Главная страница

Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими... Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви. Удк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87


Скачать 4.99 Mb.
НазваниеУдк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87
АнкорБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими.
Дата28.09.2017
Размер4.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви
ТипДокументы
#21170
страница5 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 9. ПРОФЕССИИ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «профессия ».

Взрослый, в случае необходимости, объясняет, что означает слово профессия.Предлагает ребенку назвать профессии членов семьи Маши и Миши (МамаМашиработаетучителем).

ЗАДАНИЕ 2. Средства деятельности. Инструменты.

Взрослый объясняет, что люди разных профессий используют свои особые инструменты.

Игровая ситуация: в Городе Веселых Мастеров все вещи перепутались. Взрослый предлагает ребенку навести порядок: найти каждому мастеру его инструменты (Малярудляработы нужныкисть,валик).Объясняет значение картинки-помощницы (« инструменты »).

ЗАДАНИЕ 3. Содержание деятельности. « Слова-действия ».

Игровая ситуация: дом, в котором ребенок живет, делали строители — люди самых разных профессий. Взрослый рассказывает ребенку, что делается для того, чтобы появился дом.

а) Взрослый предлагает ребенку по картинкам рассказать, как строился дом, в котором он живет, и назвать профессии людей, которые его строили (Архитекторначертилпроектдома. Напроектеизображенбудущийдом).

б) Взрослый спрашивает, что объединяет всех этих людей, что они делают, какую одну большую работу выполняют (строят). Подводит к тому, чтобы ребенок одним словом назвал все эти профессии (Инженер,экскаваторщик...это строители).

Взрослый объясняет, что строительными можно назвать и другие профессии (плотник, сантехник и др.). Ребенок должен перечислить профессии людей, которые на картинке не нарисованы, но также принимают участие в строительстве дома (Плотникделаетрамыдляокон, двери).

ЗАДАНИЕ 4. Объекты деятельности. Расширение представлений о видах профессий.

а) Взрослый объясняет, что профессий очень много и все они отличаются друг от друга характером работы.

Показывает на картинки и спрашивает, чем занимается тот или иной человек, какую работу выполняет. Отвечая, ребенок находит картинку, где изображены предметы и явления, характеризующие содержание работ (Воспитательвоспитываетдетей).

б) Для закрепления и расширения представлений детей о круге профессий взрослый предлагает закончить предложения (Дояркадоит коров).Ребенок называет объекты, на которые направлена деятельность людей.

ЗАДАНИЕ 5. Польза. Результаты деятельности. «Слова-признаки».

а) Взрослый объясняет, что все профессии важны: строители строят дома, чтобы людям было тепло и удобно, музыканты пишут музыку, чтобы ее слушали люди, и т. д.

Предлагает ребенку, глядя на картинки с изображением людей (расположены вверху) и картинки с изображением предметов (расположены внизу), сказать, кто какую пользу приносит. В ответе используются «слова-признаки» (Писательпишетинтереснуюкнигу).

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и придумать свои загадки по схеме него естьмольберт,краски,кисточки.Онрисует картины.Кто это?).

ЗАДАНИЕ 6. Условия деятельности. Взрослый объясняет, что люди трудятся в разных условиях.

Показывает на картинки в центре и спрашивает у ребенка, кто эти люди. Показывая на картинга справа и слева, спрашивает, как называется место, где работает тот или иной человек. Ребенок называет место (помещение), в котором обычно работает человек определенной профессии (Хлебороб, тракторист, комбайнер - работаетвполе).

ЗАДАНИЕ 7. Чего не бывает? Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки Незнайки «Учительница строит дом».

ЗАДАНИЕ 8. Мужские, женские и общие профессии.

а) Взрослый объясняет, что какие-то работы удобней делать мужчинам, а какие-то женщинам. Мужчина в квадратике обозначает «мужская профессия», женщина в квадратике обозначает «женская профессия». Показывая на картинки, взрослый спрашивает ребенка, кто обычно работает в этой профессии: женщина или мужчина. Ребенок проводит соответствующую линию и составляет предложение (Машинистамиобычноработаютмужчины).

б) Взрослый объясняет, что некоторые работы выполняют и мужчины, и женщины. Покалывая на картинки, просит ребенка назвать общие для мужчин и женщин профессии (Учитель —учительница).

ЗАДАНИЕ 9. Кем быть?

Взрослый объясняет, что люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются теле, что у них лучше получается.

а) Игровая ситуация: репортер задает Маше и Мише вопрос об их любимых профессиях. Ребенок по картинкам отгадывает, какие профессии нравятся Маше, а какие Мише (Мишахотел быстатьфотографом).

б) Взрослый спрашивает ребенка, какие профессии ему нравятся и почему. Ребенок отвечает по образцу (Мненравитсяпрофессияфотографа.Яхочубытьфотографом,потомучто мнеинтереснофотографироватьживотных, природу).

в) Взрослый просит ребенка рассказать, какие профессии у его родных. Тот отвечает (Мама— продавец.Онапродаетконфеты,печенье).

ЗАДАНИЕ 10. Форменная одежда.

Взрослый объясняет, что людям некоторых профессий удобнее работать в специальной одежде-форме. Показывая на картинки, спрашивает ребенка, как называется та или иная форма и кто обычно в ней работает (Космонавтувкосмосенуженспециальныйкостюмсо скафандром).

ЗАДАНИЕ 11. Составление рассказов.

Взрослый показывает картинки-помощницы, задает вопросы. Ребенок, отвечая на вопросы и ориентируясь на картинки-помощницы, составляет рассказы. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ по схеме про повара (см. приложениеII,рис.11).

Тема 10. ПРОДУКТЫ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «продукты питания».

Взрослый беседует с ребенком о том, что такое продукты (Продуктыэтото,чточеловекупотребляетвпищу).Предлагает ему раскрасить только продукты и назвать лишние предметы (нож, ложка). Ребенок отвечает на вопрос, почему раскрашенные предметы называются продуктами (Молоко,мясоэтопродукты, потомучтоизнихготовитсяеда).
ЗАДАНИЕ 2. Производство продуктов питания.

а) Взрослый рассказывает ребенку, что людям разных профессий нужно много потрудиться, прежде чем продукты питания попадут на стол. Он последовательно разбирает каждую картинку и объясняет ребенку процесс производства хлеба (Трактор вспахал поле. Поле засеяли семенами пшеницы и т.д.). При этом упоминаются профессии: хлебороб, тракторист, комбайнер, пекарь и т. д.

В заключение взрослый объясняет ребенку, что хлеб надо беречь.

б) Взрослый объясняет ребенку, что можно приготовить из пшеницы. Ребенок, глядя на картинки, составляет предложения по образцу (Изпшеницыделаютбелыйхлеб,торт,пирожки,крендели).

в, г) Задания выполняются аналогично.
ЗАДАНИЕ 3. Виды продуктов.

Игра «Продовольственный магазин», а) Взрослый объясняет ребенку, что существуют разные виды продуктов в зависимости от того, из чего они приготовлены: рыбные, мясные, молочные, растительные и др.

Ребенок рассматривает картинки и называет вид продуктов по образцу (Масло,молоко, сыр,творогэтомолочныепродуктыпитания).

Можно совершить ознакомительную экскурсию в магазин.

б) Взрослый предлагает ребенку, как бы пробивая чек в кассе, назвать продукт и отдел, в котором этот продукт продается (Дайтемнебатонбелогохлебаизхлебногоотдела).
ЗАДАНИЕ 4. Откуда берутся продукты.

Взрослый объясняет ребенку, что продукты имеют разное происхождение: что-то добывают из моря, что-то растет в земле и т. д. Предлагает ребенку объяснить происхождение продуктов, опираясь на картинки-помощницы в кружочках. Называя продукт и его происхождение, ребенок соединяет линией продукт и соответствующее изображение (Кукурузарастетнакукурузномполе).
ЗАДАНИЕ 5. Составление рассказа по схеме.

Взрослый, обращая внимание ребенка на картинки-помощницы, формулирует их содержание в форме вопросов (Что это?). Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями и составляет рассказы о разных продуктах по образцу. Взрослый следит за целостностью рассказа (см. приложениеII,рис.12).





Тема 1. ЧЕЛОВЕК
1. Какие части тела ты знаешь? Покажи на рисунке голову, шею, плечи, грудь, руки, локти, кисти рук, пальцы рук, ноги, колени, ступни, пальцы ног.

* Это голова.


Голова


Шея


Грудь


Рука


Кисть


Пальцы


Колено


Ступня


Пальцы






2. а) На портрете в круглой рамке покажи и назови волосы, лицо, лоб, брови, глаза, нос, щёки, подбородок, уши.

* Это волосы.
Скажи, чего не хватает на портрете в квадратной рамке, и дорисуй это.

* Не хватает волос.


б) Расскажи, на каком пальце какая игрушка.

* На большом пальце медведь.

в) Обведи свою руку, как показано на рисунке. Как называется каждый
палец?


* Это указательный палец.






3. а) На каком рисунке человек играет, на каком учится, на каком работает?


б) Расскажи, что делают Саша и Даша и в какое время суток это происходит.

* Утром Саша встаёт с постели и делает зарядку.


в) Что обычно делаешь ты утром, днём, вечером, ночью?






4. Для чего нужны человеку уши, рот (язык), глаза, нос, пальцы?

* Ушами человек слушает.


5. а) Что ты наденешь на голову, шею, руки, ноги, ступни?

* На голову я надену шапку.


б) Что из одежды нужно мальчику, что нужно девочке?

* Девочке нужно платье.






6. а) Когда Саша испытывает радость, грусть, злость, удивление, страх?

* Саша радуется празднику.


б) Отчего у тебя бывают радость, грусть, злость, удивление, страх? Нарисуй предметы, ситуации, которые приносят тебе радость.






7. Сравни людей. Подбери «слова-признаки».

* Этот человек старый, а этот — молодой.






8. Расскажи, что умеет делать Даша. Что умеешь делать ты?

  • Даша умеет петь.

  • Я умею делать аппликации.






Тема 2. СЕМЬЯ
1. а) В квартире три комнаты: в одной бабушка и дедушка, в другой — мама и папа, в третьей их дети — мальчик и девочка.

* Эта семья состоит из мамы, папы, сына, дочери, дедушки, бабушки.


б) Сколько человек в твоей семье? Назови имена и отчества членов твоей
семьи (мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата).


в) Кого как называть? (См. приложение II, рис. 1.)
* Бабушка для твоей мамы кто? — Мама.

Мальчик Дима для дедушки кто? — Внук.


г) Отгадай загадку и придумай свою по образцу.

* У неё есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка.)










3. а) Расскажи, используя «слова-признаки», какой у Димы папа.

* Димин папа добрый, заботливый.


6) Дима поздравляет родных с праздником. Составь поздравление, употребив «слова-признаки».

* Дорогая мама! Поздравляю тебя с праздником. Ты нежная

* заботливая, я тебя очень люблю.


Поздравь по образцу с праздником (с днём рождения, с Днём 8 марта, 23 февраля...) своих родных. Подбери «ласковые» «слова-признаки».






4. Составь предложения по картинкам. Найди «слова-действия» в предложениях.

* Дедушка читает газету.






5. Что делает мама (папа, сын, дочь, бабушка, дедушка) с этими предметами?

* Мама готовит обед. Мама шьёт...






6. На праздник пришли родственники. Мама, папа, Дима встречают гостей. Расскажи, кто пришёл.

* В гости пришли тётя, дядя, двоюродные братья и сестры.






7. Скажи «ласково».

* Папа — папочка, папуля. Сын — сынок, сыночек, сынуля.


8. Составь по образцу и вопросам рассказ про свою семью. Нарисуй свою семью.






Сколько в твоей семье человек?

В моей семье четыре человека.

Кто самый старший?

Как зовут дедушку

и бабушку? Расскажи о них.

Самая старшая — бабушка Клава.

Она совсем старенькая и уже не работает.

Я люблю бабушку. Мы — большие друзья.

Как зовут маму и папу? Где и кем они работают?

Моя мама — Вероника Васильевна. Она работает в магазине продавцом. Мой папа — Павел Андреевич. Он работает строителем на стройке.

Есть ли у тебя братья и сестры?

Кто самый младший?

У меня есть старший брат. Он ходит в школу, в четвёртый класс. Я самый младший в семье.

Расскажи о себе.

Меня зовут Вадик. Мне пять лет. Я хожу в детский сад.





1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом