Главная страница

Удк 159. 9 37. 015. 3 (075)ббк 74. 005. 56я73


Скачать 1.99 Mb.
НазваниеУдк 159. 9 37. 015. 3 (075)ббк 74. 005. 56я73
АнкорPPPUIV-TED-6.pdf
Дата13.01.2017
Размер1.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPPPUIV-TED-6.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#5423
Каталог

ПРОГРАММА
первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и молодежи
Интерактивное занятие
«Тайна едкого дыма»
6+

УДК 159.9:37.015.3 (075)
ББК 74.005.56я73
П-46
Разработчики:
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости”
А.А. Дегтярев
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости”,
кандидат искусствоведения Я.В. Ковалевский
Редактор:
А.И. Ковалевская
Рецензент:
кандидат психологических наук, доцент В.В. Барцалкина
П–46
Программа первичной профилактики употребления психоактивных
веществ (ПАВ) среди детей и молодежи: методическое пособие. – М.:
2016. – 9 с.
Данное пособие представляет собой удобный алгоритм проведения занятия по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди детей и молодежи. С его помощью можно провести интерактивный урок с высокой степенью эффективности информирования о пагубности воздействия курения на физическое здоровье человека. Методическое пособие рассчитано на школьных психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Программа прошла экспертизу в Московским Государственном Психолого- педагогическом университете, Московском научно-практическом центре наркологии. Рекомендована для использования в профилактической работе с детьми от 6-8 лет и старше.
Верстка:
А.В. Паршев
© М, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ
Общая характеристика интерактивного занятия
Интерактивное занятие «Тайна едкого дыма» для учащихся 3-6 классов общеобразовательных школ
Об Организации
.............................................. 2
.............................................................................. 4
.................................................................................................. 8

Общая характеристика
интерактивного занятия
Интерактивное занятие для учащихся представляет собой совместный просмотр и последующее коллективное обсуждение мультфильма «Тайна едкого дыма». Мультфильм «Тайна едкого дыма» призван сформировать у ребенка ценность здорового образа жизни. Чтобы рассказать ребенку о вреде курения, герои мультфильма отправляются в необыкновенное путешествие по организму человека, чтобы ребенок мог своими глазами увидеть, что происходит в организме курящего.
В конце занятия детям предлагается написать небольшое сочинение на тему ценности здорового образа жизни, вреда курения и того, что им больше всего запомнилось на занятии.
Мультфильм содержит серию эпизодов, информирующих зрителя о различных негативных последствиях курения: пассивное курение, разрушение зубов, вред курения для легких, для сосудов, для внешности человека. Разбираются некоторые аспекты строения организма человека.
Продолжительность мультфильма – 10 минут.
Цель занятия:
Содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в детской и молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от курения.
Задачи занятия:
Обучающие: информировать учащихся о важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; дать правильное представление о пагубности курения.
Развивающие: активизировать критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию, умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от курения, показав ценность здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции.
n n
2

Ведущие:
Занятие могут проводить школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители, а также учащиеся старших классов для учащихся младших по отношению к ним классов при условии предварительной подготовки с педагогом или психологом – благодаря этому исчезает возрастной барьер между ведущим занятия и присутствующими в аудитории, и материал воспринимается эффективней (принцип «сверстник
– сверстнику»). Для проведения одного занятия привлекаются один или два ученика старших классов.
Структура занятия:
1. Анонс программы занятия.
2. Совместный просмотр мультфильма.
3. Обсуждение мультфильма, вопросы и ответы.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Материально-техническое оснащение занятия:
w
MP4-диск с мультфильмом «Тайна едкого дыма»;
w
Компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP4-проигрывателем.
Занятие может проводиться:
на уроках ОБЖ, классных часах, внеклассных занятиях.
n n
n n
3

Интерактивное занятие «Тайна едкого дыма»
Ведущий представляет себя.
Ведущий представляет цель занятия:
Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие по организму человека и своими глазами увидим, что происходит из-за курения. Мы узнаем много нового о том, как устроен наш организм и как сохранить здоровье.
Ведущий объявляет регламент занятия:
а) совместный просмотр мультфильма «Тайна едкого дыма»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предложите им по ходу просмотра записывать те моменты, которые покажутся непонятными или вызовут вопрос. Перед просмотром попросите учащихся подготовить листы бумаги и ручки для записи.
Включите мультфильм «Тайна едкого дыма».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит мультфильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
Вопросы для совместного обсуждения мультфильма:
Перед обсуждением вопросов ведущий рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного мультфильма.
Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ.
Повторите правильный ответ из мультфильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из мульт-
фильма?
2. Как вы помните, наши герои, вылетев на лестничную клетку, сразу
попали в дым и включили фильтр видимости. Зачем они это сделали?
n n
n n
n
4

Комментарий ведущего к правильному ответу:
Наверняка многие из вас сталкивались с такой ситуацией, когда чувствуешь запах сигарет, но самого дыма не видишь. Кто с таким сталкивался? Это как раз происходит из-за того, что большая часть дыма от сигарет невидима.
При курении его значительная часть выделяется в окружающую среду, где его вдыхают некурящие – так называемые пассивные курильщики. Даже случайно вдыхаемый нами сигаретный дым разрушает наш организм, появляются различные болезни. Например, пассивное курение является одной из частых причин развития у детей астмы. Каждый третий случай появления астмы у детей – это результат «принудительного» курения.
3. Затем наши герои попали в рот курильщика. Кто может сказать, что
происходит с зубами курящего?
Правильный ответ:
Из-за того, что попадающий в рот сигаретный дым очень горячий,
а вдыхаемый окружающий воздух – нет, происходит резкий перепад
температуры на зубах, что приводит к их быстрому разрушению.
Комментарий ведущего к правильному ответу:
Например, как в прошлые времена наши предки убирали большой камень с посевного поля? Они раскаляли его, разводив вокруг костры, а потом обливали холодной водой. Камень от резкого перепада температуры трескался. Так и зубы курильщика: от перепада температуры на них появляются трещины, а ядовитые вещества из сигаретного дыма проникают в эти трещины, из-за чего зубы желтеют и разрушаются.
4. Затем наши герои попали в легкие, в наш орган для дыхания. Кто
запомнил, что происходит в легких из-за курения?
Правильный ответ:
В легких есть особые реснички, которые выметают все вредное
из организма. Но из-за ядовитого сигаретного дыма они погибают.
Выделяется слизь. Легкие плохо очищаются, слизь накапливается, в
ней начинают жить разные вредные микроорганизмы и даже паразиты.
Комментарий ведущего к правильному ответу:
В легких находится около 650 миллионов альвеол, на которые возложена функция снабжения кислородом всего организма. При попадании сигаретного дыма в организм альвеолы забиваются дегтем, токсинами и
Правильный ответ:
Большая часть дыма от сигарет является невидимой для
невооруженного глаза. Они включили фильтр, чтобы увидеть весь дым,
все его частицы, которые могли разбить корабль.
n n
5
перестают функционировать. В результате канцерогены из табачного дыма накапливаются, что приводит к возникновению злокачественных опухолей
– заболеванию, называемому «рак».
5. А кто запомнил, почему из-за курения появляется раковые опухоли?
Правильный ответ:
Внутри каждой клетки есть генетический код, ДНК. Это как чертеж, по
которому создаются клетки. Новые клетки появляются путем деления,
копирования существующих, и если клетка повреждается курением, то
производит уже неполноценную, больную.
6. Затем наши герои попали в кровеносный сосуд. Кто может сказать,
что происходит с сосудами из-за курения?
Правильный ответ:
Курение вызывает сильные спазмы сосудов, в результате чего они
сужаются. Из-за спазма клетки стенок сосудов не получают питание.
Возникают локальные отмирания клеток. Для закрытия таких дыр
внутри сосудов возникают наросты. Со временем они увеличиваются,
что приводит к частичной или полной закупорке сосуда. Это является
причиной многих болезней, таких, например, как инфаркт и инсульт,
которые часто приводят человека к преждевременной смерти.
7. Кто запомнил, что происходит с кожей у курящих людей?
Правильный ответ:
Выкуривание только одной сигареты сужает сосуды кожи на полтора
часа. Это означает, что человек, курящий с интервалом в полтора
часа, создает в коже постоянное кислородное голодание. Это
приводит к нарушению кровообращения. Мелкие капилляры, питающие
кожу, забиваются токсинами сигаретного дыма, клетки начинают
испытывать кислородное голодание, часть клеток погибает, кожа
приобретает желтоватый оттенок.
8. А как мы можем помочь курящим людям?
Правильный ответ:
На самом деле многие курящие не знают, что происходит с их
организмом. Мы можем показать им этот мультфильм. Его легко
найти в Интернете. Запишите, пожалуйста, название: «Тайна едкого
дыма». Можно отправить ссылку друзьям и знакомым или разместить
на страницах в социальных сетях.
n n
n n
6

Подведите итог обсуждения
Попросите детей написать небольшое сочинение на тему ценности здорового образа жизни, вреда курения и о том, что им больше всего запомнилось на занятии. Скажите, что все сочинения будут отправлены в общественную организацию «Общее дело», а самые интересные будут выставлены на сайте организации.
Время написания: 7-10 минут.
Соберите сочинения.
Подведите итог занятия:
Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание. Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело». Если до конца урока осталось время, посмотрите вместе видеоролики организации «Общее дело».
n n
Итоги
7

Об организации
Общее дело – общероссийская общественная организация, осуществляющая просветительскую деятельность с 2010 года, официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ, представлена более чем в 47 регионах России.
Цель работы организации «Общее дело» – это укрепление морально- нравственных ценностей и пропаганда здорового образа жизни в российском обществе.
Приоритетное направление работы организации «Общее дело» – это широкая просветительская деятельность:
проведение интерактивных лекций в учебных заведениях;
создание видео- и печатных материалов просветительского характера;
широкое распространение этих материалов в средствах массовой информации, в сети Интернет.
8
n n
n

Для заметок

Здоров
ая и процв
етающая Р
оссия
– э
то наше Общее дел
о!
общее-дело.рф

перейти в каталог файлов
связь с админом