Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Большая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г. Удк 373 ббк 74. 102 Т48


НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Т48
АнкорБольшая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г.pdf
Дата10.10.2017
Размер7.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshaya_kniga_zadaniy_i_uprazhneniy_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#28005
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
ИСТОРИЯ НАОБОРОТ_____________________________________________
Внимательно рассмотреть картины, на которых вся история представлена наоборот: от конца к началу. Определить правильный порядок картин, то есть, что было сначала, что по- том и что в самом конце.
Подробно, полно, связно рассказать историю о мальчике, который вместо рюкзачка пришёл в школу с мясной косточкой.
«НАДЁЖНЫЙ» ПОМОЩНИК
19

ЧЕТЫРЕ ФОТОГРАФИИ ___________________________________________
Рассмотреть 4 фотографии, на которых изображён один и тот же человек: маленькая девочка, школьница, студентка, учительница. Рассказать, как и почему девочка стала учительницей.
УЧИТЕЛЬНИЦА
20

21
УРОВЕНЬ
сложности
ЧТО ПРОПУЩЕНО? _______________________________________________
Внимательно рассмотреть две картины, на которых изображены начало и конец исто- рии. Придумать событие, которое должно быть изображено на второй (пропущенной) кар- тине. Рассказать всю историю целиком, объяснив, почему старушка так рассердилась на мальчика.
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА

НОВЫЙ ГЕРОЙ ___________________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины серии. Мысленно добавить ещё одного героя ис- тории, который помог бы остановить кота и спасти несчастную рыбку. Рассказать всю исто- рию, с участием собственного героя, целиком.
ПОПУГАЙ-СПАСАТЕЛЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ _____________________________________
Внимательно рассмотреть обе картины серии. Мысленно добавить предмет, который по- может мальчику достать свою шапку из глубокого снежного сугроба (это могут быть лыжи, удочка, снегокат, лист фанеры и пр.). Рассказать получившуюся историю целиком.
УЛЕТЕВШАЯ ШАПКА
22

ДРУГОЕ ВРЕМЯ ГОДА_____________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины серии. Представить, что их действие происходит летом. Мысленно убрать предметы, которые нельзя увидеть летом. Добавить предметы, ко- торые помогут девочке с куклой покататься на качелях. Рассказать получившуюся историю целиком.
НА КАЧЕЛЯХ
ЗАМЕНА ______________________________________________________ %
Внимательно рассмотреть две картины серии. Мысленно убрать на картине тот объект, который ты хочешь заменить (тележку с мороженым, продавщицу, скейт и пр.) Вообразить и добавить тот предмет, столкновение с которым будет для мальчика не таким болезненным
(куст, воздушный шар, кучу песка и пр.). Рассказать получившуюся историю целиком.
КИНОСЪЁМКА
23

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
ПОЛНЫЙ ПЕРЕСКАЗ______________________________________________
Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы.
Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.
ДВЕ УЛИТКИ
Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере- вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка.
А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»
Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя?

Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?

Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл?

Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток?

Что смешного в этом рассказе?
25

Л. Н. Толстой
ВОЛК И КОЗА
Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему к ней не подобрать- ся. Волк козе и говорит: «Иди, коза вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моем, а о своем корме печешься!»
Где паслась коза?
Мог ли волк к ней подобраться?

Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?

Как ты думаешь: внизу трава была действительно
слаще?

О каком корме для волка говорит коза?

Кто из зверей волк или коза является хищником?

Что могло бы случиться с козой, если б она
приблизилась к волку?

Могла бы коза стать кормом для волка?

О чьем корме заботился волк?
26

ЧУЖОЕ ЯБЛОКО
Мама дала Олежке красное яблоко. Мальчик увидел сбоку дырочку и удивился. Мама объяснила сыну: «Там живёт червячок, он всегда по- селяется в самых спелых яблоках. Положи, я тебе другое яблоко прине- су» . Олежка подумал, потом поднёс яблоко ко рту и крикнул в дырочку:
«Червячок, я твоё яблоко буду есть. Ладно?»
Чем мама угостила Олежку?
Каким оказалось яблоко?
Можно ли есть яблоки, в которых живёт червячок?
Что Олежка крикнул червяку?
Поймёт ли червячок слова Олежки?
Что смешного в этом рассказе?
27

Л. Н. Толстой
ЛЕВ И ЛИСИЦА
Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитро- стью. Лег в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, на- вещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Од- нажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спраши- вает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька.
Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру?» А Лиса посмотрела на доро- гу и сказала: «По следам вижу — входило к тебе много зверей, а не вы- ходил никто!»
Для чего Лев притворился больным?
Почему он не ходил на охоту?
Для чего Лев звал Лису в пещеру?
Как Лиса догадалась, что ее поджидает опасность?
Что особенного было в звериных следах?
Как узнать направление следа?
Удалось Льву обмануть Лису?
Кто из зверей оказался хитрее: Лев или Лиса?
28

ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ _________________________________________
Вспомнить известные сказки, при необходимости — попросить взрослых прочитать их.
Подробно рассказать только названные эпизоды.
Сказка «МАША И МЕДВЕДЬ»
Как Маша не давала Медведю заглянуть в короб.
Сказка «ТЕРЕМОК»

Как Медведь развалил Теремок.
Сказка «КОЛОБОК»

Как бабка делала Колобок.
Сказка «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»

Как Волк остался без хвоста.
Сказка «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Как Журавль угощал Лису.
29

ДВА РАССКАЗА В ОДНОМ _________________________________________
Прослушать два рассказа об Андрейке-неумейке. Объединить оба рассказа в одну исто- рию и подобрать для неё подходящее название.
КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Приближался Новогодний праздник. Все ребята детского сада вме- сте с родителями готовили карнавальные костюмы. Андрейка решил сам смастерить костюм Буратино. Намазал он щёки красными румяна- ми, потом нарезал картон и попробовал свернуть его в трубочку. А кар- тон-то разворачивается, трубочка не держится... «Перевяжу картон ре- зинкой, прикреплю к переносице, буду носорогом», — решил Андрей- ка. Взял резинку. Привязывал, привязывал, ничего не выходит. Рас- сердился мальчик, затопал ногами, закричал на всю комнату: «Надоел мне этот носорог! Приду в садик после праздника и скажу, что нарядил- ся в невидимку. Вот ребята меня и не заметили!»
30

АНДРЕЙКА НА ДАЧЕ
Однажды весной Андрейка и его родители отправились на дачу. Как только машина подъехала к участку, мама сразу же побежала в сад. Она торопилась высадить на клумбу рассаду цветов.
Мама аккуратно выкапывала и заливала водой ямки, а потом осто- рожно, бережно опускала в них рассаду. Дело двигалось медленно...
Андрейка долго смотрел на мамины труды, на тёмную, невыразитель- ную клумбу, маленькие слабые ростки и о чём-то размышлял.
Наконец, когда мама ненадолго отошла к машине, Андрейка побе- жал в дом и тут же появился около клумбы с букетом ярких искусствен- ных роз. Он с силой вонзал крепкие ножки цветов в землю и радостно повторял: «Вот теперь красота так красота!»
31

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО___________________________________________
Прослушать текст сначала целиком, а затем только названия действий для каждого пер- сонажа. Рассмотреть картинку.
При повторном чтении текста добавлять в него недостающие слова-действия. Затем са- мостоятельно пересказать историю, передавая основной смысл услышанного и употребляя точные слова и выражения.
ПРИМЕЧАНИЕ: при повторном чтении взрослый пропускает выделенные слова-дей-
ствия, а ребёнок называет их по памяти. Запоминание последовательности слов-дейст-
вий в тексте (глагольная цепочка) помогает ребёнку выстраивать внутренний план рас-
сказа и, следовательно, облегчает его составление.
По В. Бианки
ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ
Маша проснулась рано утром, вскочила с постели и как была боси- ком побежала в лес за ягодами. Она бежала, не глядя под ноги. Вдруг
Маша споткнулась и вскрикнула от боли: её босая нога наткнулась на какие-то колючки. Оказалось, что на тропинке сидел ёж. Он сейчас же
свернулся в клубок и зафыркал.
Маша уселась на бугорок и стала оттирать кровь с ноги. Вдруг видит, что на неё ползёт большая серая змея с чёрными зигзагами на спине — ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги онемели. А гадюка уже близко.
Вдруг ёжик развернулся и засеменил навстречу змее. Та вскинулась
всем телом и ударила ежа. Но, наткнувшись на колючки, змея стала
отползать. Храбрый ёж бросился к гадюке, схватил её позади головы и
наступил ей на спину. Тут Маша вскочила и стрелой помчалась домой.
Для Маши: вскочила, побежала, споткнулась, вскрикнула, на- ткнулась, уселась, помчалась, стала оттирать.
Для ежа: сидел, свернулся, развернулся, засеменил, бросился, схватил, наступил, зафыркал.
Для змеи: ползла, вскинулась, ударила, стала отползать.
32

НАРИСУЙ И РАССКАЖИ ___________________________________________
Прослушать две истории, нарисовать несколько рисунков к каждому тексту, затем ис- пользовать их в качестве плана пересказа.
ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ
На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки. Сначала прилетела стая серых
Воробьёв. Но скоро три крупные чёрные Вороны налетели на Воробьёв и прогнали их от корма. Наблюдавший за происходящим маленький Во- робышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал:
«Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»
33

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
Два брата, Стае и Кирилл, всё время ссорились. То игрушку не поде- лят, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся.
А как-то в воскресенье братья подрались. Подозвал их отец, протянул им несколько веток, связанных верёвкой, и попросил разломать. Ребя- та, как ни старались, выполнить просьбу не смогли. Тогда отец развязал ветки и велел переломить их поодиночке. Стае и Кирилл быстро разло- мали тонкие веточки. Говорит тогда отец: «Так-то и вы: если дружно, вместе жить будете, никто вас не одолеет. А если будете ссориться да всё врозь делать, каждый с вами легко справится».
34

СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ______________________________________________
Рассказать каждую историю как можно короче, отметив в рассказе только самое главное.
ЛЮБИТЕЛЬ ПТИЦ
Наступила зима. Она была снежной, холодной, суровой. Ребята из окрестных домов ненадолго выходили во двор и быстро возвращались в свои тёплые квартиры. Детям оставалось сидеть около окон и смотреть на улицу. Из окон и дети, и взрослые часто видели мальчика лет пяти, который каждый день подкармливал птиц. Этот малыш в любую пого- ду стоял с пакетиком посреди двора. Вокруг доброго мальчика собира- лось множество голубей и воробьев, ворон и сорок. Как-то несколько мальчишек-школьников решили построить во дворе горку. Они натас- кали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посредине двора возвышалась прекрасная, ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело. Несмотря на мороз, дети подолгу гуляли на улице. Они катались с горки на ледянках и фанерках, даже на картонках. Мальчика с паке- тиком несколько дней не было видно. Наконец он появился и стал сы- пать зёрна прямо около горки. Птицы сначала боялись, но потом осме- лели. Но первый спускавшийся с горки мальчик наехал ледянкой на зёрна и перевернулся. За ним упала ехавшая следом девочка. Дети за- кричали на любителя птиц, стали толкать его, отняли пакет с кормом.
Малыш заплакал. Он стоял около горки, вытирал варежкой слёзы и уп- рямо повторял: «Тихо, птиц распугаете!»
35

КРАСИВАЯ КОРМУШКА
Катя и Маша жили в маленькой деревне около церкви. Сразу за цер- ковью начинался большой луг, а за ним поле. Там девочки любили гу- лять больше всего. Как-то летом, в жаркий солнечный день, Катя и Ма- ша отправились на луг. Как приятно было бегать босиком по мягкой траве! Сначала подружки собрали букет из полевых цветов: васильков, ромашек, клевера. А потом, на краю поля, сорвали колосья пшеницы.
Нагулявшись, девочки сели в луговую траву и стали плести необыкно- венные венки. В них, кроме цветов, красовались пшеничные колосья.
Надев венки на голову, Маша и Катя негромко разговаривали. Вдруг видят, что над их головами кружится стайка воробьев. Птицы, громко чирикая, опустились совсем низко. Затем один из воробьев осмелел и на лету клюнул Машин венок. За ним другие птицы стали клевать необык- новенные венки. Катя поняла, в чём дело, и, засмеявшись, сказала Ма- ше: «Ну, хитрецы! Какую красивую кормушку себе нашли!»
36

В ЦИРКЕ
Маленькая Дашенька любила животных. В её доме жили собака
Джерри, кошка Дуся и попугай Петруша. Дашенька очень обрадова- лась, когда бабушка повела её в цирк — посмотреть на дрессированных зверей. В цирк девочка попала впервые. Ей понравилось всё: и гимна- сты, и жонглёры, и, конечно, фокусники. Даша испугалась, когда двое артистов залезли на тонкий канат высоко над манежем. Даша громко смеялась и хлопала в ладоши, глядя на забавных клоунов. После пере- рыва вокруг арены натянули высокую сетку. Недалеко от Даши встал мужчина в красивой форме. В руках он держал широкий шланг, похо- жий на пожарный. Такой же шланг Дашенька видела на даче у бабушки, когда тушили деревянный сарай. «Зачем в цирке пожарный?» — поду мала девочка. Наконец, на сцену вышел укротитель с хлыстом, а за ним из клетки выбежал огромный, гривастый лев. Красавец лев прыгнул на тумбу и, не отрываясь, смотрел на укротителя. Перед львом установили большой обруч, затянутый бумагой. И тут Даша поняла, для чего на представлении пожарный. Человек с хлыстом подошёл к высокому обручу и поджёг бумагу. Дашенька тут же вскочила, подбежала к пожарному и крикнула: «Скорей! Скорей! Тушите!» Все вокруг засмеялись, а Да- шенька никак не могла понять, что же тут смешного.
37

ПЕРЕСКАЗ ОТ ДРУГОГО ЛИЦА ______________________________
Прослушать историю, а затем рассказать её от имени собачки Долли.
ОПАСНОЕ ПЛАВАНИЕ
*
Летом Володя жил на даче около небольшой реки. У мальчика была любимая собака Долли. Володя и Долли каждый день ходили на реку.
Там мальчик бросал собаке палку, а малышка Долли смело прыгала в холодную воду и доставала палку с самой середины реки. Как-то Воло- дя бросил палку в реку. Долли прыгнула в воду и быстро поплыла по те- чению. Вдруг Володя заметил торчащую из воды трубку. Ясно, что че- рез неё дышал пловец, находящийся под водой. Трубка быстро двига- лась навстречу собаке. Володя закричал что было силы: «Долли! Долли!
Ко мне!» Но собака, увлечённая своим занятием, не слушалась хозяина!
Ещё немного, и игрунья Долли схватит трубку зубами. Тогда пловец мо- жет захлебнуться! Недолго думая Володя прыгнул в воду и быстро по- плыл к пловцу. Около трубки он нырнул, а затем вытащил из воды ис- пуганного мальчика. Так окончилось опасное плавание!
38

Рассказать историю от имени мальчика Саши.
ДОБРЫЙ СЫН
Маленькому Сашеньке было всего 2 года. Весь ковёр в Сашиной ком- нате заполняли разноцветные автобусы и легковушки. Но больше всего мальчик любил небольшой грузовичок с открытым кузовом. В нём мож- но было перевозить кубики, солдатиков и другие игрушки. Как-то ле- том, в воскресенье, Сашенька с папой отправились к бабушке за город.
Они уже ехали по бабушкиной деревне, как вдруг под капотом «Жигу- лей» раздался странный хлопок. Папа остановил машину и вышел из неё. Сашенька, прихватив любимый грузовичок, вылез следом за па- пой. Оказалось, что задняя покрышка «Жигулей» спустила. Ехать дальше было нельзя. Папа достал домкрат и снял испорченное колесо.
Однако скоро выяснилось, что запасное колесо тоже пропускает воздух.
Что было делать? Папа очень расстроился. Тогда Сашок снял колесо со своего грузовичка и молча протянул его папе.
39

Рассказать историю от имени несчастной кошки с горящего чердака.
ПОЖАР
Два брата, Костик и Кирюшка, отдыхали летом на даче у бабушки.
Костя был старше на год и всегда всему учил Кирюшу: как с помощью лупы разжечь костёр, как из пластиковой бутылки сделать поилку для птиц, как правильно сложить перочинный ножик. Костик и подумать не мог о том, что младший брат тоже что-то знает.
Как-то гуляли мальчики около реки и заметили, что с чердака одно- го дома поднимается дым, а из чердачной двери высунулась, громко мя- уча, чёрная кошка. Мальчики стали стучать в двери, окна дома, кри- чать, звать на помощь. Но на шум никто не отзывался.
На крылечке Костя увидел два ведра, а около ступенек — брёвна и доски. Вспомнил Костя, как недавно на представлении в цирке акроба- ты с подкидными досками высоко подбрасывали друг друга. «Неси во- ду! Ставь бревно!» — командовал Костик братом. Встав у сложенных тут же качелей, Костя рассуждал вслух: «Сейчас ведро подлетит вверх, и огонь будет залит!» Но как только он прыгнул на свободный край доски, ведро всего-навсего перевернулось, а добытая с таким трудом вода раз- лилась по земле.
Костя не ожидал такого поворота событий, он даже присел от неожи- данности на качели. Тут Кирюшка не растерялся, а быстро-быстро за- брался по водосточной трубе на чердак и снял оттуда бедную кошку.
Скоро к дому подъехали пожарные и потушили огонь. С тех пор Костик больше не командовал братом. Он понял, что ему самому ещё многому нужно научиться!
40
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей