Главная страница

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.. Удк 373 ббк 74. 102 Р83


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Р83
АнкорРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.doc
Дата07.10.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.
ТипДокументы
#27140
страница14 из 14
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Бутончик

Кончики пальцев собираем в горстку, а затем ладошка раскрыва­ется — «цветок раскрылся навстречу солнцу».

Коза рога гая,.

Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на со­гнутых безымянном и среднем. Чередующимися движениями вверх-вниз приближаем руку к ребенку.

Приложение 6

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ВЫСОТЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА

Звук [м]

Произнести звук [м]. Кратко, при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Поставь ударение

Произнести слоги и сочетание слогов с перемещением ударения:

ма-ма, на-на;

ма-мо, на-но;

ма-му, на-ну;

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана.

Смешинка

Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и послышались звуки: ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе, а нажав на «хохотальную точку» на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно пе­ред вами самый веселый клоун.

Гудок парохода

Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на одну-две секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком [у].

Стрельба

Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести: к-г-к (укрепля­ются мышцы полости глотки). Повторить 4—5 раз.

Упрямый ослик

Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. «Погонщики» уго­варивают «осликов», но те начинают кричать: «Й-а, й-а».

«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается «погонщик» к «ослику». «Ослик», получив желаемое, пре­кращает кричать. (Звук [й] укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.) По­вторить 4—5 раз.

Трактор

Воспроизвести звук мотора трактора. Энергично произносить д-т-д-т, меняя громкость и длительность. (Произнесение этих зву­ков укрепляет мышцы языка.) Повторить 4—5 раз.

Семейка

Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидают ужина. Всем по ложечке досталось — Ни крупинки не осталось! Для развития высоты голоса читайте первую фразу приведенно­го выше отрывка на самой низкой для вас ноте, вторую строчку — выше по тону, третью — еще выше, и так до самой высокой для вас ноты. Потом начинаете читать по гамме обратно. Дыхание берите перед каждой фразой. Пользуйтесь магнитофоном для коррекции произношения и высоты голоса.

Гуси летят

Гуси высоко летят, на детей они глядят.

И.п. — о.с; руки поднять в стороны — вдохнуть; руки опус­тить вниз, произнося: г-у-у, — выдохнуть.

Приложение 7

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Методические рекомендации к проведению

♦ Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться ды­шать гарсонично (полным дыханием).

♦ Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата (произнесе­ние отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соот­ветствующими движениями).

♦ Во время выполнения нужно следить не только за тем, что­бы дети не поднимали плечи, но и не «перебирали дыхание».

♦ Младшие дошкольники выполняют упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с пестепенным усложнением.

♦ С целью систематического использования дыхательных уп­ражнений рекомендуется их включать в утреннюю гимнастику, физкультминутки и физкультурные занятия.

Упражнения на укрепление мышц дыхательной системы

Воздушный шар

Этот шарик так хорош, Лучше просто не найдешь! Мы его надуем крепко, Будь большой на радость деткам!

Затем взрослый дает детям возможность немного поиграть с на­стоящим воздушным шариком. Упражнение повторяется 3—4 раза.

Ветер

(очистительное полное дыхание)

Задача: осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И.п.: стоя или сидя (лежа). Туловище расслаблено. Сделать пол­ный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный выдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 2—3 с.

3. Сквозь сжатые зубы с силой выдохнуть воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вен­тилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость, поэтому рекомендуется проводить его после фи­зической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Задача: осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3—4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук [с], выдыхая воз­дух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала напра­вить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая — на плечо. Повторить 3—4 раза.

Ёжик

И.п.: стоя. г

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом сделать вдох носом: короткий, шумный с на­пряжением всех мышц носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4—8 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо, влево при­ближать как можно больше к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжени­ем мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4—5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы но­соглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3—5 раз.

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед вниз, при каждом пружинистом на­клоне делать прерывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный. Повторить 3—6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны впе­ред-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад — поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3—5 раз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Основные требования при проведении физкультминуток

Упражнения должны:

— включать движения, воздействующие на крупные группы мышц;

— быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

— улучшать деятельность всех органов и систем;

— быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Комплекс физкультминутки должен состоять из 2—4 упражне­ний: для рук и плечевого пояса в виде потягивания (выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки); руки в стороны или вверх; к плечам, перед собой; для туловища — наклоны, повороты; для ног — приседание, подскоки и бег на месте.

Насос

Приложение 8

Комплекс упражнений

Лебеди летят — Крыльями машут. Прогнулись над водой —

Плавные движения руками с большой амплитудой. Наклоны вперед. Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться — Очень бесшумно на воду садятся.

Приседания.

Конь меня в дорогу ждет — Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой — Пышной, сказочно красивой Быстро на седло вскачу —

Не поеду — полечу. Цок-цок-цок-цок — Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так, И из речки воду пили. А потом они плясали, Выше лапки поднимали, Вот так, вот так Выше лапки поднимали.

Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели. Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. Эй, лошадки, все за мной, Поспешим на водопой!

Руки за спиной сцеплены в замок.

Покачивания головой.

Поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Подскоки на месте, руки согнуты в локтях перед собой.

Машут рукой.

Круговые движения головой поочередно в разные стороны.

Наклоны в стороны, руки вперед.

Ходьба на внешней стороне стопы, наклоны вперед.

Подскоки на месте, руки вверх.

Энергичные движения плечами.

Приседания.

Прыжки на месте.

Руки впереди, пружинистые движения ног. Вот река, широка и глубока, Плавное разведение рук в стороны, А водица вкусна! Пейте! наклоны вперед. Хороша водица,

Постучим копытцем! Притопывание ногой.

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали домой. Прыжки на месте.

Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!

* * *

Этот комплекс упражнений можно разбить на несколько этапов по усмотрению воспитателя.

Раз — присядка, два — прыжок, И опять присядка, А потом опять прыжок — Заячья зарядка!

Птичка скачет, славно скачет, Птичка крылышками машет И взлетает без оглядки — Это птичкина зарядка! А щенята, как проснутся, Очень любят подтянуться, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут! А котята спинки выгнут И неслышно с места прыгнут, Перед тем, как прогуляться, Начинают умываться. Ну а мишка косолапый, Широко разводит лапы, То одну, то обе вместе^ Долго топчется на месте. А когда зарядки мало, Начинаем все сначала! Белки скачут очень быстро, Машут хвостиком пушистым, Целый час играют в прятки — Это беличья зарядка.

Земляника

А в лесу растет, гляди-ка, Сладенькая земляника.

Чтобы ягоду сорвать, Приседание и сбор разбросанных по

Надо ниже приседать. полу «ягод».

Нагулялся я в лесу, Перенос наполненных корзинок,

Корзинку с ягодой несу. пакетов, ведер. Белка

Белка прыгает по ветке.

Прыг да скок, прыг да скок! Прыжки на месте. Забирается нередко Высоко, высоко!

Березка

Во дворе растет береза,

Протянула ветки к солнцу. Поднимание рук вверх, потягивание и

опускание рук.

Приложение 9

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Палочка-выручалочка

Задача: развивать координацию движений, умение действовать по сигналу ведущего.

* * *

С помощью считалки выбирается водящий.

Я куплю себе дуду И на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты — води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длина 50—60 см, диаметр 2—3 см).

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палоч­ка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из игра­ющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя иг­рока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.

Игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалоч­ки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» — и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Во­дящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спря­таться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоятьвозле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного ме­ста укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих детей незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке й со словами: «Палочка-выручалочка, вы­ручи ... (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.

Пчелки и ласточка

Задачи:

— развивать умение изображать пчелок и ласточек, двигаться в соответствии с текстом;

— строго соблюдать правила игры.

Играющие — «пчелы» — «летают» по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окон­чании ее «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойман­ный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Волк

Задачи:

— совершенствовать координацию движений;

— развивать наблюдательность, внимание, дружеские взаимо­отношения.

* * *

Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес по­гулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплете, а то мне спать бу­дет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забы­вают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку — Грязи на лопате!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волке игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по ва площадке.

Стадо

Задачи: совершенствовать координацию движений. Развивать н блюдательность, внимание, дружеские взаимоотношения.

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овц, Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных конц; площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиг лют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом, на прс тивоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волке защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращатьс в тот дом, из которого они вышли. Волк не ловит овец, а тольк дотрагивается до них рукой. Пастух может только заслонять ове от волка, но не должен задерживать его руками.

Курочки

Задачи:

— развивать координацию движений во время бега, умени< перепрыгивать через препятствие;

— объяснить значение слова «насест».

* * *

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйкаХозяйка. Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? Петушок. А какая она у тебя? Хозяйка. Рябенькая, а хвостик черненький. Петушок. Нет, не видел.

Хозяйка (хлопает в ладоши и кричит). Кыш-ш-ш! Кыш-ш-ш!

Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила игры. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сде­лать как можно дальше друг от друга. Для усложнения игры ку­рочки по дороге к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур), или перебегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (ска­мейку).

Лошадки

Задачи:

— развивать умение бежать рядом, согласовывать движения с товарищем;

— объяснить значение слов «кучер», «вожжи».

* * *

Все участники игры делятся на тройки. В каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут. Поворачивают направо, налево и т.д.

На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер от­пускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят сво­его кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила игры. Лошадки должны точно выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку. Самой трудной в этой игре явля­ется роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водяще­го выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройка собралась вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих детей все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Пирожок

Задача: развивать умение быстро бегать, соблюдать правила игры, обыгрывать различные роли.

Играющие встают друг за другом, держась за пояс, впереди соит булочник — он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит, покупатель.

Покупатель. Где мой пирожок?

Булочник. За печкой лежит.

Последний игрок — пирожок бежит и кричит: «Я бегу, бегу!»

С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вне идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.

Правила игры. Покупатель не должен стоять на одном месте. После слов «за печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.
Список использованной и рекомендуемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников. М., 2000.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольни­ков. М, 1992.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей млад­шего дошкольного возраста. М., 1991.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспи­танию дошкольников. М., 1981.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умствен­ных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. М., 2008.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе дет­ского сада. М, 1984.

Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. М., 2008.

Игнатова О.И. и др. Программа укрепления здоровья детей в коррек-ционных группах. М., 2008.

Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 3—4 лет. М., 2008.

Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Ярославль, 2001.

Комратова И.Г., Грибова Л.Ф, Социально-нравственное воспитание детей 3—4 лет. М, 2006.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986.

Лункина Е.Н. Растим малыша 3—4 лет. М., 2008.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.

Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошколь­ников. М., 2008.'

Новоселова СЛ. Дидактические игры и занятия с детьми раннего воз­раста. М, 1985.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2000.

Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возрас­та в детском саду. М., 2002.

Ушакова О. С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошколь­ного возраста. М., 2003.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983.

Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. Киев, 1989.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. СПб., 1999.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора.....................................................................•.....................

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГС ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................

Второй год жизни................................................................

Третий год жизни..................................................................

Четвертый год жизни............................................................

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.....................

Планирование работы......................................................................

Второй год жизни..................................................................

Третий год жизни..................................................................

Четвертый год жизни............................................................

Дидактические игры и упражнения...............................................

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Планирование работы......................................................................

Дидактические игры и упражнения...............................................

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.................................................................

Планирование работы......................................................................

Дидактические игры и упражнения...............................................

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ............................................................................

Планирование работы......................................................................

Дидактические игры и упражнения...............................................

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................

Приложение 1. Список произведений для чтения

и рассказывания..............................................................................

Приложение 2. Литературная страничка для малышей................

Приложение 3. Загадки...................................................................

Приложение 4. Сценарии развлечений..........................................124

Приложение 5. Пальчиковая гимнастика.......................................140

Упражнения на развитие мелкой моторики........................140

Упражнения за столом..........................................................141

Упражнения на умение соотносить движения с текстом ... 143

Приложение 6. Упражнения на развитие силы, высоты, тембра голоса...............................................................................................145

Приложение 7. Дыхательная гимнастика.......................................147

Методические рекомендации к проведению.......................147

Упражнения на укрепление мышц дыхательной

системы..................................................................................147

Приложение 8. Физкультминутки.................................................149

Основные требования при проведении

физкультминуток.................................................................149

Комплекс упражнений.........................................................149

Приложение 9. Народные игры.......................................................152

Список использованной и рекомендуемой литературы...............
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов
связь с админом