Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими... Удк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87


НазваниеУдк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87
АнкорБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими.
Дата03.10.2017
Размер4.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви
ТипДокументы
#24453
страница3 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 5. ОДЕЖДА

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятиями «одежда», «обувь», «головной убор».

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, изображенные на рисунке, назвать их одним словом и помочь портному сделать одежду красивой: раскрасить и назвать каждый предмет по образцу (Этобрюки,платье). Далее ребенок называет профессию человека, который изготовляет этот предмет (Платьешьетпортнойилишвея), и место, где изготовляют этот предмет (Платье шьютвателье,нашвейнойфабрике).

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головной убор».

а) Взрослый обращает внимание ребенка на шкаф, в котором три полки. Объясняет, что одежда, обувь, головной убор защищают (покрывают, предохраняют) человека от солнца, ветра, дождя и т. д. Одежда в широком смысле включает в себя собственно одежду, обувь, головные уборы, перчатки и др. Одежду надевают на тело, обувь надевают на ноги, а головной убор — на голову. Взрослый спрашивает, что общего у тех предметов, которые помещаются на каждой из этих полок, просит назвать одним словом то, что лежит на верхней (нижней, средней) полке (Наверхнейполкележатголовныеуборы).Ребенок говорит, для чего эти предметы нужны человеку (Этоженская шляпа.Оназащищаетголовуотсолнца).

б) Взрослый предлагает ребенку продолжить высказывания (Кепка..., шапка это головные уборы) и дорисовать нужные предметы.

в) Взрослый предлагает отыскать в высказывании Незнайки ошибку и объяснить свое мнение (Шортынадеваютнатуловище).

ЗАДАНИЕ 3. Виды одежды.

Взрослый объясняет, что одежду шьют с учетом особенностей строения мужского и женского тела.

Просит ребенка помочь мальчику и девочке отыскать их вещи и разместить по шкафам. Показывает на предмет и спрашивает, что это такое, кто обычно им пользуется — мужчина, женщина или и тот и другая. Затем ребенок самостоятельно обводит предметы и проводит линии от предметов к соответствующим местам в шкафчиках, объясняя свой выбор (Этоженскаяшляпа).Взрослый обращает его внимание на картинку-помощницу в верхнем правом углу листа и при необходимости поясняет ее назначение.

ЗАДАНИЕ 4. Место и время пользования разной одеждой, ее назначение.

Взрослый объясняет ребенку на примерах, что в разных обстоятельствах требуется различная одежда. Разбираются четыре ситуации, в которых часто находится человек: на улице, на работе, во время занятий спортом, в домашней обстановке. Эти ситуации изображены на рисунках.

Затем взрослый спрашивает, какую одежду, обувь, головной убор в какой ситуации носят. Для чего нужна та или иная одежда (Шляпунадевают,когдаидутнаулицу.Кедынадевают вовремязанятийспортом.Внихудобнобегать ипрыгать).

Взрослый поясняет, что картинка-помощница обозначает, как используется предмет.

ЗАДАНИЕ 5. Материал. Качественные прилагательные.

а) Взрослый объясняет, что в целях удобства для одежды используются разные материалы. Например, летом удобней носить одежду из хлопка, а зимой — из шерсти. Объясняет, какие бывают виды материалов (шерсть, мех, кожа, шелк, хлопчатобумажная ткань и др.).

Далее взрослый спрашивает ребенка, из какого материала сделаны одежда, обувь и головные уборы, которые изображены на рисунках, и из какого еще материала могут быть изготовлены эти вещи. Ребенок отвечает по образцу (Это платьесшитоизхлопка.Этохлопчатобумажныйсарафан.Платьеможносшитьизшелка. Этобудетшелковоеплатье).

б) Взрослый просит помочь мальчику одеться на лыжную прогулку. Называя одежду, ребенок должен подобрать «слова-признаки» (На головумальчикнаденетшерстянуюмягкую, теплую,удобнуюспортивнуюшапочку).

ЗАДАНИЕ 6. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый указывает на солнышко в середине рисунка и объясняет, что солнышко теплое, ласковое, его изображение означает «скажи ласково».

Ребенок называет вещи «ласково», используя уменьшительно-ласкательные формы слова (шляпашляпка,шляпочка).

ЗАДАНИЕ 7. Мужской, женский, средний род.

Взрослый напоминает, что все «слова-предметы» бывают или «слова-мальчики», или «слова-девочки», или «слова-солнышки». «Слова-мальчики» — это «слова-предметы», про которые мы говорим онмой;«слова-девочки» — это такие «слова-предметы », про которые мы говорим она моя;«слова-солнышки» — это такие «слова-предметы» , про которые мы говорим ономое;про «слова-звездочки» мы говорим онимои.Все эти слова живут каждый в своем шкафчике — в шкафчике с мальчиком, девочкой, солнышком и звездочками. Взрослый показывает на сарафан, просит определить, какое это слово («слово-мальчик», «слово-девочка» или «слово-солнышко», «слова-звездочки»), и соединить его линией с соответствующим шкафчиком. При этом ребенок говорит по образцу (Мойсарафан. Мояшуба.Моепальто.Моибрюки).

ЗАДАНИЕ 8. Виды одежды по времени года.

а) Взрослый объясняет, что одежда бывает трех задов в зависимости от особенностей времени года г погоды (см. изображения на картинках).

Взрослый показывает на одежду и спрашивает, какая это одежда — летняя, зимняя или демисезонная (в какое время года ее носят). Ребенок соединяет вещи с картинками-символами и отвечает (Платьеэтолетняяодежда,потомучтоплатьеносятлетом).

Взрослый объясняет значение картинок-помощниц — они символизируют время года, погоду.

б) Игровая ситуация: Лена идет гулять и берет из шкафа одежду. Взрослый спрашивает, чего не хватает в шкафу у Лены и почему именно эта одежда отсутствует. В процессе ответа предлагает подыскивать «слова-признаки», обозначающие не только время года. Ребенок отвечает по образцу шкафунетосеннегонепромокаемогоплаща.Ленанаделаплащ,потому чтоосеньюидутдожди).

ЗАДАНИЕ 9. Числительные. Согласование числительных с существительными. «Слова-признаки».

а) Игра «Магазин». Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: нужно помочь продавцу сосчитать в магазине одежду. Ребенок последовательно считает (Одно платье. Два платья. Три платья). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных в родительном падеже. Ребенок говорит, чего много в магазине магазине много платьев). Взрослый следит за правильным согласованием существительных с числительными.

б) Объясняя продавцу, какую вещь хочет купить, ребенок (мальчик или девочка — в зависимости от ситуации) использует «слова-признаки» (У васестькрасноешерстяноеплатье? Дайтемне,пожалуйста,красноешерстяное платье).

ЗАДАНИЕ 10.

а) Части и целое. Именительный падеж существительного в единственном и множественном числе.

Ребенку нужно назвать части одежды, обуви в единственном и множественном числе (Воротник воротники). Взрослый объясняет значение картинки-помощницы — она символизирует «части предмета».

б) Взрослый предлагает закончить предложения (Пуговицунадопришить)и обращает внимание ребенка на разнообразие значений однокоренных слов.

ЗАДАНИЕ 11. «Слова-действия». Приставочные глаголы.

Игровая ситуация: сказка «Золушка». Взрослый спрашивает, что делает Золушка (на первом рисунке), и просит подобрать к предметам нужные «слова-действия» по образцу (Золушкастираетплатье).Дополнительно можно спросить, что еще делают с одеждой, обувью, головными уборами (Платьеможнотакжепримерять,гладить,зашивать).

ЗАДАНИЕ 12. Сравнение и описание одежды.

Взрослый последовательно показывает на все вещи в каждом ряду и просит ребенка развернуто ответить, в чем их сходство и различие. Тот отвечает по образцу, используя картинки-помощницы (Этосвитер.Усвитераестьворотник,которыйзакрываетшею.Свитерпушистый,шерстяной.Свитерносятмужчиныи женщинывхолоднуюпогоду.Свитерзащищаетчеловекаотхолода,ветра).

ЗАДАНИЕ 13. Составление загадок.

Ребенок отгадывает загадку и придумывает свои загадки про одежду, нарисованную в «спрятанке» (Еенадеваютнаголовузимой.Онасделанаизмеха.Что это?). В работе используется схема.

ЗАДАНИЕ 14. Составление описательного рассказа.

Взрослый просит ребенка рассмотреть рисунки (вверху), задает вопросы. Далее предлагает посмотреть картинки-помощницы и задает по ним вопросы о рубашке (см. приложениеII, рис.5).Ребенок отвечает на вопросы, глядя на картинки-помощницы. Взрослый обращает внимание на то, что предложения «дружат» между собой, в них говорится об одном и том же предмете. Затем предлагает ребенку самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ по схеме о вещах, изображенных на рисунке (вверху).

ЗАДАНИЕ 15. Обобщение и повторение темы.

Взрослый предлагает вырезать вещи (см. приложение II, рис. 6) и одеть Машу и Мишу: 1) по-зимнему, 2) по-летнему, 3) на праздник.

Ребенок составляет в процессе работы рассказ о том, как одеты дети.

Тема 6. ПОСУДА

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «посула» .

Взрослый предлагает ребенку обвести, раскрасить и назвать предметы посуды по образцу.

*Это тарелка).
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «посуда».

а) В клеточках изображены посуда и другие предметы. Помогая Белоснежке, ребенок оставляет только посуду, а остальное зачеркивает.

б) Взрослый объясняет, что посуда — это предметы, при помощи которых готовят, едят, пьют н хранят продукты. Задает вопросы: «Можно ли назвать кастрюлю, сковородку, тарелку одним гловом? Каким?»

в) Взрослый спрашивает, можно ли назвать кастрюлю посудой и почему. Ребенок дает простейшее определение посуды (Кастрюля — посуда, потому что при помощи кастрюли готовят еду).

г) Ребенок отыскивает ошибки в высказываниях Незнайки: «Тарелка, чайник, молоток — посуда» и объясняет свое мнение (Молоток — это не посуда, потому что он нужен для работы, а не для того, чтобы готовить еду).
ЗАДАНИЕ 3. Материал. Качественные прилагательные.

а) Игровая ситуация: гномики помогают Белоснежке мыть посуду. Взрослый показывает на кухонные предметы и спрашивает, из какого материала они сделаны. Ребенок отвечает по образцу (Сковорода сделана из железа. Это железная сковорода), и проводит линии от посуды к гномикам в соответствии с заданием.

б) Взрослый объясняет, что посуда бывает сделана и из других материалов (хрусталя, глины). Ребенок отвечает на вопросы: «Какую посуду можно разбить? Какая посуда не бьется? Перечисли. Какие предметы могут быть сделаны из разных материалов? »
ЗАДАНИЕ 4. Назначение посуды.

а) Взрослый объясняет, для чего предназначена та или иная посуда. Ребенок составляет предложения по образцу (Чтобы сварить суп, нужна кастрюля).

б) Взрослый говорит, что на кухне кроме посуды еще много других нужных предметов. Это кухонная утварь. Показывая на картинки, спрашивает, для чего нужны эти предметы. В случае затруднения объясняет назначение предметов сам (Термос нужен, чтобы еда оставалась теплой).

в) Взрослый предлагает загадку и просит ребенка придумать свою загадку по схеме (Железная, блестящая. Ею едят. Что это?).
ЗАДАНИЕ 5. Кухонные принадлежности и их назначение.

а) Взрослый спрашивает, что бывает на кухне кроме посуды. Ребенок перечисляет, глядя на картинки, все предметы, облегчающие работу на кухне. Взрослый объясняет, как образуются некоторые сложные слова, и просит ребенка самостоятельно объяснить образование остальных слов кофемолке мелют кофе). По ходу работы взрослый уточняет назначение предметов.

б) Взрослый объясняет, что название посуды иногда дается по продуктам, которые обычно в ней находятся. Спрашивает, что нужно хозяйке для каких продуктов (Для сахара нужна сахарница).
ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия». Назначение посуды.

а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия» , показывает какую-либо посуду (ложку) и говорит, что ею можно делать. Показывает картинку, а ребенок проговаривает по образцу (Ложкойедят,кладутвстакансахар,размешиваютего).

Взрослый объясняет, что картинка-помощница означает «как пользоваться предметом ».

б) Ребенок рассматривает рисунок, называет все предметы посуды, отгадывает загадку (Этим предметомрежут,намазываютмасломхлеб. Что это?) и составляет свои загадки по схеме, используя «слова-действия».
ЗАДАНИЕ 7. Употребление приставочных глаголов и предлогов.

а) Взрослый предлагает ребенку рассказать, что делают гномики, и закончить предложения стакан наливают воду). Обращает его внимание на правильное употребление приставочных глаголов.

б) Взрослый предлагает составить предложения по картинкам и найти в них «маленькие слова». Ребенок указывает на подходящий символ или соединяет символ с предметом (Ложкав стакане).
ЗАДАНИЕ 8. Размер посуды.

Взрослый просит ребенка сказать, чем отличаются предметы на первом и втором столах, назвать большую посуду, а маленькие предметы назвать «ласково» (Набольшомстолестоитбольшойсамовар.Намаленькомстолике стоитсамоварчик).

ЗАДАНИЕ 9. Части посуды.

а) Взрослый предлагает дорисовать недорисованные части предметов посуды и назвать их по образцу кастрюли нет ручки). Обращает внимание ребенка на картинку-помощницу. Объясняет, что она обозначает.

б) Взрослый предлагает ребенку подобрать к разным видам посуды подходящие крышки и обращает внимание на соответствующие размер и форму.
ЗАДАНИЕ 10. Назначение и виды посуды.

Игровая ситуация: взрослый показывает картинку (ложку) и просит ребенка сказать, для чего она нужна. Затем он просит вырезать и расположить посуду следующим образом: ту, что требуется для готовки еды, — на плиту; посуду, при помощи которой едят, — на стол. Ребенок действует и строит предложения по образцу (Этоложка.Ложкойедят.Яположу ложкунастол).
ЗАДАНИЕ 11. Согласование числительных, существительных, прилагательных в родительном падеже.

Игра «Магазин». Взрослый предлагает сказать по образцу, чего много в магазине магазинемногочайников).

Ребенок считает предметы посуды (Три чайника .) Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных в родительном падеже единственного числа.

Взрослый предлагает попросить посуду, используя образец (Дайтемнесинийфарфоровый чайник)и дополнительные «слова-признаки» (по цвету, по материалу).
ЗАДАНИЕ 12. Сходство и различие инструментов по форме, назначению, материалу.

а) Взрослый показывает один из предметов посуды (кофейник, чайник) и спрашивает, на какие фигуры похожи носик, донышко, ручка. Ребенок отвечает по образцу (Это кофейник. У кофейника треугольный носик, круглое донышко, треугольная ручка). Взрослый спрашивает, в чем сходство и различие посуды (по форме, по назначению).

б) Взрослый спрашивает, как называются предметы на картинке (миска, тарелка, блюдце), в чем их сходство и различие (Мискаглубокая,металлическая.Ееиспользуютдляприготовленияпищи:салата,теста.Тарелканеглубокая,фарфоровая.Втарелкуналиваютсуп. Изнееедят.Блюдцемаленькое,фарфоровое. Блюдцеиспользуют,когдапьютчай).

в) Взрослый спрашивает, как называются предметы (рюмка, стакан, кружка, чашка), в чем их сходство и различие.
ЗАДАНИЕ 13. Составление загадок. Обобщение пройденного.

Взрослый спрашивает, какие предметы посуды перепутаны на рисунке. Ребенок находит один за другим предметы и придумывает про них загадки, используя схемы (Фарфоровая,белая. Изнеепьютчай.Что это?).
ЗАДАНИЕ 14. Составление описательного рассказа.

Взрослый показывает ребенку картинки-помощницы и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы, ориентируясь на картинки-помощницы, и составляет рассказ (см. приложениеII, рис.7).Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ по схеме о других предметах посуды.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей