Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Большая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г. Удк 373 ббк 74. 102 Т48


НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Т48
АнкорБольшая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г.pdf
Дата10.10.2017
Размер7.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshaya_kniga_zadaniy_i_uprazhneniy_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#28005
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

ПРЕВРАЩЕНИЯ _________________________________________________
Внимательно посмотреть на картинки животных и представить, что ты превратился в од- но из них. Изобразить с помощью выразительных движений каждое животное по очереди.
Объяснить — какие именно особенности ты стараешься передать жестами.
Выбрать по картинкам пару любых животных. Представить, что злая волшебница
Гингема превращает одних животных в других.
Рассказать, что надо изменить в первом животном, чтобы оно превратилось во второе.
МЕДВЕДЬ-РЫБА
Шерсть должна превратиться в чешую, туловище должно уменьшиться, лапы — превратиться в плавники...
76

ОСТРАЯ ИСТОРИЯ _______________________________________________
Глядя на символическое изображение качества предмета (жидкое, лёгкое, острое и пр.), назвать 5—10 объектов с общим признаком. Придумать историю, в которой будут объеди- нены несколько таких предметов. В зависимости от их качества твоя история будет назы- ваться: «Острая история», «Холодная история» и т.п.
ПЕРЕМЕНЧИВОЕ НАСТРОЕНИЕ_____________________________________
Внимательно рассмотреть картинки-символы с изображением различных состояний че- ловека. Назвать настроение, которое отражено на каждом рисунке (радость, грусть, удивле- ние, испуг). Придумать историю, которая бы вызвала у тебя такое состояние. Подробно рассказать эту историю.
77

УРОВЕНЬ
сложности
МОИ ИГРУШКИ __________________________________________________
Разложить на ковре 8—10 игрушек. Пользуясь схемой описания, составить о каждой иг- рушке подробный рассказ.
78
ЦВЕТ
ФОРМА
ВЕЛИЧИНА
МАТЕРИАЛ
ЧАСТИ
ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ
*Первая публикация схем Т. А. Ткаченко в журнале «Дошкольное воспитание» № 10, 1990 год.

ПЕРЕД ОБЕДОМ_________________________________________________
Внимательно рассмотреть 8—10 предметов посуды, которые поставил перед тобой взрослый.
Используя схему, составить загадки-описания нескольких предметов. Предложить роди- телям или знакомым отгадать твои загадки.
ПРИМЕЧАНИЕ: для того, чтобы ребёнок не терял интереса к упражнениям, взросло-
му следует затрудняться с отгадыванием. Так у ребёнка появляется возможность более
полно и точно рассказать о каждом задуманном предмете.
ЦВЕТ
ФОРМА
ВЕЛИЧИНА
МАТЕРИАЛ
ЧАСТИ
ДЕЙСТВИЯ С ПОСУДОЙ
79

ЛЕСНОЕ ТАКСИ __________________________________________________
Взять маленькую машинку и поставить её на стоянку плана-схемы. Затем начать своё пу- тешествие на лесном такси в гости к разным зверятам. Путешествуя по тропинкам, подроб- но рассказывать, к кому ты едешь, в каком направлении (направо, налево, прямо), что встречается на твоём пути.
80

СЕМЕЙНЫЙ ГАДЕРОБ_____________________________________________
Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Договориться, если ты точно и полно опишешь какой-нибудь предмет одежды, мама наденет его и в нём станцует под му- зыку. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!
ЦВЕТ
МАТЕРИАЛ
ЧАСТИ
КОГДА НАДЕВАЮТ
КТО НОСИТ
ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ
ОТКРОЕМ ХОЛОДИЛЬНИК _________________________________________
Вместе с мамой достать из холодильника 5—б продуктов (мясных, молочных, мучных) и, пользуясь схемой описания продуктов, составить о каждом из них полный рассказ.
ЦВЕТ
ФОРМА ПРОДУКТА
ВКУС
КАКОЙ НА ОЩУПЬ
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН
КАК ЕДЯТ, ЧТО ГОТОВЯТ
81

ИНОПЛАНЕТЯНИН ОШИБСЯ _______________________________________
Представить, что на нашу планету прилетел инопланетянин. Встретившись с человеком, он сообщил ему, что все звери показались ему похожими.
Доказать, что у животных наших лесов очень много отличий. Для этого сравнить живот- ных, нарисованных на картинках. Воспользоваться схемой, так легче будет сравнивать.
ВНЕШНИЙ ВИД, ЧАСТИ ТЕЛА
ГДЕ ЖИВЁТ
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ
ДЕТЁНЫШ
В КАКИХ СКАЗКАХ
ОТ ВРАГОВ
И МУЛЬТФИЛЬМАХ
ВСТРЕЧАЕТСЯ
82

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
КОРЗИНА С ФРУКТАМИ И ЯГОДАМИ ______________________________
Внимательно рассмотреть все фрукты и ягоды, положенные взрослым в корзину (вазу).
Завязать глаза и не подглядывать. Попробовать кусочек фрукта, который даст тебе взрос- лый. По вкусу отгадать кушанье и рассказать о нём по плану-схеме. Добиться, чтобы рассказ получился интересным, полным, без пауз и лишних слов.
ЦВЕТ
ФОРМА
ВЕЛИЧИНА
ВКУС
ГДЕ РАСТЁТ
КАК ЕДЯТ
ЯЩИК С ОВОЩАМИ ______________________________________________
Достать из холодильника все имеющиеся овощи. Выбрать те, о которых ты знаешь боль- ше всего, видел, как они растут, собирал и т.п.
Рассказать о таких овощах по плану-схеме. Добиться, чтобы рассказ получился полным, связным, интересным.
ЦВЕТ
ФОРМА
ВЕЛИЧИНА
ВКУС
ГДЕ РАСТЁТ
КАК ЕДЯТ И ЗАГОТАВЛИВАЮТ
НА ЗИМУ
83

ДИКИЙ ЗВЕРЬ ___________________________________________________
Представь, что как-то ночью в большой зоопарк пробрался Волшебник. Он сделал так, что звери смогли беседовать друг с другом. Каждый зверь захотел рассказать соседям о себе.
Воспользоваться схемой описания (стр. 92) и составить такие рассказы о животных, изо- бражённых на картинках.
84

ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ _____________________________________________
Используя схему и картинки, подробно сравнить знакомых тебе птиц. Постараться, что- бы сравнительные рассказы были полными, содержали сведения по каждому из пунктов плана-схемы (если знаний о птицах недостаточно, попросить взрослых прочитать тебе спе- циальные энциклопедии).
ВНЕШНИЙ ВИД, ЧАСТИ ТЕЛА
ЗИМУЮЩАЯ ИЛИ ПЕРЕЛЕТНАЯ
ГДЕ ЖИВЁТ
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
КАК ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ
ЧЕЛОВЕКУ
85

ИЗВЕСТНЫЙ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ _______________________________________
Определить профессии людей, изображённых на картинках. Рассказать о каждой про- фессии по плану-схеме.
Затем представить, что когда ты вырастешь, то станешь известным композитором, вра- чом или телеведущим. Рассказать всё о своей будущей профессии по плану-схеме.
НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ
МЕСТО РАБОТЫ
ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ
ЧТО ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ НА РАБОТЕ
86

ПИСЬМО В АФРИКУ ______________________________________________
В Африке всегда лето. Дети в этой части света никогда не видели зимы. Используя схе- му, подготовить рассказы о разных временах года в твоём крае. Затем попросить родителей записать твои рассказы. Рассказывая, представлять, что дети в далёкой, жаркой Африке по твоим рассказам узнают об осени и весне, зиме и нашем лете.
СОЛНЦЕ
НЕБО
ЗЕМЛЯ
ДЕРЕВЬЯ
ОДЕЖДА ЛЮДЕЙ
ПОВЕДЕНИЕ ЗВЕРЕЙ
ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ
ИГРЫ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ
Осенью солнце светит не так ярко и меньше прогревает землю. Небо — серого цвета. По небу часто плывут тучи и облака. Из них на землю льёт мелкий осенний дождь. Зем-
ля покрывается опавшими листьями, как разноцветным ковром... (и т.д.)
87

УРОВЕНЬ
сложности
88
ЧАЕПИТИЕ______________________________________________________
По схемам определить, кто из персонажей картины (девочка, кошка, ворона) видит стол в таком виде. Подробно пояснить свой выбор, составив рассказ-рассуждение.
ОКОЛО ДОМА ___________________________________________________
Используя рисунок дома и его фотографии, определить, кто какую фотографию сделал.
Подробно объяснить свой выбор, рассказав, что изображено на каждой фотографии, как видят дом мама, мальчик и девочка.

СВОИ ЗАГАДКИ __________________________________________________
Пользуясь схемой, составить загадки — описания нескольких домашних животных (ко- ровы, кошки, собаки, лошади, козы, свиньи). Рассказать по схеме то, что ты знаешь о каж- дом домашнем животном, но не называть его. Интересно, смогут ли твои родственники и друзья отгадать такие загадки?
ВНЕШНИЙ ВИД
ГДЕ ЖИВЁТ (КОНЮШНЯ,
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
ОВЧАРНЯ, СВИНАРНИК)
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ
ДЕТЁНЫШ
В КАКИХ СКАЗКАХ И
ЧЕЛОВЕКУ
МУЛЬТФИЛЬМАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ
89

ПЛАН КОМНАТЫ _________________________________________________
Выбрать тот план, который соответствует рисунку комнаты. Описать по плану-схеме об- становку комнаты, а также расположение в ней всех предметов.
НА ДАЧНОМ УЧАСТКЕ ____________________________________________
Рассказать по плану-схеме о том, что есть на дачном участке одного мальчика. С помо- щью взрослого отгадать значение всех символов. Рассказать, как обитателям дачи пройти на огород, к калитке, к собачьей будке, в сад, к песочнице и пр.
90

УРОВЕНЬ
сложности
ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ ______________________________________
Разложить перед ребёнком 6—8 предметов. Предложить, не называя вещь, так расска- зать о ней, чтобы загадку можно было отгадать. В качестве образца прослушать следующие стихи (автор Т.А. Ткаченко).
Хоть места мало занимает,
Он резко сменит положенье,
Но многим людям помогает
Когда закончится движенье,
Без достижений, без старанья
Упрямо на бок упадёт,
Себя увидеть на экране.
Так хочет двигаться вперёд!
(кинокамера) (велосипед)
101

Длинный, тонкий и прямой,
Стоят истории на полках,
Он со шляпкой небольшой,
И сказки дремлют втихомолку,
Нужен очень для подков,
Вы приключенья узнаёте
Для строительства домов,
В красивом, ярком переплёте?
Коль его в квартире нет,
(книга)
Не повесим мы портрет.
(гвоздь)
Запечатлеть родные лица,
В кастрюлю его положили,
Помочь в былое возвратиться,
Большим полотенцем накрыли,
Остановить мгновенье рад
Но мало ему было места,
Волшебник, чудо-аппарат.
И вылезло пышное...
(фотоаппарат)
(
ТЕСТО
)
102

ТРОЙНОЕ СРАВНЕНИЕ___________________________________
Найти в окружающей обстановке три похожих объекта.
Назвать сначала их отличительные, а затем общие признаки.
• Нож складной, нож консервный, нож кухонный
• Половник, столовая ложка, ложка-шумовка
• Дверь входная, дверь в комнату, дверца шкафчика
• Торшер, лампа настольная, люстра
• Ковер на стене, ковер на полу, коврик у входа
ОБЪЯВЛЕНИЕ ___________________________________________________
Представить, что пропал кто-то из твоих домашних любимцев (собака, попугай, кошка, морская свинка). Срочно составить объявление с подробным описанием животного: кличка, внешний вид, привычки, особые приметы. Предложить родителям записать твоё объявление на бумаге и сохранить его.
МОЯ КОМНАТА __________________________________________________
Встать около двери в свою комнату и подробно рассказать, что в ней находится и где
(около правой стены, левой стены, около окна, в углу, на ковре и пр.). При рассказывании использовать строгую последовательность (допустим, перечислять предметы слева напра- во). Записать рассказ на магнитофон или видеомагнитофон, с тем чтобы позже проанализи- ровать все его достоинства и недостатки.
103

УРОВЕНЬ
сложности
ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ_____________________________________________
Найти среди своих игрушек парные: машинки, куклы, мягкие игрушки и пр. Сравнить по- хожие, но разные предметы, подробно указав их отличительные признаки.
• Два мишки
• Две куклы
104
Два робота-трансформера
Два самолётика
Две машинки
Две постройки из Лего-конструктора
МОЯ ФОТОГРАФИЯ ______________________________________________
Взять лист картона, сделать в нём прямоугольное отверстие и представить, что у тебя в руках современный фотоаппарат. Направить свой фотоаппарат на любую часть комнаты, двора, участка, окружающих тебя людей. Подробно рассказать, какая фотография получит- ся с помощью твоего необычного фотоаппарата и что будет на ней изображено.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДМЕТ ____________________________________
Рассказать, как по-разному можно использовать один и тот же предмет.
Карандаш. Карандаш годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и пр.
^ ^ \
Книга
• Картонная коробка
• Вилка
• Бинт
Зеркало
Лампочка
Длинная доска
Лист фанеры
Кусок материи
• Стеклянная банка
• Пластмассовая бутылка
• Газета

МАГАЗИН _______________________________________________________
Посмотреть на разложенные вещи (игрушки, одежду, статуэтки, посуду и пр.). Предста- вить, что перед тобой необыкновенный магазин. Поиграть со взрослым в игру, при которой вещь достаётся покупателю (тебе) только тогда, когда о ней составлен подробный рассказ- описание.
ВОЛШЕБНЫЙ МИКСЕР ____________________________________________
Рассказать, какой необыкновенный предмет получится, если в волшебном миксере сме- шать несколько вещей:
• Костюм и вентилятор (костюм, в котором можно летать
по комнате, над крышами домов, как Карлсон)
• Лампу и бейсболку (бейсболка, в которой можно гулять
вечером, освещая себе дорогу)
• Часы и градусник (наручный прибор, который будет
показывать и время, и температуру)
• Дрель и отвёртку (инструмент, который и сверлит стену,
и ввинчивает в неё шурупы)
ВЫСТАВКА БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ __________________________________
Представить, что ты работаешь на выставке бытовых приборов. Подробно и точно рас- сказать о тех из них, что имеются в твоей квартире.
Объяснить, как прибор работает, из каких частей состоит, для чего нужен. (Взрослый по- могает ребёнку и записывает его рассказы. Можно совместно оформить буклет для выстав- ки приборов.)
105

106
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
НОЧНОЙ РАЗГОВОР______________________________________________
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.
Придумать и пересказать их разговор, если:
игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
игрушки хотят вернуться в магазин
игрушки очень довольны своим хозяином
ИГРУШКИ ИЗ КОРОБКИ ___________________________________________
Достать, не глядя, две мелкие игрушки из коробки. Придумать занимательную историю, в которой будут действовать оба персонажа.
ЧТО РАССКАЖЕТ ЛИМОН _________________________________________
Представить, что может рассказать о себе каждый из названных объектов.
ленивый, пушистый кот, вместе с которым в квартире живёт щенок
попугаи в клетке, которого давно из нее не выпускали
* золотая рыбка в маленьком аквариуме
сковорода, которую забыли закрыть крышкой
газовая плита, которую давно не мыли
маленький рыжий таракан, который живёт за холодильником
лимон, который собираются положить в чай
^

^г\
Т. Ткаченко
РАССКАЗ СОБАКИ
Хозяин мой, смешной такой,
Мы с ним гуляем за рекой, По многу раз (его так жаль) Он мне бросает палку вдаль,
Бегу, несу, но не пойму: Ну как не надоест ему?

ОБЪЕДИНИ И РАССКАЖИ _________________________________________
Придумать сказочные истории о тех предметах, которые ты видишь каждый день.
кошка и пачка сметаны
попугай и зеркальце
пластмассовый солдатик и пожарная машина
муха и настольная лампа
плюшевый мишка и кукла Барби
статуэтка и книжная полка, в которой она закрыта
СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК ПО АНАЛОГИИ______________________________
Вспомнить несколько сказок. С помощью имеющихся фигурок от киндер-сюрпризов по- казать и рассказать сказку, подобную тем, что тебе хорошо известны. Пусть герои будут другими, но смысл сказки останется прежним.
БАРАН, ОСЁЛ И ВОРОНА
(Аналогия сказки «Лев, Медведь и Лиса»)
Однажды Баран нашёл на дороге арбузную корку и стал её
есть. Подошёл к нему Ослик, начал отнимать корку у Барана.
Баран боднул Ослика. Ослик толкнул Барана. Пока они дра- лись, прилетела Ворона и унесла арбузную корку.
107

ОБЕЗЬЯНКА, ЧЕРЕПАХА И ПОПУГАЙ
(Аналогия сказки «Лиса и Рак»)
Однажды Обезьянка, которая всё время хвастала, предложила Чере- пахе: «Давай побежим наперегонки. Кто первым добежит до домика, тот получит огромный банан!» Черепашка подумала и согласилась:
«Хорошо, побежим, только судить нас будет Попугай. Кого он назовёт, тот и станет победителем!»
Обезьянка стала выбирать место для соревнования, а Попугай подле- тел к Черепахе: «Ты что, с ума сошла? Зачем ты согласилась? Ведь ты не сможешь перегнать Обезьяну!»
«Если мы с тобой договоримся, — ответила Черепаха, — то сможем проучить хвастливую Обезьяну». Попугай нагнулся к Черепахе, и они о чём-то зашептались.
Через некоторое время Обезьянка прокричала им издалека: «Я гото- ва! Пора начинать гонки!» — и громко засмеялась. Попугай полетел и сел на крышу дома, в клюве он держал большой банан.
Как только Обезьяна пригнулась и приготовилась бежать, Черепаха уцепилась за её хвост и всю дорогу ехала на нём, как на санках. Обезья- на добежала до домика и закричала: «Я всегда первая! Я самая быстрая!
Я самая умная!» Когда она обернулась и увидела Черепаху, то от неожи- данности села на землю и открыла рот.
Черепаха тихим голосом сказала хвастунье: «Я тебя, милая, уже дав- но жду!» А Попугай добавил: «Никогда не хвастай о деле наперёд!» — и отдал банан Черепахе.
108

СКАЗКА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК ____________________________________
Отобрать несколько игрушек (можно из киндер-сюрпризов), по которым самостоятель- но составить сказочную историю.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей