Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Удк 373 ббк 74. 102 Р83


НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Р83
АнкорРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.doc
Дата07.10.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.
ТипДокументы
#27140
страница11 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Козлята и зайчик

Задача:учить детей умению заканчивать сказку соответственно ее началу.

Материалы: фланелеграф, атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном.

* * *

Воспитатель. Помните сказку про козу с козлятами? Забыли? Я вам напомню. (Рассказ сопровождается демонстрацией персона­жей сказки с помощью фигур фланелеграфа.) Теперь послушаем, что было дальше. Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (Показывает игрушку.)

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Зайчик говорит...

Дет и. Не бойтесь меня, это я, маленький зайчик.

В о с п и т а т е л ь. Козлята...

Дети. Впустили зайчика.

Воспитатель. Они угостили его...

Дети. Капустой,морковкой.

Воспитатель. Потом они стали...

Дети. Играть, веселиться. Зайчик играл на барабане, а козлята танцевали, прыгали.

Теремок

Задача:обучать детей умению описывать игрушки.

* * *

Воспитатель просит детей выбрать себе какую-либо игрушку, изоб­ражающую животного. Все игрушки-звери по ,рчереди подходят к те­ремку. Воспитатель, беря на себя роль какой-либо зверюшки, поселив­шейся в теремке, просит каждого игрока описать свою игрушку (Опи­сание — основное условие для того, кто хочет попасть в теремок.)

Ребенок. Кто, кто в теремочке живет? Воспитатель. Я — мышка-норушка. А ты кто? Ребенок. Я — лягушка-квакушка. Воспитатель. А ты-то какая? Расскажи про себя! Ребенок. Я зеленая, сама маленькая, а глаза большие. Хорошо прыгаю.

Примечание

1.Перед началом воспитатель может дать образец описания внеш­него вида своего героя («Я серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай-ка!»).

2. Воспитатель может предложить разыграть ситуации, не связан­ные с литературным произведением.

3. Обязательное условие игр-инсценировок — герои либо разго­варивают, либо рассказывают о чем-либо. Вот некоторые сюжеты.

Как Галя испугалась гусей

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла не­далеко от реки, рвала... (цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и уви­дела... (большого гуся). Она... (испугалась и побежала домой). При­бежала к бабушке и рассказывает... (Яиспугалась гуся. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть.) Бабушка... (успокоила Галю).

Как котенок потерялся

Пошел Бася с котенком гулять. Котенок был маленький и глу­пый. Он увидел... (бабочку, побежал за ней) и... (отстал от Васи). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает... («Что ты здесь делаешь?») Котенок отвечает... («Я пошел гулять с Васей. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один».) Девочка... (взяла котенка). Она... (отнесла его к Васе).

Примечание.Если играющий на вопрос «Что ты здесь делаешь?» отвечает односложно, его нужно спросить: «А как это случилось?»

Как у Светы улетели воздушные шары

Свете купили воздушные шарики. Однажды, держа шарики в руках и гуляя по улице, Света лишилась их из-за сильного ветра. Запла­кала Света, а мимо тем временем пробегал маленький... (зайчик). Он... (спросил у Светы: «Почему ты плачешь?») Света рассказала... («Я гуляла, держа шарики. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели».) Зайчик успокоил девочку. Он сказал... («Не плачь! Я угощу тебя морковкой».) Потом они стали... (весело играть).

Как козленок испугался грома

  1. Жил-был... (козленок). Он любил... (гулять и щипать травку). Один раз... (он пошел на лужок). Вдруг... (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). Козленок испугался и... (задрожал). Тут идет... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спрашивает... («Почему ты дро­жишь?») Козленок отвечает... («Я боюсь грома и дождя».) Девоч­ка сказала... («Не бойся!Дождь скоро кончится».) Она... (накрыла козленка зонтиком).

Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку

Папа купил Леше рыбку... (желтую, с красным хвостиком). По­местили рыбку в большую банку. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался... (кот Васька). Он... (прыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Тут при­шел Леша и... (прогнал кота).

На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку... («Уменя есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик у нее крас­ный: Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить ее. Я его прогнал».)

Как зайчик разговаривал с белочкой по телефону

Зайчик позвонил белочке. Зайчик. Здравствуй, белочка! Белочка. Здравствуй, зайчик! Зайчик. Как живешь, белочка? Б е л о ч к а. Хорошо. Зайчик. Что ты сейчас делаешь? Белочка.Я грызу орешки.

3 а й ч и к. А где твоя мама? Белочка. Она сушит грибы.

Зайчик. Я хочу пригласить тебя погулять. Пойдешь со мной играть в мячик?

Белочка. Спасибо, пойду.

Зайчик. Прыгай, я буду ждать тебя под деревом. До свидания. Белочка. До свидания, зайчик.

Подбери чашки к блюдцам

Задачи:

— учить детей различать цвета и использовать их названия в речи;

— знакомить с разными способами различения одного цвета от другого;

— развивать диалогическую речь, умение внимательно слушать товарища, не перебивать, отвечать на вопросы воспитателя.

Материалы: наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов (вырезаны из бумаги и наклеены на картон); в блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.

* * *

Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца красного, жел­того и синего цвета.

Воспитатель. В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца. Какие?

Дети отвечают. На среднюю — вот такие. Какие?

Дети отвечают. На нижнюю какие?

Дети отвечают.

Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке? На средней? На нижней?

Дети отвечают.

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чаш­ками, вызывает троих детей. Одному ребенку он поручает подобрать чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, другому — к блюдцам на средней полке, а третьему — к блюдцам на нижней полке. Одобряет действия того ребенка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки, а потом вставляет их в прорези. Спраши­вает каждого ребенка, какого цвета чашки он отобрал.

Далее задание выполняют другие дети.

Угощение кукол

Задачи:

— закреплять знания и умения делить предмет на 2—4 части;

— упражнять детей в использовании специальных терминов;

— развивать диалогическую речь, умение внимательно слушать товарища, не перебивать.

Задания: выполнять роль хозяйки (встретить кукол и снять с них пальто); разделить правильно булочку и конфеты для четырех кукол; накрыть на стол для угощения кукол.

* * *

Воспитатель. Дети, к нам приехали в гости куклы: Ира, Ната­ша, Оля и Света. Надо их встретить и угостить чаем. Но вот беда, у нас только одна булочка и две конфеты. Как нам быть? Дети, надо правильно все это между ними разделить.

Воспитатель распределяет роли: кто-то встречает кукол, а кто-то из детей накрывает на стол. Дети решают, как же разделить между че­тырьмя куклами булочку и две конфеты.

Посади огород

Задачи:

— учить использовать заданные заместители предметов и рас­полагать предметы в пространстве;

— развивать память, мышление;

— обогащать словарь детей названиями овощей (капуста, мор­ковь).

Материалы: набор игрушечных овощей: капуста, морковь (по два предмета для каждого ребенка); лист, разделенный на 4 части; по четыре кружка (два зеленых, два оранжевых) для каждого ребенка.

* * *

Воспитатель (показывает детям куклу, которую они раньше не видели). Сегодня к нам в гости пришла кукла Хозяюшка, которая знает много загадок и любит их загадывать. Много загадок знает Хозяюшка про овощи. Попробуем вместе их отгадать?

Дети получают листы, разделенные на четыре части, — это огороды, где они будут сажать овощи. Детям раздают предметные картинки ово­щей: по две морковки, по две капусты.

Сажать овощи нужно не произвольно, а так, как загадает Хозяюшка. Зеленый кружок — капуста, оранжевый — морковка. После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения), воспитатель собирает карточки и складывает их вместе — получается «огород».

А теперь давайте отгадаем загадки. Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая.

Дети. Морковь. Воспитатель

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. Дети. Морковь. Воспитатель

Семьдесят одежек

И все без застежек. Дети. Капуста.

Воспитатель. Ребята, а знаете, что еще растет на огороде? Дети отвечают.

Давайте попробуем отгадать новые загадки.

Кругла и гладка,

Откусишь — сладка.

Засела крепко

На грядке — ...

Дети. Репка.

Воспитатель

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.

Дети. Морковка.

Овощи и фрукты — полезные продукты

Задачи:

— уточнить и закрепить понятия «овощи», «фрукты»;

— развивать умение различать овощи и фрукты зрительно, на ощупь, вкус, выделяя характерные признаки (цвет, форму, размер, вкусовые характеристики);

— уточнить знания о пользе овощей и фруктов;

— развивать внимание, перцептивные действия, мыслительные процессы.

Материалы: игрушечный заяц, корзина с овощами и фруктами, книга Л. Павловой «Зайка на даче», мешочек, мелко порезанные овощи (морковь, капуста, репчатый лук); фрукты (яблоко, груша, мандарин).

* * *

Воспитатель показывает игрушечного зайца, читает стихотворение.

Жил-был заяц — длинные ушки, Отморозил заяц носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик И поехал греться к Коле в гости. Там тепло и сухо, волка нет И дают морковку на обед.

Предложите ребенку найти книжку про зайца. Рассмотрите ил­люстрации к главе «На огороде». Вопросы

Где морковка, капуста?

Где помидоры, лук?

Куда пришел зайка? (На огород.)

Как можно одним словом назвать все, что растет у бабушки Заи на огороде? (Овощи.)

Какие овощи ты любишь?

Рассмотрите иллюстрации к главе «В саду».

Где оказался зайка?

Почему ты так решил?

Какие фрукты растут в саду? Покажи, где яблоко, груша? Чем они отличаются? Какие фрукты тебе нравится?

Покажите картинку с овощами, загадайте загадки о них.

Сто одежек и все без застежек.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сидит красная девица в темнице, коса на улице.

Летом на грядке зеленый, зимой в бочке соленый.

Доставая «разгаданный» овощ, спрашивайте:

— Какой формы, величины, цвета?

— Где растет?

Когда только все овощи будут разгаданы, предложите ребенку отвернуться и, спрятав один из них, спросите: «Чего не стало?»

Постепенно усложняйте игру, пряча сразу несколько овощей.

Затем сложите их в мешочек, пусть ребенок пробует их узнавать на ощупь. Проведите такие же игры с фруктами, а потом предложите разложить овощи и фрукты на два блюда. Затем скажите: «Зайчик приглашает вас отведать полезные овощи и фрукты с закрытыми глазами». Пусть ребенок узнает овощи и фрукты на вкус.

В конце занятия зайка прощается и обещает рассказать много интересного о других продуктах питания.

Что изменилось?

Задачи:

— учить детей отвечать на вопросы о воспринимаемом мате­риале сейчас и виденном ранее;

— закреплять знания о назначении игрушек, бытовых предметов;

— развивать память, сообразительность;

— воспитывать взаимопомощь.

Игровое задание: угадать, что изменилось.

Правила игры: не подсматривать, хранить секрет о перемещении игрушек.

Материалы: тематические подборки игрушек.

* * *

Разложите игрушки за ширмой. Отодвиньте ее и предложите де­тям запомнить порядок их расположения. Затем за ширмой поме­няйте игрушки местами. Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок.

Вариант игры. Игрушки меняют местами, когда дети закрыва­ют глаза. Тот, кто видит, что делает воспитатель, не должен выда­вать секрет. Можно ввести в игру куклу, которая будет «выручать»

тех, кто не может догадаться, что изменилось. Она указывает на пустое место, где ранее находилась игрушка.

Усложнение игры заключается в постепенном увеличении числа игрушек, которые меняются местами.

Скажи, что делает и что будет делать потом?

Задача:учить детей подбирать слово, соответствующее настоя­щему и предполагаемому действию.

* * *

Воспитатель показывает картинку и просит назвать не только то, что делает персонаж, но и его предполагаемые дальнейшие действия, например: девочка кормит куклу, покормит и уложит спать.

Добавь слово

Задача:учить детей подбирать глаголы, обозначающие оконча­ние названного действия.

* * *

Воспитатель начинает предложение и просит детей его правиль­но закончить.

Ира обиделась и... (заплакала).

Оля проснулась и... (стала умываться).

Зайчик испугался и... (убежал, спрятался).

Коля оделся и... (пошел гулять).

Он замерз и... (побежал домой).

Примечание. Начиная игру-упражнение, воспитатель обращает внимание детей на незаконченность мысли.

Что делает Наташа?

Задача:учить детей определять последовательность действий.

* * *

На столе расставлены игрушки, изображающие комнату: стол, на столе книга, кукла Наташа сидит на диване.

Воспитатель (комментируя действия куклы). Сегодня кук­ла Наташа осталась дома одна. Что она сделала?

Воспитатель, действуя куклой, показывает, что она делает: одевается, рисует, берет кусочек хлеба, выходит на улицу, кормит воробьев. Дети комментируют действия. Занятие заканчивается повторным перечис­лением действий персонажа.

Как медвежонок катался на машине

Задача:учить детей определять и выделять глагольный ряд, об­разующий сюжет рассказа.

* * *

Воспитатель. Я вам расскажу историю с мишкой, а вы внима­тельно слушайте, так как по окончании моего рассказа вы должны будете перечислить все действия медвежонка. Итак, решил медвежо­нок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слы­шит: с-с-с. Оглянулся, осмотрелся и видит: колесо спущено. Стал наш мишка накачивать шину: с-с-с. Исправил и поехал дальше.

Глагольный ряд слое: решил покататься, сел, поехал, слышит, ог­лянулся, осмотрелся, видит, стал накачивать, исправил, поехал.

Назови, что это, и сказки, какой?

Задача:учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.

* * *

Воспитатель вносит в групповую комнату коробку с игрушками. Дети извлекают игрушки, называют предмет, описывают его, напри­мер: «Это мяч. Он круглый».

Объясни Буратино

Задача:учить детей связывать два предложения.

* * *

Буратино, называя предмет, ошибается. Дети его исправляют, на­пример: «Это репка. Она желтая».

У кого какой зверь

Задача:учить детей пофразно описывать игрушку.

* * *

Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку.

Воспитатель. У меня утенок. Ребенок. Ау меня цыпленок. Воспитатель. Утенок желтый. Ребенок. И цыпленок желтый. Воспитатель. У утенка большие красные лапы. Ребенок. Ау цыпленка лапки маленькие и т.д.

Сначала описываются игрушки, внешне похожие, отличающиеся не­значительными признаками. В ходе обучения задание усложняется: используются разные игрушки: лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик.

Встань в круг

Задача:учить детей описывать предмет коллективно.

* * *

Дети, окружив воспитателя, в руках которого игрушка, описывают ее.

1-й ребенок. Это лошадка.

2-й ребенок. Она серая.

3-й ребенок. С пушистой гривой.

Описание заканчивается хороводом вокруг игрушки.

Кто знает, тот дальше продолжает

Задача:учить детей составлять рассказ совместно с воспитате­лем по заданной схеме.

* * *

Воспитатель (начинает фразу). Мама купила Алеше...

Дети отвечают.

Тут пришел...

Дети отвечают.

Они стали...

Дети отвечают?

Поезд

Задача:учить детей коллективному повествованию.

* * *

Воспитатель сообщает детям, что они будут исполнять роль вагон­чиков. Из вагончиков составляется поезд, но войти в состав сможет тот, кто внимательно слушал своего предыдущего товарища, знает, на чем он остановился, и может правильно продолжить рассказ.

Воспитатель. В лесу жил...

1-й ребенок. Трусливый зайчик.

2-й ребенок. Один раз он пошел погулять.

3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.

4-й ре бе н о к. Зайчик испугался и убежал.

Чтобы помочь детям, воспитатель повторяет последнее слово или целиком предложение предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание последующего рассказчика на сюжетной линии рассказа. Если и в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало следующей фразы (жил, пошел, вдруг...).

Дети, сочинившие рассказ, составляют «поезд», который начинает курсировать по группе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ

Народные потешки

«Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Киска-кис­ка», «Солнышко-ведрышко», «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Курочка-рябушечка, куда идешь?», «Наша Маша маленькая», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Как у нашего кота...», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька-Мурысенька», «Ладушки-ладошки», «Привяжу я козлика», «Травка-муравка».

Сказки и рассказы

«Репка», «Курочка Ряба», «Праздник» (Я. Тайц), «Теремок», «Ко­лобок», «Козлятки и волк», «Котик, Петрык и мышка», «Три мед­ведя», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса, заяц и петух», «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак), «Пошла Катя поутру по грибы», «У Розки были щенки» (Л. Толстой), «Цыпленок» (К. Чуковский), «Кубик на кубик» (Я. Тайц), «Чьи башмачки?» (Н. Павлова), «Ве­селое лето» (В. Берестов), «Мишка», «Мячик», «Бычок» (А. Барто).

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

В осеннем лесу

В осеннем лесу лисы Цвета осенних листьев. Оранжевыми хвостами Мелькают они за кустами.

— Смотрите, смотрите, лисы!

— Это осенние листья! Все листья с кустов опали. Все лисы из леса пропали...

Т. Павлова-Зеленская
Ели-ели, ели-ели...

Еле влезли мы на ели.

Есть устали, сыты стали.

И спускаться с ели стали.

Спускались, спускались

И опять проголодались.

Т. Павлова-Зеленская

* * *

У Саши — щенок

Пушистые Уши.

Щенок шалит,

Сашу не слушает —

Щенку мешают

Пушистые уши.

Т. Павлова-Зеленская

Разноцветные котята

Кувыркаются на крыше

Разноцветные котята:

Черный, белый, серый, рыжий,

Голубой и полосатый.

Даже маленьких котят

Мамы красить не хотят

Одинаково!

Что за радость, если детки

Будут все — одной расцветки?

Ю. Мориц

* * *

Для чего коту усы?

Ну, конечно, для красы!

Для чего котишке уши?

Шевелить ими и слушать.

Для чего котенку нос?

Слушать, где же пес Барбос.

Для чего глаза коту?

Видеть днем и в темноту.

Голова коту для чего?

Думать обо всем и про все!

Вот так голова у кота:

Поважнее ног и хвоста!

Т. Хитрова

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге.

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Д. Хармс

О хвостах

Хвост у лайки свит колечком.

У эрделя он, как свечка.

У боксера, как картошка:

Хвост, не хвост, а так, немножко.

На крючок похож у дога...

Словом, стилей разных много

У собачьей красоты!

Не завидно вам, коты?

А. Викторов

Самостоятельный цыпленок

Только вышел из пеленок

Желтый маленький цыпленок,

А уж сам пошел во двор,

Сам пролез через забор,

Сам себе нашел три крошки,

Сам и съел их все до крошки!..

М. Шастов

* * *

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слезы:

Ежики... занозы!

Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики,

И давай по штучке

Вынимать колючки.

Э. Котляр

С сестренкой

Я сегодня не гулял,

Я сестренку забавлял.

Словно клоун кувыркался,

Бегал, прыгал, в пляс пускался,

Пел частушки озорные,

Строил рожицы смешные.

А довольная сестренка

Хохотала звонко-звонко.

И. Мельничук

Моя родня

Мама с папой — моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка — родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я. Аким

Воробей

Прискакал воробей

На пружинках-ножках,

Прочирикал воробей: —

Дай поесть немножко!

Поклевал, поклевал,

А спасибо не сказал.

Через день летит опять.

Смотрит — нечего клевать.

И. Михайлова

* * *

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

И. Токмакова

Великан

Наблюдал я, как по мне

Шел жучок, как по стене.

Шел по рубчику-дорожке,

А потом упал в карман.

И сказал: «Посплю немножко,

Не раздавишь, Великан?»

Я сказал: «Не раздавлю,

С детства маленьких люблю».

Г. Глушн

Одуванчик

Желтым-желтый одуванчик

Мы поставили в стаканчик.

Ярким солнцем залитой,

Он сиял, как золотой.

И. Мелъничук

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру.

— Дайте осинке

Пальто и ботинки.

И. Токмакова

Мои игрушки

У меня игрушек много,

Наберется целый воз.

Есть железная дорога,

Все вагоны без колес.

Есть военная машина

Без кабины и борта.

Есть безносый Буратино,

Хвост и лапы от кота.

Говорят мне:

— Больше хлама в нашем доме не копи

Но прошу я маму:

— Мама, что-нибудь еще купи...

В. Еремин

Подарок

Подарили мне такое —

Ни за что не отгадать!

Ну такое, о котором

Можно лишь во сне мечтать!

Ну такое озорное, неуклюжее, родное.

То, что спрыгнуло со стула,

Помахало мне хвостом,

Прямо в нос меня лизнуло

И залаело потом.

Т. Кочнев

# * *

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Говорил: — Не надо мыла!

Я без мыла очень милый!

Т. Павлова-Зеленская

Маша ест кашу,

Миша — вишню,

Марина — малину,

Светлана — сметану,

А Глебушка — хлебушек!

Т. Павлова-Зеленская

Мой котенок

Я теперь такой счастливый:

Завели котенка мне.

Мне котенок заменяет

Всех животных на земле.

Вот он ежиком свернулся,

Спит сурком и ночь и день.

Обезьянкой обернулся —

День и ночь играть не лень.

Удивительный зверек:

Ласка, белка и хорек!

Вот он выгнулся верблюдом

И бочком-бочком-бочком...

Вдруг пошел плясать по кругу

Шерстка дыбом, хвост торчком

Так в глазах горит огонь:

Не котенок — резвый конь!

Замечательный котенок —

И будильник, и звонок,

И теленок, и тигренок,

И игрушка, и сынок.

А когда он подрастет,

Будет он обычный кот?

Т. Павлова-Зеленская * * *

У котенка лапки —

Мягкие подушки,

А внутри царапки —

Острые игрушки!

Цап-цап-цап-царап,

Острые игрушки!

Учит сына кошка: —

Не зевай, сынишка!

Где шуршит немножко —

Там, наверно, мышка!

Цап-цап-цап-царап,

Там, наверно, мышка!

Учит сына мышка:

— Берегись, сынишка!

Где шуршит немножко —

Там, наверно, кошка!

Цап-цап-цап-царап,

Там, наверно, кошка!

Р. Алдонина

* * *

В лапку шмель берет смычок —

Заиграла скрипка.

Пляшет с мухой червячок

На травинке гибкой.

Каблуки, тук-тук стучат!

Лихо отплясали!

Половинку калача

Музыканту дали.

А потом червяк учил

Танцевать улитку.

Шмель за это получил

Шоколада плитку.

М. Везели

* * *

Ду-ду, ду-ду, дудочка!

Ду-ду, ду-ду-ду!

Заиграла дудочка в зеленом саду.

Услыхала уточка,

Плавая в пруду,

Как играет дудочка:

Ду-ду, ду-ду-ду! „

С малыми утятами начала плясать

Крыльями и лапками

Воду колыхать.

Н. Френкель

— Ладушки, ладушки, Где были?

— У бабушки! Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Деток угощала.

Коле два,

Оле два,

Ване два,

Тане два.

Киска к детям подошла,

Молочка просила,

Молочка просила: «Мяу, — говорила,

— Мяу, мяу, мяу».

Угостили молочком,

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела: «Мур, мур, мур, мур».

И. Френкель

Груша

Грушею сладкой нетрудно хвалиться —

Трудно с товарищем грушей делиться,

За спину прятать ее от него...

Только труднее, труднее всего,

Если он скажет: «Не мучайся. Кушай...»,

Бросив тебя с этой глупою грушей.

С. Махотин

Все качается

Жук качался на травинке,

Паучок — на паутинке,

Мотылек — на васильке,

Я качался в гамаке.

И уже четыре дня

Зуб качался у меня.

В. Ланцетти

* * *

Вот бельчонок-непоседа.

Он покушал раньше всех

И у ближнего соседа

Хочет выхватить орех.

Вот лисенок шаловливый.

Он под елкой маму ждет

И глядит нетерпеливо,

Что она ему несет.

Н. Томилина

* * *

Мой угенок любит плавать

И на речке, и в канаве.

Он ни капли не боится

Окунуться с головой.

И до вечера резвиться

На воде и под водой.

Н. Томилина * * *

Есть у свинки поросята —

Очень дружные ребята.

Вместе все сидят на месте,

Вместе все идут гулять,

А потом опять все вместе

Принимаются жевать.

Н. Томилина

Непослушного гусенка

Мама ищет под мостом,

А сынок сидит в сторонке

Под малиновым кустом.

Н. Томилина

Наш ягненок, без сомненья,

Будет лучшим из барашков,

Потому что он с рожденья

Ходит в маленьких кудряшках.

Н. Томилина

Надежный человек

Без помощи нянечки в детском саду

Сама я свой шкаф и одежку найду.

Оденусь сама, но одна не пойду:

Я маму свою на крыльце подожду.

Знаю сама я дорогу домой,

Но мама прийти обещала за мной.

Она про меня не забудет вовек,

Надежный она у меня человек!

Г. Ладонщиков

Братик Витя

Мой веселый братик

Витя Начал «мама» говорить.

Ох и шустрый!

Посмотрите,

Как он пробует ходить!

Он отважен и прилежен:

Упадет — встает опять.

Без поддержки он в манеже

Может сам переступать.

Даже в ногу с Витей ходим,

Я — снаружи, он — внутри.

Вите скоро будет годик,

Мне во вторник будет — три!

Г. Ладонщиков

* * *

— Отчего у мамочки на щеках две ямочки?

Отчего у кошки вместо ручек ножки?

Отчего шоколадки не растут на кроватке?

Отчего у няни волоса в сметане?

Отчего у птичек нет рукавичек?

Отчего лягушки спят без подушки?

Оттого, что у тебя, дочка, рот без замочка.

Саша Черный

* * *

Вот девочка Марина,

А вот ее машина.

— На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка.

Спи, машина, сладо.

Я тобою дорожу,

Я тебя не завожу,

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли,

Спи, машина, не шали.

* * *

Вдруг машина заболела,

Не пила она, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала, невеселая была.

Навестил больную мишка,

Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате.

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает все на свете.

Первоклассный доктор — Петя

(Петя кончил первый класс),

И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,

Грузовую, заводную,

Головою покачал и сказал:

— Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

Надоело жить без дела

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

Ключик взять — и завести!

В. Берестов

Небылица

Жили-были дед и баба

С маленькою внучкою,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще была у них

Собачонка Мурка.

А еще два козла —

Сивка да Бурка.

Н. Алтухова

Наша зарядка

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать!

Спишите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Распахнуто окошко,

Нам холод нипочем!

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем

Ну чтоб совсем проснуться,

Нам нужно «потянуться».

Начинай! Не спеши!

Через нос ровней дыши.

Я возьму мяч большой,

Подниму над головой.

Прогну спину, мяч назад кину.

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Сережа обруч свой,

Держит обруч за спиной.

Все, что делает Сережа,

Повторить попробуй тоже.

А теперь, детвора,

Умываться пора!

А. Кузнецова

Кто умеет?

Кто умеет утром сам

Просыпаться по часам?

— Я умею по часам

Просыпаться утром сам!

— Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

— Я сегодня утром рано

Умывалась из-под крана!

Я сама теперь умею

Вымыть личико и шею.

Н. Найденова

Наши полотенца

Мы картинки разные

Сами рисовали.

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря — новичок.

Миша — землянику,

Машенька — волчок.

У Сережи — яблоко,

У Володи — груша.

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.
Н. Голикова * * *

Видишь коврик у порога?

Он постелен неспроста.

Вытирай почище ноги —

Будет в доме чистота!

Н. Голикова

Жил-был заинька Курносик,

Никогда не чистил носик.

И сказала зайке мама:

— Ох, какой же ты упрямый.

Если не почистишь носик,

Папе расскажу, Курносик.

Зайчик побежал в лесочек,

Нашел чистенький листочек,

Носик вытер и трусцой

Быстро прибежал домой.

Мама зайку увидала,

Взяла на руки, сказала:

— Мой сыночек дорогой,

Очень чистый носик твой! —

Похвалила, приласкала,

Зайку в нос поцеловала.

А. Бейпина

Спать пора

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора,

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

П. Воронько

Больная кукла

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна.

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

В. Берестов

Я сегодня медсестра

Я сегодня медсестра.

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом,

Витамины дам по штучке:

Курам, утке, кошке, Жучке.

А колючему ежу

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

Ю. Шагаев

Слушай хорошенько

«Слушай хорошенько, — кукле я сказала.

Полно наряжаться! Это баловство!

Ты уже большою девочкою стала,

А еще не знаешь ровно ничего.

"Здравствуйте" при встрече

Взрослым говорят.

За подарки, помощь всех благодарят.

Старикам в трамвае место уступают —

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, и тебя тотчас

Попрошу зачислить в первый класс».

С. Капутикян

Мяч

Бьют его, а он не злится,

Он поет и веселится,

Потому что без битья

Нет для мячика житья.

В. Берестов

* * *

Я надел пальто в прихожей.

Раз, два, три — и я прохожий!

Я по улице иду

У соседей на виду,

Не толкаюсь, не кричу,

Быть я вежливым хочу!

Г. Лагздынь

* * *

— Что оденем мы сначала?

— Ножки.

— Надеваем штанишки и сапожки.

— Что оденем мы потом?

— Руки.

— А на них наденем кофты и куртки.

— А последней, а последней,

Знаем мы, как дважды два,

Одевается, конечно,

На прогулку — голова!

Н. Голикова* * *

Кто проснулся рано? —

Петушок,

Поднял кверху красный гребешок,

Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!

Кто еще лежит там на боку?»

С. Прокофьева

Картошка

Нет ничего вкусней картошки в мире!

Поджаренной, печеной в кожуре,

Свареной по-военному — в мундире,

А просто по-домашнему — пюре!

И. Гамазкова

Ай да суп!

Глубоко — не мелко, корабли в тарелках:

Луку головка, красная морковка,

Петрушка, картошка и крупки немножко.

Вот кораблик плывет, заплывает прямо в рот!

И. Токмакова

Колючая вода

Любит ежонок вишневый компот

И молоко с удовольствием пьет.

А газировку не пьет никогда —

Очень колючая эта вода!

П. Синявский

Колыбельная братику

В колыбельке не спеша я качаю малыша.

Я качаю и пою: «Баю-баюшки баю!»

Эта песенка моя про него и про меня

И про нашу всю семью: «Баю-баюшки баю!»

Я качаю целый час, не сомкнул братишка глаз —

Песню слушает мою: «Баю-баюшки баю!»

Он совсем не хочет спать, ни к чему его качать!

Я и петь перестаю: «Баю-баюшки баю!» Все!

Г. Ладонщиков

* * *

Баиньки,баиньки,

Прибежали заиньки,

Сели на скамейку,

Попросили лейку.

Поливали огород,

Где капуста растет.

И. Токмакова

Баю-бай! Васик-бай!

Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи!

Ты, медведь, не рычи...

Все должны теперь молчать,

Васик хочет спать.

Саша Черный

Поиграем

На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!

И. Токмакова

Портнихи

Сшили юбочку матрешке,

Сарафан цветастый — кошке,

Джинсы — аистенку,

Трусики — слоненку.

Если мама даст нам ситца,

Будет модной и лисица.

И. Мельнтук

Увлечение

С утра, как только я встаю,

Тихонько что-нибудь пою.

Пою, когда в детсад иду,

Пою, играя в детсаду.

Сижу — пою, хожу — пою,

Пою, когда в углу стою.

Когда светло, когда темно,

Когда стучится дождь в окно.

Одно пока неясно мне:

А вот пою лия во сне?

И. Мельничук

Собачонка

Эта кроха собачонка

Не скулит, не лает звонко.

Угадали, в чем причина?

Так она из пластилина!

И. Мельничук

Рисунок

Рисовала я щегла,

Рисовала, как могла,

А теперь никак щегла

Я не смою со стекла.

И. Мельничук

У дорожки

Сыплю крошки из ладошки

У заснеженой дорожки.

На обед зову я птичек —

Непоседливых синичек.

Птички крошек поклюют,

Песню звонче запоют.

И. Мельничук

Тесто

С мамой тесто мы месили,

Мяли тесто что есть силы.

— Ух, — пыхтит в кастрюле тесто,

— Нет на мне живого места.

И. Мельничук

Зеленые цыплята

Разукрасила Аленка

Во дворе цыплят зеленкой.

Удивился меньший брат:

— Что, их крылышки болят?

И ответила Алена:

— Вот теперь в траве зеленой

Не заметит их ворона,

Не заметит и не схватит

— Хватит...

И. Мельничук

На лесной опушке

На лесной опушке белые березы,

Над лесной речушкой синие стрекозы.

Ветры отдыхают на лесной опушке,

И весь день играют

В прятки здесь кукушки.

И. Мельничук

Подаю надежды

Все люди заняты трудом,

Лишь солнышко встает:

Кто хлеб растит,

Кто строит дом,

Кто книгу создает.

А я пока хожу в детсад,

Рисую там, пою...

Мне мама с папой говорят:

«Надежды подаю».

И. Мельничук

Шарик

Разноцветный шарик мой

В небо рвется, как живой.

Шарик к солнышку стремится,

Чтобы с ним повеселиться.

И. Мельничук

Мама

Все на свете мама может,

Нет ее милей, дороже.

Я без мамы не могу.

Увижу маму — к ней бегу.

И. Мельничук

Приложение3

ЗАГАДКИ

Автор Н. Томилина,

Кто на утренней заре караулит во дворе,

Чтобы точно по звонку

Прокричать: «Ку-ка-ре-ку»? (Петух.)

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко,

Лапкой землю разрывает

И кудахчет: «Ко-ко-ко»? (Курица.)

Кто вытягивает шею,

Ожидая пирога,

И бежит к тебе скорее

И гогочет: «Га-га-га»? (Гусь.)

Кто весь день в пруду ныряет,

Ничего не говоря,

А на берег выплывает,

Громко крякая: «Кря-кря»? (Утка.)

Кто на гнездышке в сарае

До утра спокойно спит,

А на завтрак прибегает

С громким криком: «Пи-пи-пи»? (Цыпленок.)

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав»? (Собака.)

Кто на завтрак ждет сметану

И не хочет пить какао,

Любит бегать по дивану

И мурлыкать: «Мяу-мяу»? (Кошка.)

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая: «Хрю-хрю»? (Свинья.)

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего

Ржет негромко: «И-го-го»? (Лошадь.)

Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»? (Коза.)

Кто вперед идти не хочет,

Упираясь, что есть мочи,

И на все мои слова

Отвечает мне: «И-а»? (Ослик.)

Кто в сарае с громким хрустом

Ест морковку и капусту

И всегда почти молчит,

Потому что рот набит? (Кролик.)

Автор П. Синявский

Он го-го-гочет над рекой.

Уга-гадайте, кто такой? (Гусь.)

Не рычит, не рявкает,

Но уже тя-тявкает. (Щенок.)

У него кря-крясный носик,

Он ныряет, как матросик.

Он такой же, как отец —

Кря-крясавец и храбрец. (Утенок.)

Возле строгой мамы-квочки

Скачут дочки и сыночки —

Тоненько попискивают,

Червячков отыскивают.

Пи-пи-пи!.. (Цыплята.)

Он маленький, он белый,

И очень сме-ме-ме-лый. (Козленок.)

Толстячок с пятачком

Хрю-хрюстит кабачком. (Поросенок.)

Свернулся крошечным клубком,

Заснул и сладко щурится.

И если сон не с молоком —

Сердито хму-мур-мурится. (Котенок.)

И-го-го,

И-го-го, и-го-гошеньки!..

Наскакались, набегались ноженьки...

А еще нужно тех покатать —

Кто загадку сумел отгадать. (Лошадка.)

Красная капелька в черную точку

К солнышку в гости ползет по листочку. (Божья коровка.)

Колеса, звонок,

Крутилки для ног.

Быстрей покручу,

Быстрей покачу. (Велосипед.)

Приложение 4

СЦЕНАРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Поезд

Задачи:

— побуждать детей высказываться в диалоге со взрослыми на темы из личного опыта;

— активизировать в речи слова, обозначающие детали предметов;

— формировать умение соотносить глаголы с выразительны­ми движениями (поплясать, попрыгать, похлопать, потопать);

— развивать речевое внимание и речевое дыхание. Материалы: паровоз (заводная игрушка), матрешки (большая и

маленькая).

* * *

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей