Главная страница

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.. Удк 373 ббк 74. 102 Р83


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Р83
АнкорРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.doc
Дата07.10.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.
ТипДокументы
#27140
страница1 из 14
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: IMG-20160720-WA0002.jpg, IMG-20160720-WA0004.jpg, Sushim_tushku.pdf, Komplex_uprazhneniy_dlya_rastyazhki_na_shpagat.pdf, Fruktorianstvo_i_bodibilding.pdf, 17_pravil_khoroshey_rastyazhki.pdf, Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






УДК 373

ББК 74.102

Р83

Рудик О.С.

Р83 Развитие речи детей 2—4 лет в свободной деятельности .Ме­тодические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 160 с. (Дет­ский сад с любовью).
ISBN 978-5-9949-0219-6

Пособие предлагает примерный вариант планирования и органи­зации работы по развитию речи детей раннего и младшего дошколь­ного возраста в свободное от занятий время. Состоит пособие из че­тырех разделов: «Воспитание звуковой культуры речи», «Формирова­ние грамматического строя речи», «Развитие словаря», «Связная речь». К каждому разделу прилагается содержание дидактических игр и уп­ражнений, способствующих,

закреплению приобретенных знаний, уме­ний. В приложении предлагаются примерные комплексы дыхатель­ной и пальчиковой гимнастик; физкультминутки, народные игры; сти­хотворения, загадки, скороговорки; список произведений для чтения и рассказывания; сценарии развлечений.

Адресуется воспитателям и специалистам детского сада, студен­там педагогических учебных учреждений.

УДК 373

ББК 74.102

От автора

Планирование работы по развитию речи предполагает проекти­рование формирования и развития речи каждого ребенка, прогнози­рование динамики педагогического воздействия на речь и ее ре­зультативность. Предлагаемый вариант планирования построен на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. В каждом разделе учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариантность выполнения заданий позволяет развивать у детей креативность, индивидуальные способности.

Цель данного пособия — помочь специалистам дошкольных уч­реждений и студентам педагогических колледжей и вузов в плани­ровании работы по развитию речи в свободное от занятий время. Потребность в этом возникла на основе наблюдений автора в про­цессе педагогической практики, изучения учащимися педколледжа раздела методики развития речи «Планирование и учет работы в детском саду по развитию речи», бесед с воспитателями дошкольных учреждений.

Целевые установки конкретизируются в следующих задачах:

— реализовать деятельный подход к планированию;

— комплексно планировать работу по развитию речи;

— развивать у дошкольников желание овладеть богатством языка;

— проводить профилактическую работу по предупреждению речевых ошибок;

— создавать благоприятные условия Для овладения правиль­ной речью;

— развивать речевую культуру дошкольника;

— приобщать дошкольников к национальной культуре.

В пособии значительное место отводится использованию разных видов игр (развивающих, дидактических, игр-драматизаций, народ­ных и др.), поскольку игровая деятельность — ведущая в дошколь­ном возрасте. С помощью игры гораздо легче понять непростые законы речи, научиться любить, уважать, беречь ее. Правильно орга­низованная игра доводит умственную и эмоциональную активность до такого уровня, который никогда не наступает при обычном обу­чении, поскольку объединяет цель, действие и итог, мобилизует знания и внимание, привлекает к участию даже мпит активных детей. В процессе игры дети имеют возможность пока 1аты ВОИ способно­сти, возможности, желания. Игра — самостоятельная детская актив­ность, чудесная возможность проявить себя в роли режиссера, хозяи­на ситуации, зрителя.

Важная форма умственного развития детей дошкольного возрас­та в повседневной жизни — дидактические игры и упражнения, возникающие по желанию детей. Они проводятся с помощью вос­питателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм (правильное произношение, грам­матическая правильность речи, богатство словаря, связность, логич­ность высказывания).

Подвижная игра —- естественный спутник жизни ребенка, источ­ник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной зада­чей. Народные подвижные игры — традиционное средство педагоги­ки. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, нацио­нальные устои, представления о чести, совести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творчество, на­ходчивость, волю и т.д. Они же являются образцом правильной рус­ской речи.

Значительное место в пособии отводится использованию художе­ственного слова: стихотворениям, сказкам, рассказам, малым фольк­лорным формам. Произведения, представленные автором, часто носят юмористический характер, положительный эмоциональный заряд. Использование воспитателем в процессе воспитательно-образователь­ной работы сказок, пословиц, поговорок, народных игр содействует ознакомлению с национальной культурой.

Все разделы пособия взаимосвязаны и каждый из них значим для планирования воспитательного процесса.


ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Второй год Жизни

В этот возрастной период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается активная речь, малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмыслен­ные слова. В большинстве случаев это связано с определенной ситу­ацией, вызывающей у него радость, удивление. Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имею­щие между собой ничего общего, он называет одним и тем же сло­вом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребе­нок уже может среди знакомых предметов найти знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 мес. он в состоянии выполнять простые дей­ствия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложе­ние (например, ребенок, прося у матери машину, произносит «би-би»). Такие слова-предложения, в зависимости от ситуации, могут выражать значение и появляются у детей в возрасте 1 года 3 мес. — 1 года 8 мес.

Со второй половины второго года жизни ребенок начинает пользо­ваться двухсловными предложениями («Мама, "би-би"»), а в 1 год 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения, но слова в них еще грамматически не связаны между собой.

Активный словарный запас ребенка имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда ак­тивный словарь достигнет 40—60 слов. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года жизни, у разных детей колеблется от 100 до 300. Чаще всего это существительные — назва­ния игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наре­чия. Из прилагательных используются слова, как правило, обознача­ющие размер предмета: большой, маленький. Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, частоты общения его со взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще всего употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружа­ющих предметов (чашка большая, белая).

К двум годам некоторые дети осваивают определенные грамма­тические категории: согласование существительного с глаголом, из­менение существительного по падежам. Однако предлоги и союзы еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, пост­роены грамматически неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.

На втором году жизни дети достаточно четко начинают произно­сить такие звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки |ы|, | э| заменяют звуками [и], [е]; большинство согласных малыши или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных зву­ков заменяют мягкими согласными. В основном это относится к переднеязычным звукам [т], [д], [с], [з]. Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р], [р'], что указывает на еще недостаточно окреп­ший артикуляционный аппарат ребенка.

Наряду с неправильным произношением звуков отмечается уп­рощенное произношение слов, когда в них укорачивается или про­износится только слог, чаще всего ударный или первый. Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных звуков глухими согласными. Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.

Итак, для двухлетнего ребенка вполне закономерно несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение боль­шинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечет­кое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точ­но сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей в качестве индивидуальной особенности речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, довольно простых в звуковом отношении (согласный + гласный).

К концу второго года жизни речь малыша, хотя и становится основным средством общения, еще далека от совершенства. Для нее характерны:

— бедность словарного запаса, частое употребление облегчен­ных слов;

— употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с ко­торыми ребенок постоянно взаимодействует;

— отсутствие правильных грамматических связей между сло­вами;

— нечеткое произношение отдельных слов;

— отсутствие многих звуков.
Третий год Жизни

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрос­лыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил маши­ну?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» и т.п.

Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии, но и о том, что должно произойти. Словарный запас к концу года, по сравнению с предыдущим возрастом, увеличи­вается в 3—4 раза. Ребенок знает названия многих предметов, находя­щихся в его ближайшем окружении. На третьем году жизни ребенок все чаще начинает использовать в речи глаголы, но в большинстве случаев все же преобладают существительные (60%), затем глаголы (25—27%) и меньше всего (10—12%) прилагательные.

Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предло­гами (например, предлог на употребляет чаще, чем в, но реже пользу­ется предлогами из, за). При помощи прилагательных ребенок обо­значает не только размеры предметов, но и называет их цвет, свой­ства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.), форму (круглый шарик). Однако в начале года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже един­ственного числа.

Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепри­частий.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, а со­бирательные существительные (например, посуда, одежда, мебель, жи­вотные) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребенок хо­рошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Все реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит «собака» вместо ранее употребляемого «ав-ав»). Не­редко ребенок сам придумывает слова; это указывает на то, что он начинает осознавать звуковую сторону слова («мазелин» вместо ва­зелин, «мокресс» вместо компресс). Иногда дети продолжают путать сходные объекты или предметы одного, назначения, например, бо­тинками называют и туфли, и сандалеты, и даже тапочки; почти не называют детали предметов, их части.

В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным. Это зависит не только от условий воспи­тания, но и от местности, где проживает ребенок (в городе или селе), и других факторов.

На третьем году жизни ребенок способен ушана и. И называть знакомые предметы, изображенные на картинке, различные действия («Собака бегает»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя малыш верно связывает слова в предложения, со­гласует их в роде и числе, но не редко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаго­лами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появля­ются дополнения («Мальчик сидит на стуле»). Дети начинают ис­пользовать сначала сложносочиненные, а к концу года и сложно­подчиненные предложения, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

На третьем году ребенок способен воспринимать простые по со­держанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на неко­торые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.

При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова или группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наи­зусть; самостоятельно же посдроить связный пересказ лети, как пра­вило, не могут (хотя некоторые к концу года легко справляются с этим заданием).

На данном возрастном этапе ребенку становится доступным от­гадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ: напри­мер, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живет и квакает: "Ква-ква-ква"». Кто это?»).

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недоста­точно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.

И хотя подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается, их произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжа­ют тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фоне­матическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пы­таются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, бо­лее легкими для произношения, например: [р] и [л] на [л'], шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т'], [д'] («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки, «зюк, дюк» вместо жук, «тЯй» вместо чай). Нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй» вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в опреде­ленных группах звуков: [т], [д], [с], [з], т.е. переднеязычных и почти не наблюдается при произнесении губно-губных [п], [б], [м] и губ­но-зубных [в], [ф] согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мяг­ких согласных. Многие дети заменяют звук [ы] звуком [и], звук [к] звуком [х].

В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки [а], [у], [и], [о] (некоторые дети еще могут заменять или недо­статочно четко произносить звуки [ы], [э], согласные [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х] (некоторые дети еще заменяют звук [х] звуком [к]: «клеп» вместо хлеб, смягченно произносят звуки [т], [д]: «тянк» вместо танк), йотированные звуки [й], [я], [ю], [е], [ё], усваива­ют мягкие согласные звуки [с'], [з'] (твердые согласные большин­ство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук [ц] отсутствует и заменяется звуком [т'] или [с']. Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.

Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук [л'], заменяя им недостающие звуки [л], [р'], [р] («люк», «лепа, «ля-дио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком [й] («бойно» вместо больно).

В произнесении многосложных слов дети продолжают испыты­вать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую струк­туру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-, двухслож­ных словах («пигин» вместо пингвин).

Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5— 2 с), многие говорят недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно пользуются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат ребенка еще недостаточно окреп. Малыши не всегда умеют правильно им пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует об­становка, подчас невнимательны к речи взрослых, могут часто отвле­каться.

Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще не совсем сформирована. Остаются некоторые несовершенства в про­изношении звуков, многосложных слов, слов со стечением несколь­ких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на про­изношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внят­ная. Некоторые дети усваивают и правильно произносят большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки.

Случается, что у детей проявляются задержки в формировании про­износительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и твердые свистящие звуки звуками [т'], "[д']; наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение [с], [з], нечеткая речь с неправильным произ­ношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ре­бенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначаю­щих как предметы ближайшего окружения, так и другие, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется; в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарны­ми грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет). Ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует про­стые распространенные и бессоюзные сложносочиненные предло­жения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребля­ет звукоподражательные слова, односложные предложения.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет арти­куляционный аппарат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом