Главная страница
qrcode

Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими... Удк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87


НазваниеУдк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87
АнкорБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими.
Дата03.10.2017
Размер4.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви
ТипДокументы
#24453
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 7. МЕБЕЛЬ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «мебель».

Взрослый предлагает ребенку помочь мастеру «сделать» мебель: обвести, раскрасить и назвать каждый предмет по образцу (Этостул). Затем ребенок называет профессию человека, который изготовляет этот предмет мебели, и место, где его делают. (Стулделаетмебельный мастервмебельноймастерскойилинамебельнойфабрике).
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «мебель».

а) В клеточках таблицы изображены мебель и другие предметы. Ребенок оставляет только мебель, зачеркнув все остальное.

б) Взрослый задает вопросы: «Можно ли назвать диван, кровать, стул одним словом? Каким? Почему? »

в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Диван,... кровать это мебель) и нарисовать в клеточках предметы мебели.

г) Взрослый дает простейшее определение мебели (Мебельпредметы,которыенаходятсявпомещенииипредназначеныдляхранениявещей,атакжедлятого,чтобынанихспали,сидели,ели)и просит по образцу ответить на вопрос, почему эти предметы называют мебелью (Шкаф— мебель,потомучтовшкафухранятвещи).

д) Ребенок отыскивает ошибки в высказываниях Незнайки: «Стол, диван, стул, стакан — мебель» и объясняет свое мнение (Стаканэтоне мебель,апосуда,потомучтоизнегочеловек пьет).
ЗАДАНИЕ 3. Виды мебели. Месторасположение.

Игровая ситуация: в семье Домовенка (мама, папа, сестренка) новоселье. Нужно помочь им правильно расставить мебель: вырезать (см. приложениеII,рис.8)и приклеить предметы на свои места (в гостиную, на кухню, в спальню, в прихожую). Взрослый показывает ребенку расположение комнат, объясняет значение картинок-помощниц. Показывает на предмет мебели и спрашивает, что это такое, где обычно стоит: на кухне, в комнате, в прихожей, в спальне. Затем ребенок самостоятельно вырезает предметы (по контуру или по пунктирной линии), приклеивает изображения, раскрашивает мебель. В процессе работы объясняет, почему та или иная мебель должна стоять именно здесь. Выясняется, что некоторые предметы мебели (шкаф, диван, стенка) могут находиться в разных комнатах (Это шкаф.Онможетстоятьвспальне,вприхожей,вгостиной).

Если ребенок испытывает затруднения, взрослый объясняет название, назначение, месторасположение предметов мебели.
ЗАДАНИЕ 4. Материал. Образование качественных прилагательных.

а) Взрослый показывает на предмет (шкаф) и спрашивает, из какого материала он сделан. Ребенок отвечает полным предложением (Этот шкафсделаниздерева).Затем взрослый просит ребенка подобрать «слово-признак» по материалу (Этодеревянныйшкаф).

б) Взрослый спрашивает, из какого еще материала может быть сделан тот же предмет (из стекла, из пластмассы, из металла). Следит, как ребенок согласовывает в роде окончания прилагательных и существительных, при необходимости поправляет его (Столик сделанизпластмассы.Этопластмассовый столик).
ЗАДАНИЕ 5. Назначение мебели. «Слова-действия».

а) Игровая ситуация: Домовенок перепутал вещи. Нужно помочь ему разложить их по своим местам. Ребенок соединяет линиями вещи и предметы мебели, составляет полные предложения, употребляя «маленькие слова» (Лампа стоит на письменном столе).

Взрослый напоминает ребенку, что обозначают картинки-помощницы.

б) Взрослый предлагает ребенку подобрать «слова-действия» к слову диван (На диване сидят, лежат, читают книгу, отдыхают, смотрят телевизор). Аналогично идет работа с другими словами, обозначающими мебель.

в) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку Домовенка (На нем спят, сидят, отдыхают. Стоит в гостиной. Что это?) и составить свои загадки, пользуясь схемой. Взрослый напоминает, как сочинять загадки: надо, не называя предмет, назвать «слова-действия» г сказать, где обычно стоит эта мебель.
ЗАДАНИЕ 6. Большая и маленькая мебель. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый рассматривает вместе с ребенком мебель, просит найти похожие предметы мебели и спрашивает, чем они отличаются друг от друга (размером). Ребенок, называя по образцу, говорит, какая мебель принадлежит гномику, а какая великану (Это стул. Это стульчик.).
ЗАДАНИЕ 7. Числительные. Согласование числительных с существительными.

Ребенок считает предметы мебели (Один тт.ул. Два стула. Три стула. Четыре стула. Пять стульев). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных.
ЗАДАНИЕ 8. Части мебели. Именительный падеж, родительный падеж единственного и множественного числа.

а) Взрослый объясняет, что предметы мебели состоят из частей (Стул состоит из сиденья, спинки, ножек). У некоторых предметов есть нечто общее: ножки, дверцы, ручки, спинки и др. Но вместе с тем может быть и что-то особое. Показывает ребенку предмет мебели (стул) и просит назвать части в единственном и множественном числе по образцу (Сиденье—сиденья).

Затем взрослый просит ребенка назвать части мебели, которые изображены на рисунке пунктирной линией и которых не хватает (У стула не хватает спинки).

Взрослый обращает внимание ребенка на правильное употребление окончаний существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

б) Игровая ситуация: озорной Домовенок играет в прятки. Взрослый просит ребенка составить предложения, выделить «маленькие слова» (Домовенок прячется в шкафу. Домовенок выглядывает из шкафа).
ЗАДАНИЕ 9. Внешнее и функциональное сходство и отличия предметов мебели. Качественные прилагательные («слова-признаки»).

а) Взрослый рассматривает с ребенком три варианта одного вида мебели, просит назвать их одним словом (Это столы). Ребенок называет различия по внешнему виду, по назначению (Это кухонный стол. На нем готовят еду и едят. Это письменный стол. Он стоит в кабинете, за ним пишут). Взрослый просит подобрать как можно больше «слов-признаков» к частям и предметам мебели в целом.

б) Взрослый просит подобрать как можно больше «слов-признаков» к словам кресло, шкаф, стол (Стол — письменный, деревянный, обеденный, большой, кухонный, раскладной, журнальный).

в) Взрослый показывает картинку и просит найти книжный шкаф, навесную полку, платяной шкаф (Это шкаф. В нем хранится одежда. Это книжный шкаф. В нем стоят книги ).

Взрослый предлагает ребенку найти сходство и различия предметов, ориентируясь на картинки-помощницы.
ЗАДАНИЕ 10. Составление загадок по схеме (части, назначение, местоположение).

а) Взрослый задает образец загадки (У него есть четыре ножки, спинка, сиденье. На нем сидят. Что это?) и предлагает ребенку придумать свои загадки по схеме.

б) Взрослый просит ребенка вспомнить, что стоит у него дома на кухне, в комнате, в прихожей, в спальне. Тот рассказывает полными предложениями по образцу, начиная со слов «У нас...».
ЗАДАНИЕ 11. Составление рассказа.

Взрослый показывает ребенку картинки-помощницы, задает вопросы (Что это?) про диван (см. приложениеII,рис.9).Тот отвечает на вопросы. Ориентируясь на картинки-помощницы, составляет рассказ. Взрослый предлагает ему самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ по схеме о другом предмете мебели.
Тема 8. ТРАНСПОРТ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «транспорт ».

Взрослый предлагает ребенку обвести, раскрасить и назвать по образцу все виды транспорта (Этоавтобус).
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «транспорт». Виды транспорта по назначению.

а) В клеточках изображены виды транспорта и другие предметы. Ребенок оставляет только картинки с видами транспорта, остальное зачеркивает.

б) Взрослый задает вопросы: «Можно ли назвать самолет, машину, катер одним словом? Каким?»

в) Игровая ситуация: ребенок должен объяснить Саше, для чего нужны эти виды транспорта. Взрослый объясняет ребенку, что транспорт бывает разных видов. Вид транспорта зависит от того, что на нем перевозят. Показывает на картинки в центре. Людей перевозят пассажирские виды транспорта. Грузы перевозят грузовые виды транспорта. Специальные работы (тушение пожаров) выполняют специальные виды транспорта (пожарная машина).

Затем взрослый показывает на рисунок (автобус) и просит ребенка определить, какой это вид транспорта. При этом ребенок говорит по образцу, объясняя назначение транспортного средства (Автобуспассажирскийвидтранспорта, потомучтонаавтобусеперевозятлюдей).

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что некоторые виды транспорта могут быть использованы с разными целями (поезд перевозит и грузы, и людей).
ЗАДАНИЕ 3. Виды транспорта по способу передвижения.

а) Взрослый рассказывает, что различные виды транспорта существуют в зависимости от того, где (в какой среде) и каким способом он передвигается и используется (в воздухе — воздушный). Просит ребенка объяснить самостоятельно значение картинок-помощниц, изображенных в центре, и какой вид транспорта они могли бы обозначать. Ребенок объясняет значение картинок-помощниц (Здесьнарисованонебо. Этотрисунокобозначаетвоздушныйвид транспорта),называет вид транспорта (воздушный)соединяет линией рисунок транспортного средства и картинку-помощницу, отвечая по образцу (Самолетотноситсяквоздушномувиду транспорта,потомучтоонлетаетповоздуху).

Взрослый просит ребенка назвать причину, по которой тот отнес транспорт к определенной категории. (Ракетаэтокосмическийвид транспорта,потомучтолетаетвкосмосе. Самолетотноситсяквоздушномувиду транспорта,потомучтоонлетаетповоздуху.Поездотноситсякназемномувидутранспорта,потомучтоондвижетсяпоземле.) «Почему лодку, корабль, катер называют водным транспортом?» (Лодкаотноситсякводномувидутранспорта,потомучтоонадвижетсяповоде.)

б) Взрослый предлагает ребенку отыскать в высказывании Незнайки «Самолет, вертолет, грузовик — воздушный вид транспорта» ошибку.
ЗАДАНИЕ 4. Закрепление темы «Виды транспорта по способу передвижения».

Взрослый просит ребенка вырезать, раскрасить и приклеить изображения видов транспорта в зависимости от места и способа передвижения (в космосе, в небе, по воде, по земле). Свои действия ребенок объясняет по образцу (Ракета движетсявкосмосе.Ракетакосмическийвид транспорта).
ЗАДАНИЕ 5. Части, детали и целое. Именительный падеж, родительный падеж единственного и множественного числа.

а) Игровая ситуация: Саша собрался отремонтировать машину, вертолет, корабль. Ребенок должен назвать части машины, самолета, корабля (Частимашиныкабина,кузов,руль,фары,мотор,колеса.Частисамолетакабина,крылья,хвост,иллюминаторы, колеса,пропеллер.Частикораблякорпус, труба,штурвал,якорь).Ребенок называет, чего не хватает на рисунке, рисует недостающие части и говорит по образцу (У машины нетруля).

Взрослый объясняет значение картинки-помощницы (части машины).

б) Взрослый просит ребенка рассказать о транспортных деталях и назвать их по образцу.
ЗАДАНИЕ 6. Числительные. Согласование числительных с существительными.

Ребенок считает ракеты, самолеты, машины, поезда, лодки, корабли и говорит по образцу небемногоракет.Однаракета.Две,три, четыреракеты).Взрослый следит за правильным согласованием существительных с числительными.
ЗАДАНИЕ 7. «Слова-действия».

а) Взрослый напоминает ребенку, что такое «слова-действия», показывает кораблик и спрашивает, что с ним происходит, что еще с ним может происходить (что еще он может делать). При этом он показывает картинки, а ребенок отвечает по образцу (Корабликплывет).

б) Взрослый спрашивает, что делает машина, что еще она может делать. Ребенок подбирает « слова-действия ».

в) Взрослый спрашивает, что делает самолет, что еще он может делать.

г) Взрослый предлагает досказать слово, при этом внимание ребенка сосредоточено на подборе «слов-действий».

д) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и придумать свою загадку со «словами-действиями ».
ЗАДАНИЕ 8. Приставочные глаголы и предлоги.

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по картинкам, вырезать и наклеить нужные символы, обозначающие «маленькие слова» (см. приложение1,рис.2)(Машинавыезжаетизгаража).
ЗАДАНИЕ 9. Общее и отличное. Подбор «слов-признаков».

а, б) Взрослый показывает последовательно рисунки и просит ребенка найти сходство и различия у разных видов транспорта: наземных, водных.

Поощряется использование в предложении «слов-признаков», характеризующих предмет по размеру, материалу, массе (Этодлинный,железный,десятиколесный,тяжелыйтрейлер). Обращается внимание также на размер, форму составных частей, их количество, вес (Трейлеримеетдесятьколес.Трейлердесятиколесный).
ЗАДАНИЕ 10. Профессии людей. Кто чем управляет.

Взрослый выясняет, насколько ребенок знаком с названиями профессий. Объясняет, что люди управляют видами транспорта, показывает на изображение машин в нижней части рисунка и задает вопрос, кто этим транспортом управляет. Ребенок отвечает и соединяет линиями, говорит полным предложением по образцу (Космонавтуправляетракетой).
ЗАДАНИЕ 11. Закрепление пройденного.

Игровая ситуация: в гости к инопланетянину. Взрослый предлагает ребенку бросать кубик, делать ходы и рассказывать про те виды транспорта, которые помогают ему добраться до инопланетянина.
ЗАДАНИЕ 12. Закрепление материала. Составление загадок по схеме.

Взрослый задает образец загадки (Быстрый,длинный,железный.Имуправляетмашинист.Что это?) и предлагает ребенку придумать по образцу свои загадки по схемам с использованием «слов-признаков», «слов-действий», названий профессий, деталей видов транспорта.
ЗАДАНИЕ 13. Составление рассказа.

Взрослый показывает картинки-помощницы, задает вопросы (Что это?) про автобус (см. приложениеII,рис.10).Ребенок, отвечая на вопросы, глядя на картинки-помощницы, составляет рассказ. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ по схеме про грузовик, вертолет и трамвай.

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом