Работа по теме урока
Знакомство с текстом для изложения
Люлька
Дядя Володя привез из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк. Как появилась в доме маленькая обезьянка?
Почему Люльку пришлось отдать в цирк?
Кого привез дядя Володя из поездки? (Маленькую обезьянку.)
Как отнесся Андрей к подарку? (Был очень рад.)
Что стало происходить в доме? (Сплошные беспорядки.)
icu шишпи UIIUB U dd! лавнои оуквы
Что происходило со столиком, с посудой? (Падал, разбивалась.)
Куда попадали Андрюшины книжки и карандаши? (Под кровать.)
Где появилась большая дыра? (Вмамином платье.)
Где лежали следы Люлькиных проделок? {Везде.)
Куда пришлось отдать Люльку? (В цирк.) (Составление плана текста.)
Орфографическая подготовка
Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы.
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов.
Приве.., поез..ка, начались, кни..ки, карандаш.., плат..е, л..жали,
СЛ..ДЫ.
Обратите внимание на написание слов: обезьянка, разбивалась, посуда, кровать, проделки, отдать, цирк.
Самостоятельная работа учащихся (Помощь учителя — редактирование текстов.)
Рефлексия
(Чтение текстов и анализ работ.)
Что удалось передать подробно?
Что можно было написать по-другому?
Понравилось ли вам писать изложение?
Чему научились?
Домашнее задание
Придумать по одному вопросу об имени существительном как части речи для пресс-конференции.
Урок 11 7. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы
Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной Оуквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отраба- i ывать правильное произношение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; использовать специальную терминологию при определении части речи.
Оборудование: плакат с правилами общения на конференции.
Ход урока
Организационный момент
Анализ изложений. Работа над ошибками
Самоопределение к деятельности
Проведение пресс-конференции
(Дети выбирают знатока русского языка из учащихся класса. Учитель выдает ему бейдж с именем, отчеством и фамилией. Затем предлагает учащимся ознакомиться с правилами поведения на конференции.)
Правила общения на конференции На конференции нужно:
Быть вежливым и внимательным.
Не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно.
Не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою.
Не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления.
Если что-то непонятно или хочется задать вопрос, поднять руку, встать и назвать себя.
(Учитель предлагает учащимся начать пресс-конференцию. Ученик встает, громко называет себя и задает знатоку вопрос об имени существительном.) Карточка 1
Спиши текст.
Возможно, Земля — единственная обитаемая планета во Вселенной. Разве не заслуживает она любви?
А ведь Балтийское и Средиземное моря находятся под угрозой загрязнения и гибели их морской фауны. Люди, берегите природу Земли!
Карточка 2
Вставь заглавную букву. Придумай по одному примеру в каждую группу.
Названия рек: ..олга, ..он, ..ена,.... Названия городов: ..осква, ..олгоград, ..овороссийск,.... Женские имена: ..атьяна, ..льга, ..арина,.... Названия стран: ..оссия, ..ранция, ..нглия,....
(Также можно использовать КИМы (с. 52).) — Исправьте ошибки. •
Летом мы решыли съездит к бабушке вале в деревню малиновка. Она стоит на берегу речьки Валки. У бабушки есть кот пушок и собака дымкн.
Zb9
(Всего 7ошибок.) (Оценивание. Взаимопроверка.)
VI. Подведение итогов урока
Какие правила повторяли на уроке?
Какие группы имен собственных вы узнали?
Какая часть урока была для вас новой?
Что вы узнали о проведении пресс-конференции?
Домашнее задание
Повторить изученные орфограммы. Подготовиться к диктанту.
Урок 118. Диктант
Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звуко- буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Ход урока
Организационный момент
Диктант
Главный город
Москва — главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, ( у норове кий бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания
Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
IKJ У II I Ul (JUOfJUUU I ГУЩ I IU (_» у Vy\jl\WIVI у ЛО£>11\у. С— гоюоо
Рефлексия
Какие правила повторяли на уроке?
Какие группы имен собственных вы узнали?
Какие орфограммы еще встретились сегодня в тексте диктанта?
Кто доволен своей работой?
Кто сомневается в правильности написания?
Подведение итогов урока
Какое грамматическое задание вам было интересно выполнять?
С каким чувством вы уходите с урока?
Урок 119. Работа над ошибками
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение употреблять в письменной речи имена собственные.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее появление в последующих письменных работах; подбирать примеры на изученную орфограмму; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Оборудование: блок-схема на доске.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Город, Москва, Россия, улица, собака, площадь.
Найдите лишнее слово. (Лишнее слово площадь. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными.)
Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Кто сделал ошибку в каком-либо слове в контрольном диктанте?
Проговорите это слово вслух. Запомните его.
Самоопределение к деятельности
— Расскажите по ней все, что вы узнали об именах существительных.
IV. Работа по теме урока
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание имен собственных
Выпиши слова, в которых допустил ошибку.
Спиши текст, исправь ошибки.
Саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеев- иа. Саша читает журналы «мурзилка», «колобок», «клепа». А оля читает сказки. Ее любимый писатель андерсен. Он жил в дании. А любимая сказка — «русалочка».
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова
Выпиши слова, в которых допустил ошибку.
Подбери проверочное слово, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
лаз, лазить — водола.. города, городской — горо.. просьба, просил — опр..с французы, французский — францу.. ушки, уши — у..ко завязал, связка — завя..ка сев, посевы — посе.. лед, ледок— гололе..
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ
Выпиши слова, в которых допустил ошибку.
Дополни правило. ЧА—ЩАпиши с буквой .... ЧУ—1ЦУ пиши с буквой .... ЖИ—ШИ пиши с буквой ....
Вставь пропущенные буквы.
Платеж.., перч..тки, угощ.., три кирпич.., ощ..щения, старш..й, ч..ланчик,ч..сть.
I lUy^HJ-iriDIG fjcijpauuiM'i nw (jy^L-NUIViy MODlNy. c. KJICH..U
Карточка 4. Правописание безударных гласных
Выпиши слова, в которых допустил ошибку.
В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
вязка — в..зать пестрый — п.хтреть лечит —л.лил побережье — бер..г
мясо — М..СИСТЫЙ кончик — нак..нечник девушка —д..вица мягкий — см..гчить
Рефлексия
Какие правила повторяли на уроке?
Кто разобрался в своих ошибках?
Кто доволен своей работой?
Подведение итогов урока
Какое задание вам было интересно выполнять?
С каким чувством вы уходите с урока?
Над чем надо поработать, чтобы не ошибаться?
Урок 120. Единственное и множественное
число имен существительных
Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для орфографической минутки.
Ход урока
I. Организационный момент
!!. Актуализация знаний
Словарная работа
(Словарный диктант.)
Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.
Орфографическая минутка
(Учитель показывает фотографии или рисунки и просит учащихся записать имена собственные.
jpUK. I lL\J. MHUACbldCnnUC IHUIU ^1МСП ЬуЩСЫ D/IICilDHDIA ^IJ
Один ученик записывает слова на доске. Можно показать фотографии известных людей, городов, учеников класса, собак- космонавтов и т. п.)
Самоопределение к деятельности
Запишите словарные слова в столбик.
Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель.
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Какие части речи вы записали?
Эти слова обозначают один предмет или много?
Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.
У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 104 (с. 61).
(Устное выполнение.)
Объясните значения слов: один — единственное, много — множественное.
Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?
Игра «Один - много»
(Учитель называет имена существительные в единственном числе — учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе — поднимают две руки.)
Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развестируки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 61).
(Выполнение с комментированием.)
Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.
При изменении формы меняется значение имени существительного?
Поурочные разработки по русскому языку: 2 клас
Упр. 107(с. 62).
(Самостоятельное выполнение.)
Рефлексия
(Учитель читает имена существительные, учащиеся распре деляют их в две группы. У доски работают два ученика. Взаимо проверка. Взаимооценка.)
Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи
Подведение итогов урока
О каком признаке имени существительного вы узнали?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 106 (с. 62).
Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных
Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Игра «Лесная прогулка»
Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запишите, каких животных можно встретить в лесу.
(Учитель показывает рисунки или фотографии вороны, зайца, лисицы, медведя, лягушки, крокодила, собаки, коровы.)
Урок 121. Единственное и множественное число имен существительных 275
2. Орфографическая минутка
Вставьте пропущенные буквы.
Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты ..неем. С бере.. сыпались СН..Ж..НКИ. Под н..гами хрустел сне... Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.) сосны е..сна
хлеба хле..
грибы гри..
травы тр..ва
По какому признаку слова объединены в группы?
Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.
Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?
Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.
Упр. 108 (с. 63).
(Выполнение с комментированием.) Упр. 109 (с. 63).
Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)
Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |