Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Приложение 2. Урок лабораторное занятие на основе групповой работы Установление фашистской диктатуры в Германии


НазваниеУрок лабораторное занятие на основе групповой работы Установление фашистской диктатуры в Германии
АнкорПриложение 2.doc
Дата05.10.2017
Размер62.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПриложение 2.doc
ТипУрок
#25837
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Приложение 2
Урок – лабораторное занятие на основе групповой работы
Установление фашистской диктатуры в Германии
Цель урока. Дать характеристику германского фашизма, показать его сущность, причины и пути формирования массовой социальной базы фашистских режимов, раскрыть опасность мифологизации фашизма, приписывания ему сверхэффективности в решении сложных вопросов, в возрождении национального духа.
План урока

1. Образование национал-социалистической партии, ее лидеры.

2. Идеология германского фашизма.

3. Приход фашистов к власти в Германии, их политический курс.

4. Сущность и признаки тоталитаризма, его проявления.

Оборудование урока. Видеокарта, атласы, документы и материалы по истории германского фашизма.

Основные понятия. Нацизм, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), национализм, расизм, тоталитарный режим, вождизм, арийская (нордическая) раса, антисемитизм, Холокост, «жизненное пространство», культ войны, штурмовики, эсэсовцы, концентрационные лагеря, «новый порядок» (орднунг).

Ведущие положения. Фашистское движение в Германии зародилось сразу после Первой мировой войны, причиной тому прослужило ущемление национально­го самосознания немцев условиями Версальского мира. Национал-социалисты призывали к реваншу, к установлению жесткого порядка, к новому походу за возрождение «великой Германии». Партию возглавил Адольф Гитлер. В 20-е гг. она не имела серьезного влияния. Рост партийных рядов был связан с пере­стройкой партийной работы, начатой в 1928 г., борьбой за массы. Эта борьба дала свои плоды в годы мирового кризиса. Обездоленные, потерявшие надежду и разочаровавшиеся в демократических порядках люди потянулись к тем, кто обещал порядок, работу, хлеб. Сделали ставку на нацистов и германские финансисты. Их поддержка, а также раскол в лагере демократических сил позволили гитлеровцам в 1933 г. прийти к власти.

Основными чертами идеологии нацизма являются: антигумманизм, расизм и национализм, популизм, культ войны, антисемитизм. После прихода к власти фашисты установили в стране тоталитарный диктаторский режим. Были уничтожены все демократические порядки и институты (многопартийность, разделение властей, гражданские права и свободы). Германия стала одним из очагов новой войны.
Организация урока. Урок начинается с работы над тестом «Кризис 30-х годов». Затем класс делится на группы на четыре (по количеству вопросов) (или больше) групп, и идет беседа по вопросам, актуализирующая знания учащихся о положении Германии после Первой мировой войны, об условиях Версальского мирного договора. Вопросы: (могут получить и группы – дублеры, тогда интересно будет выслушать разные точки зрения):

Назовите основные черты, характеризующие положение Германии после Первой мировой войны. Можно ли сказать, что национальные чувства немцев были существенно ущемлены, что у них возник своеобразный комплекс националь­но-государственной неполноценности?

Каково было экономическое положение Германии? Приведите примеры, характеризующие уровень жизни основной массы немцев в первые годы Веймарской республики.

В ходе обсуждения приведенных вопросов формулируются причины появления в Германии партии, подобной НСДАП. В то же время вни­мание учащихся обращено на то, что социальная база партии Гитлера поначалу была незначительна, сильны были надежды многих людей на формирующуюся в стране демократию. Особенно слабым было влияние НСДАП в крупных городах, как Гамбург и Берлин. Местные нацистские организации насчитывали всего десятки человек.

Дополнительный материал. Германский рабочий союз (с февраля 1920 г. - Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) был образован 5 января 1919 г. в Мюнхене. Основателем партии стал рабочий А. Дрекслер. Она провозгласила борьбу с ростовщиками, за участие рабочих в прибылях предпринимателей, за передачу земли крестьянам, за за­крытие универмагов и избавление от «еврейской конкуренции». У партии появилась своя газета - «Фелькишер беобахтер». Первым выступлением партии стал так называемый пивной путч в Мюнхене в 1923 г. После него руководители путча Гитлер, Гесс, Людендорф, Рэм и другие были посажены в тюрьму, правда, вместо пяти лет отбыли один год. Влияние партии было незначительно (к примеру, в Бремене было всего 37 нацистов). В 1928 г. партия перестраивает свою работу, начинает бороться за массы. Организовываются факельные шествия, походы, активно используются средства массовой информации. Партию начинают финансировать крупные промышленники - Крупп, Тиссен, Стиннес. В течение 1930-1933 гг. партия становится лидером правоконсервативного движения в стране, получает массовую поддержку (на выборах в июле 1932 г. за нее голосовало 13,7 млн. человек).

Затем рассматриваются причины и обстоятельства усиления влиянияНСДАП в массах (начиная с 1930 г. миллионы немцев отдают свои голоса за сторонников Гитлера). Выделяются следующие черты:

изменение тактики самой партии, усиление борьбы за массы, внимание к парламентским формам деятельности;

разочарование значительной массы немцев в способности демократического режима вывести страну из кризиса, отказ предпринимателей, военных, средних слоев, части рабочих и крестьян от поддержки Веймарской республики;

заинтересованность крупного германского капитала в государственных заказах, милитаризации экономики, борьбе власти с забастовочным движением. Это позволило нацистам аккумулировать значительные финансовые средства, более активно бороться за голоса избирателей, создавать влиятельные средства массовой информации;

слабость демократических институтов, раскол, разобщенность сил, противостоявших фашистам.

Особое внимание уделяется проблеме формирования идеологии германского фашизма, ее основных черт:

национализм и расизм, выделение преимуществ высшей «нордической», «арийской» расы перед всеми остальными, презрение к представителям других наций, особенно евреям, цыганам, славянам. Особо следует подчеркнуть антисемитизм нацистов. Гитлер сказал однажды, что, «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм - это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале». В речи перед выпускниками офицерских школ в 1939 г. он разделил весь народ на две неравные части - на громадное большинство, которое состоит из «нечистых арийских элементов», и на «чистых арийцев», наделенных качествами господ. Лишь слой «чистых арийцев» имеет право на власть в стране. Остальные же представляют «женственный элемент», который только и жаждет, чтобы подчиниться жесткому руководству «мужского элемента». «Большинство, подобно женщине, всегда мечтает о том, чтобы найти мужчину, который мог бы стать абсолютным господином ее жизни»;

идея сильного государства, обеспечивающего всеобъемлющий (тоталитарный) контроль за жизнью общества в целом и частной жизнью граждан. Под контроль должны были быть взяты не только действия, но и мысли людей. Личные интересы должны быть при­несены в жертву национальному государству. Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать..вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя в жертву, и этот человек не имеет права думать о себе»;

прославление войны, завоевания «жизненного пространства» для «арийской расы». Война, насилие трактовались как естественное для людей состояние, мир же рассматривался только как перерыв между войнами. Гитлер утверждал: «Природа учит нас. Если внимательно присмотреться к явлениям и процессам, происходящим в ней, то будет ясно: в мире господствует принцип естественного отбора - сильный побеждает, а слабый погибает». О «жизненном пространст­ве» фюрер высказывался таким образом: «Германия перенаселена и не может прокормить себя собственными силами Окончательное решение этой проблемы может быть найдено лишь на пути расширения жизненного пространства», «невозможно обеспечить наш народ питанием на сколько-нибудь длительный срок на площади в 470 тысяч или даже 570 тысяч квадратных километров. Нельзя вечно мириться с этим недостатком пространства, ибо это поведет к ги­бели нашего народа»;

идея сильного лидера - вождя. Внедряется принцип «Одна страна, один народ, один фюрер». Немцев убеждали: не надо даже думать, за всех думает фюрер, делай только то, что тебе предписано;

моральный релятивизм. Понятия о долге, чести, моральных устоях должны были действовать только среди своих, по отношению к фюреру, к «арийской расе». По отношению к другим народам немцы могли превращаться в хищных зверей, уничтожающих «не­дочеловеков». Заявления фашистских вождей были откровенно циничны и беспринципны, например Гитлер называл совесть «еврейской выдумкой», а Геринг говорил: «Я делаю ставку на негодяя», «У меня нет совести, мою совесть зовут Адольф Гитлер. Я не собираюсь соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более!».

Опирались нацисты на взгляды Ф. Ницше, Э. Юнгера, А. Розенберга. «Библией» нацизма стала книга Гитлера «Моя борьба», в которой он изложил свои антидемократические, антикоммунистические, расистские и милитаристские теории.

Важно обсудить на уроке вопрос: можно ли было остановить приход нацистов к власти в Германии? Остановить нацистов было возможно, но только в том случае, если бы все антифашистские силы объединились. Однако коммунисты, руководимые из Москвы лидерами Коминтерна, считали своими главными врагами не фашистов, а социал-демократов. Для либералов же большим злом были коммунисты, зачинщи­ки массовых демонстраций и забастовок.

Вопрос о политическом курсе фашистов после их прихода к власти рассмотривается по учебнику. Для организации этой работы ставятся следующие вопросы:

Почему президент П. Гинденбург был вынужден назначить Гитлера рейхсканцлером, хотя и не симпатизировал ему?

Какое значение для утверждения фашистской диктатуры имел поджог рейхстага?

Охарактеризуйте закон «Об охране народа и государства». Какие изменения он вносил в политическую систему страны?

Почему нацисты, утвердившись у власти, провели реформу местного самоуправления?

Каким образом в Германии установилась однопартийная диктатура?

Охарактеризуйте роль карательных органов в нацистском государстве. Для чего были нужны концентрационные лагеря? Как вы думаете, не свидетельствует ли наличие лагерей о поражении нацизма в его стремлении унифицировать чувства, мысли, деяния людей?

На каких принципах строили нацисты свою экономиче­скую политику? Какие она дала результаты? Можно ли назвать их достижением фашистов?

Почему антисемитизм стал важной частью официальной политики нацистского государства? Приведите примеры репрессий против еврейского населения. Что такое Холокост? (Можно обсудить с учащимися фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера».)

Каков был курс нацистов во внешней политике? Можно ли назвать его одним словом - «антиверсаль»?
Домашнее задание. Работа с понятийным словарем, подготовка творческих работ в виде эссе.

Темы для творческих работ:

1. Сравните политические режимы фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании. Какой из них представляется вам наиболее жестким, централизованным и почему? О чем свидетельствует тот факт, что в правление Муссолини в Италии сохранялась монархия, главой государства считался король, большое влияние на ситуацию в стране оказывал Ватикан, юг Италии, несмотря на энергичные меры фашистского правительства, контролировала мафия?

2. Стержнем системы управления гитлеровской Германии стал так называемый фюрер-принцип, предполагающий жесткую вертикаль в построении властных структур и централизацию власти, подчинение нижестоящих «фюреров» вышестоящим. Отражением этой системы становится лозунг «Один народ, одна страна, один фюрер». Для чего понадобилось введение подобной системы в Германии? Какие цели преследовало нацистское государство?

3. Прокомментируйте следующие фрагменты.

«Мы идем к науке свободные от бремени знания и научного образования. студент должен приходить в высшую школу с требованием, чтобы наука была такой же солдатской, как его собственная выправка, а профессор обладал качествами вождя и солдатской выправкой» (немецкий журнал);

«Мы снова хотим оружия, поэтому все, начиная от букваря ребенка и до последней газеты, каждый театр и каждое кино, каждый столб для плакатов и каждая свободная доска для объявлений должны быть поставлены на службу этой единственно большой миссии» (А. Гитлер);

«Следует воспитывать у каждого офицера и солдата германской армии чувство личной материальной заинтересо­ванности в войне...» (секретная инструкция германского командования).

Почему нацистский режим был столь откровенно заинтересован в пропаганде войны?

4. Подтвердите или опровергните оценку немецкого историка Гейнца Бергшиккера: «Фашизм можно было пред­видеть так же, как и предотвратить. Для его победы и для его поражения существовали равные объективные предпосылки».

5. В 1935 г. в Германии был принят закон о защите немецкой крови и немецкой чести, явившийся основой проведения политики «расовой гигиены». Результатом этой политики стало уничтожение 1 млн. цыган, около 6 млн. евреев. Аналогичный закон был принят в 1937 г. в Италии. Как вы думаете, почему именно расизм стал одной из основ фашизма? В чем различия между теорией марксизма и фашистской идеологией? Что между ними общего?

Вариант творческого домашнего задания. Подготовить выступления по ролям для участия на следующем уроке в пресс – конференции.
КРИЗИС 30-х ГОДОВ

А) Отметьте правильный ответ:

1. Как развивались взаимоотношения

- Изменились в сторону интеграции между странами в годы кризиса

- Не изменились

- Изменились в сторону большого обо­собления

2. Какое государство избежало кризиса?

- Япония

- СССР

- Германия

3. Как повлиял кризис на фашистское движение?

- Никак не отразился

- Способствовал усилению

- Ослабил

Б) Отметьте:

1- причины

2 - последствия социально-экономических и по­литических процессов в годы кризиса

ответ

  1. Неплатежеспособность банков

  2. Разочарование масс в существующем порядке

  3. Сокращение социальных программ

  4. Разорение фермеров

  5. Падение мировой торговли

6. Спад экономической активности

  1. Сокращение налоговых поступлений, дефицит бюджета

  2. Сельскохозяйственный кризис

  3. Повышение таможенных барьеров

В) Отметьте: какие страны избрали для выхода из кризиса путь:

1.- фашизма 2 - либеральных реформ 3 - создания Народного фронта


    1. Италия

    2. США

    3. Великобритания
    Франция

  1. Германия

  2. Испания до 1939 г.



Г) Отметьте правильный ответ:

  1. Как отразилась милитаризация на экономике Германии?

ответ

1. Способствовала выходу из кризиса

2. Не оказала влияния

3. Затягивала кризис
2. Какие цели преследовал нацизм в сфере экономики?

1. Развитие свободного рынка

2. Создание тотальной гос. экономики

3. Жесткое гос. регулирование при сохранении элементов рынка
3. Какую цель преследовал Гитлер на первом этапе своей внешне-политической деятельности?

1. Объединение всех земель с немецким населением 2.Распространение фашизма в Европе

3. Пересмотр и аннулирование Версальского договора

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей