Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тихонов А.Н. и др. УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Управление современным образованием социальные и экономические аспекты авторский коллектив


НазваниеУправление современным образованием социальные и экономические аспекты авторский коллектив
АнкорТихонов А.Н. и др. УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.pdf
Дата01.09.2017
Размер1.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTikhonov_A_N_i_dr_UPRAVLENIE_SOVREMENNYM_OBRAZOVANIEM.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#25554
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ:
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Авторский коллектив:
Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д.,
Молчанова О.П.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Роль образовательной системы в общественном развитии: стратегические ориентиры современного образования
1.1. Место сферы образования в общественном развитии
1.2. Современное состояние сферы образования
1.3. Характерные черты современной образовательной системы
1.4. Особенности управления современной образовательной системой
Глава 2 Роль экономических методов анализа инвестиций в управлении современным образованием
2.1. Теория человеческого капитала как основа экономического анализа инвестиций в образование
2.2. Оценка эффективности инвестиций в образование как проблема управления современным образованием
2.3. Место анализа "издержки-выгоды" инвестиций в управлении современным образованием
2.4. Роль анализа спроса на рабочую силу в экономике образования
2.5. Значение анализа эффективности затрат как метода оценки инвестиций в образование
Глава 3 Основные пути повышения эффективности современного образования
3.1. Системный подход в управлении современным образованием как основа повышения его эффективности
3.2. Принципы эффективного управления технологической основой современного образования
3.3. Особенности управления современным педагогическим процессом
3.4. Пути совершенствования организации образования
Глава 4 Развитие рыночных отношений в сфере образования
4.1. Основные факторы развития рыночных отношений в сфере образования
4.2. Формирование новых экономических механизмов в области образования
4.2.1. Новые механизмы государственного финансирования образования
4.2.2. Диверсификация источников финансирования образования: привлечение в
4 8
8 13 24 38 48 48 53 61 80 90 100 100 108 130 156 177 177 185 186 2
сферу образования внебюджетных средств
4.2.3. Развитие студенческого самофинансирования
4.2.4. Механизмы финансирования образования предприятиями
4.2.5. Налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования
4.2.6. Новые механизмы оплаты труда
4.2.7. Механизм экономии от масштаба образовательной деятельности
4.3. Пути совершенствования управления образовательным учреждением в условиях развития рыночных отношений
Глава 5 Становление новых организационных структур в образовательной системе
5.1. Формирование новой модели университета под воздействием современных информационных технологий
5.2. Развитие дистанционных и открытых университетов на новой технологической основе
5.3. Консорциум университетов, телеуниверситет, виртульный университет как новые образовательные модели
Заключение
Литература
194 196 200 202 203 217 219 229 229 239 250 265 266 3

Введение
Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей предоления кризиса образования происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы.
Все эти процессы являются предметом рассмотрения в данной книге, основная цель которой - дать научное обоснование социально- экономическим механизмам управления современным образованием.
Эта цель была конкретизирована в ряде задач, главными из которых являются следующие:
3 выделить место и роль образования в структуре общественной жизни в современном мире и раскрыть особенности управления новой образовательной системой;
3 выявить основные экономические методы анализа инвестиций в образование для решения как стратегических, так и оперативных проблем управления инвестициями в новую образовательную систему;
3 раскрыть основные пути повышения эффективности образования;
3 выявить перспективы развития рынка образовательных услуг;
3 выделить новые типы организационных структур, возникающие в современной образовательной системе.
Теоретическую базу проведенного в книге анализа составляют концепции постиндустриального, информационного общества, теория человеческого капитала, методы инвестиционного анализа, концепции менеджмента в сфере образования и маркетинга образовательных услуг.
4

В целом книга посвящена обоснованию следующих основных положений:
ρ Развитие новых образовательных технологий, новых экономических механизмов и организационных структур в сфере образования является той основой, на которой возможно преодоление кризиса образования и создание новой образовательной системы, т.е. глобальной системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
ρ Ход процесса формирования новой образовательной системы принципиально зависит от характера управления образованием.
Особенности управления новой образовательной системой выражаются в необходимости: решения проблем образования не только на уровне образовательной системы, но и на уровне общегосударственной политики, а также на международном, глобальном уровнях; реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
ρ Основными методами экономического анализа при разработке стратегии и политики в области инвестиций в образование являются: методы анализа "издержки-выгоды", методы прогнозирования потребностей в рабочей силе и планирования образования на основе этих прогнозов, методы анализа эффективности затрат. Эти методы и способы анализа эффективности инвестиций в новую образовательную систему должны рассматриваться не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.
5

ρ Использование новых информационных технологий только в том случае ведет к повышению эффективности образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической,
- а также существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы.
ρ Проблема выбора информационных технологий для эффективного применения в образовании является не технологической, а управленческой проблемой современного образования, поскольку ее решение предполагает регулирование связей между всеми подсистемами и элементами образовательной системы.
ρ Характерными чертами управления процессом преподавания в современной образовательной системе являются: разделение преподавательского труда; объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление современных учебных курсов.
ρ Основными путями совершенствования организации современного образования являются: проведение целенаправленной политики по организации образования, основанного на новых информационных технологиях, в рамках традиционных учебных заведений; развитие новых типов организационных структур, институциональных форм в сфере образования; решение проблем аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов.
ρ Технологический фактор, действуя в тесной взаимосвязи со всеми другими факторами развития рынка образовательных услуг, содействует: резкому росту числа потребителей этих услуг; значительному увеличению предложения
6
образовательных услуг в ходе развития новых форм обучения, неформального образования; развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные услуги, их борьбе за потребителя.
ρ В области современного образования формируются новые экономические механизмы, а именно: новые механизмы государственного финансирования образования, механизмы привлечения в сферу образования внебюджетных средств, студенческого самофинансирования, финансирования образования предприятиями, механизмы налогового стимулирования инвестиций в сферу образования, новые механизмы оплаты труда, механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.
ρ В современной системе высшего, университетского образования формируются новые организационные структуры: подразделения дистанционного образования в традиционных и открытых университетах; университеты дистанционного образования; консорциумы университетов; телеуниверситеты; виртуальные классы и виртуальные университеты.
Книга может быть полезна при разработке и реализации концепций и программ развития современного образования на различных уровнях образовательной системы, при создании и развитии новых организационных форм и структур в сфере образования. Она может служить теоретическим и практическим руководством при развитии различных форм открытого, гибкого, дистанционного образования.
7

Глава 1
Роль образовательной системы в общественном развитии:
стратегические ориентиры современного образования
1.1. Место сферы образования в общественном развитии
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, их возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Эта роль стала возрастать во второй половине ХХ века, и она принципильно изменилась в его последние десятилетия, что нашло свое теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи деятельностного общества и другие. Наиболее глубокое осмысление изменение роли знаний, информации в общественном развитии получило в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации.
Информационная революция и становление нового типа общественного устройства - информационного общества принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.
Если в аграрном обществе экономическая деятельность в основном связана с производством продуктов питания, в индустриальном
- с производством промышленных товаров, то в постиндустриальном, информационном обществе основной экономической деятельностью становится производство информации и ее использование для эффективного функционирования всего хозяйства. Соответственно, если в аграрном обществе основным ограничивающим производство фактором была земля, в индустриальном - капитал, то в информационном обществе таким фактором становится знание.
8

Э.Тоффлер в работе "Прогнозы и предпосылки" пишет об этом так: "В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей" [Toffler A.,
1983, с.29].
Изменение роли информации и знаний в современном экономическом развитии, ключевое их значение для экономики постиндустриального общества нашло отражение, в частности, в развиваемой Д.Беллом и его последователями информационной теории стоимости. Д.Белл отметил, что в то время как экономисты обычно в качестве основных параметров продолжают использовать землю, труд и капитал, и только некоторые из них (например, В.Зомбарт, И.Шумпетер и др.) дополняют эту триаду такими переменными, как деловая инициатива, предприимчивость и т.п., социальная реальность принципиально меняется. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Поэтому старая парадигма трудовой теории стоимости, которая не учитывает фундаментальную роль информации и знания в экономике, должна быть заменена новой, развитой на базе информационной теории стоимости.
Д.Белл писал об этом, в частности, так: "Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов
(в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости" [Bell D., 1981, c.168]. Переход от трудовой к информационной теории стоимости он связал с характеристиками информационного общества, которое, по Беллу, означает: 1) переход от индустриального к сервисному обществу; 2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3) превращение новой "интеллектуальной" технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.
9

"Я стою на том, - пишет Д.Белл, - что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества.
Кроме того, в своей новой роли они представляют поворотные пункты современной истории. Первый поворотный пункт - изменение самого характера науки. Наука как "всеобщее знание" стала основной производительной силой современного общества. Второй поворотный пункт - освобождение технологии от ее "императивного" характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент" [Bell D., 1981, с.206].
Таким образом, информация, знание становятся тем "фундаментальным социальным фактом", который лежит в основе экономического развития.
То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, становится основным источником стоимости в постидустриальном, информационном обществе радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентаций на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Постепенно потребители все активнее участвуют в производстве продукции для собственных нужд (распространение "просьюмеризма"). Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества.
Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития.
Однако становление информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, поскольку информация, знания
10
оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.
Деятельность в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.
Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Как отмечает один из теоретиков информационного общества И.Масуда, "информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество" [Мasuda Y., 1990, р.100].
Для того, чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально- экономической отсталости, необходимо, чтобы новые технологии использовались не только в международном бизнесе, но и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан в этих странах. Становление
11
информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран, и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.
Таким образом, изменение роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал в принципе изменяет роль сферы образования с структуре общественной жизни в современном мире. Конечно, в разных группах стран и различных странах существует значительная специфика положения образовательной системы в общественной структуре. Однако становление новой информационной цивилизации так или иначе затрагивает все страны, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общественной структуры.
В последние годы идеи и концепции информационного общества пререшли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований, где они развивались на протяжении трех десятилетий, в сферу национальных и международных проектов.
В середине 90-х годов многие страны и международные организации в качестве приоритетной стратегической задачи выделили формирование и развитие информационного общества. Национальные проекты становления информационного общества разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции,
Японии, Италии, ФРГ, Дании. Европейской комиссией в рамках проекта "Глобальный инвенторий" создан сервер (https://www.ispo.cec.bi/infosoc), на котором собирается вся информация, относящаяся к мировым процессам в области создания информационного общества.
12

Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества как приоритетную. Европейской комиссией активно разрабатывается стратегия перехода к глобальному информационному обществу. В феврале 1995 года состоялась конференция семерки ведущих промышленных стран по информационному обществу, целью которой была выработка стратегии перехода в Век информации, построения информационного общества.
Во всех национальных и международных проектах становления информационного общества центральное место занимает развитие сферы образования. От состояния образовательной системы, ее способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах, принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей