Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими... Удк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87


НазваниеУдк 376. 36 Ббк 74. 102 Б87
АнкорБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими.
Дата23.09.2017
Размер4.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБрежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви
ТипДокументы
#18195
страница2 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 3. ИГРУШКИ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «игрушки». «Слова-признаки», характеризующие предметы по цвету.

Взрослый предлагает ребенку обвести, раскрасить и назвать игрушки по образцу (Этокубики).Затем ребенок называет игрушки, используя «слова-признаки», обозначающие цвет (Это красныекубики).Взрослый обращает его внимание на то, что многие игрушки имеют несколько цветов, они разноцветные.

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «игрушки».

а) В клеточках изображены игрушки и другие предметы. Взрослый предлагает ребенку выбрать для Чебурашки игрушки и раскрасить их красным цветом, а для Крокодила Гены выбрать инструменты и раскрасить их желтым цветом.

б) Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Можно ли назвать юлу, конструктор, куклу одним словом? Каким? Объясни, почему».

в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Конструктор,...куклаэто...) и нарисовать в пустых клеточках игрушки. При ответе ребенок дает простейшее определение игрушки (Игрушкапредмет,скоторымиграют).

г) Ребенок отыскивает в высказывании Незнайки («Пирамидка, мячик, хлебница — игрушки ») ошибки и объясняет свое мнение (Хлебницанеигрушка,потомучтоонанужнане дляигры,адлятого,чтобывнейхранилихлеб).

ЗАДАНИЕ 3. Форма игрушек. Качественные прилагательные.

а) Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры, изображенные на гирлянде. Если необходимо, напоминает о видах геометрических форм. Ребенок называет фигуры.

б) Игровая ситуация: Витя и Катя делают аппликацию, им надо помочь. Взрослый показывает ребенку рисунки игрушек (кораблик, машинка, кукла) и просит вырезать части этих игрушек (см. приложениеI,рис.1),наклеить и раскрасить их. Он просит ребенка назвать при этом части, подобрать к ним «слова-признаки» по форме машиныкруглыеколеса,прямоугольныйкузов).

Ребенок вспоминает обозначение формы и частей игрушки.

ЗАДАНИЕ 4. Материал. Качественные прилагательные.

а) Взрослый предлагает ребенку сказать, из какого материала сделаны игрушки, закрасить кружки рядом с игрушками разными цветами (по заданию). Ребенок отвечает по образцу (Юла сделанаизметалла.Этометаллическаяюла). Показывает картинку-помощницу материал »)

и объясняет ее значение.

б) Взрослый задает вопросы ребенку: какие две игрушки могут быть одинаковыми внешне, но разными по материалу? После ответа предлагает соединить линией одинаковые по материалу игрушки (кружки одного цвета) в одно множество.

ЗАДАНИЕ 5. Сопоставление предметов (по материалу). Качественные прилагательные.

а) Взрослый обращает внимание ребенка на предметы вверху (ключ и др.) и спрашивает, из какого материала сделан каждый предмет. Ребенок отвечает полным предложением (Этот ключсделанизжелеза).Затем взрослый просит ребенка описать материал «словом-признаком» (Ключжелезный).

Взрослый поочередно показывает на игрушки и спрашивает, из какого материала сделана каждая. Ребенок отвечает полным предложением (Эта юла сделана из железа). Взрослый просит ребенка подобрать по материалу «слова-признаки» (Это железная юла). Затем спрашивает, может ли эта игрушка быть сделана из какого-либо еще материала (из пластмассы, дерева, бумаги и др.).

б) Взрослый предлагает ребенку придумать к игрушкам, нарисованным в «путанке», загадки по схеме (Разноцветный,круглый,резиновый. Что это?).

ЗАДАНИЕ 6. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый показывает символ «солнышко» в центре рисунка и объясняет его значение («скажи ласково») (солнышко такое ласковое, светит приветливо). Ребенок называет ласково игрушки (Пирамидапирамидка,пирамидочка).

ЗАДАНИЕ 7. Большая и маленькая игрушки

Взрослый, показывая на мячик, называет большую и маленькую игрушки (Этобольшой мяч.. Этомаленькиймячик).Ребенок по образцу называет остальные игрушки.

ЗАДАНИЕ 8. Закрепление представления о «словах-признаках».

Игровая ситуация: в гости к другу. Взрослый предлагает провести кораблик: ребенок бросает кубик и на заданное число передвигает фишку. Если фишка оказывается рядом с игрушкой, то он подбирает к этой игрушке два-три «слова-признака». Ребенок составляет полные предложения по образцу (Эторазноцветнаяпластмассоваяпирамидка).

ЗАДАНИЕ 9. Числительные. Согласование числительных с существительными.

Ребенок считает игрушки (Однакукла.Две куклы. Трикуклы.Четырекуклы.Пятькукол. 10 кукол).

ЗАДАНИЕ 10. Мужской, женский, средний род.

Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова-мальчики», или «слова-девочки», или «слова-солнышки». «Слова-мальчики» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онмой(стол,сын), «слова-девочки» —это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онамоя(ручка,дочка),«слова-солнышки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим ономое(дерево, море).

Затем взрослый обращает внимание ребенка на картинки-помощницы: домик с мальчиком, домик с девочкой, домик с солнышком . Все слова-предметы живут каждый в своем домике. Показывает на самолетик, просит определить, какое это слово — «мальчик», «девочка» или «солнышко», соединить линией игрушку с соответствующим символом. При этом ребенок говорит по образцу (Моймячик.Моялопата.Моеведерко).

ЗАДАНИЕ 11. Чего не стало? Родительный падеж существительного и прилагательного.

а) Взрослый показывает на табличку с игрушками слева (Этомяч.Этокубики),затем на табличку справа и спрашивает, чего не стало. Ребенок отвечает КрокодилаГенынестало кубиков).

б) Взрослый просит ребенка раскрасить игрушки разными цветами (по заданию), сравнить елочки с игрушками и сказать, чего не стало, употребив «слова-признаки», характеризующие цвет и размер (Наелочкеузайчиканехватает маленькойзеленойракетыибольшогокрасного колокольчика).

Взрослый следит за правильным согласованием прилагательных и существительных.

ЗАДАНИЕ 12. Расширение круга «слов-признаков». Игра «Магазин».

а) Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: необходимо объяснить продавцу Гене, какую игрушку нужно купить, но вместо денег дать описание игрушки (Дайтемнекорабликс треугольнымпарусом).

Взрослый поощряет использование в предложении «слов-признаков», характеризующих твердость—мягкость, содержащих эмоциональную оценку и т. д.

б) Взрослый обращает внимание ребенка на то, что похожие игрушки имеют незначительные различия. Предлагает помочь Чебурашке описать игрушку так, чтобы продавец понял, что нужно (Дайтемненеваляшку. Унеенаголовешляпа,естьгалстук-бабочка иремень).

ЗАДАНИЕ 13. «Слова-действия». Назначение игрушки.

а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия», показывает какую-либо игрушку и говорит, что с ней можно делать, как играть (ловить, бросать). При этом указывает на ту или иную картинку, а ребенок проговаривает по образцу (Мячможнобросать).

б) Взрослый объясняет, что картинка-помощница обозначает, как пользоваться предметом. Показывает куклу, спрашивает, что можно с ней делать. Ребенок, глядя на рисунки, рассказывает по образцу куклой можно гулять. Куклу можно кормить). Взрослый спрашивает, что еще можно делать с куклой (для мальчиков — с машинкой).

в) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку (Ееможнособиратьиразбирать.Что это?) и составить свои загадки, ориентируясь на схему. Напоминает, как сочинять загадки: надо, не называя предмет, назвать «слова-действия».

ЗАДАНИЕ 14. Составление загадок. Обобщение пройденного.

Взрослый просит придумать загадку про игрушку, нарисованную на флажке (Разноцветная,пластмассовая,ееможнособирать иразбирать.Что это?), и потом закрасить этот флажок. В работе используются картинки-помощницы.

ЗАДАНИЕ 15. Составление рассказа.

Взрослый показывает ребенку картинки-помощницы, задает вопросы о пирамидке (см. приложениеII,рис.2).Ребенок, глядя на картинки-помощницы, отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый поясняет, что из ответов составился рассказ: предложения «дружат» между собой, в них речь идет об одном и том же предмете. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить по схеме из отдельных полных предложений рассказ об игрушках, изображенных на рисунке (к заданию 14).

Тема 4. ИНСТРУМЕНТЫ

ЗАДАНИЕ 1. Знакомство с понятием «инструменты».

Взрослый объясняет, что инструменты — это предметы, при помощи которых человек работает, и предлагает ребенку обвести, закрасить и назвать инструменты по образцу (Это топор), а также и назвать то, что инструментом не является (пирамидка).
ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «инструменты».

а) В клеточках изображены инструменты и посторонние предметы. Ребенок оставляет только инструменты, а все остальное зачеркивает.

б) Взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать лопату, отвертку, ножницы одним словом? Каким? Поясни, почему свое мнение». При ответе ребенок дает простейшее определение инструмента (Лопата, отвертка, ножницы — это инструменты, потому что их используют для работы).

в) Взрослый предлагает продолжить высказывание (Плоскогубцы... кисть — это инструменты) и нарисовать в клеточках инструменты.

г) Ребенок ищет в высказывании Незнайки «Молоток, мячик, гаечный ключ — это инструменты» ошибку и объясняет свое мнение (Мячик — не инструмент, потому что он нужен для игры, а не для работы).

ЗАДАНИЕ 3. Части инструментов.

Взрослый объясняет, что многие инструменты бывают составные: сделаны из частей. Называя и дорисовывая части инструментов, ребенок говорит по образцу, чего не хватает у каждого инструмента (Это ручки пилы. У пилы не хватает зубьев).

Взрослый объясняет значение картинки-помощницы (символизирует «части» инструментов).

ЗАДАНИЕ 4. Материал. Качественные прилагательные.

Взрослый объясняет, что части инструментов могут быть изготовлены из одного материала, а могут — из разных (часто — из дерева и металла).

Предлагает ребенку сказать, из какого материала какие части, детали сделаны, соединить линией инструменты (или их части) с материалом, из которого они изготовлены (дерево, металл). Нужно сказать по образцу, подобрав «слово-признак» по материалу (У молотка есть деревянная рукоятка и железная головка).

Взрослый обращает внимание ребенка на картинку-помощницу (символизирует материал).

ЗАДАНИЕ 5. Назначение инструмента. Творительный падеж существительного.

а) Взрослый объясняет, что инструменты нужны для разных работ. Причем инструмент используют вместе с определенными предметами (молоток с гвоздем, топор — с деревом, доской и т. д.). Указывает на инструмент — топор и просит ребенка рассказать, что им делают (рубят дрова). При этом взрослый предлагает отыскать эти предметы и соединить их линией. Ребенок проговаривает по образцу (Топором рубят дрова. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди).

Взрослый объясняет, что картинка-символ обозначает, как пользоваться предметом.

б) Ребенок ищет ошибки, которые допустил Незнайка: «Молотком рубят дрова», и говорит правильно (Молоткомзабиваютгвозди).

ЗАДАНИЕ6. «Слова-действия». Назначение инструментов.

а) Взрослый напоминает, что такое «слова-действия»: показывает какой-либо инструмент (молоток) и говорит, что им можно делать (забивать гвозди). Далее последовательно показывает картинки, а ребенок проговаривает по образцу (Молоткомзабиваютгвозди).

б) Игровая ситуация: Город Веселых Мастеров. Взрослый объясняет, что мастеру нужны различные инструменты. Предлагает ребенку догадаться, где какой мастер живет, и объяснить, почему он так думает. Затем ребенок перечисляет все инструменты, которыми работают мастера (Столярработаетрубанком,молотком,ножовкой).

ЗАДАНИЕ 7. Мужской, женский, средний род.

Взрослый напоминает, что «слова-предметы» бывают «словами-мальчиками», «словами-девочками», «словами-звездочками». «Слова-мальчики» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онмой(молоток),«слова-девочки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онамоя(пила),«слова-звездочки» — это такие «слова-предметы», про которые мы говорим онимои(ножницы).

Взрослый просит разложить инструменты в чемоданчики, на которых изображены мальчик (« слова-мальчики »), девочка (« слова-девочки »), звездочки («слова-звездочки»).

Затем показывает на топор и просит определить, какое слово его обозначает: «слово-мальчик», «слово-девочка» или «слово-звездочка», а затем соединить линией изображение топора с соответствующим символом. При этом ребенок говорит по образцу (Мойтопор.Мояпила.Мои клещи).

ЗАДАНИЕ 8. Размер инструмента.

Взрослый предлагает ребенку найти пару: великану — большой инструмент, гномику — маленький. Тот находит и называет большой и маленький инструменты по образцу (Большая ножовка.Маленькаяножовочка).

ЗАДАНИЕ 9. Чего не стало? Согласование существительного с прилагательным в родительном падеже.

а) Взрослый показывает на инструменты в табличках слева I клещи, лопата, молоток), затем на инструменты справа и спрашивает, чего не стало. Ребенок отвечает по образцу (Этоклещи,рубанокилопата.Несталорубанка).

б) Игровая ситуация: Витя для строительства домиков взял инструменты. Взрослый усложняет задание, просит сказать, чего не стало, используя «слова-признаки» по материалу и размеру (Несталобольшойжелезнойпилы).

ЗАДАНИЕ 10. Согласование числительных с существительными. Расширение круга «слов-признаков».

а)Игра «Мастерская». Взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: нужно помочь Винтику и Шпунтику посчитать инструменты в мастерской. Ребенок считает инструменты (Одна пила. Две..., три..., четыре пилы. Пять пил). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных.

Взрослый предлагает сказать по образцу, чего много в мастерской мастерской много молотков, пил), и следит за правильными окончаниями существительных.

б) Взрослый предлагает ребенку попросить инструмент, употребив «слова-признаки» и использовав образец (Дайтемнебольшиежелезныеножницы).Взрослый одобряет использование в предложении «слов-признаков» с самым различным значением (мягкаяпушистаякисточка,остраяпилаи др.).

ЗАДАНИЕ 11. Сравнение инструментов.

Взрослый спрашивает, в чем сходство и различие инструментов (по форме, по назначению). Показывает на инструменты (пилу, ножовку, лобзик) и спрашивает, что у них общее (Пила, ножовка,лобзикнужныдлятого,чтобыпилить.Унихестьметаллическиезубья).Затем спрашивает о различиях пилыдверучки,ау лобзикаиножовкипооднойручке).

Если ребенок затрудняется при сравнении ножниц, клещей и плоскогубцев, то ему можно подсказать (У ножницручкикруглые.Уплоскогубцевручкипрямые.Уклещейдваострых плоскихзажима.Ножницамирежутбумагу. Плоскогубцамивытаскиваютгвозди.Клещами перекусываютпроволоку).

ЗАДАНИЕ 12. Составление загадок.

Взрослый читает загадку про молоток этого инструмента деревянная ручка и железная головка. Его используют для забивания гвоздей. Что это?) и предлагает ребенку отгадать. Во время работы над загадкой соотносит содержание того, что говорится в предложении, с символами «часть», «материал», «назначение».

У Вити в мастерской беспорядок. Взрослый предлагает найти инструменты и загадать про них загадки, используя схемы.

ЗАДАНИЕ 13. Составление описательного рассказа.

Взрослый, показывая на картинки-помощницы, задает вопросы про пилу. Ребенок отвечает на вопросы, соотнося их с картинками-помощницами. Взрослый подчеркивает, что получился рассказ: предложения «дружат» между собой, в них говорится об одном и том же предмете (пиле) (см. приложениеII,рис.3).Затем предлагает ребенку по схеме и плану самостоятельно составить из отдельных полных предложений рассказ об инструментах по своему выбору.

ЗАДАНИЕ 14. Составление сюжетного рассказа по картинкам.

Взрослый последовательно указывает на картинки (см. приложение II, рис. 4) и задает по ним вопросы: «Кто изображен на рисунке? Что делает этот мальчик? Каким инструментом он пользуется?» и т. д.

Взрослый отмечает, что в каждом рассказе всегда имеются начало, середина и конец. Ребенок сочиняет начало рассказа, используя придуманные обстоятельства (Володярешилприготовитьмамесюрприз:смастеритьновуюраму длякартины).Затем, глядя на рисунки и отвечая на вопросы, составляет середину сюжетного рассказа. Далее взрослый предлагает ему самостоятельно придумать окончание (Мамавернуласьсработыиобрадовалась).

Наконец ребенок пересказывает рассказ целиком и придумывает название («Приятный сюрприз»).

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей