Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Удк 159. 922 374 ббк 74. 2 Л73


НазваниеУдк 159. 922 374 ббк 74. 2 Л73
АнкорKonspekty 4 klass.doc
Дата26.09.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKonspekty_4_klass.doc
ТипУказатель
#19915
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

УДК 159.922+374 ББК 74.2 Л73

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Содержание

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Содержание занятий в IV классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (IV класс)

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Урок 91

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (обобщение).

  • Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного поня­тия через промежуточное к общему понятию)»

Ход работы см. урок 90, задание 2. Слова для предъявления:

Планета - Земля — небесное тело. Природа - растения живая природа. Чехов — человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол. Учебник - «Родная речь» — книга. Многоугольник - прямоугольник — квадрат. Трехзначное число — число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор. Ель - хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, кур­сивом - промежуточные по общности.)

Задание 2. «Форма — цвет»

Материал к заданию: набор маленьких геометриче­ских фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).

Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответст­вующую фигуру. Второй ученик должен ответным хо­дом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствую­щую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправиль­ный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фи­гурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 92

Задачи урока

  • Развитие понятийного мышления.

  • Развитие пространственных представлений.

  • Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу. Примерные наборы слов (выделены неподхо­дящие слова):

Орешник, сосна, береза, липа, клен. Малина, клубника, яблоко, земляника, черника. Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш. Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Задание 2. «Разноцветный коробок» Материал к заданию: для каждого ученика пригото­вить выполненный из плотной бумаги коробок прямо­угольной формы, каждая грань которого оклеена бума­гой разного цвета или окрашена разными красками: бе­лой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.

Задания ученикам: провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань), про­вести пальцем по контуру грани (это - ребро); посчи­тать, сколько всего граней в коробке (6), сколько рав­ных граней (3 пары), сколько всего ребер (12), сколько всего вершин (8); назвать цвет ближней грани и проти­воположной ей (дальней) и т.д.

Задание 3. «Закончи рисунок»

Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки (см. материалы к урокам, рис. 128).

Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, ли­цо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отноше­нии собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки было разными вплоть до изображения фантастического животного.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 93

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (обобщение).

  • Развитие опосредованной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За­землите ль» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: полоски бумаги с написанны­ми на них в строчку 6 словами (10 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полос­ке. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к пер­вому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, при­бор, направление, барометр.

РАВНИНА - холм, большое пространство, по­ле, трава, река.

ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.

ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.

ПОВЕСТЬ - литературное произведение, ро­ман, история, писатель, придуманное.

МАТЕМАТИКА - урок, число, наука, экзамен, арифметика.

РОЖЬ - растет на поле, еда, зерновая культу­ра, колос, крупа.

БЕРЕЗА - дерево, почка, белый ствол, расте­ние, растет в лесу.

ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.

НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Задание 2. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: набор геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 129).

Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запоминать материал, можно использовать та­кой прием, как классификация, т.е. объединение в груп­пы похожих чем-то предметов.

Например, нужно запомнить и воспроизвести в лю­бом порядке данный ряд из 12 геометрических фигур. Чтобы это было сделать легко, фигуры надо разделить на группы. Рассмотрение этих фигур показывает, что этот ряд состоит из треугольников, кругов и квадратов, перечеркнутых по-разному: либо короткой вертикаль­ной черточкой, либо длинной вертикальной чертой, либо короткой косой черточкой, либо длинной косой чертой.

Таким образом, эти геометрические фигуры можно разделить на 4 группы в зависимости от типа перечер­кивания, в каждой группе - по 3 разных геометриче­ских фигуры. Теперь этот ряд уже несложно запомнить и воспроизвести.

Затем учитель предлагает с помощью приема класси­фикации запомнить следующий набор из 12 слов - на­званий растений: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко, береза.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 94

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления.

  • Развитие пространственных представлений.

  • Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание 1. «Пословицы»

Учеников просят сформулировать своими словами общий смысл пословиц. Например, «Где тонко, там и рвется», «Делу время, потехе час» и др.

Задание 2. «Лишний кубик»

Материал к заданию: рисунки с изображением ку­биков (см. материалы к урокам, рис. 130).

Ученикам показывается изображение трех кубиков, два из которых одинаковые, но по-разному ориентиро­ваны в пространстве. Учитель учит детей на основе ана­лиза и сравнения данных изображений определять оди­наковые кубики и находить неподходящий, лишний ку­бик (правильный ответ - 3).

Задание 3. «Запомни и нарисуй» Материал к заданию: плакат с объектами для запо­минания (см. материалы к урокам, рис. 131). Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 95

Задачи урока

  • Развитие внутреннего плана действия.

  • Развитие вербального мышления (обобщение).

  • Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с изображениями со­вмещающихся квадратов (см. материалы к урокам, рис. 132).

Учитель показывает лист А и просит определить не совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа вы­брать один из пронумерованных рисунков, на которых изображены только не совпадающие при наложении элементы. Затем показывается лист Б (правильные от­веты: А - 2, Б - 2).

Задание 2. «Подбери общее понятие»

Ход работы см. урок 93, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

ОКУНЬ - мелкий, карась, рыба, плавает, река.

ЛОПАТА - копает, садовая лопата, черенок, грабли, инструмент.

ПОМИДОР - вкусный, овощ, красный, растет в огороде, соленый.

КУРИЦА - домашняя птица, несет яйца, пе­тух, цыпленок, животное.

СЛОЖЕНИЕ - арифметика, математическое действие, сумма, число, вычитание.

КИЛОГРАММ - грамм, центнер, единица мас­сы, вес, гиря.

РАЗНОСТЬ — действие, уменьшаемое, число, сумма, вычитание.

ДЕЛИТЕЛЬ - действие, делимое, счет, мате­матика, число.

КВАДРАТ - действие, метр, математическая фигура, математика, игрушка.

УВЕЛИЧИТЬ - уменьшить, большой, дейст­вие, умножить, работа.

Задание 3. «Не путай цвета»

Ход работы см. урок 69, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 96

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (отношения ря-допо ложности).

  • Развитие умения сравнивать.

  • Развитие наглядно-образного мышления (установ­ление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 слов, обозна­чающих понятия, часть из которых принадлежит к од- ной и той же группе, т.е. находится в отношениях ря-допо ложности.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников най­ти понятия, принадлежащие к одной и той же группе.

Слова для предъявления (выделены правильные от­веты):

Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.

Математика, число, сторона, квадрат, тре­угольник.

Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.

Вес, время, грамм, минута, тонна.

Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.

Ночь, сутки, темнота, солнце, день.

Курица, корова, животное, молоко, овца.

Сумма, действие, математика, сложение, вы­читание.

Вода, река, рыба, водоем, озеро.

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.

Задание 2. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: плакат с рисунками телефонов (см. материалы к урокам, рис. 133).

Учащимся предлагается ответить на следующие во­просы: «У каких двух телефонов верхняя часть трубки одинаковая? Чем отличаются телефоны 1 и 6, 2 и 7? У каких двух телефонов форма одинаковая, а трубки разные?» и т.п.

Задание 3. «Найди девятый»

Материал к заданию: см. предыдущее задание.

Ученики должны отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подхо­дит на свободное место рядом с телефоном 2 (правиль­ный ответ - Б).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 97

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления.

  • Развитие пространственных представлений.

  • Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Подбери пословицу»

Учеников просят подобрать к пословице слева посло­вицу из правой части, близкую ей по смыслу, выра­жающую сходную главную мысль (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Что прошло, того не воротишь. Утро вечера мудренее.

не воротишь. Кончил дело - гуляй смело.

Что с возу упало, то пропало.

Задание 2. «Найди одинаковые кубики»

Материал к заданию: плакат с изображением 8 ку­биков (см. материалы к урокам, рис. 134).

Задача: найти пары одинаковых кубиков. Учитель вместе с учащимися анализирует рисунки на гранях кубиков. Внимание детей обращается на то, что измене­ние положения кубика в пространстве (один оборот вле­во, на себя, вправо) приводит к изменению положения его фронтальной, т.е. обращенной к зрителю, грани. Например, кубик 1 при повороте влево на один оборот займет положение кубика 6. И наоборот, при повороте кубика 6 вправо получим кубик 1. Затем учитель про­сит учеников найти остальные пары

Задание 3. «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. Учитель выразительно читает текст, а ученики пантомимически изображают его со­держание.

«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шеле­стят листья... Вдруг на тропинке появились лу­жи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перила­ми. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с коч­ки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Пере­шли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Перехо­дим овраг по бревну... Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Пе­релезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!»

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 98

Задачи урока

  • Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

  • Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Найди рядоположное слово» Ход работы см. урок 96, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

Гора, земля, равнина, участок, география.

Прибор, температура, градус, термометр, ба­рометр.

Ухо, лицо, человек, учение, глаз.

Точка, кавычки, предложение, слово, язык.

Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, рассказ.

Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель.

Растение, рис, хлеб, просо, поле. Песня, птица, клест, клетка, иволга.

Песок, глина, керосин, строительство, полез­ные ископаемые.

Север, горизонт, восток, география, Индия.

Задание 2. «Невидящие» и «неслышащие»

Вариант 1. «Невидящие»

У всех глаза открыты, но они должны помнить, что «не видят» ни одного жеста учителя. Когда учитель проделывает разные движения без словесной команды, играющие ему не подражают. Когда же он одновремен­но командует (например, поднимает руки и говорит: «Руки вверх!») - все должны выполнять команду. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Вариант 2. «Неслышащие»

Учитель делает различные движения и сопровождает их словесной командой, или же отдает только приказа­ния, или делает только движения. Играющие должны повторять каждое движение ведущего и не выполнять ни одной его словесной команды, если она не сопровож­дается соответствующим движением.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей