Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Документ Microsoft Office Word (6). Урок по повести В. Тендрякова Люди или нелюди


Скачать 26.88 Kb.
НазваниеУрок по повести В. Тендрякова Люди или нелюди
АнкорДокумент Microsoft Office Word (6).docx
Дата06.12.2017
Размер26.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (6).docx
ТипУрок
#32719
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Урок по повести В. Тендрякова «Люди или нелюди»
В нравственности наше будущее.В. Тендряков

Спасайте души.Б. Чичибабин

В наше непростое время, когда стираются понятия между добром и злом, нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совестливому писателю, которого всегда волновало нравственное здоровье народа.

Урок начинается с прослушивания стихотворения Бориса Чичибабина.

Живу на даче. Жизнь чудна.

Свое повидло.

А между тем еще одна

Душа погибла.

У мира прорва бедолаг.

О сей минуте

Кою-то держат в кандалах.

Как при Малюте.

Я только-только дотяну

Вот ту строчку.

А кровь людская не одну

Зальет сорочку.

Уже за мной стучатся в дверь,

Уже торопят,

И что ни враг - то лютый зверь,

Что друг - то робот.

Покойся в сердце, мой Толстой,

Не рвись, не буйствуй:

Мы все привычною стезей

Проходим путь свой.

Глядим с тоскою, заперты,

Вослед ушедшим.

Что льда у лета - доброты

Просить у женщин.

Какое пламя на плечах,

С ним нету сладу.

Принять бы яду натощак.

Принять бы яду.

И ты, любовь моя, и ты, -

Ладони ль, губы ль, -

От повседневной маеты

Идешь на убыль.

Как смертью веки сведены,

Как смертью веки, -

Так все живем на свете мы

В двадцатом веке.

Не зря грозой ревет Господь

В глухие уши:

- Бросайте все. Пусть гибнет плоть.

Спасайте души.

Мы начали урок стихотворением Чичибабина, хотя говорить сегодня будем о повести Тендрякова «Люди или нелюди». Выне находите здесь связь?..

Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы. Не остался в стороне от их решения и писатель Владимир Тендряков, о произведении которого мы и поведем речь.

Слово о писателе.Владимир Федорович Тендряков () родился на Вологодчине. Первый его рассказ «Дела моего взвода» был опубликован в 1947 году. Студент Литературного института уже прошел к этому времени по фронтам Великой Отечественной войны. Все произведения писателя: «Свидание с Нефертити», «Весенние перевертыши», «Ночь перед выпуском», «Хлеб для собаки», «Донна Анна», «Охота» - вызывали и вызывают интерес читателя, острые споры.

—  О чем говорит нам название повести «Люди или нелюди»?

—  Тендряков пытается понять, где истоки озлобленности, жестокости.


—  Он заставляет задуматься: кто мы, живущие на земле, люди или нелюди?

Почему Тендряков обращается к прошлому, времени своей юности?

— Тогда, 19-летним солдатом, он пережил «редкостно прекрасное чувство любви» к людям за то, что они добры друг к другу.

— Давайте и мы мысленно представим один из моментов этого прошлого... 1943 год. Наш герой в поисках штаба идет по степи. Какую картину видит он под черным ночным небом?

—  «Чуть ли не на каждом шагу торчит или вывернутый локоть, или каменное плечо, обтянутое шинельным сукном, или гладкая, ледяно-прокаленная каска, скрывающая глазницы, запорошенные снегом» - таким видит герой поле боя.

—  Вызывают ли убитые жалость у него? Чувствует ли он смятение, ужас?

—  Нет, он привык к трупам, они стали для него частью военного быта.

- Что же случилось с появлением раненой лошади?

—  Герой почувствовал жалость. Ее выгнали на смерть, а она продолжала жить с понурым упрямством.

—  Почему герой «боится» «опасного»чувства?

—  С жалостью может войти в душустрах за собственную жизнь, жалость к себе.

—  Он приказывает себе: «Не смей жалеть и не смей лишка думать - война! Огрубей и очерствей, стань деревом!»

-Почему спасительная мысль об окончании войны пугает его? Почему он боится быть добрым и сострадательным?

— Он не знает, как жить потом, в мирное время, если разучился жалеть, страдать, если равнодушен «до древесности».Вдруг это навсегда вошло в душу?

— Но «вселенская тоска», которую онтолько недавно испытывал, все-таки проходит. Почему?

— Он понял, что война не убила в человеке душевности, жалости. Два недавних врага, молодой немец Вилли и русский солдат Якушин, в землянке едят кашу из одного котелка. «Голова к голове, ложка за ложкой и - хлеб пополам».

— На него нахлынула любовь к Якушину, Вилли, дяде Паше, к храпящим в землянке солдатам. Появилась надежда: если посчастливится увидеть конец войны, то его «окружат люди, уставшие от крови и ненависти, истосковавшиеся по любви».

Но наступил новый день, началось наступление. Сталинград уже близко. К полудню войска вошли в хутор. Писатель показывает его глазами солдат. Каким они его увидели?

— Остался только след от хутора. Всюду пепелище, по земле тянется дымок, пахнущий мясом и паленой шерстью.

— Но самое страшное они увидели у колодца: два ледяных бугра. А внутри - пропавшие разведчики.

Реакция солдат на увиденное?

— Всех охватила злоба. Уже не «узнать было Якушина с выбеленным взглядом, дядю Пашу с багровой физиономией, с раздутыми белыми ноздрями, зубами в оскале». Все хотели мщения.

— Для расправы привели Вилли и вытолкнули к колодцу. Он разогнулся, зеленый, как лед, с раскрытым ртом, стал дико оглядываться. А когда стали срывать одежду, закричал «не по-человечески – сипло каркающе, с захлебом».

Какие чувства вызывает у героя эта сцена?— Еще до расправы с Вилли он ощутил
«некую отрезвляющую неуютность». А она сменилась ужасом, когда он понял, как решили отомстить за своих товарищей. Люди в этот момент перестали быть людьми. Они вызывали страх.

— Долгие годы писателя мучил один и тот же вопрос: почему дядя Паша. Якушин дошли до такой жестокости, ведь они не были злодеями?

— Трудно ответить на этот вопрос. Да, они не были злодеями. Они искренне были добры к Вилли в землянке. Но как в них сочетаются доброта и лютая жестокость?.. «Душевный человек Вилли...» и «Братцы! Воду! Живьем его!» И неслучайно писатель размышляет: «Я горжусь своим народом,
он дал миру Герцена и Льва Толстого, Достоевского и Чехова - великих человеколюбцев. И вот теперь впору задать вопрос: мой народ, частицей которого я являюсь, -люди или нелюди?!»

— Наверное, в жестокое военное время человек способен на жестокие поступки.

Война способствует тому, что человек превращается в зверя? А в наше мирное время такого произойти не может?

-Может, Тендряков приводит такие примеры. 14 лет спустя в Пекине в Педагогическом университете китайские студенты восторженно встречали русских гостей. Их лица излучали любовь, тепло. И сердце писателя вновь наполнилось любовью ко всем людям на свете. А через несколько лет там же друг писателя наблюдал такую сцену. Люди в бумажных колпаках, в руках щиты с перечнем «преступлений» стояли на помосте и ждали своей участи. К импровизированному эшафоту вели человека, жестоко избивая. Разъяренная толпа «самозабвенно» хлестала упавших, с холодным ожесточением избивала беззащитного человека. Лица искажены жестокой злобой, все требуют смерти предателя.

И опять мы спрашиваем: «Кто жемы, люди или нелюди? Почему происходит превращение человека в садиста? Как жеписатель отвечает нам?»

— Человек у Тендрякова не зол или добр, а добр и зол одновременно. И доброе или злое побеждает в нем, смотря по обстоятельствам.

— «Когда-то, - писал Тендряков, - ...я делил весь мир на хороших людей и плохих. Хорошие-де стараются сделать жизнь лучше, плохие ее портят, и казалось, что стоит только хорошим не жалеючи навалиться на плохих, как на земле наступит царство свободы и справедливости...» Но со временем ему открылось, что это слишком наивная концепция, чтобы объяснить все зло мира: «Как часто люди, достойнейшие по натуре, попадая в крутые обстоятельства, вынуждены поступать дурно, порой даже преступно».

— Благодатной почвой, на которой созревают преступления, по мнению Тендрякова, является толпа, охваченная злобой. Об этом и стихотворение Роберта Рождественского:

Толпа на людей не похожа. Колышется, хрипло сопя Зевак и случайных прохожих Неслышно вбирая в себя. Затягивает, как трясина, - Подробностей не разглядеть... И вот пробуждается сила, Которую некуда деть. Толпа, как больная природа, Дрожит от неясных забот. По виду - частица народа. По сути - ее антипод.

— Неужели человек не способен противостоять толпе, оставаться личностью? Ведь не стал же участвовать в расправе над Вилли рассказчик.

— А что же происходит с человеком, когда он действует самостоятельно, вне толпы? Какие примеры приводит писатель из собственной жизни?

— Долгие годы его «обжигал стыдом за себя» случай, когда украл у товарищей хлеб. Как он считал, ему представился случай научиться жить, извлекая из ситуации выгоду для себя.

- Раскаяние наступило почти сразу. Шагая за старшиной, рассказчик отчетливо осознал чудовищность своего поступка.

Военная находчивость обернулась воровством у своих же товарищей, которые так же, как и он, пятеро суток не ели.

— И это был единственный случай, когда герой поступал не по совести?

— Он вспоминает, как врал учителям; не сдерживал данное слово, как украл из перемета рыбу. Но всякий раз находил для себя оправдания.

Только теперь, украв полбуханки, он не мог себя оправдать. Почему?

— Стыд не позволяет. Совесть мучает,

— Он себя презирает, чувствует, что теперь не достоин шутить, смеяться.

— Как же быть, как вернуть уважение к себе?

— Он лег первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелее, Делился всегда лишним котелком каши с товарищами.

Значит ли это, что он извлек из произошедшего жизненный урок?..

— Этого поступка хватило на всю жизнь. Он узнал, что значит презрение к самому себе, «самосуд без оправдания, самоубийственное чувство - ты хуже любого встречного, навоз среди людей! Можно ли при этом испытывать радость бытия?».

— Казалось бы, можно было поставить точку. Но автор рассказывает историю жизни своего одноклассника, Шурки Шабурова, с которым 30 лет назад сидел за одной партой. Зачем он это делает?

— Шурка стал вором, прошел по всем лагерям, через восемь лет освободился, женился, у него двое детей. Приехал в Москву и обратился к писателю за помощью. Тот помогает деньгами, пытается через знакомых уладить дела бывшего одноклассника. Но через два дня узнает, что Шурка задержан милицией.

— Пересказ твой не дал ответ на мой вопрос. Что в этой истории беспокоит писателя? Почему Шабуров пошел воровать? От безвыходности?

— Нет, какие-то деньги у него были, голодным не был, знал, что ему помогут.

— Он не извлек для себя урок, когда попался на воровстве первый раз, «не проникся к себе самоубийственным презрением - проходило мимо, ничуть не задевало».

— Вот она, болевая мысль писателя: да, каждый человек имеет право на ошибку, но каждый должен ее осознать, прочувствовать, только тогда наступит раскаяние, а значит, обновление. Давайте еще раз вслушаемся и вдумаемся в слова Тендрякова: «Всех нас жизнь учит через малое осознавать большое: через упавшее яблоко - закон всемирного тяготения, через детское "пожалуйста" - нормы человеческого общения». «Всех учит, но, право же, не все одинаково способны учиться». Способны ли мы, каждый пусть ответит себе сам...
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей