Тема 3. ИГРУШКИ
ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «игрушки». «Слова-признаки», характеризующие предметы по цвету.
Взрослый предлагает ребенку обвести, раскрасить и назвать игрушки по образцу (Этокубики).Затем ребенок называет игрушки, используя «слова-признаки», обозначающие цвет (Это красныекубики).Взрослый обращает его внимание на то, что многие игрушки имеют несколько цветов, они разноцветные.
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
а) В клеточках изображены игрушки и другие предметы. Взрослый предлагает ребенку выбрать для Чебурашки игрушки и раскрасить их красным цветом, а для Крокодила Гены выбрать инструменты и раскрасить их желтым цветом.
б) Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Можно ли назвать юлу, конструктор, куклу одним словом? Каким? Объясни, почему».
в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Конструктор,...кукла—это...) и нарисовать в пустых клеточках игрушки. При ответе ребенок дает простейшее определение игрушки (Игрушка—предмет,скоторымиграют).
г) Ребенок отыскивает в высказывании Незнайки («Пирамидка, мячик, хлебница — игрушки ») ошибки и объясняет свое мнение (Хлебница—неигрушка,потомучтоонанужнане дляигры,адлятого,чтобывнейхранилихлеб).
ЗАДАНИЕ 3. Форма игрушек. Качественные прилагательные.
а) Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры, изображенные на гирлянде. Если необходимо, напоминает о видах геометрических форм. Ребенок называет фигуры.
б) Игровая ситуация: Витя и Катя делают аппликацию, им надо помочь. Взрослый показывает ребенку рисунки игрушек (кораблик, машинка, кукла) и просит вырезать части этих игрушек (см. приложениеI,рис.1),наклеить и раскрасить их. Он просит ребенка назвать при этом части, подобрать к ним «слова-признаки» по форме (Умашиныкруглыеколеса,прямоугольныйкузов).
Ребенок вспоминает обозначение формы и частей игрушки.
ЗАДАНИЕ 4. Материал. Качественные прилагательные.
а) Взрослый предлагает ребенку сказать, из какого материала сделаны игрушки, закрасить кружки рядом с игрушками разными цветами (по заданию). Ребенок отвечает по образцу (Юла сделанаизметалла.Этометаллическаяюла). Показывает картинку-помощницу (« материал »)
и объясняет ее значение.
б) Взрослый задает вопросы ребенку: какие две игрушки могут быть одинаковыми внешне, но разными по материалу? После ответа предлагает соединить линией одинаковые по материалу игрушки (кружки одного цвета) в одно множество.
ЗАДАНИЕ 5. Сопоставление предметов (по материалу). Качественные прилагательные.
а) Взрослый обращает внимание ребенка на предметы вверху (ключ и др.) и спрашивает, из какого материала сделан каждый предмет. Ребенок отвечает полным предложением (Этот ключсделанизжелеза).Затем взрослый просит ребенка описать материал «словом-признаком» (Ключжелезный).
Взрослый поочередно показывает на игрушки и спрашивает, из какого материала сделана каждая. Ребенок отвечает полным предложением (Эта юла сделана из железа). Взрослый просит ребенка подобрать по материалу «слова-признаки» (Это железная юла). Затем спрашивает, может ли эта игрушка быть сделана из какого-либо еще материала (из пластмассы, дерева, бумаги и др.).
б) Взрослый предлагает ребенку придумать к игрушкам, нарисованным в «путанке», загадки по схеме (Разноцветный,круглый,резиновый. Что это?).
ЗАДАНИЕ 6. Уменьшительно-ласкательные слова.
Взрослый показывает символ «солнышко» в центре рисунка и объясняет его значение («скажи ласково») (солнышко такое ласковое, светит приветливо). Ребенок называет ласково игрушки (Пирамида—пирамидка,пирамидочка).
ЗАДАНИЕ 7. Большая и маленькая игрушки
Взрослый, показывая на мячик, называет большую и маленькую игрушки (Этобольшой мяч.. Этомаленькиймячик).Ребенок по образцу называет остальные игрушки.
ЗАДАНИЕ 8. Закрепление представления о «словах-признаках».
Игровая ситуация: в гости к другу. Взрослый предлагает провести кораблик: ребенок бросает кубик и на заданное число передвигает фишку. Если фишка оказывается рядом с игрушкой, то он подбирает к этой игрушке два-три «слова-признака». Ребенок составляет полные предложения по образцу (Эторазноцветнаяпластмассоваяпирамидка).
ЗАДАНИЕ 9. Числительные. Согласование числительных с существительными.
Ребенок считает игрушки (Однакукла.Две куклы. Трикуклы.Четырекуклы.Пятькукол. 10 кукол).
ЗАДАНИЕ 10. Мужской, женский, средний род.
Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова-мальчики», или «слова-девочки», или «слова-солнышки». «Слова-мальчики» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онмой(стол,сын), «слова-девочки» —это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онамоя(ручка,дочка),«слова-солнышки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим ономое(дерево, море).
Затем взрослый обращает внимание ребенка на картинки-помощницы: домик с мальчиком, домик с девочкой, домик с солнышком . Все слова-предметы живут каждый в своем домике. Показывает на самолетик, просит определить, какое это слово — «мальчик», «девочка» или «солнышко», соединить линией игрушку с соответствующим символом. При этом ребенок говорит по образцу (Моймячик.Моялопата.Моеведерко).
ЗАДАНИЕ 11. Чего не стало? Родительный падеж существительного и прилагательного.
а) Взрослый показывает на табличку с игрушками слева (Этомяч.Этокубики),затем на табличку справа и спрашивает, чего не стало. Ребенок отвечает (УКрокодилаГенынестало кубиков).
б) Взрослый просит ребенка раскрасить игрушки разными цветами (по заданию), сравнить елочки с игрушками и сказать, чего не стало, употребив «слова-признаки», характеризующие цвет и размер (Наелочкеузайчиканехватает маленькойзеленойракетыибольшогокрасного колокольчика).
Взрослый следит за правильным согласованием прилагательных и существительных.
ЗАДАНИЕ 12. Расширение круга «слов-признаков». Игра «Магазин».
а) Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: необходимо объяснить продавцу Гене, какую игрушку нужно купить, но вместо денег дать описание игрушки (Дайтемнекорабликс треугольнымпарусом).
Взрослый поощряет использование в предложении «слов-признаков», характеризующих твердость—мягкость, содержащих эмоциональную оценку и т. д.
б) Взрослый обращает внимание ребенка на то, что похожие игрушки имеют незначительные различия. Предлагает помочь Чебурашке описать игрушку так, чтобы продавец понял, что нужно (Дайтемненеваляшку. Унеенаголовешляпа,естьгалстук-бабочка иремень).
ЗАДАНИЕ 13. «Слова-действия». Назначение игрушки.
а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия», показывает какую-либо игрушку и говорит, что с ней можно делать, как играть (ловить, бросать). При этом указывает на ту или иную картинку, а ребенок проговаривает по образцу (Мячможнобросать).
б) Взрослый объясняет, что картинка-помощница обозначает, как пользоваться предметом. Показывает куклу, спрашивает, что можно с ней делать. Ребенок, глядя на рисунки, рассказывает по образцу (С куклой можно гулять. Куклу можно кормить). Взрослый спрашивает, что еще можно делать с куклой (для мальчиков — с машинкой).
в) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку (Ееможнособиратьиразбирать.Что это?) и составить свои загадки, ориентируясь на схему. Напоминает, как сочинять загадки: надо, не называя предмет, назвать «слова-действия».
ЗАДАНИЕ 14. Составление загадок. Обобщение пройденного.
Взрослый просит придумать загадку про игрушку, нарисованную на флажке (Разноцветная,пластмассовая,ееможнособирать иразбирать.Что это?), и потом закрасить этот флажок. В работе используются картинки-помощницы.
ЗАДАНИЕ 15. Составление рассказа.
Взрослый показывает ребенку картинки-помощницы, задает вопросы о пирамидке (см. приложениеII,рис.2).Ребенок, глядя на картинки-помощницы, отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый поясняет, что из ответов составился рассказ: предложения «дружат» между собой, в них речь идет об одном и том же предмете. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить по схеме из отдельных полных предложений рассказ об игрушках, изображенных на рисунке (к заданию 14).
Тема 4. ИНСТРУМЕНТЫ
ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «инструменты».
Взрослый объясняет, что инструменты — это предметы, при помощи которых человек работает, и предлагает ребенку обвести, закрасить и назвать инструменты по образцу (Это топор), а также и назвать то, что инструментом не является (пирамидка). ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «инструменты».
а) В клеточках изображены инструменты и посторонние предметы. Ребенок оставляет только инструменты, а все остальное зачеркивает.
б) Взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать лопату, отвертку, ножницы одним словом? Каким? Поясни, почему свое мнение». При ответе ребенок дает простейшее определение инструмента (Лопата, отвертка, ножницы — это инструменты, потому что их используют для работы).
в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Плоскогубцы... кисть — это инструменты) и нарисовать в клеточках инструменты.
г) Ребенок ищет в высказывании Незнайки «Молоток, мячик, гаечный ключ — это инструменты» ошибку и объясняет свое мнение (Мячик — не инструмент, потому что он нужен для игры, а не для работы).
ЗАДАНИЕ 3. Части инструментов.
Взрослый объясняет, что многие инструменты бывают составные: сделаны из частей. Называя и дорисовывая части инструментов, ребенок говорит по образцу, чего не хватает у каждого инструмента (Это ручки пилы. У пилы не хватает зубьев).
Взрослый объясняет значение картинки-помощницы (символизирует «части» инструментов).
ЗАДАНИЕ 4. Материал. Качественные прилагательные.
Взрослый объясняет, что части инструментов могут быть изготовлены из одного материала, а могут — из разных (часто — из дерева и металла).
Предлагает ребенку сказать, из какого материала какие части, детали сделаны, соединить линией инструменты (или их части) с материалом, из которого они изготовлены (дерево, металл). Нужно сказать по образцу, подобрав «слово-признак» по материалу (У молотка есть деревянная рукоятка и железная головка).
Взрослый обращает внимание ребенка на картинку-помощницу (символизирует материал).
ЗАДАНИЕ 5. Назначение инструмента. Творительный падеж существительного.
а) Взрослый объясняет, что инструменты нужны для разных работ. Причем инструмент используют вместе с определенными предметами (молоток с гвоздем, топор — с деревом, доской и т. д.). Указывает на инструмент — топор и просит ребенка рассказать, что им делают (рубят дрова). При этом взрослый предлагает отыскать эти предметы и соединить их линией. Ребенок проговаривает по образцу (Топором рубят дрова. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди).
Взрослый объясняет, что картинка-символ обозначает, как пользоваться предметом.
б) Ребенок ищет ошибки, которые допустил Незнайка: «Молотком рубят дрова», и говорит правильно (Молоткомзабиваютгвозди).
ЗАДАНИЕ6. «Слова-действия». Назначение инструментов.
а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия»: показывает какой-либо инструмент (молоток) и говорит, что им можно делать (забивать гвозди). Далее последовательно показывает картинки, а ребенок проговаривает по образцу (Молоткомзабиваютгвозди).
б) Игровая ситуация: Город Веселых Мастеров. Взрослый объясняет, что мастеру нужны различные инструменты. Предлагает ребенку догадаться, где какой мастер живет, и объяснить, почему он так думает. Затем ребенок перечисляет все инструменты, которыми работают мастера (Столярработаетрубанком,молотком,ножовкой).
ЗАДАНИЕ 7. Мужской, женский, средний род.
Взрослый напоминает, что «слова-предметы» бывают «словами-мальчиками», «словами-девочками», «словами-звездочками». «Слова-мальчики» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онмой(молоток),«слова-девочки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онамоя(пила),«слова-звездочки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онимои(ножницы).
Взрослый просит разложить инструменты в чемоданчики, на которых изображены мальчик (« слова-мальчики »), девочка (« слова-девочки »), звездочки («слова-звездочки»).
Затем показывает на топор и просит определить, какое слово его обозначает: «слово-мальчик», «слово-девочка» или «слово-звездочка», а затем соединить линией изображение топора с соответствующим символом. При этом ребенок говорит по образцу (Мойтопор.Мояпила.Мои клещи).
ЗАДАНИЕ 8. Размер инструмента.
Взрослый предлагает ребенку найти пару: великану — большой инструмент, гномику — маленький. Тот находит и называет большой и маленький инструменты по образцу (Большая ножовка.Маленькаяножовочка).
ЗАДАНИЕ 9. Чего не стало? Согласование существительного с прилагательным в родительном падеже.
а) Взрослый показывает на инструменты в табличках слева I клещи, лопата, молоток), затем на инструменты справа и спрашивает, чего не стало. Ребенок отвечает по образцу (Этоклещи,рубанокилопата.Несталорубанка).
б) Игровая ситуация: Витя для строительства домиков взял инструменты. Взрослый усложняет задание, просит сказать, чего не стало, используя «слова-признаки» по материалу и размеру (Несталобольшойжелезнойпилы).
ЗАДАНИЕ 10. Согласование числительных с существительными. Расширение круга «слов-признаков».
а)Игра «Мастерская». Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: нужно помочь Винтику и Шпунтику посчитать инструменты в мастерской. Ребенок считает инструменты (Одна пила. Две..., три..., четыре пилы. Пять пил). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных.
Взрослый предлагает сказать по образцу, чего много в мастерской (В мастерской много молотков, пил), и следит за правильными окончаниями существительных.
б) Взрослый предлагает ребенку попросить инструмент, употребив «слова-признаки» и использовав образец (Дайтемнебольшиежелезныеножницы).Взрослый одобряет использование в предложении «слов-признаков» с самым различным значением (мягкаяпушистаякисточка,остраяпилаи др.).
ЗАДАНИЕ 11. Сравнение инструментов.
Взрослый спрашивает, в чем сходство и различие инструментов (по форме, по назначению). Показывает на инструменты (пилу, ножовку, лобзик) и спрашивает, что у них общее (Пила, ножовка,лобзикнужныдлятого,чтобыпилить.Унихестьметаллическиезубья).Затем спрашивает о различиях (Упилыдверучки,ау лобзикаиножовкипооднойручке).
Если ребенок затрудняется при сравнении ножниц, клещей и плоскогубцев, то ему можно подсказать (У ножницручкикруглые.Уплоскогубцевручкипрямые.Уклещейдваострых плоскихзажима.Ножницамирежутбумагу. Плоскогубцамивытаскиваютгвозди.Клещами перекусываютпроволоку).
ЗАДАНИЕ 12. Составление загадок.
Взрослый читает загадку про молоток (У этого инструмента деревянная ручка и железная головка. Его используют для забивания гвоздей. Что это?) и предлагает ребенку отгадать. Во время работы над загадкой соотносит содержание того, что говорится в предложении, с символами «часть», «материал», «назначение».
У Вити в мастерской беспорядок. Взрослый предлагает найти инструменты и загадать про них загадки, используя схемы.
ЗАДАНИЕ 13. Составление описательного рассказа.
Взрослый, показывая на картинки-помощницы, задает вопросы про пилу. Ребенок отвечает на вопросы, соотнося их с картинками-помощницами. Взрослый подчеркивает, что получился рассказ: предложения «дружат» между собой, в них говорится об одном и том же предмете (пиле) (см. приложениеII,рис.3).Затем предлагает ребенку по схеме и плану самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ об инструментах по своему выбору.
ЗАДАНИЕ 14. Составление сюжетного рассказа по картинкам.
Взрослый последовательно указывает на картинки (см. приложение II, рис. 4) и задает по ним вопросы: «Кто изображен на рисунке? Что делает этот мальчик? Каким инструментом он пользуется?» и т. д.
Взрослый отмечает, что в каждом рассказе всегда имеются начало, середина и конец. Ребенок сочиняет начало рассказа, используя придуманные обстоятельства (Володярешилприготовитьмамесюрприз:смастеритьновуюраму длякартины).Затем, глядя на рисунки и отвечая на вопросы, составляет середину сюжетного рассказа. Далее взрослый предлагает ему самостоятельно придумать окончание (Мамавернуласьсработыиобрадовалась).
Наконец ребенок пересказывает рассказ целиком и придумывает название («Приятный сюрприз»).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |