Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Приложение 1. Урок практическое занятие Мировой экономический кризис и пути выхода из него


НазваниеУрок практическое занятие Мировой экономический кризис и пути выхода из него
АнкорПриложение 1.doc
Дата05.10.2017
Размер46.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПриложение 1.doc
ТипУрок
#25830
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Приложение 1
Урок – практическое занятие

Мировой экономический кризис и пути выхода из него
Цель урока. Выявить причины и особенности мирового экономического кризиса, его последствия. Показать различные варианты его преодоления посредством усиления государственного вмешательства в экономику (фашист­ский, либерально-демократический, радикально-демократический пути).
План урока:

1. Причины и особенности кризиса.

2. Социальные последствия кризиса.

3. Варианты выхода из кризиса, выработанные в 30-е гг.
Оборудование. Видеокарта, видеофильм.
Основные понятия. Мировой экономический кризис, Великая депрессия, «черный вторник», циклическое развитие рыночной экономики, фондовая биржа, падение курса акций, кейнсианство, государственное регулирование экономики, дефицит бюджета, разрушение мирового рынка, массовая безработица.

Ведущие положения. Рыночная экономика развивается циклически: экономический рост сменяется периодом спада и депрессией, затем следует оживление и снова подъем. В конце 20-х гг. государство практически совсем «ушло» из экономики, сделав ставку на частное предпринимательство. Это было ошибкой, так как в силу масштабов и сложности внешнеэкономических связей экономика не может обходиться без регулирования. Сильны были социальные и политические последствия кризиса, потребовался активный поиск новых путей управления обществом. Моделями выхода из кризиса стали фашизм (Италия, Германия), либерально-демократический курс (США, Швеция), радикально-демократический путь (правительства Народного фронта в Испании и во Франции).

Организация урока

В начале урока в ходе собеседования обсуждаются итоги развития западных стран к концу 20-х гг., еще раз назвать особенности периода подъема и стабилизации как неравномерного, неустойчивого. От повторительного собеседования, необходимо поставить проблему об особенностях кризиса, чтобы перейти к обсуждению вопроса о причинах и особенностях кризиса, подробно рассмотренных в учебнике. Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма «XX век». Ученикам даются установочные задания для работы с учебником:

Какие особенности были характерны для экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х гг.? (Ученики называют резкое падение производства, массовый характер безработицы, глобальный характер кризиса, охватившего все ведущие страны мира, и его продолжительность. Обвал финансовой системы, расстроилась вся система мировой торговли.)

Как вы понимаете, что такое циклическое развитие капиталистической экономики? Как можно избежать катаcтрофически резкого спада, сделать экономическое развитие более плавным?

Почему экономический кризис принял столь тяжелые и затяжные формы? (Учащиеся называют последствия Первой мировой войны и изменения, произошедшие на мировом рынке, привязку экономических систем большинства стран к Америке, американской валюте доллару, его курсу, в силу чего обвал американских банков и биржи пов­лек за собой обвал и в других странах; отметить, что сама Америка, переживая экономический бум, вступила в поло­су «перегрева» экономики, что было чревато потерей контроля над ней.)

Какие события явились началом мирового экономического кризиса?

Следующий фрагмент урока нацелен на рассмотрение социальных последствий кризиса. Особое внимание учащихся обращается на характер безработицы. Она становится продолжительной, массовой, охватывает практически все сферы экономики, а не какие-то отдельные отрасли и секторы. Безработными оказываются и огромные массы служащих, представители среднего класса, происходит массовое разорение крестьянских хозяйств, их продукция становится невостребованной (люди не могут платить за нее). Это чревато серьезными последствиями и в политической сфере: общество утрачивает социальную стабильность. Отмечается и резкое падение уровня жизни, проблему оплаты жилья, питания, с которыми столкнулись миллионы людей в ранее благополучных странах. (Данный вопрос открывает поле для возможной дискуссии о последствиях экономического спада для страны и тех опасностях, которые он за собой может повлечь). Повсеместно старые власти теряют кредит доверия населения, это порождает необходимость кардинальной смены политического курса.

Завершающий фрагмент урока посвящается рассмотрению вариантов выхода из экономического кризиса, которые появились в 30-е гг.

Учащиеся систематизируют весь материал в виде таблицы «Варианты выхода из экономического кризиса». Правильность заполнения таблицы проверяется в ходе просмотра второго фрагмента видеофильма.


Фашистский

Неолиберальный

Радикально-демо­кратический

Огосударствление экономики, формирование тоталитарного государства, жесткое прямое регулирование всей общественной жизни. По такому пути пошли Италия и Германия.

Создание государством системы регулирования трудовых отношений, активная государственная поддержка производителя и потребителя, коррекция системы налогообложения в пользу большинства граждан. Это путь США и Швеции.

Принятие пакета социальных законов, установление рабочего контроля за производством, «справедливое» распределение до- ходов. Не выгоден для имущих классов и инвесторов, По этому пути пошли Франция и Испания.

Для более глубокого понимания механизма кризиса, использован дополнительный материал, который был заранее подготовлен учащимися по желанию к данному уроку (опережающее задание).

С огромной силой кризис обрушился на страны - экспортеры сырья и продовольствия. Резко упали цены на главные предметы их экспорта. Так, весной 1932 г. цена каучука на мировом рынке снизилась по сравнению с предыдущими годами на 93%, сахара - на 74, шелка - на 75, джута - на 62%. Если принять оборот внешней торговли этих стран в 1925-1929 гг. за 100%, то их экспорт в количественном выражении в 1931 г. составил 85,1%, а по стоимости - лишь 56,4%. Во многих странах появились огромные кладбища машин, растянувшиеся на десятки километров мертвые зоны заводов и фабрик. Сносились домны и затоплялись рудники, сжигались посевы, вырубались плодовые деревья, тонны готовой продукции затоплялись в море. Материальный ущерб, нанесенный кризисом, не уступал потерям от Первой мировой войны. Небывалых размеров достигла безработица. Только в ведущих странах она составила 32 млн. человек. Особенно сильны были последствия кризиса в США. В целом промышленность страны была отброшена к уровню 1905-1906 гг. Добыча угля снизилась на 42%, выплавка чугуна - на 79, стали - на 76, производство автомобилей - на 80%. Из 297 доменных печей действовало только 46. Промышленная продукция сократилась более чем в 2 раза. Промышленный кризис в США тесно переплетался с аграрным. Потребление хлопка сократилось на 32%, вывоз пшеницы - на 82%, а ее запасы увеличились в 3,5 раза. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали в 3-4 раза. Кризис охватил и сферу финансов. Курс акций ведущих компаний упал на 85%, потерпели крах 135 747 промышленных фирм, более 10 тыс. банков. Описание кризиса в США дается в книге Т.Драйзера «Трагическая Америка».

Домашнее задание. Работа с понятийным словарем, подобрать примеры, иллюстрирующие последствия и проявления мирового экономического кризиса в отдельных странах. Подготовить ответ на вопрос: какой из названных вариантов преодоления кризиса представляется учащимся наиболее перспективным и почему?

Урок заканчивается подведением итогов и оценкой учебной активности учащихся.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей