Главная страница

Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими... Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви. Удк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87


Скачать 4.99 Mb.
НазваниеУдк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87
АнкорБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими.
Дата03.10.2017
Размер4.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви
ТипДокументы
#24453
страница1 из 8
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8



УДК 376.36 ББК 74.102 Б87

Брежнева Е.А., Брежнев Н.В.

Б87 Хочу всё знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. II: Мир человека. — 164 с: ил. — (Коррекционная педагогика).

18ВМ 5-691-00741-6.

18ВМ 5-691-00743-2(11).

Комплект рабочих тетрадей рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание заданий для детей и методические рекомендации ориентированы на детей с нарушениями речи, однако предлагаемый авторами материал может быть использован и для занятий с нормально развивающимися дошкольниками.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей; будет полезно родителям для работы с ребенком в семье.

УДК 376.36 ББК 74.102

© Брежнева Е.А., Брежнев Н.В., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 © Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003
Учебное издание

БРЕЖНЕВА Елена Александровна, БРЕЖНЕВ Николай Васильевич

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями

Пособие для логопеда

В двух частях Часть II МИР ЧЕЛОВЕКА

Зав. редакцией В.Н. Кирьянова; зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников;

художник Р.В. Сурьянинов; художник обложки МЛ. Уранова; компьютерная верстка О.Н. Емельянова, Т.И. Кравцова; корректор М.М. Крючкова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002. Сдано в набор 11.08.02. Подписано в печать 20.09.02. Формат 60x90 У . Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 20,5.

Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ № Я-522

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

Государственное унитарное предприятие Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

18ВЫ 5-691-00741-6 18ВМ 5-691-00743-2(11)

ОТ АВТОРОВ

Уважаемые взрослые!

Данный комплект пособий рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с программой, действующей в логопедических детских садах. Обучение ориентировано в основном на дошкольников, имеющих нарушения речи. Вместе с тем пособие может быть использовано и в работе с нормально развивающимися детьми. Оно будет полезно как специалистам-логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребенком в семье.

Комплект состоит из рабочей тетради, представленной в двух частях (книгах), и методических рекомендаций. В первую часть рабочей тетради — «Мир вокруг» — вошли следующие темы: «Наша речь», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Времена года» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).

Во вторую часть рабочей тетради — «Мир человека» — включены темы «Человек», «Семья», «Игрушки», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты».

Над этими темами целесообразно работать в такой последовательности: «Наша речь», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Человек», «Семья», «Домашние птицы», «Зима», «Дикие птицы», «Инструменты», «Одежда», «Посуда», «Весна», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Продукты», «Лето».

Основная задача пособия — развитие всех сторон устной речи детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Кроме того, пособие поможет взрослым подготовить детей к школе: развить мышление, память, моторику, речь, заложить основы для последующего изучения русского языка, научить оперировать символами. Работа над развитием речи предполагает параллельное обучение математике (освоение счета предметов, цифр до десяти) и ознакомление с окружающим миром (свойства предметов и др.).

В основе методики лежит принцип от простого к сложному. Предметом изучения являются все основные языковые элементы устной речи: слово — словосочетание — предложение — текст. Обучение ведется в двух направлениях: накопление знаний о мире и формирование умений пользоваться различными языковыми формами устной речи.

Задания в пособии носят игровой характер, наличие рисунков облегчает их выполнение и делает более интересными.

В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:

представления о таких областях окружающего мира, как овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы, транспорт, мебель, посуда, одежда, обувь, инструменты, игрушки и др.;

способность к обобщению, обобщающие понятия по соответствующим темам;

умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

начальные представления о частях речи, именуемых в пособии как «слова-предметы» и «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

представления о роде, числе, падеже, умение использовать в речи соответствующие языковые конструкции;

представление о том, что такое предложение и как оно обозначается на письме, умение строить предложения по схеме и самостоятельно;

представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

умение использовать в речи словоформы падежные, уменьшительно-ласкательные и др.);

умение мыслить и оперировать символами: вспомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами («картинки-помощники») цвета, формы, вкуса, материала я др.

Как уже отмечалось выше, содержание пособия организовано по темам. В обеих частях тетрадей используются похожие типы заданий. Имеются •сквозные» лингвистические темы, а также понятая, которые рассматриваются в рамках любой тисы: «слово», «маленькое слово», «предложение», «слова-предметы» (имена существительные), «слова-действия» (глаголы), «слова-признаки» (имена прилагательные). Работа над данными лингвистическими понятиями проводится предварительно в отдельных тетрадях. Кроме того, вводятся понятия «слова-девочки» (женский род), «слова-мальчики» (мужской род), «слова-солнышки» (средний род), «слова-звездочки» множественное число). Усвоение этих понятий формирует у ребенка языковое чутье и готовит к поучению в школе.

В каждой части рабочей тетради, как правило, есть типовые задания, в них предусматриваются :

а) работа над обобщающими понятиями («дорисуй и раскрась», «зачеркни лишнее», «Незнайкины ошибки», «продолжи ряд»);

б) подбор прилагательных («слов-признаков»): качественных, относительных, притяжательных (цвет, вкус, форма, материал, принадлежность и т. п.). Большое внимание уделяется согласованию существительных и прилагательных («лабиринт», «соедини линией»);

в) работа с падежными формами (игра «Магазин»);

г) работа над согласованием существительного и числительного («сосчитай», «Незнайкины ошибки»);

д) аналитико-синтетическая работа, деление целого на части («вырежи, собери и приклей», «сравни и опиши»);

е) работа над уменьшительно-ласкательной формой («скажи ласково», «дорисуй большой— маленький предмет», «назови по размеру»);

ж) работа над глаголами («словами-действиями»);

з) работа над родовыми понятиями в каком домике живут?»);

и) работа над связной речью: составление загадок, рассказов («загадай загадку», «составь рассказ»).

Предлагаем учитывать следующие рекомендации. С пособием ребенок должен работать длительное время, регулярно, вместе со взрослым. Важно, чтобы взрослый следил за отчетливостью произношения слов и не оставлял без внимания ошибки. Обстановка на занятиях должна быть спокойной и доброжелательной, а их продолжительность — не более 20—25 мин. Надо соразмерять количество предлагаемых упражнений с индивидуальными возможностями ребенка. Не следует торопить детей при выполнении заданий, а также фиксировать внимание на неудачах. Важно не только дать знания, но и воспитать в ребенке уверенность в себе, а для этого отмечать все его достижения, даже самые незначительные. Проявив терпение, вы добьетесь хороших результатов.

Желаем успеха!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. ЧЕЛОВЕК

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «человек ».

Взрослый объясняет, что части тела человека называются по-разному, имеют различное назначение. Спрашивает ребенка, какие он знает части тела, и просит показать их на рисунке и назвать (Это голова).

ЗАДАНИЕ 2. Лицо и руки человека.

а) Взрослый спрашивает ребенка, какие он знает части лица. Тот показывает на портрете в круглой рамке волосы и составляет предложение (Это волосы). Затем сравнивает портреты слева и справа и говорит, чего не хватает на портрете в квадратной рамке (Не хватает волос). Дорисовывает недостающие части.

Взрослый объясняет значение картинки-символа («помощницы») — «человек»



б) Игровая ситуация: игрушки театра бибабо надевают на пальцы руки и разыгрывают сценки. Взрослый спрашивает ребенка, на каком пальце какая игрушка. Тот отвечает (На большом пальце медведь).

в) Ребенок обводит свою руку и называет каждый палец руки (Это указательный палец).

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-действия».

а) Взрослый объясняет, что люди разного возраста занимаются различными делами: дети в основном играют, школьники учатся, взрослые работают. Ребенок показывает на картинки и говорит, где человек играет, где учится, где работает.

б) Взрослый объясняет, что люди в разное время суток занимаются разными делами. Разное время суток изображено на картинках в круге, в центре. Взрослый предлагает рассказать по картинкам, что делают Саша и Даша утром, днем, вечером, ночью (Утром Саша встает с постели и делает зарядку).

в) Взрослый спрашивает ребенка, что он обычно делает утром, днем, вечером, ночью.

ЗАДАНИЕ 4. Ощущения. Назначение органов чувств.

Взрослый объясняет, что человек узнает об окружающем мире через различные органы. Спрашивает, для чего нужны человеку уши, рот (язык), глаза, нос, пальцы. Ребенок отвечает (Ушами человек слушает).

ЗАДАНИЕ 5. Части тела и одежда. Мужской и женский пол.

а) Для закрепления знаний о частях тела взрослый спрашивает ребенка, что он наденет на голову, шею, руки, ноги, ступни (На голову я надену шапку). Через связь с одеждой ребенок закрепляет представления о частях тела.

б) Взрослый объясняет, что тело мальчиков и девочек выглядит по-разному, имеет особенности. Поэтому они носят разную одежду. Спрашивает, показывая на картинки, что из одежды нужно мальчику, что девочке. Ребенок отвечает (Девочке нужно платье).

ЗАДАНИЕ 6. Эмоции человека.

а) Взрослый говорит, что человек испытывает разные чувства. Объясняет значение слов радость, грусть, злость, удивление, страх. Спрашивает, показывая на картинки, когда Саша испытывает радость, грусть, злость, удивление, страх (Саша радуется празднику).

б) Взрослый спрашивает ребенка, отчего у него бывают радость, грусть, злость, удивление, страх. Просит нарисовать предметы, ситуации, которые приносят ему радость.

ЗАДАНИЕ 7. Внешность и характер человека- Антонимы.

Взрослый объясняет ребенку, что тело и одеждачеловека, его характер, поведение — все это бывает разным. Предлагает сравнить людей на картинках. При составлении предложений ребенок подбирает «слова-признаки» (Этотчеловек : старый, аэтотмолодой).

ЗАДАНИЕ8. «Слова-действия». Способности человека.

Взрослый объясняет, что люди умеют делать разное, играть в различные игры. Просит ребенка рассказать на примере Даши, что может уметь делать человек (Дашаумеетпеть).Затем ребенок рассказывает про свои умения.

Тема 2. СЕМЬЯ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «семья».

а) Взрослый объясняет, что значит слово семья(Семьяэтоблизкиеродственники,которыезаботятсядругодругеиживутвместе).

Взрослый рассказывает, что семья Димы и Ани живет в этой квартире (показывает на картинку). Спрашивает, кто живет в каждой комнате. Ребенок называет членов семьи и составляет предложения по образцу (Этасемьясостоитизмамы,папы,сына,дочери,дедушки, бабушки).

б) Затем взрослый просит ребенка сказать, сколько человек в его семье, и назвать имя и отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата.

в) Кого как называть? Взрослый объясняет, что у каждого члена семьи свое название: бабушка для внука — бабушка, а для своей дочки — мама.

г) Взрослый просит ребенка отгадать загадку и придумать свою загадку по образцу нееесть дочкаивнучка.Кто это?)

ЗАДАНИЕ 2. Возраст членов семьи.

а) Взрослый объясняет ребенку, что в семье живут люди разных возрастов: пожилого (бабушка, дедушка), зрелого (папа, мама), молодого (сын, дочь). Наглядно это сопоставимо с возрастом деревьев. Объясняет, что бабушка и дедушка прожили долгую жизнь и успели вырастить большое дерево. Спрашивает ребенка: кто какое дерево вырастил? (Самоебольшое деревовырастилибабушкасдедушкой.)

б) Игровая ситуация: семья вырастила большую репку, которую можно вытащить только всем вместе. Члены семьи расположились по возрасту. Затем взрослый просит ребенка вставить в предложения нужные слова (Бабушка старшемамы,номладшедедушки).Далее ребенок отвечает на вопрос, кто кого старше или младше в его семье.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

а) Взрослый просит ребенка рассказать о папе Димы, подобрав «слова-признаки». (Димин папаспортивный,добрый,строгий,сильный, умный).Далее он просит ребенка рассказать о его папе, употребляя «слова-признаки» (Мой папасильный,справедливый,умный).

б) Игровая ситуация: праздник, Дима хочет поздравить родных с праздником. Ему нужно составить поздравления, употребляя «слова-признаки».

Взрослый может предложить ребенку поздравить своих родных с такими праздниками: днем рождения, Новым годом, Днем 8 марта, 23 февраля по образцу. Ребенок включает в текст «ласковые» «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 4. Составление предложений.

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по каждой картинке и найти в них «слова-действия» (Дедушкачитаеткнигу).

ЗАДАНИЕ 5. «Слова-действия».

Взрослый, показывая на изображения предметов, спрашивает ребенка, что делает мама (папа, сын, дочь, бабушка, дедушка) с этими предметами (Мамаготовитобед).Просит выделить «слова-действия» в предложениях.

ЗАДАНИЕ 6. Родственники нашей семьи.

Взрослый проводит предварительную беседу о том, что кроме близких родственников существуют дальние (тети, дяди и другие). Спрашивает ребенка, какие у него есть дальние родственники.

Игровая ситуация: день рождения, на праздник пришли дальние родственники, мама с папой и Димой встречают гостей. Ребенок должен сказать, кто пришел в гости к Диме гости пришли тетя,дядя,двоюродныебратьяисестры).

ЗАДАНИЕ 7. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый просит ребенка назвать «ласково» родителей (Папа папочка,папуля).

ЗАДАНИЕ 8. Составление рассказа и рисунок семьи.

Взрослый предлагает ребенку нарисовать свою семью. По окончании можно побеседовать о каждом члене семьи.

Это задание может быть использовано как проективный тест на характер взаимоотношений в семье.

Взрослый задает вопросы. Ребенок, отвечая на вопросы, составляет рассказ. Затем взрослый предлагает ему самостоятельно повторить рассказ.

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом