УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ПЕРЕСКАЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА ________________________ Прослушать шуточные стихотворения (авторы В. Лившиц, М. Бертенев, В. Ланцетти, Л. Яковлев, В. Иванова, Е. Григорьева, М. Дружинина, Т. Ткаченко). Пересказать забавные истории своими словами. Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу, Сам потру живот и спинку, Все веснушки на носу, Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу! Мама сказала: «Ты мне услужи, Вымой тарелки, сестру уложи, Дров для печи наколи, мой сынок, А петуха — запирай на замок. Сестрёнка, тарелки, петух и дрова... У Мишеньки только одна голова. Схватил он сестрёнку и запер в сарай, Сказал: «Здесь на жёрдочке тихо играй». Дрова он усердно помыл кипятком, Четыре тарелки разбил молотком, Но долго пришлось с петухом воевать — Никак не хотел он ложиться в кровать! 42 Птицы разлетаются, Кошки разбегаются, Выходить во двор боятся Из дому соседи — Это я учусь кататься На велосипеде! На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков. Увидал рыболова скворец, Похвалил: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я... Тоже, видно, большая семья!» Смотрел попугайчик с тоской на окошко. И он упорхнул бы из клетки давно, Но рядом сидела, мурлыкала кошка, А взгляд у неё — как у тигра в кино.
Под дождём растут волнушки, Сыроежки и чернушки, Даже гадкие поганки Подрастают на полянке! Я гулял и в дождь, и в сырость И ни капельки не вырос! Целый час плескался в луже — Чем же я поганки хуже?! 43 Папа в банке задержался, В театре — мама, старший брат. «Ты совсем один остался!» — Мне игрушки говорят. Мама пусть моя не тужит, Я же к подвигам готов, Ужин сделаю не хуже настоящих поваров, Перемою чашки, блюдца, Всю посуду перетру, А когда мои вернутся, Я осколки уберу. Я вчера в своём блокноте Рисовал родную тётю В платье с лентами, цветами, В босоножках и панаме. Тётя на портрет взглянула, Мне с улыбкою кивнула: — Очень милый бегемот Украшает твой блокнот! 44 Муравей сороконожке Повстречался на дорожке: «С добрым утром, как дела?» Сорок лапок подала. А пока он лапки жал, Вечер взял и набежал. Я учился плавать так: Первым делом снял башмак, Сел на камушек сырой, Посидел... и снял второй. Отойдя за валуны, Снял рубашку, снял штаны. Посидел на берегу, Прыгнуть в воду не могу! Нынче только окачусь, Плавать — завтра научусь! Смотрит в озеро щенок И немного трусит: Кто туда забраться мог? Вдруг меня укусит?!
ИСТОРИИ В РИФМОВКАХ-ПЕРЕПУТАНКАХ __________________________ Внимательно послушать стихи и назвать все неправильные действия. Объяснить, что именно не может происходить в жизни и почему. Дать свой вариант правильного рассказа, добавив недостающие детали. Из воды, увидев волка, Белка бросилась к кустам, Бегемот залез на елку И грызет орешки там. Сел воробышек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. 45 Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в клетке. Попугай давал гудки. Соловей точил клыки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе. Строгий дядя сдан в ремонт. Холодильник взял свой зонт. Осьминоги в вышине. Самолёты спят на дне.
ВСЁ РАССТАВИМ ПО МЕСТАМ __________________________ Послушать перепутанную историю, а затем рассказать её правильно. Вам сейчас задачу дам Всё расставить по местам: Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко лаял у соседки. Я запутался опять. Помогите разобрать Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко лаял у соседки. 46
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ФРАЗЫ ИСПРАВЛЯЕМ, РАССКАЗЫ СОСТАВЛЯЕМ _____________________ Составить предложения по отдельным словам, затем объединить их в сказочную исто- рию под названием «Лиса и кувшин». • Лиса, найти, кувшин, кусты • Кувшин, оставаться, сметана • Лиса, просунуть, голова, узкий, горлышко • Голова, застрять, кувшин • Лиса, кричать, бегать • Она, пытаться, разбить, кувшин • Кувшин, не отпускать, лиса • Лиса, бежать, река, топить, кувшин • Кувшин, тонуть, вместе, лиса 47
СТАРЫЕ СКАЗКИ С НОВЫМИ ГЕРОЯМИ _____________________________ Вспомнить знакомые сказки: «Три поросёнка», «Колобок», «Дюймовочка», «Ворона и рак». При необходимости прослушать их заново. Рассказать, как изменится знакомая сказ- ка, если в ней появятся новые герои: • Три ежонка вместо Трёх поросят • Снежный Колобок вместо Колобка • Мальчик-сантиметрик вместо Дюймовочки • Кошка с Мышкой вместо Вороны и Рака 48
СТАРЫЕ СКАЗКИ С НОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ _________________________ Вспомнить сказки: «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Дюймовочка», «Золушка». Рассказать, как изменится знакомая сказка, если у главного ге- роя появятся названные предметы: • У Красной Шапочки мобильный телефон • У Буратино складной нож • У Карлсона шапка-невидимка • У Дюймовочки газовый баллончик • У Золушки кредитная карточка 49
ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ _________________________________________Прослушав начало, рассказать истории целиком. Придумать подходящие названия для каждого рассказа. Начало первого рассказа: Две сестрички, Надя и Вера, очень любили сказки. Они часто иг- рали дома в Золушку, Принцессу на горошине, Золотую рыбку. У дево- чек в комнате стоял маленький ак- вариум, а в нём плавала одна краси- вая блестящая рыбка, похожая на сказочную. Как-то раз мама сестричек ушла к соседке, а девочки, как обычно, за- теяли игру. Старшая, Надя, предло- жила: «Давай сделаем неспокойное синее море для золотой рыбки». Ве- рочка согласилась, и девочки пота- щили аквариум в ванную комнату. Там они открыли кран и стали наби- рать воду в большую, старую, чугун- ную ванну. Вдруг слышат голос... Начало второго рассказа: Утром в воскресенье мама и трое её детей — Ира, Mania и Максимка, отправились в зоопарк. Вначале они посмотрели на лебедей, потом понаблюдали за двумя слонами и, наконец, подошли к загону с высо- ченным жирафом. Глядя на жира- фа с длинной шеей, старшая дочь Ира сказала: «Наверное, до него все шутки через неделю доходят!» Вдруг подул сильный ветер, Ма- ксимкина кепка слетела с головы и, описав дугу, опустилась на дерево в центре загона... 50 ПРИДУМАЙ НАЧАЛО _____________________________________________ Прослушав конец каждой истории, придумать её начало, название, а затем рассказать целиком. 51 Окончание первого рассказа: Собачка Дези подбежала к тык- ве, толкнула её лапой один раз, дру- гой, потом присела и стала громко лаять. Она не понимала, почему же этот жёлтый мяч никак не желает катиться. Окончание второго рассказа: «На, Петруша, ешь! — сказала старшая сестра Надя, подавая за- грустившей птичке кусок... моро- женого. А младшая сестра, Ксюша, добавила: «От такой еды ещё никто не отказывался!» Окончание третьего рассказа: Надя вышла из подъезда, береж- но держа в руках небольшой свёр- ток. Это была завёрнутая в одеяль- це её кошка Линда. Кошке, конеч- но, не очень нравилось лежать на руках без движения, но она терпе- ла, ведь её маленькой хозяйке так хотелось познакомиться с девочка- ми из двора. А ради такого дела можно и потерпеть!
ПОХОЖАЯ СКАЗКА_____________________________ Рассказать историю с подобным сюжетом и другими героями. БЕЛКА И БЕЛЬЧОНОК Как-то Белочка сидела на ветке около дупла и учила своего Бель- чонка: «Грибы — хорошая еда. Ты подосиновики можешь смело есть. Ешь рыжики и лисички. Можешь есть сыроежки и опята. Только красный гриб с белыми точками не трогай! Он ядовитый! Отравишься!» • Какие ядовитые растения ты знаешь (волчьи ягоды, бузина, лютик, поганка и пр.)? • Кто в лесу питается растениями? • Какая ещё мама (кроме Белки) могла предупреждать об опасности своего детёныша? ЖИРАФ И ПОРОСЁНОК — Давай меняться шеями, — предложил поросёнок Жирафу. — Я тебе свою отдам, а ты мне свою. — А зачем тебе моя шея? — удивился Жираф. — С длинной шеей яблоки с де- ревьев доставать можно, в классе все тетрадки видно, в баскетболе всегда будешь первым... Можно даже в окно на втором этаже за глянуть... — Э, нет! — ответил Жираф. Такая замечательная шея мне са- мому нужна! • Кто из животных слаб и беззащитен? • Пофантазируй, кто захотел бы приобрести: крылья орла, рог носорога, колючки ежа, клыки льва? • Кто согласился бы поменяться хвостами, лапами, голосами и пр.? 52
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ : ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ!_____________________________________________ Проанализировать содержание каждой картины. Ответить на вопросы полными предло- жениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам. СЮРПРИЗ • Откуда идут мальчики? • Что у них за плечами? • Куда направляются дети? • Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок? • Какая погода на улице? • Что случится с мороженым в тёплом месте? • Что такое «сюрприз»? • Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому? 53
54 МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ • Какие занятия проводятся в детском саду? • Любишь ли ты музыкальные занятия? • Что обычно делают дети на музыкальных занятиях? • Что делают дети, когда музыкальный руководитель играет на пианино? • Как дети на картине слушают музыку? • Почему мальчик, сидящий справа, смеётся? • Что прикреплено к его поясу? • • Что надето на его голове? • Приятно ли поведение мальчика музыкальному руководителю? Почему? • Нравится ли тебе поведение этого мальчика? Почему?
КОНЕЦ ИСТОРИИ ________________________________________________ Проанализировать содержание каждой картины. Ответить на вопросы полными предло- жениями. Объяснить, чему так удивляются дети, изображённые на картинах. Составить связ- ные, подробные, полные рассказы, добавив последующие события. Придумать разговор детей между собой. КОГДА ЦВЕТЫ НЕ РАДУЮТ • Что мальчик передаёт девочке? • По какому случаю люди дарят друг другу цветы? • Почему мальчик дарит цветы девочке? • Где можно взять цветы для подарка? • Где мальчик мог взять цветы? • Где он взял эти цветы? • Почему девочка не рада подаренным цветам? • Какими словами девочка может объяснить мальчику, что он поступил неправильно? • Что сделает девочка после разговора с мальчиком? 55
56 МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ • Какое время года нарисовано на картине? • Почему ты так думаешь? • Что мальчик вешает на дерево? • Когда и для чего люди вешают скворечники? • Для чего мальчик взял с собой лестницу? • Что лежит в его сумке? Почему? • Как лучше всего прикреплять скворечники к деревьям? • Что за домик принесли два мальчика? • Почему мальчик, стоящий на лестнице, показывает на дерево? • С чем он мог спутать улей? • Для чего нужен улей? • Вешают ли его на дерево? Почему? • О чем мальчик на лестнице может спросить детей? • Что два мальчика могут рассказать человеку, который в первый раз видит улей?
НЕПОДХОДЯЩИЕ ПРЕДМЕТЫ _____________________________________ Подумать и объяснить, что должно находиться в комнате, а что нет. Описать обстановку комнаты после того, как из неё будут убраны неподходящие предметы. РАДОСТНО ИЛИ ГРУСТНО_________________________________________ Подумать, что в лесу может обрадовать, а что огорчить. Подробно рассказать об этом, глядя на картину. Объяснить, что радостно, а что грустно наблюдать в лесу человеку, кото- рый любит природу! 57
НАЧАЛО ИСТОРИИ ______________________________________________Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Объяснить, зачем мальчик взял змею. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине, добавив предшествующие события. ОПАСНЫЙ ПОХОД• Где происходит действие картины? • Что за домик виден за спиной мальчика? • Кто из животных может забраться в палатку? • Почему мальчик так испуган? • Зачем он держит змею за спиной? • С чем мальчик перепутал змею? • Как мальчик оказался в лесу? 58 МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК ________________________________________________ Представить, что ты путешествовал и однажды оказался в этом красивом маленьком до- мике. Рассказать, что ты увидел вокруг. Подробно объяснить, где от дома находится каждый объект (слева, справа, за домом, перед домом, близко от дома, далеко от дома). ДЕВОЧКА В ДЕТСКОМ САДУ _______________________________________ Рассмотреть картину. Представить, что эта девочка впервые пришла в детский сад. Вся обстановка для неё незнакома. Рассказать, что новенькая девочка видит в группе, что может ей понравиться, что её заинтересует. Объяснить, где (по отношению к девочке) находится каждый предмет, чем она сможет заниматься в детском саду. 59
60 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ НАЙДИ МЕСТО__________________________________________________ Внимательно посмотреть на кусочки картины, расположенные внизу, и найти каждому из них подходящее место. Затем подробно ответить на вопросы и составить полный, связный рассказ под названием «На даче». НА ДАЧЕ • Кем приходятся друг другу люди, изображённые на картине? • Где они находятся? Почему ты так думаешь? • Что делает каждый герой картины? • Что поливает дедушка? • Для чего люди поливают деревья и цветы? • Почему девочка поливает одетую куклу? • Может быть, она хочет, чтобы кукла выросла? • Что девочка может говорить кукле?
ЛЮБИМАЯ ФОТОГРАФИЯ ____________________________________________ Достать альбом с фотографиями. Выбрать те из них, на которых ты видишь себя. Рас- сказать: с кем ты сфотографирован? Когда это было? Где? Какое у тебя было настроение? Почему? ВСЕ ДЕТАЛИ ____________________________________________________ Внимательно посмотреть на картину и подробно рассказать о её сюжете, а также обо всех деталях, которые дополнительно выделены под картиной. Составить по картине под- робный, связный, полный рассказ под названием «Скорая помощь». СКОРАЯ ПОМОЩЬ • С кем девочка пошла в лес? • Что случилось с её собакой? • Обо что собака поранила лапу? • Кто виноват в травме собаки? • Чем девочка забинтовала рану? • Почему картина называется «Скорая помощь»? 61
СПАСАТЕЛЬ _________________________________________________________ Вспомнить сказки «Колобок», «Стойкий оловянный солдатик», «Золотой ключик», «Снежная королева», «Винни-Пух и все, все, все». Придумать и подробно рассказать, каким образом можно спасти: • Колобка от Лисы. • Стойкого оловянного солдатика от огня. • детишек от Бармалея. • кукол от Карабаса-Барабаса. • Кая от Снежной Королевы. • Винни-Пуха от пчёл. 62
МАЛЕНЬКИЙ ЭКСКУРСОВОД ______________________________________Представить, что ты работаешь экскурсоводом и должен рассказать всё о содержании и исполнении картины ребятам, которые пришли в музей на экскурсию. Придумай название картине, объясни его и начинай свой рассказ... 63 РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ__________________________________________ Рассмотреть картины с изображением различных времён года. Внимательно прослушать стихотворения о родной природе. Составить рассказ по каждой картине, учитывая услышан- ное в стихотворениях. ПРИМЕЧАНИЕ: в данном случае стихотворения являются не образцом для подража- ния, они предлагаются ребёнку для создания у него определённого эмоционального на- строя, помогающего подбору образных слов, выражений и составлению рассказа — описа- ния по бессюжетной картине. 64
Е. В. Серова ПОДСНЕЖНИК Выглянул подснежник В полутьме лесной — Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть ещё над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лёд, — Раз пришёл разведчик, И весна придёт! И. П. Токмакова ВЕСНА К нам весна шагает Быстрыми шагами, и сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны, Верно, очень тёплые Ноги у весны. А. Н. Плещеев ВЕСНА Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. 65
А. С. Пушкин ЗИМА Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. А. С. Пушкин ЗИМА Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Г. Глушев СНЕГОПАД Маленькие ёлки И большие ели Что-то приумолкли, Что-то присмирели. Снег с утра до ночи, Всё засыпать хочет: И в лесу все тише, И снега все выше. Елочки-подружки Говорят друг дружке: — Слишком много снега — Тяжело макушке. 66
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |