЫ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................39
2.1. Проблема и предмет исследования ..........................................................................................39
2.2. Объект исследования.................................................................................................................48
3. ПАКЕТ ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................50
3.1. Общее описание пакета документов ..................................................................................50
3.2. Договор как основной документ. Участники договора.......................................................52
3.3. Приложения к договору и другие документы договорного пакета....................................65
3.4. Переписка между организациями ........................................................................................78
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБЗОРУ В
ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................81
5. ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...............................................................90
5.1. Зачем нужна предварительная модель?..................................................................................90
5.2. Многообразие гипотез и моделей.............................................................................................92
5.3. Стратегия разработки модели.................................................................................................101
5.4. Критерии предварительной оценки моделей.......................................................................108
6. ЭМПИРИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ...................................120
6.1.Универсум признаков переменной .........................................................................................120
6.2.Основные типы информации, которые можно получить в ходе опросов .......................121
6.3. Структура вопроса ....................................................................................................................126
6.4. Выбор наиболее подходящей структуры вопросов при составлении анкеты ...............133

5
6.5. Основные проблемы формулировки вопросов..................................................................135
6.6. Отбор вопросов для анкеты ....................................................................................................141
7. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО БЛОКА..............165
7.1 Общие требования......................................................................................................................165
7.2. Пол и возраст..............................................................................................................................167
7.3. Образование................................................................................................................................168
7.4. Профессия и занятость .............................................................................................................170
7.5. Расселение и миграция.............................................................................................................174
7.6. Состояние в браке и семейное положение ..........................................................................181
7.7. Национальность, язык и религиозная принадлежность....................................................186
8. ОФОРМЛЕНИЕ АНКЕТЫ ......................................................................191
8.1. Общая структура анкеты.........................................................................................................191
8.2. Порядок расположения вопросов...........................................................................................194
8.3. Формулировка первого вопроса.............................................................................................196
8.4. Оформление страницы.............................................................................................................200
8.5. Оформление обложки ...............................................................................................................217
8.6. Обращение к респонденту........................................................................................................221
8.7. Предварительное тестирование анкеты (пилотаж) ............................................................225
9. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫБОРКИ ..................................................................................................231
9.1. Шаг 1. Выбор принципиальной схемы ................................................................................232
9.2. Шаг 2. Определение объема выборки (выборок) ................................................................234
9.3. Шаг 3. Распределение выборки ..............................................................................................241
9.4. Шаг 4. Отбор респондентов (единиц наблюдения).............................................................250
9.5. Шаг 5. Текущий контроль качества и коррекция выборки .............................................257
10. ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ......................................................................264
10.1. Общая характеристика отчета как делового документа .................................................264
10.2. Структура отчета. Вводная часть и приложение ...........................................................268
10.3. Требования к основной части отчета .................................................................................273

6
10.4. Некоторые проблемы интерпретации результатов статистического анализа данных
..............................................................................................................................................................279
10.5. Стратегия подготовки отчета ...............................................................................................302
11.ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ..........................................................306
11.1. Цели проведения конференций ............................................................................................306
11.2. Регламент конференции.........................................................................................................309
11.3. Основные роли.........................................................................................................................311
11.4. Требования к презентации ....................................................................................................314
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................316
Список приложений
Приложение 1. Образец протокола заседания ВТК, договорных документов
и писем в инстанции
Приложение 2. Образец оформления программы исследования и обзора
литературы
Приложение 3. Образец оформления отчета

7
Введение
Все социальные процессы есть в конечном итоге результат передачи информации между различными социальными группами и слоями в обществе.
Социологические исследования выполняют важнейшую социальную функцию.
Они служат каналом адекватной передачи значимой информации из одних
социальных слоев в другие.
Социологов нередко упрекают в очевидности и тривиальности выводов, получаемых в результате их изысканий. В этом отношении полезно напомнить пример, приводимый выдающимся американским социологом Полем
Лазарсфельдом. Докладывая результаты многолетнего фундаментального исследования «Американский солдат во второй мировой войне» под руководством С. Стауффера, он зачитал заказчикам ряд выводов, якобы полученных в результате исследования, что вызвало недоумение аудитории.
«Почему для установления подобных данных тратится так много средств и энергии, ведь они столь очевидны? Не лучше ли принимать их без доказательств и сразу переходить к более углубленному уровню анализа?» [3,
146-147]. Дело однако было в том, что все представленные им предварительные
«выводы», казавшиеся самоочевидными, на самом деле были ложными суждениями. Истинными являлись как раз противоположные утверждения, которые, на первый взгляд, также кажутся очевидными.
Социология почти никогда не получает информацию, которая неизвестна никому. Для представителей социальных слоёв, являющихся объектом социологического исследования, многие его выводы могут показаться самоочевидными, в то время как для других слоев, заинтересованных в этой информации, они окажутся неожиданными. Так, для рядовых солдат американской армии результаты исследования «Американский солдат» были вполне тривиальными. В то же время для генералитета картина политических и межэтнических установок их подчиненных оказалась полной неожиданностью.
Таким образом, работа социолога в чем-то сродни работе журналиста. И тот и другой должны передать информацию о социальных процессах из одного социального слоя в другой. Однако если задача журналиста – сконцентрировать внимание на наиболее острых и проблемных, а зачастую болезненных

8
моментах, то задача социолога – дать максимально объективную и взвешенную картину происходящего.
«Триалог»: Объект, Исполнитель и Заказчик
Конечно, информационная ситуация в социологии сложнее той, что описана в предыдущих абзацах. Взаимодействие осуществляется не между двумя, а между тремя информационными субъектами: Объектом исследования,
Исполнителем исследования и его Заказчиком. Для характеристики обмена информацией в обществе обычно используется термин «диалог» - «разговор двух». В данной ситуации можно ввести понятие «триалог» - «разговор трех».
Европейская наука, выросшая из взаимодействия культур, давно пришла к выводу, что картина мира, разделяемая какой-либо социальной группой, во многом определяется языком, используемым данной группой. Представители разных социальных слоев и групп говорят на разных языках, даже когда формально этот язык един (например, русский или английский). Различие языков проявляется в различном членении картины мира, в том, что в качестве главных «опорных точек» в различной терминологии для обозначения одних и тех же явлений используются разные термины, и, наконец, в том, что языковые системы различных социальных групп описывают разные явления. Для того, чтобы провести хорошее социологическое исследование, необходимо, чтобы:
• Исполнитель адекватно воспринял, чего от него хочет Заказчик, при условии, что сам Заказчик далеко не всегда может грамотно сформулировать задание не только на языке Исполнителя, но и на своем собственном языке.
• Исполнитель сумел бы выразить содержание заказа на своем языке, то есть на языке социологии.
• Исполнитель перевел бы содержание проблемы на язык Объекта, то есть того социального слоя, изучать который ему предстоит с подачи
Заказчика.
• Исполнитель, получив необходимую ему информацию от Объекта, сумел снова сформулировать ее в терминах социологии.
• Исполнитель сумел бы перевести содержание своих выводов на язык
Заказчика и адекватно передать ему это содержание.

9
Недостаточная эффективность современной социологии как способа мониторинга состояния общества во многом объясняется неразрешенностью данных чисто семантических, на первый взгляд, проблем.
В качестве примера рассмотрим ситуацию, которая могла бы возникнуть, если бы исследование занятости студентов, на материалах которого базируется
Приложение, проводилось по заказу. Предположим, Заказчиком данного исследования выступает некая фирма, решившая заниматься трудоустройством студентов. Этой фирме важно знать, каковы запросы студентов относительно величины заработка, характера и режима работы. Полезно было бы знать, в какие вузы обращаться с тем или иным предложением, каким образом сбалансировать спрос и предложение на рынке трудовых услуг студентов. Как правило, такая фирма имеет определённый опыт, основанный на трудоустройстве студентов одного (собственного) вуза. Заработав начальный капитал и определённый опыт, и решившись выйти на широкий рынок, фирма задаётся вопросом: «Подходит ли опыт, накопленный в родном вузе, для того, чтобы успешно функционировать в других вузах?» Самый простой способ ответить на эти вопросы – метод проб и ошибок. Но руководитель фирмы прекрасно помнит, каких усилий и скольких ошибок стоило ему наладить работу в своём собственном вузе, о котором он, как ему казалось, знал всё. Он понимает, также, что неудачный опыт в «чужом» вузе может привести к возникновению отрицательного стереотипа его фирмы и в дальнейшем этот вуз как поставщик трудовых ресурсов будет закрыт для него.
У Заказчика формируется некий расплывчатый образ Объекта – студенчества, - и этот образ больше всего напоминает известную абстракцию «черного ящика».
Другими словами, Заказчик ожидает, что на каждое его действие Объект будет отвечать некоторой реакцией. Однако Заказчику неизвестно, какова будет эта реакция, какой механизм ей управляет? Заказчик обращается к фирме, занимающейся социологическими исследованиями - Исполнителю. «Я хочу, чтобы ко мне в фирму обращались самые лучшие студенты и именно по поводу тех рабочих мест, какие я могу предоставить». И Заказчик, и Исполнитель знают, что значительная часть студентов самостоятельно находит себе работу.
Другая же часть по тем или иным причинам этого сделать не может. Именно эти студенты и являются потенциальными клиентами фирмы. Заказчику важно знать, кто эти студенты, в каких вузах, на каких факультетах и курсах

10
обучаются, какие предложения их заинтересуют, по каким каналам с ними связываться, наконец, как отнесётся к деятельности такой фирмы руководство вуза? Часть студентов, самостоятельно находящих работу, также могут заинтересовать Заказчика, так как далеко не все удовлетворены результатами своего поиска.
Исполнитель, получив такое предложение, должен переформулировать его в терминах социологической науки. Для него Объект исследования – это уже не абстрактная масса несвязанных или слабосвязанных друг с другом индивидов, а система социальных групп, слоев и квазигрупп, имеющих свои нормы и ценности. Между индивидами, входящими в эти общности, существуют информационные связи, образующие социальные сети. Исполнитель уточняет границы объекта исследования. Например, он может включить в объект исследования не только самих студентов, но и их родителей и других родственников, если в ходе исследования обнаруживается, что именно они оказывают существенное влияние на поведение студентов на рынке труда.
Пользуясь методом отбора, известного под названием «Снежного кома», социолог может проследить каналы распространения информации о конкретных способах трудоустройства студентов.
Зачем нужно формулировать задачу, поставленную Заказчиком, в терминах
социологии? Это позволяет использовать при разработке данной темы представления, выработанные в ходе других, более ранних исследований
(например, элементы теории социальных сетей и групп, закономерности конформного поведения и т.д.). Кроме того, это позволяет социологу лучше понять, чего же хочет от него Заказчик, и четко объяснить последнему, чего тот может ожидать от Исполнителя. В данном случае (исследование студенческой аудитории) маловероятно возникновение глубинного взаимонепонимания между Заказчиком и Исполнителем, поскольку они принадлежат примерно к одним и тем же социальным слоям и имеют сходную картину мира. Однако так бывает далеко не всегда. Обычно Исполнитель весьма далек от практических проблем тех организаций, которые заказывают ему исследование (будь это информационные агентства или торговые фирмы). Поэтому нахождение консенсуса с Заказчиком – одна из актуальных проблем организации социологического исследования.

11
Типология социологических исследований.
В прикладной социологии очень мало правил и приемов, которые носят универсальный характер. Оформление программы и отчета, содержание анкеты и договора во многом определяются тем, к какому типу принадлежит данное исследование.
Существует множество критериев типологии социологических исследований.
Мы рассмотрим те из них, которые имеют непосредственное отношение к практическим сторонам организации и проведения исследования. Другими словами, те критерии, по которым различаются методы организации выборки, структура и содержание программы, тип инструментария, его объем и структура, организация сбора, контроля качества и методы анализа данных, объем, структура и содержание отчета, сроки проведения исследования.
Наиболее важными с этой точки зрения представляются следующие критерии.
1) Фундаментальные – прикладные – оперативные исследования.
Исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные в зависимости от основной цели их проведения. Самые глубокие академические исследования могут решать насущные прикладные задачи. Пример – упомянутое выше классическое социологическое исследование 40-х – 50-х годов «Американский солдат во второй мировой войне». Наоборот, результаты прикладного исследования могут привести к пересмотру всей теоретической базы. Именно так произошло со знаменитым Хотторнским экспериментом. Однако вся схема каждого из этих исследований изначально задавалась их основной задачей. «Американский солдат …» задумывалось как фундаментальное исследование. Прикладные задачи решались попутно.
Исследование на электрическом заводе в Хотторне, наоборот, планировалось как чисто прикладное, да к тому же не социологическое, а медико- биологическое (влияние освещения, ритма труда и т.д. на производительность труда в сборочном цехе). Вся его организация подчинялась требованиям прикладных исследований.
2)
Монотематические – политематические.
Монотематические исследования имеют один главный предмет, политематические – несколько относительно равноправных предметов. И в методическом, и в организационном плане гораздо легче проводить монотематические исследования. Однако социологу часто приходится разрабатывать

12
политематические проекты.
Это вызвано рядом обстоятельств.
• Социолог нередко получает предложения от разных заказчиков на проведение исследований на одном и том же объекте в одно и то же время. В этом случае социологу нет смысла проводить 3 исследования одновременно на разных выборках, легче провести одно исследование, включающее 3 тематических блока. Это дает возможность сэкономить все виды ресурсов, находящихся в распоряжении социолога – время, деньги, квалифицированную рабочую силу и т.д.
• Информативность исследования зависит не только от того, насколько полно освещена в инструментарии его основная тема, но и от того, с каким количеством других сюжетов удается связать главную тему. С этой точки зрения политематические исследования имеют несомненные преимущества перед монотематическими. Например, социолог может получить два заказа одновременно: от региональной администрации на изучение политических ориентаций населения и от пенсионного фонда на выявление потребительской корзины пенсионеров. Совмещение двух этих предметов в одной программе позволяет не только осветить каждый из них, но и выявить, как зависят политические ориентации пенсионеров от их экономического состояния и поведения.
• Наконец, объединение нескольких тем в одном исследовании дает возможность как можно реже «выходить на объект», и таким образом
«не топтать поле». Чем реже население какого-либо населенного пункта видит социолога, тем лучше для социолога.
Вместе с тем, не следует чрезмерно увлекаться объединением сюжетов в одном исследовании. Анкета исследования должна представлять собой единый связный документ, не пугающий респондента своим размером и странным сочетанием вопросов. Об объеме и структуре анкет мы поговорим в разделе 8.
3) Одномоментные – регулярные (лонгитюдные). Процедура сбора эмпирических данных всегда, сознательно или подсознательно, привязана к определенному моменту или интервалу. Наиболее явственно это проявляется в переписях населения. Именно для переписей населения сформулировано понятие «критический момент переписи», под которым понимается тот момент,

13
на который фиксируется состояние опрашиваемых. Обычно под критическим моментом переписи понимается начало тех суток, когда стартует основная процедура опроса. Так, перепись 2002 г. проводилась с 6 по 16 октября.
Критический момент переписи – полночь с 5 на 6 октября 2002 г.
В социологических исследованиях обычно критический момент столь жестко не фиксируется. По отношению к ним лучше употреблять понятие критический
интервал - тот промежуток времени, к которому относится первичная информация. Длительность критического интервала зависит от двух факторов
– типа исследования и скорости протекания изучаемых социальных процессов.
• В прикладных, и в особенности в оперативных исследованиях, критический интервал гораздо короче, чем в фундаментальных проектах.
Если в фундаментальных исследованиях он нередко составляет несколько недель или месяцев, то в прикладных исследованиях критический интервал редко превышает неделю, а в оперативных может составлять несколько часов.
• Если изучаемый социальный процесс протекает медленно и плавно, а основные его характеристики устойчивы, тогда критический интервал может быть достаточно протяженным. Так, на устойчивом рынке покупатели могут не менять своего отношения к тем или иным товарам или фирмам месяцами и годами. В то же время, политические ориентации непосредственно перед проведением выборов или спрос на путевки в преддверии летнего сезона могут измениться буквально в течение нескольких суток. Поэтому в первом случае собираемый материал может относиться к определенному месяцу, а во втором – к конкретной неделе или определенному дню.
Отметим, что критический интервал не обязательно совпадает с периодом сбора первичного материала.
Во-первых, социолог может пользоваться мнемоническими (ретроспективными) методиками, предлагая респонденту вспомнить, что с ним происходило в тот или иной период времени. Во-вторых, он может пользоваться материалами исследований, проведенных ранее

14
(вторичный анализ), а также материалами документальных источников
(статистика, пресса, переписка). В этом случае критический интервал и период сбора данных могут не совпадать во времени.
Критический интервал исследования должен быть значительно короче периода, в течение которого характеристики изучаемого объекта могут претерпеть существенные изменения. Критический интервал – это такой промежуток
времени, в течение которого можно пренебречь изменениями в изучаемых
характеристиках объекта.
Одномоментные (срезовые) исследования – это такие исследования, результаты которых относятся к одному критическому интервалу.
Лонгитюдные исследования – это исследования, проводимые на идентичном объекте по сходной программе многократно через определенный промежуток времени. Важно отметить, что интервал между отдельными циклами лонгитюдного исследования должен быть значительно больше, чем критический интервал. Это позволяет надеяться, что сравнительные результаты отражают действительную динамику процесса, а не случайные колебания индикаторов.
Лонгитюдные исследования, в свою очередь, подразделяются на исследования
повторные и панельные. Различие между повторными и панельными исследованиями определяется тем, какие именно объекты социолог рассматривает в качестве идентичных.
Объектом социологического исследования бывают социальные категории, группы и квазигруппы. Строго говоря, социолог почти никогда не имеет дела с абсолютно идентичным объектом на разных циклах лонгитюдного исследования. Население города, штат фирмы, контингент отдыхающих на курорте или участвующих в выборах меняются от недели к неделе, от года к году. Поэтому в качестве идентичного объекта может рассматриваться та же самая категория, независимо от изменения ее фактического состава (повторное исследование), или те же самые люди, независимо от того, относятся ли они в данный момент времени к той же самой категории (панельное исследование). Например, мы можем опросить студентов какого-либо вуза относительно их жизненных планов. На следующий год мы решили повторить данное исследование. Перед нами открываются две возможности:

15
• опросить студентов того же самого вуза;
• опросить тех же самых респондентов, что и на первом этапе, независимо от того, остались ли они студентами того же вуза, или по каким либо причинам покинули его.
В обоих случаях программа опроса может быть если не идентичной, то, во всяком случае, достаточно сходной, что позволяет проследить динамику жизненных планов. Однако выводы, полученные в результате этих двух исследований, будут кардинально различаться. Исследование студентов того же вуза будет исследованием повторным, в то время как фиксация изменения жизненных планов тех людей, которые были студентами год назад – исследованием панельным.
Прежде чем приступать к подготовке исследования, социолог обязан определить, к какому именно типу будет относиться его исследование. Это важно сделать потому, что многие чисто практические вопросы, связанные с проведением исследования, будут определяться тем, к какому типу оно относится. Так, если данное исследование – многоцелевое, это скажется на структуре анкеты. Необходимо тщательно продумать основные блоки, их соотношение, связки между ними. Необходимо построить анкету таким образом, чтобы она не создавала у респондента ощущения мозаичности, несвязности отдельных блоков. В соответствии с задачами исследования должна строиться и выборка. В многоцелевом исследовании иначе, чем в монотематическом, будет формироваться и творческий коллектив, поскольку потребуется привлечение более широкого круга специалистов.
Литература
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.:
Интерпракс,1996. С. 8-22.
2. Беляева Л.А., Давыдов А.А., Ядов В.А. и др. Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социологические исследования. 2005. №10. С. 3-
21. URL:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей