До Великой Октябрьской социалистической революции в России не существовало логопедической помощи, не было, конечно, и подготовки специалистов-логопедов.
Отдельные специалисты (сурдопедагоги, артисты, врачи) исправляли речь (косноязычие, заикание) частным образом, никакого контроля в отношении приемов, способов, а также оплаты не существовало. Пользоваться такой помощью могли только обеспеченные люди.
Педагогическая и врачебная общественность с конца XVIII в. обращала внимание на отрицательное значение речевых недостатков; отдельные ученые выступали по этому вопросу в печати (психиатр И. А. Сикорский писал о заикании в 1889 г.), переводили работы с других языков (так, были переведены работы врачей Куссмауля, 1889, В. Олтушевского, 1898).
В 1911 г. на съезде учителей московских городских школ был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям.
Под руководством известного сурдопедагога проф. Ф. A. Pay, большого энтузиаста своего дела, велась соответствующая работа по исправлению речи в двух вспомогательных школах. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические курсы.
После Октябрьской революции, уже в 1918 г., по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича в Москве были организованы обязательные логопедические курсы для работников дошкольных учреждений (воспитателей и врачей).
При педагогических институтах в Ленинграде, Москве и Киеве были открыты дефектологические факультеты, где при кафедрах сурдопедагогики желающим студентам дополнительно давали и логопедическую подготовку. С 1946 г. на дефектологическом факультете при Государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина в Москве было организовано первое логопедическое отделение для подготовки учителей-логопедов. В настоящее время отделение готовит логопедов широкого профиля, которые выполняют работу в любом типе учреждения с любым составом логопатов.
В Советском Союзе организованно осуществляется государственная логопедическая помощь населению. Эта помощь орга
низована по линии двух министерств — просвещения и здравоохранения. Каждое из этих министерств развивает свою сеть учреждений (табл. 11). Между работой отдельных учреждений должна существовать преемственность для того, чтобы в случае надобности ребенок мог безболезненно перейти из одного учреждения в другое (например, из специализированных детских яслей в специальный детский сад, из детского сада в специальную школу или в массовую, с дополнительной работой школьного или поликлинического логопеда). Преемственность должна быть обеспечена согласованностью планов работы (воспитания, обучения и логопедической работы) различных учреждений независимо от того, в ведении какого министерства они находятся.
В связи с многочисленностью детей с дисграфией разных видов и разных степеней тяжести задачи логопедической работы усложняются и расширяются.
В Советском Союзе организована и продолжает расширяться помощь детям, страдающим дисграфией.
В настоящее время определилось два основных направления в этой области:
а) профилактическое направление — предупреждение возникновения затруднений в обучении чтению и письму,
б) исправление уже создавшихся и в той или иной степени за крепившихся дефектов чтения и письма у школьников Оба направления имеют очень большое значение в связи со всеобщим обучением детей в СССР.
Александровская М. А. Логопедическая практика. В сб.: “Из опыта логопедической работы”. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. А с с м у с А. Н. Организация работы районного школьного логопедического пункта. В сб.: “Из опыта логопедической работы”. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Г р и н ш п у н Б. М. Логопедический стационар как тип учреждения по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. В сб.: “Нарушение речи у дошкольников”. М., “Просвещение”, 1969. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1957. Маевская С. И. Основные задачи воспитательной работы в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. В сб.: “Расстройства речи у детей и подростков”. М., “Медицина”, 1969, стр. 274—283. Муравьева Н. Н. Организация работы на школьном логопедическом пункте. В сб : “Из опыта логопедической работы”. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. М , Учпедгиз, 1954. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Министерство просвещения СССР. “Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи”, под ред. проф. Р. Е. Левиной М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |