Четвертый год жизни
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни к 3 годам достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждает малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеют свое название, т.е. обозначается словом. Чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, прочнее устанавливается связь между предметами, действиями, качествами предметов и словами, их обозначающими.
Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет приблизительно 1500—2000 слов, разнообразнее он становится и в качественном отношении. Кроме существительных и глаголов в речи все чаще встречаются местоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь еще в самостоятельной речи ребенок не пользуется такими собирательными существительными, как «одежда», «овощи», «фрукты», «мебель». Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи. Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «дерево», «цветок».
Активный словарный запас, которым ребенок располагает на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко ребенок испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, событие, участником которого он был. Здесь малыш часто допускает неточности.
В процессе усвоения новых слов ребенок не просто запоминает их, но начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, отсутствующие в родном языке (лопаткой копают, значит она копатка, а не лопатка).
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки:
— неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными;
— неверно употребляют падежные окончания (мама «окны» моет);
— при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка — ручков);
— ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных;
— неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих рассказать о событиях, свидетелем которых он был, пересказать произведение. Его речь все еще носит ситуативный характер. Понять содержание рассказа ребенка без дополнительных вопросов не всегда можно. Ребенок лишь называет предметы, действия, изображенные на картине.
На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.
Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляются звук [ц] и звуки позднего онтогенеза [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р], но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими.
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки на одном выдохе в течение 3—4 с и более.
В этом возрасте ребенок не всегда еще может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и передают ее, подражая речи взрослых.
Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что малыш не может еще правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении у других, но еще не может осознать, в чем причина неправильного оформления слов. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Второй год жизни
Цель: стимулировать развитие речи.
Понимание речи
Задачи
♦ Закреплять понимание слов, обозначающих людей, животных, некоторые растения, предметы и их свойства. Расширять запас слов, обозначающих действия человека и животных, а также действия, связанные с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать и т.д.), физического состояния (холодно, жарко, мокро и т.д.), помощи, сочувствия (например, в игровой ситуации: «Зайка заболел, пожалей его, помоги ему» и т.п.).
♦ Учить понимать слова, обозначающие размеры предметов, их цвет, свойства и качества, воспринимаемые зрением, осязанием, слухом, содержащие оценку (хорошо, плохо), а также наречия, характеризующие доступные ребенку пространственные (здесь, там), временные (сейчас, потом) и количественные (один, много) отношения.
♦ Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов в, на, умение правильно совершать действия, соответствующие их содержанию (например: «Таня, положи кубики на полочку, а шарики в ведерко»).
♦ Учить понимать просьбу взрослого и выполнять поручения, состоящие из двух-трех взаимосвязанных действий.
♦ Учить находить предметы, игрушки по словесному указанию в ситуации усложненного выбора: сходные по форме (например, кубик и кирпичик, мячик и шарик, машина и тележка и т.п.), а также обозначаемые словами, близкими по звучанию (например, чашка и чайник, стол и стул, шапка и шарф и т.п.).
♦ Обобщать сходные предметы по наиболее существенным признакам. Учить понимать содержание инсценировок с куклой, отражающих не только 1—2 действия, но и эпизоды, состоящие из цепи событий, в которых одно логически вытекает из другого (например, кукла Катя готовится к приему и принимает гостей; зайка заболел и его посещает доктор и т.п.). Для инсценировок использовать более широкий ассортимент кукольной одежды, мебели, посуды.
♦ Учить понимать простейшие причинно-следственные отношения при рассматривании несложных предметных картинок (кукла в ванне, мальчик играет на дудочке и т.д.).
♦ Учить детей (от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.) понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, а затем (от 1 года 10 мес. до 2 лет) — короткий рассказ без показа картинки о событиях, знакомых ребенку.
♦ Знакомить детей с 2—3 отличительными особенностями, условными голосами птиц и других животных, за которыми проводилось организованное наблюдение (цыплята, птичка в клетке, кошка, щенок и т.д.). Учить узнавать их на несложных сюжетных картинках (кошка играет с мячом, петушок пьет воду и т.д.).
♦ Закреплять и воспитывать интерес к труду взрослых, желание включаться в совместную деятельность при целевых показах (стирка платья, глажение платья, починка игрушек и т.д.). Расширять запас понимаемых слов, обозначающих трудовые действия, выполняемые взрослыми (мыть посуду, пол, игрушки; подмести дорожку и т.д.).
♦ Читать произведения художественной литературы, в которых описываются знакомые детям животные, бытовые и игровые ситуации, отражающие яркие впечатления праздника.
♦ Развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, сопровождающихся показом соответствующих картинок, игрушек и действий.
Активная речь
Задачи
♦ Поощрять замену ребенком звукоподражательных слов общеупотребительными (например, вместо «ляля» — кукла, вместо «ав-ав» — собачка и т.д.). Продолжать развивать способность воспроизводить по подражанию не только звуки речи, слова, но и фразы, произносимые взрослыми.
♦ Сочетать активную речь с практическим умением использовать предметы мебели, посуды, одежды по назначению. Учить узнавать в игрушке и на картинке, в соответствии с особенностями одежды и внешнего вида, людей различного пола, возраста (мальчик, девочка, тетя, дядя, бабушка, дедушка), называть их. Продолжать развивать умение не только обобщать предметы по наиболее существенным признакам, но и называть их (куклы, мячи, машины и т.д.).
♦ Познакомить с видами транспорта (автобус, машина, поезд), учить находить их на картинках.
♦ Побуждать детей узнавать на картинках, в игрушках и называть некоторых домашних животных (корова, лошадь, курица, цыплята и др.). Учить понимать сценки, изображающие животных и отношения человека к ним. В процессе показа побуждать детей к высказываниям. При рассматривании называть наиболее характерные особенности животных, их отличительные признаки (у животных есть глаза, уши, лапы или ноги, хвост и т.д.).
♦ Учить произносить слова, имеющиеся в пассивном словаре детей (окружающие предметы, их свойства, явления, действия и т.д.), пользоваться некоторыми местоимениями (я, ты, мы, мне), наречиями (там, туда), прилагательными и предлогами (в, на). Подводить к использованию в р^чи форм множественного числа падежей существительных и глаголов повелительного наклонения.
♦ Учить правильно строить предложения в соответствии с грамматическими особенностями русского языка. Побуждать детей обозначать предметы и действия с ними словами и двухсложными предложениями. Учить пользоваться предложениями, состоящими из 3—4 слов, употребляя прилагательные и местоимения.
♦ К концу второго года жизни научить детей слушать и эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных, доступные пониманию детей явления природы: снег, дождь, гроза и т.д.
♦ В процессе чтения и рассказывания вызывать у детей сопереживание героям произведений, поощрять проявление сочувствия, желания высказаться. Научить рассматривать и комментировать иллюстрации в книгах.
♦ Учить детей отчетливо произносить гласные звуки [а], [у], [и], [о] и доступные в артикуляционном отношении согласные
[Ml, [б], [П], [Т], [Д], [Н].
Третий год Жизни
Цель: развивать речь, используя звукоподражательные слова, упражнять детей в их произнесении с разной громкостью и скоростью, в правильном произнесении гласных и согласных [м], [н], [п], [б], [т], [Д], М, [г], [в], [ф].
Задачи
♦ Учить производить выдох через рот плавно и протяжно. Следить, чтобы дети говорили внятно, не торопясь, достаточно громко.
♦ Подготавливать к овладению интонацией вопроса, восклицания.
♦ Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков. Формировать четкое произношение слов, умение вслушиваться в их звучание, слышать отдельные звуки в словах. Развивать слуховое восприятие.
♦ Обеспечить развивающую среду (игрушки, пособия, книги, картинки, предметы быта и пр.) и развивающую деятельность (занятия и игры).
♦ Воспитывать культуру поведения, давая образцы, достойные подражания, в общении с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми (здороваться, прощаться, благодарить и т.п.).
♦ Развивать речь, давая правильный образец произношений слов и повторения фразы из 3—5 слов. Переводить сенсорную информацию в речевой план, побуждая к диалогу.
♦ Развивать интеллект ребенка, раскрывая доступные его пониманию причинно-следственные связи в социальном окружении.
♦ Развивать наглядно-действенное мышление на занятиях с дидактическими игрушками.
♦ Эмоционально обогащать малыша новыми впечатлениями, ' ориентируясь на его «зону ближайшего развития». Четвертый год Жизни
Цель:развивать речь, развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков.
Задачи
♦ Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, согласные: [м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [з], ,
[Ц].
♦ Формировать четкое произношение слов, умение вслуши- I ваться в их звучание, слышать отдельные звуки в словах. Развивать слуховое восприятие.
♦ Учить отвечать на занятии и в повседневном общении достаточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно произносить выдох через нос.
♦ Способствовать развитию сюжетно-отобразительной (по- '* вторение за взрослым) игры, обогащая жизнь ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим.
♦ Учить использовать в речи сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно выделяя причины и следствия событий.
♦ Формировать умение пересказывать с опорой на картинки хорошо знакомые сказки и истории.
Виды деятельности на неделю
День недели
| Утро
| Прогулка
| 2-я половина дня
| 1
| 2
| 3
| 4
| Первая младшая группа
| Понедельник
| Развивающая игра «Каблучок»
Задачи:
— развивать взаимодействие между ребенком и взрослым, слуховое внимание, зрительное сосредоточение;
— стимулировать положительные эмоции;
— развивать память, мышцы ног. Чок, чок, каблучок!
Чок, чок, каблучок!
Поплясали — на бочок!
Чтение стихотворения «т^авка-
муравка»
Задачи:
— привлекать внимание ребенка к тексту, устанавливать эмоциональный контакт со взрослым;
— познакомить с малыми фольклорными формами, прививать интерес к художественному слову.
| Наблюдение за собачкой
Задачи:
— стимулировать речевое развитие, упражнять в звукоподражании, развивать слуховое и зрительное сосредоточение;
— поощрять замену ребенком звукоподражательных слов общеупотребительными («ав-ав» — собачка).
К нам пришла собачка, Умная собачка. С детками играет, Очень громко лает! Ав! Ав! Ав! Ав! Пальчиковая игра «Шалун» (развитие мелкой моторики) Задачи:
— учить чертить пальцем круг по ладошке;
— загибать пальцы соответственно тексту.
| Чтение потешки «Динь-динь-дон!»
Задачи:
— способствовать развитию сюжетно-отобразительной (повторение за взрослым) игры, обогащая жизнь ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим;
— формировать ориентировочную реакцию на звук.
Динь-дйнь, динь-динь-дон! Всюду слышен перезвон. Погремушечка, играй, Нашу детку забавляй! Ну-ну! Не звени, Тише, тише, отдохни. Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай! Динь-динь, динь-динь-дон! Светит солнце ярко, Погремушечка, играй, Нашу детку забавляй! Нет, нет, не звенит,
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |