Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Удк 373 ббк 74. 102 Р83


НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Р83
АнкорРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.doc
Дата07.10.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности.
ТипДокументы
#27140
страница2 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Четвертый год жизни

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в раз­витии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, устанавли­вать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в об­щем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуаль­ные различия: одни к 3 годам достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициа­тива общения исходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынужда­ет малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разно­образными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеют свое название, т.е. обозначается словом. Чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, прочнее устанавливается связь между предметами, действиями, качествами предметов и словами, их обозначающими.

Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет приблизи­тельно 1500—2000 слов, разнообразнее он становится и в качествен­ном отношении. Кроме существительных и глаголов в речи все чаще встречаются местоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (хо­лодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные место­имения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь еще в самостоятельной речи ребе­нок не пользуется такими собирательными существительными, как «одежда», «овощи», «фрукты», «мебель». Он лишь перечисляет конк­ретные предметы, вещи. Но иногда, не зная названия предмета, ребе­нок употребляет обобщающие слова: «дерево», «цветок».

Активный словарный запас, которым ребенок располагает на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окру­жающими. Но нередко ребенок испытывает трудности из-за недо­статочности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, событие, участником которо­го он был. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе усвоения новых слов ребенок не просто запоминает их, но начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается устано­вить более тесную связь между предметом и словом, его обозначаю­щим, по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, отсутствующие в родном языке (лопат­кой копают, значит она копатка, а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее ов­ладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и бо­лее слов. В его речи преобладают простые распространенные предло­жения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появля­ются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребен­ку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматичес­кие ошибки:

— неправильно согласуют слова, особенно существительные сред­него рода с прилагательными;

— неверно употребляют падежные окончания (мама «окны» моет);

— при образовании родительного падежа существительных мно­жественного числа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка — ручков);

— ошибки в употреблении несклоняемых имен существитель­ных;

— неправильное изменение по лицам даже часто употребляе­мых глаголов.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и по­нятно для окружающих рассказать о событиях, свидетелем которых он был, пересказать произведение. Его речь все еще носит ситуатив­ный характер. Понять содержание рассказа ребенка без дополни­тельных вопросов не всегда можно. Ребенок лишь называет предме­ты, действия, изображенные на картине.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артику­ляционного аппарата: становятся более координированными движе­ния мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усво­ения звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляются звук [ц] и звуки позднего онтогенеза [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р], но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответ­ствующими твердыми свистящими.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких со­гласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, перестав­ляют их. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки на одном выдохе в течение 3—4 с и более.

В этом возрасте ребенок не всегда еще может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо пере­нимают интонацию и передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что ма­лыш не может еще правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении у других, но еще не может осознать, в чем причина неправильного оформления слов. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Второй год жизни

Цель: стимулировать развитие речи.

Понимание речи

Задачи

♦ Закреплять понимание слов, обозначающих людей, живот­ных, некоторые растения, предметы и их свойства. Расширять за­пас слов, обозначающих действия человека и животных, а также действия, связанные с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать и т.д.), физического состояния (холодно, жарко, мокро и т.д.), помощи, сочувствия (например, в игровой ситуации: «Зайка заболел, пожалей его, помоги ему» и т.п.).

♦ Учить понимать слова, обозначающие размеры предметов, их цвет, свойства и качества, воспринимаемые зрением, осязанием, слу­хом, содержащие оценку (хорошо, плохо), а также наречия, характери­зующие доступные ребенку пространственные (здесь, там), времен­ные (сейчас, потом) и количественные (один, много) отношения.

Формировать понимание выражений, передаваемых с помо­щью предлогов в, на, умение правильно совершать действия, со­ответствующие их содержанию (например: «Таня, положи куби­ки на полочку, а шарики в ведерко»).

♦ Учить понимать просьбу взрослого и выполнять поручения, состоящие из двух-трех взаимосвязанных действий.

♦ Учить находить предметы, игрушки по словесному указа­нию в ситуации усложненного выбора: сходные по форме (на­пример, кубик и кирпичик, мячик и шарик, машина и тележка и т.п.), а также обозначаемые словами, близкими по звучанию (на­пример, чашка и чайник, стол и стул, шапка и шарф и т.п.).

♦ Обобщать сходные предметы по наиболее существенным при­знакам. Учить понимать содержание инсценировок с куклой, отра­жающих не только 1—2 действия, но и эпизоды, состоящие из цепи событий, в которых одно логически вытекает из другого (например, кукла Катя готовится к приему и принимает гостей; зайка заболел и его посещает доктор и т.п.). Для инсценировок использовать бо­лее широкий ассортимент кукольной одежды, мебели, посуды.

♦ Учить понимать простейшие причинно-следственные отно­шения при рассматривании несложных предметных картинок (кукла в ванне, мальчик играет на дудочке и т.д.).

♦ Учить детей (от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.) понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, а затем (от 1 года 10 мес. до 2 лет) — короткий рассказ без показа картинки о собы­тиях, знакомых ребенку.

♦ Знакомить детей с 2—3 отличительными особенностями, ус­ловными голосами птиц и других животных, за которыми прово­дилось организованное наблюдение (цыплята, птичка в клетке, кошка, щенок и т.д.). Учить узнавать их на несложных сюжетных картинках (кошка играет с мячом, петушок пьет воду и т.д.).

♦ Закреплять и воспитывать интерес к труду взрослых, жела­ние включаться в совместную деятельность при целевых показах (стирка платья, глажение платья, починка игрушек и т.д.). Расши­рять запас понимаемых слов, обозначающих трудовые действия, выполняемые взрослыми (мыть посуду, пол, игрушки; подмести дорожку и т.д.).

♦ Читать произведения художественной литературы, в кото­рых описываются знакомые детям животные, бытовые и игро­вые ситуации, отражающие яркие впечатления праздника.

♦ Развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, сопровождающихся показом соответствующих картинок, игрушек и действий.

Активная речь

Задачи

♦ Поощрять замену ребенком звукоподражательных слов об­щеупотребительными (например, вместо «ляля» — кукла, вместо «ав-ав» — собачка и т.д.). Продолжать развивать способность воспроизводить по подражанию не только звуки речи, слова, но и фразы, произносимые взрослыми.

♦ Сочетать активную речь с практическим умением исполь­зовать предметы мебели, посуды, одежды по назначению. Учить узнавать в игрушке и на картинке, в соответствии с особеннос­тями одежды и внешнего вида, людей различного пола, возраста (мальчик, девочка, тетя, дядя, бабушка, дедушка), называть их. Продолжать развивать умение не только обобщать предметы по наиболее существенным признакам, но и называть их (куклы, мячи, машины и т.д.).

♦ Познакомить с видами транспорта (автобус, машина, поезд), учить находить их на картинках.

♦ Побуждать детей узнавать на картинках, в игрушках и на­зывать некоторых домашних животных (корова, лошадь, курица, цыплята и др.). Учить понимать сценки, изображающие животных и отношения человека к ним. В процессе показа побуждать детей к высказываниям. При рассматривании называть наиболее характерные особенности животных, их отличительные признаки (у животных есть глаза, уши, лапы или ноги, хвост и т.д.).

Учить произносить слова, имеющиеся в пассивном словаре детей (окружающие предметы, их свойства, явления, действия и т.д.), пользоваться некоторыми местоимениями (я, ты, мы, мне), на­речиями (там, туда), прилагательными и предлогами (в, на). Под­водить к использованию в р^чи форм множественного числа па­дежей существительных и глаголов повелительного наклонения.

♦ Учить правильно строить предложения в соответствии с грам­матическими особенностями русского языка. Побуждать детей обо­значать предметы и действия с ними словами и двухсложными предложениями. Учить пользоваться предложениями, состоящими из 3—4 слов, употребляя прилагательные и местоимения.

♦ К концу второго года жизни научить детей слушать и эмоци­онально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, расска­зы, в которых описываются поступки людей и животных, доступ­ные пониманию детей явления природы: снег, дождь, гроза и т.д.

♦ В процессе чтения и рассказывания вызывать у детей сопере­живание героям произведений, поощрять проявление сочувствия, же­лания высказаться. Научить рассматривать и комментировать ил­люстрации в книгах.

♦ Учить детей отчетливо произносить гласные звуки [а], [у], [и], [о] и доступные в артикуляционном отношении согласные

[Ml, [б], [П], [Т], [Д], [Н].

Третий год Жизни

Цель: развивать речь, используя звукоподражательные слова, уп­ражнять детей в их произнесении с разной громкостью и скоростью, в правильном произнесении гласных и согласных [м], [н], [п], [б], [т], [Д], М, [г], [в], [ф].

Задачи

♦ Учить производить выдох через рот плавно и протяжно. Сле­дить, чтобы дети говорили внятно, не торопясь, достаточно громко.

♦ Подготавливать к овладению интонацией вопроса, воскли­цания.

♦ Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к пра­вильному произношению шипящих звуков. Формировать четкое произношение слов, умение вслушиваться в их звучание, слы­шать отдельные звуки в словах. Развивать слуховое восприятие.

♦ Обеспечить развивающую среду (игрушки, пособия, книги, картинки, предметы быта и пр.) и развивающую деятельность (занятия и игры).

♦ Воспитывать культуру поведения, давая образцы, достойные подражания, в общении с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми (здороваться, прощаться, благодарить и т.п.).

♦ Развивать речь, давая правильный образец произношений слов и повторения фразы из 3—5 слов. Переводить сенсорную информацию в речевой план, побуждая к диалогу.

♦ Развивать интеллект ребенка, раскрывая доступные его по­ниманию причинно-следственные связи в социальном окруже­нии.

♦ Развивать наглядно-действенное мышление на занятиях с дидактическими игрушками.

♦ Эмоционально обогащать малыша новыми впечатлениями, ' ориентируясь на его «зону ближайшего развития».
Четвертый год Жизни

Цель:развивать речь, развивать артикуляционный аппарат и го­товить его к правильному произношению шипящих звуков.

Задачи

♦ Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, согласные: [м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [з], ,

[Ц].

♦ Формировать четкое произношение слов, умение вслуши- I ваться в их звучание, слышать отдельные звуки в словах. Разви­вать слуховое восприятие.

♦ Учить отвечать на занятии и в повседневном общении дос­таточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонаци­ей, протяжно и плавно произносить выдох через нос.

♦ Способствовать развитию сюжетно-отобразительной (по- '* вторение за взрослым) игры, обогащая жизнь ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим.

♦ Учить использовать в речи сложно-сочиненные и сложно­подчиненные предложения, правильно выделяя причины и след­ствия событий.

♦ Формировать умение пересказывать с опорой на картинки хорошо знакомые сказки и истории.

Виды деятельности на неделю


День недели

Утро

Прогулка

2-я половина дня

1

2

3

4

Первая младшая группа

Понедельник

Развивающая игра «Каблучок»

Задачи:

— развивать взаимодействие между ребенком и взрослым, слуховое внимание, зрительное сосредоточе­ние;

— стимулировать положительные эмоции;

— развивать память, мышцы ног. Чок, чок, каблучок!

Чок, чок, каблучок!

Поплясали — на бочок!

Чтение стихотворения «т^авка-

муравка»

Задачи:

— привлекать внимание ребенка к тексту, устанавливать эмоциональ­ный контакт со взрослым;

— познакомить с малыми фольк­лорными формами, прививать инте­рес к художественному слову.

Наблюдение за собачкой

Задачи:

— стимулировать речевое разви­тие, упражнять в звукоподражании, развивать слуховое и зрительное сосредоточение;

— поощрять замену ребенком зву­коподражательных слов общеупо­требительными («ав-ав» — собач­ка).

К нам пришла собачка, Умная собачка. С детками играет, Очень громко лает! Ав! Ав! Ав! Ав! Пальчиковая игра «Шалун» (развитие мелкой моторики) Задачи:

— учить чертить пальцем круг по ладошке;

— загибать пальцы соответственно тексту.

Чтение потешки «Динь-динь-дон!»

Задачи:

— способствовать развитию сюжетно-отобразительной (повторение за взрослым) игры, обогащая жизнь ре­бенка яркими впечатлениями при оз­накомлении с окружающим;

— формировать ориентировочную реакцию на звук.

Динь-дйнь, динь-динь-дон! Всюду слышен перезвон. Погремушечка, играй, Нашу детку забавляй! Ну-ну! Не звени, Тише, тише, отдохни. Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай! Динь-динь, динь-динь-дон! Светит солнце ярко, Погремушечка, играй, Нашу детку забавляй! Нет, нет, не звенит,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей