Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Левша или правша. Методическое сопровождение. Учреждение образования Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г. Витебска Социально-педагогическая и психологическая служба Психолого-педагогическое сопровождение леворуких детей Витебск 2009


НазваниеУчреждение образования Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г. Витебска Социально-педагогическая и психологическая служба Психолого-педагогическое сопровождение леворуких детей Витебск 2009
АнкорЛевша или правша. Методическое сопровождение.doc
Дата09.11.2016
Размер0.97 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLevsha_ili_pravsha__Metodicheskoe_soprovozhdenie.doc
ТипРеферат
#1429
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5


Учреждение образования «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска»
Социально-педагогическая и психологическая служба


Психолого-педагогическое сопровождение леворуких детей

Витебск 2009
Печатается по решению педагогического совета УО «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска» 6 января 2009г.

Левша или правша? Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению леворуких детей / сост. О. В. Аксюта. – Витебск: УО «ГЦВР», - 2009. - с.63

В сборнике представлены материалы по психолого-педагогическому сопровождению леворуких учащихся.

Теоретический раздел касается проблем происхождения леворукости, ее связи с межполушарной асимметрией головного мозга и генотипом. Рассматриваются практические вопросы диагностики моторного, зрительного и слухового левшества, трудности жизнедеятельности в праворуком мире, подготовку леворуких детей к школе, подготовка к письму и обучение письму, снятие психического напряжения у леворуких и др.

Все рекомендации для педагогов, родителей опираются на тезис о том, что не надо ломать биологическую природу левшей переучиванием на письмо правой рукой.

Представлен в сборнике обзор методической литературы по проблемам левшества.

К сборнику прилагается СD-диск, содержащий демонстрационный материал.

Сборник будет полезен родителям, педагогам и практическим психологам, которым важно учитывать степень левшества у своих маленьких подопечных. А это, в свою очередь, поможет левшам преодолеть многие трудности, порождаемые необходимостью адаптироваться в праворуком социальном мире.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение 4

  2. Кто такие левши 5

  1. Психологические и психофизиологические особенности

леворуких учащихся 5

  1. Виды леворукости 8

  2. Цена переучивания 9

  3. Двуполушарное обучение 12

  1. Психолого-педагогическое сопровождение леворуких 14

  1. Как определить левшу? 15

  2. Чем помочь левше: советы родителям и педагогам 22

  3. Игры и упражнения 31

  1. Коррекционно-развивающие игры для левшей 31

  2. «двуполушарные» игры 41

  1. Профессиональные предпочтения для левшей 47

  1. «Леворукие» успехи кружковцев УО ГЦВР 48

  2. Обзор методической литературы по проблеме 50

  3. Используемая литература, интернет-ресурсы 56

  4. Приложения 58


«В природе движение идёт справа налево.

Все светила и их спутники описывают круговые пути

с востока на запад. У человека правая рука

развита лучше, нежели левая…

Завитки раковины, за редким исключением,

завернуты справа налево.

И если попадается раковина-левша,

знатоки ценят её на вес золота.»

Жюль Верн.


  1. Введение


Левша - явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собираются больше тридцати человек, обязательно есть левша.

Некоторые кружки УО «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска» посещают дети дошкольного возраста. Все чаще и чаще к нам в социально-педагогическую и психологическую службу родители приводят детей с подобной жалобой: «Мой малыш пишет (рисует, ест и т.д.) левой рукой. Что делать?» Обычно этот вопрос начинает волновать мам и пап перед поступлением в школу; способ действия левой рукой связывают с различными особенностями или отклонениями в развитии.

В большинстве случаев причины обращения за консультацией выглядят следующим образом.

1. Малыш с детства берет предметы, ест, пишет, рисует левой рукой. Это нормально?

2. Раньше ребенок все делал левой рукой, но его переучили (бабушка, няня, воспитательница в детском саду)! Не вредно ли это для дальнейшего развития?

3. Учитель (воспитатель, психолог) сказал, что мой ребенок левша, и у него могут возникнуть серьезные проблемы в обучении (развитии, поведении). Что делать?

4. Бывают и такие обращения: «В школе (детском саду, поликлинике) мне сказали, что у моего сына (дочери) – скрытое левшество (иногда говорят – парциальное левшество). Как быть?»

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства. Чаще других под подобную "перековку" попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому "перевоспитанию"?

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 80-81% правшей, а остальные - амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.

Ничего плохого в преобладании левых конечностей нет. Это никоим образом не является изъяном. Такие дети в интеллектуальном отношении нисколько не отстают от своих ровесников. Как известно, среди левшей много гениальных и талантливых людей: художников, архитекторов, актеров, спортсменов.

Правополушарные люди за лесом

не видят отдельных деревьев,

а левополушарные — за отдельными деревьями

не видят леса.

Б. Белый

  1. КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ

  1. Психологические и психофизиологические особенности леворуких учащихся.

Функциональная асимметрия полушарий голоного мозга

В чем причина феномена леворукости? Достоверно неизвестно и по сей день. Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга (Приложение №1). Это значит, что полушария выполняют разные функции, ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое подчиненным. У правшей левое полушарие является доминантным, у левшей - правое. Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга. Однако, это очень грубая и общая схема. Мозг левши – это совсем не зеркальная копия мозга правши. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой, и левой руки, т.е. не вызывает сомнения факт, совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полу­шарие отвечает за умение ориентиро­ваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения ка­кой-либо проблемы. Левши - натуры целостные, впечатлительные, эмоцио­нальные и чувственные. Они все вос­принимают всерьез, имея дело с акту­альным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая рука­ми, и постепенно переходят почти на крик. Дети-левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредст­венны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сию­минутное настроение, их легко огор­чить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запом­нить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визу­альные и тактильные ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Лев­шам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людь­ми, чувство «мы». Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети-левши могут производить действия не­осознанно, еще до реального их осмыс­ления. Причем эти действия, словно учитывают все ключевые акценты ситу­ации - иными словами ребенок совер­шает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему при­нять правильное решение. Это еще од­но преимущество правого полушария - схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, дея­телей искусства и организаторов.

В нашем достаточно изменчивом мире все мы подвержены стрессам. Лев­ши подвергаются стрессам значительно больше в силу своей излишней чувстви­тельности и эмоциональности. Это происходит и в детском саду, и в школе, когда надо отвечать у доски, писать под диктовку, считать. Особенно трудно левшатам, если их окружают взрослые авторитарно-подавляющего типа. С ма­леньким левшой следует быть терпели­выми, мягкими, принимать своего осо­бого ребенка, признавать право на ошибку, стараться организовать дело, пространство, среду так, чтобы была возможность выбора.

Левое же полушарие сугубо речевое, а точнее - речемыслительное. Левая затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.), позволяя, например, читать и контролировать написанное слово (текст). Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют признаки фонем родного и иностранного языков, контролируют речь говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Человек способен точно повторить не только фразу, состоящую из семи слов и более, но и несколько коротких предложений. Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краев, губ, щек, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д.). И, наконец, левая лобная доля планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, прогнозирует результат действия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления, используя возможности всех других долей мозга, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире.

У вас особенный ребенок!

Доминирование левой руки создает некоторые проблемы в социальной адаптации детей. Ведь все, начиная с бытовых товаров и заканчивая разными сложными устройствами, пультами рассчитано на правшей. С преобладанием левой руки связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Да, у левшей немного чаще, чем у правшей, могут наблюдаться разные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны знать хирурги и терапевты. У левшей своеобразной бывает клиника многих нервно-психических заболеваний. Много практически здоровых таких людей отличаются большим размахом и цикличностью эмоциональных колебаний.

Иногда врачи сталкиваются с невротическими состояниями у детей-левшей в возрасте 6-8 лет. Какая же причина этого состояния? Иногда такого рода состояния становятся реакцией на насмешки ровесников, которые с большим упрямством преследуют своих товарищей-левшей. Некоторые дети-левши часто переживают свою необыкновенность, замыкаются в себе, избегают контактов с друзьями и однолетками.

К детям с доминирующим правым полушарием надо стараться быть не слишком строгими в силу их повышен­ной чувствительности и эмоциональ­ности. Большинство левшей от приро­ды не очень уверены в себе, поэтому любое замечание может больно ранить их и, как следствие, повлечь школьную неуспеваемость.

При воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необхо­димо учитывать и ряд других особен­ностей: медлительность (порой даже заторможенность), несинхронность движений, необычную походку и т.д. Только не акцентируйте на этом ни вни­мание самого малыша, ни его сверстни­ков. Если ребенку не удается выполнить какое-то гимнастическое упражнение на уроке физкультуры, не нужно на­сильно заставлять это делать, тем более, в присутствии одноклассников. Будьте терпимее к детям-левшам: не торопите их высказываться и не требуйте быстро­го выполнения того или иного задания.

Если раньше левшам приходилось приспосабливаться к миру правшей, то в наши дни многое создается специаль­но для леворуких, индивидов.

Если говорить о предметах, необхо­димых детям для учебы и развития в це­лом, это левосторонние ножницы; ли­нейки со шкалой, расположенной в другую сторону; левосторонние точил­ки для карандашей; утолщенные либо треугольной формы карандаши, чтобы ребенку было удобно их держать; ка­рандаши с мягкими резиновыми шари­ками, чтобы не скользили пальцы; ручки с моментально засыхающими чернилами, чтобы не размазывать ру­кой написанное; блокноты с листами, склеенными между собой с правой сто­роны, чтобы было удобно писать в них левой рукой; специальные компьютер­ные «мышки»; спорттовары; музыкаль­ные инструменты.

Таким образом, благодаря людям, делающим жизнь левшей легче и ком­фортнее, леворуким сегодня быть абсо­лютно не сложно. А может, даже наобо­рот. Поэтому не стоит переживать, если ваш малыш родился с активным пра­вым полушарием мозга, и тем более пытаться направить развитие крохи в другое русло. Позвольте ребенку сде­лать самостоятельный осознанный выбор доминирующей руки!


  1. Виды леворукости

Группу леворуких, несмотря на ее малочисленность, нельзя назвать однородной средой.  Существует  леворукость различного происхождения (генетически закрепленная леворукость, патологическая леворукость, вынужденная леворукость и т.д.). Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия «леворукость» и «левшество». Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика. Чтобы  обеспечить ребенку- левше  успешность в обучении, родителям нужно знать о причинах его леворукости. Они могут быть разными.
Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы:

Первая — те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие — правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.
Вторая группа — так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов — то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.
Третья группа — вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких — 2–3%.
Четвертая группа — самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющей и различные особенности межполушарной ассиметрии:

  • леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии,

  • леворукие дети, у которых центр речи в правом полушарии, 

  • леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях

Есть и другие возможные варианты: ярко выраженные бытовые «левши», но графические амбидекстры, то есть  дети одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой; ярко выраженные бытовые «правши», но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой и т.д.

Особо можно выделить, так называемых, переученных «левшей». Специальные исследования показали, что у переученных левшей (даже если в процессе переучивания не было сложностей) на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши только пишут правой рукой (причем почерк их далек, как правило, от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой.

Важно учитывать и использовать то, что биологически заложено в ребенке. Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.


  1. Цена переучивания


Лингвисты установили, что на разных языках слово правый созвучно словам право и правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. На левшей всегда смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское left-handed переводится не только, как леворукий, но и как неуклюжий, лицемерный, и как дефектный и лживый. Но справедливо ли это?

Кому из нас не приходилось слышать, как родители поучают своих детей: "Переложи карандаш из левой руки в правую", "Держи ложку правой рукой".

Некоторые родители считают своим долгом исправить «ошибку природы» и помочь «несчастному малышу». Понять родителей можно, ведь левше не так уж просто адаптироваться к праворукому миру, но вот правы ли эти родители?

Цена такой «помощи» нередко бывает излишне высокой – детские неврозы в виде «писчего спазма», тиков, заиканий, ночных  страхов, недержания мочи. Добиваясь доминирования правой руки, родители могут нанести ребенку серьезную психическую травму, последствия которой сопровождают человека на протяжении всей жизни.

К чему это приводит? У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение.

Большинство переобучаемых детей через полгода — год постепенно овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно, обычно к 3-му классу, значительно сглаживается, однако эти переживания не проходят бесследно. В письме правой рукой дети-левши никогда не достигают того совершенства, которое было бы свойственно им при письме левой рукой, при этом они совершают ошибки, типичные для переобученных левшей. По мнению некоторых ученых, в характере и поведении таких детей фиксируются некоторые нежелательные перемены. Таким образом, насмешки товарищей по своим последствиям для леворуких детей — меньшее зло, чем их насильственное переобучение.

Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.
Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

В 1985 году произошло большое событие в мире левшей. Эксперимент по переучиванию «левшей на правшей» потерпел неудачу.

К счастью, сегодня педагоги и вос­питатели иначе подходят к обучению левшей. В большинстве школ переучивание таких детей не приветствуется. К ребенку стараются применять особую методику, при этом, не привлекая вни­мания к его леворукости одноклассни­ков, как было раньше. Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или рисовании он не мешал локтем своему соседу - правше. А тот, соответственно, ему.

  1.   1   2   3   4   5

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей