Самоопределение к деятельности (Учитель читает стихотворение.)
Прибежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. — Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошелся народ, Побежала опять в огород.
Н. Рубцов
' — Что значит опустила глаза? (Стало стыдно.)
Кто понял основную мысль стихотворения? (Когда ругают — стыдно, а потом делает то же самое.)
Запишите первое предложение.
Подчеркните основу предложения.
Назовите подлежащее. (Коза.)
Что можете сказать о слове коза? (Имя существительное, одушевленное, в единственном числе.)
А если коза не одна вернулась в огород, а взяла еще подружек — коз? Как запишем предложение? (Побежали козы в огород.)
Подчеркните основу в этом предложении.
Что можете сказать о слове козы? (Имя существительное, одушевленное, во множественном числе.)
Проследите, как.изменяется сказуемое. (Побежала — побежали.)
Что изменилось у глагола?
Действие скольких предметов обозначает слово побежала? (Одного.)
Действие скольких предметов обозначает слово побежали! {Многих.)
Кто догадался, какой глагол в единственном числе? Какой глагол во множественном числе?
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 74.
Упр. 128 (с. 74).
Посмотрите лексическое значение слова мокнут в словарике.
Выполните задания по учебнику.
Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?
Сравните свой ответ с правилом в учебнике.
Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнемся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьем ладошкой, Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. И сначала еще раз!
Закрепление изученного материала
Упр. 129 (с. 75).
Прочитайте задание к упражнению. Что будете делать? (И < менять глаголы по числам.)
Прочитайте первую пару глаголов. На какой вопрос отвечл ет глагол в единственном числе? во множественном числе?
Выполните задание.
Изменяя по числам глаголы, мы получаем однокоренньк- слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)
Прочитайте правило.
Рефлексия
(Учитель читает глаголы, ученики ставят букву Е, если глагол и единственном числе, и букву М, если глагол во множественном числе. Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
Катается, ушли, радуется, смеются, улыбнутся, принес, научусь. Ответ. Е, М, Е, М, М, Е, Е.
Подведение итогов урока
Что нового узнали сегодня о глаголе?
Чему научились на уроке?
Кого хочется похвалить за активную работу на уроке?
Домашнее задание
Выполнить упр. 130 (с. 75).
Урок 131. Единственное и множественное число глаголов
Цели: познакомить с единственным и множественным числом i паголов, их отличительными признаками и ролью в речи; разви- м;пъ речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять чис- /ю глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Спишите, разделив текст на предложения.
Берлога
У белой медведицы родился медвежонок она назвала его Умкой мед- меди жили в берлоге там было тепло на дворе стояла долгая ночь не было ницно ни одной звезды сквозь плотную снежную крышу.
Найдите и подчеркните основу в первом, втором, третьем предложениях.
Найдите глагол во множественном числе. (Жили.)
Какая орфограмма в этом слове?
| - А теперь найдите слова с непроверяемой гласной. [ — Какие еще орфограммы встретились в этом тексте? перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |