Главная страница
qrcode

Методическая разработка урока. Урок словесности


НазваниеУрок словесности
АнкорМетодическая разработка урока.doc
Дата13.01.2017
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodicheskaya_razrabotka_uroka.doc
ТипУрок
#6268
Каталог

Отдел образования, спорта и туризма

Буда-Кошелёвского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Недойская средняя школа Буда-Кошелёвского района»

Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

Урок словесности

Автор Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Недойская средняя школа Буда-Кошелёвского района» Гомельской области Республики Беларусь.

Недойка, 2014

Морфологический разбор имени существительного
Цель урока: научить школьников проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания (грамматические категории) об имени существительном как части речи;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;

  • учить умению сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения;

  • развивать мотивацию учебной деятельности;

воспитательные:

  • укреплять интерес к русскому языку и литературе;

  • учить умению работать в парах;

  • воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, коммуникабельность;

  • воспитывать доброжелательное отношение к животным

Оборудование:

  • компьютер;

  • музыка («Танец утят») и бантик для проведения физкультминутки;

  • карточки для входного контроля;

  • карточки для рефлексии (силуэты котов, Приложение 2);

  • тексты стихотворения для работы в классе и домашнего задания;

  • Репродукции художников с образами кота;

  • Фигурки котов.


Вид урока: урок словесности (интегрированный урок русского языка и русской литературы)
Ход урока

Эпиграф урока

- Что такое красота?
- Это дом, где два кота.
- Что такое теснота?
- Это дом, где три кота.
- Что такое пустота?
- Это дом, где нет кота...


  1. Оргмомент. (Приветствие, рапорт дежурных).




  1. Мотивация к учебной деятельности: сообщение целей и задач урока, составление плана работы.



  1. Слово учителя.

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Я приглашаю всех присутствующих познакомиться поближе с очень известным нам животным, в ходе которого мы и повторим все, что изучили по теме «Имя существительное» и научимся полностью характеризовать эту часть речи. А что это за животное, мы сейчас узнаем!


  1. Работа с загадкой (на доске с обратной стороны).

Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (КОТ)


  1. Входной контроль (приложение 1).

Фраза «Кот имя существительное» (21 знак, 1 карточка у меня)

    • Белые карточки (а-к, б-о, в-т)

    • Жёлтые карточки (а-и, б-м, в-я)

    • Голубые карточки (а-с, б-у, в-щ)

    • Зелёные карточки (а-е, б-с, в-т)

    • Оранжевые карточки (а-в, б-и, в-т)

    • Розовые карточки (а-е, б-л, в-ь)

    • Серые карточки (а-н, б-о, в-е).

Проверка входного контроля, запись учителем ключевой фразы на доске.


  1. Работа с ключевым словом. Дать ему характеристику – назвать все его грамматические признаки: род, число, склонение, падеж, одушевлённость, собственное-нарицательное, что обозначает, каким членом предложения может являться, образовать формы множественного числа, женского рода – указать на чередование звуков, просклонять) – РАБОТА ПО ЦЕПОЧКЕ.




  1. Информационная минутка:

Кошка, охотясь на мышей, спасает в год до 10 тонн зерна. В Англии кошек используют для охраны зернохранилищ и прочих пищевых складов, их официально ставят на довольствие. Кошки также охраняют от мышей книги и другие реликвии Британского музея. А в Австрии кошке, прослужившей на охране складов несколько лет, положена пожизненная пенсия, выдаваемая молоком, мясом и бульоном.


  1. Работа в парах (по рядам): в тетрадях – взаимопроверка – чтение вслух.

А). На доске список «кошачьих» слов. Их нужно объединить по какому-либо признаку. ПО КАКОМУ?

Кот, коготь, кошка, котёнок, миска, Васька, мышеловка, мышь, шерсть, хвост, баюн, зверь, полоска, блоха, ошейник, подлиза, сосиска.


    • Род (мужской – кот, коготь, котёнок, Васька, хвост, баюн, зверь, ошейник, подлиза; женский – кошка, миска, мышеловка, мышь, шерсть, полоска, блоха, сосиска, подлиза).

Вопрос классу. Существительных какого рода нет в этом списке?


    • Одушевлённость (одушевлённые – кот, кошка, котёнок, Васька, мышь, зверь, блоха, подлиза; неодушевлённые – коготь, миска, мышеловка, шерсть, хвост, полоска, ошейник, сосиска).

Вопрос классу. Как определить категорию одушевлённости по формам падежей?


    • Склонение (1 – кошка, миска, Васька, мышеловка, полоска, блоха, сосиска; 2 – кот, коготь, котёнок, хвост, баюн, зверь, ошейник; 3 – мышь, шерсть).

Вопрос классу: какие существительные относятся к несклоняемым и разносклоняемым?
Б). Работа с отдельными словами

  • Васька – собственное существительное.

Вопрос классу. Какие существительные относятся к собственным? Как пишутся собственные существительные?


  • Подлиза – общий род; Составить два «кошачьих» предложения со словом подлиза (мужской и женский род) – на доске.




  • Баюн – лексическое значение (персонаж русских волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом). Недаром коту-баюну приписывалась огромная роль в колыбельных песнях. Прослушаем одну из них.

В). Прослушивание колыбельной песни «У кота, кота колыбелька золота» или любой другой, где фигурирует образ кота.


  1. Информационная минутка.

Кошки это одни из, или даже самые первые по популярности домашние животные. В мире проживают около 500 миллионов домашних кошек. Кошки и люди проживают вместе уже около 10 000 лет.


  1. Физкультминутка.

  • Кошки любят охотиться за птичками. Сейчас мы с вами будем весёлыми утятами, и не дадим коту поймать нас («Танец утят»).

  • Котики очень часто играют с бантиками. Я буду бантиком, а ваши глазки котятами. Гоняйтесь глазками за бантиком!




  1. Проблемный вопрос.

Какие признаки существительного постоянны, а какие нет и почему?

  • Постоянные: предметность, собственное-нарицательное, одушевлённость, род, склонение. Они у существительного присутствуют постоянно.

  • Непостоянные: число, падеж, синтаксическая роль – эти признаки могут изменяться в разных контекстах.




  1. Закрепление изученного материала об имени существительном на практике.

А). Устно.

  • Доброе слово и кошке приятно. (Что это за жанр речи? Когда так говорят?)

Кошке – (кому?) – имя существительное, н.ф. – кошка, нариц., одуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., Д.п., дополнение.
Б). Информационная минутка

Почему коты приносят вам пойманных мышей?

Существует как минимум 4 теории:

      1. Кот дарит вам подарок, в знак своей дружбы или за то, что вы его кормите.

      2. Кот считает вас бездарным охотником, и пытается вас научить охотиться.

      3. Кот переносит жертву в безопасное теплое место, где впоследствии может ее съесть.

4. Кот по-своему пытается спасти вас от голода.
В). Письменно (на доске по 2 человека) сделать морфологический разбор «кошачьих» слов.


  • Страшнее кошки зверя нет.

  • Получить в подарок черного кота - знак особого уважения.




  1. Образ кота в русской литературе.

Многие русские, белорусские и зарубежные писатели часто обращаются к образу кота в своих произведениях (познакомить со списком «кошачьих» книг (Приложение 3).

Как пример, прочтём поучительную быль, одним из героев которого является котёнок (выразительное чтение учителем или подготовленным учеником).

Толстой Л.Н. Котенок. Быль


Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка…и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

"Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки - увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

Вопрос классу. Как вы думаете, что хотел сказать нам автор? Чему он нас учит?


  1. Образ кота в живописи, в изобразительном искусстве (работа с иллюстрациями, Приложение 4).




  1. Информационная минутка.

Рассказывают, что кошка помогла в изобретении йода. Она случайно опрокинула колбы с разными жидкостями, которые, разлившись, соединились между собой, и получилось лекарственное средство, которое стало известно как йод.


  1. Работа с «кошачьим» стихотворением (текст на партах, Приложение 5)


А). Выразительное чтение стихотворения (читает учитель или подготовленный ученик).

Б). Устно: по цепочке называть существительные.

В). Сделать письменный морфологический разбор любого «Кошачьего» существительного из стихотворения (6 человек возле доски).



  1. Работа с эпиграфом урока.

Вопрос классу. Чему учит это небольшое стихотворение? (чтобы у каждого кота был свой дом).


  1. Подведение итогов урока.


Сегодня мы подвели черту под изучением одной из самых распространённых в русском языке частей речи – имени существительного. К тому же, узнали очень много нового о таком казалось бы знакомом животном. И я хочу вам пожелать, чтобы вы с русским языком ладили и дружили, а не враждовали, как кошка с собакой!


  1. ДЗ. Из стихотворения выбрать 2-3 имени существительных и провести их письменный морфологический разбор.




  1. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.




  1. Рефлексия. На шаблончиках-фигурках напишите, что сегодня на уроке для вас оказалось новым, что вы выучили. А я напишу что-то своё и оставлю вашему классу на память! Всего хорошего!

Пока дети пишут, можно включить спокойную музыку.


Приложение 1

Карточки для входного контроля
Белые карточки


КАРТОЧКА А
1. Имя существительное – это ...

А). слово
К). часть речи
Л). часть предложения

2. Имя существительное обозначает ...

О). признак предмета
К). предмет
М). действие предмета

3. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?

К). мужского рода
Э). женского рода
Ж). среднего рода

КАРТОЧКА Б
1. Найди ошибку.

М). м.р. – скрипач, аккордеон, гол
О). ж.р. – земляника, зеркало, жизнь
Н). ср.р. – яблоко, желание, подземелье

2. На конце имен существительных какого склонения после шипящих пишется Ь знак

Е). мужского рода
Ф). среднего рода
О). женского рода

3. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость?

О). в винительном
У). в предложном
Щ). в родительном

КАРТОЧКА В
1. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?

Ъ). в родительном
Т). в дательном падеже
Ё). в предложном

2. О каком падеже идет речь: «Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем? и употребляются с предлогами с, за, под, над»?

Т). о творительном падеже
Я). о родительном падеже
Р). о предложном падеже

3. Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черемухе, растаяли на ладони, плавает в аквариуме стоят в предложном падеже?

Т). да
Й). нет

Жёлтые карточки


КАРТОЧКА А
1. С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?

В). -о (-е)
И). -а (-я)
Ы). с Ь знаком на конце

2. В каком падеже имена существительные, стоящие в форме множественного числа, имеют окончания -ам (-ям)?

О). в родительном
И). в дательном
М). в творительном
Ч). в предложном

3. Какие буквы пропущены?

На грядк... длинный и зелёный,
В кадк... желтый и солёный. (огурец)

Й). и
И). е

КАРТОЧКА Б
1. В какой строке у всех недописанных слов окончание -и?

Ц). хранить в памят..., любовь к Отчизн..., родился в рубашк...
М). воспоминание о юност..., нет мудрост..., цветет среди осен...
У). не выпало ни капл..., вижу в ребенк..., скажи королев...

2. Среди постоянных признаков имени существительного нет:

К). род

Е). склонение

М). падеж

3. Десять существительных среднего рода на -мя называются:

Н). разноспрягаемыми

М). разносклоняемыми

Г). разноизменяемыми

КАРТОЧКА В
1. Если имя существительное не изменяется по падежам, это существительное:

Ш). неспрягаемое

Я). несклоняемое

Щ). неуправляемое

2. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

Я). общего рода

З). никакого рода

Х). частного рода

3. В предложении имя существительное чаще всего бывает:

Ф). определением

Ы). обстоятельством

Я). подлежащим


Голубые карточки


КАРТОЧКА А
1. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

С). Собираем детали

В). Тонет в сугробах

А). Стучать молотком

П). Сборник текстов

2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

Р). В одной команд.., портрет Мари..

О). Озёра Карели.., плыть на лодочк..

Л). Учит грамот.., лежит на ладон..

С). Жить в согласи.., зовёт из кухн..

3. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?
Д). Он, мой.
С). Она, моя.
Ж). Оно, мое.

КАРТОЧКА Б
1. Имя существительное отвечает на вопросы...
Э). какой? какая? какие?
У). кто? что?
Я). что делал? что делает?

2. Какая часть речи обозначает предмет?

У). Имя существительное;
Ч). Имя прилагательное;
С). Глагол.

3. Укажи падеж имен существительных в словосочетаниях: отправились в лес, взлетели в воздух, падает на землю.
М). Родительный падеж.
У). Винительный падеж.
И). Предложный падеж.

КАРТОЧКА В
1. Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
Т). К первому склонению.
Щ). Ко второму склонению.
Ь). К третьему склонению.

2. Укажи имена существительные первого склонения.
Ю). снегирь, площадь
Б). новость, площадь
Щ). яблоня, тетрадка
Ё). яблоко, тетрадь

3. Если имена существительные имеют окончание -ами (-ями), то они стоят в форме...
Й). единственного числа;
Щ). множественного числа.


Зелёные карточки


КАРТОЧКА А
1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его...
Ц). число;
Е). падеж;
У). род.

2. Какие буквы пропущены?
В пустын... чахлой и скупой,

На почв..., зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной. (А. Пушкин)
Е). –е

К). -и

3. Что является начальной формой имени существительного?
Н). И.п. мн.ч.
Г). В.п. ед.ч.

Е). И.п. ед.ч.
Ш). В.п. мн.ч.

КАРТОЧКА Б
1. Укажите однокоренные существительные:
Щ). работа, труд
З). смелость, храбрость
С). моряк, приморье
Х). вода, водитель

2. Что отличает имя существительное от других частей речи?  

Ъ). Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая?

С). Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Ф). Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал?

3. Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос...    

С). кто?

Ы). что?

КАРТОЧКА В
1. Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме...     

Т). единственного числа

В). множественного числа

2. Посчитай, сколько среди приведенных слов имен существительных женского рода; письмо, газета, журнал, страна, город, село, деревня, адрес.      

А). 1

П). 2

Т). 3

Р). 4

3. Как изменяется имя существительное?      

Т). По числам

О). По вопросам

Л). По родам

Оранжевые карточки


КАРТОЧКА А
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?      

Ё). Кто? что?

В). Кого? чего?

Й). Кому? чему?

Ц). Кого? что?

2. Найди ошибку в суждениях ученика.        

В). В именительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кого? что?

У). В родительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кого? чего?

К). В дательном падеже имена существительные отвечают на вопросы кому? чему?

3. Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами...          

В). всегда

Е). иногда

КАРТОЧКА Б
1. О каком падеже идет речь: "Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом"?          

Н). винительном падеже

И). Об именительном падеже

2. Если у имени существительного нулевое окончание, то по какому признаку определяется его склонение?    

Г). По числу

Ш). По вопросу

И). По роду

3. Посчитай, сколько среди перечисленных слов имен существительных третьего склонения: республика, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, китель, шинель, ягода, любовь, нежность.

Щ). 1

З). 2

Х). 3

Ъ). 4

И). 5

Ф). 6

КАРТОЧКА В
1. В каком падеже стоит имя существительное 1-го склонения, если известно, что его окончание -и?                

Т). В родительном

Ы). В дательном

В). В предложном

2. Какая буква пропущена?

Последняя туча рассеяной бур...!
Одна ты несешься по ясной лазур... (А. Пушкин)            

А) -е 

Т). -и

3. Укажите собственное имя существительное:

П) тетрадь

Т) Александра

Р) цветок


Розовые карточки


КАРТОЧКА А
1. Какая часть речи – имя существительное

Е). самостоятельная

Л). служебная

2. Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?. называются…

Д). неодушевленными

Е). одушевленными

3. Все имена собственные пишутся:

Ж). с маленькой буквы

Е). с большой буквы

КАРТОЧКА Б
1. Слова грабли, плоскогубцы, жмурки, дрожжи, чернила имеют форму:

Э). только единственного числа

Л). только множественного числа

Я). и единственного, и множественного чисел

2. Слова молодежь, железо, молоко, темнота, белизна, оттепель имеют форму:

Л). только единственного числа

Ч). только множественного числа

С). и единственного, и множественного чисел

3. Слова книга, автомобиль, правило, задача имеют форму:

М). только единственного числа

И). только множественного числа

Л). и единственного, и множественного чисел

КАРТОЧКА В
1. К существительным 3 склонения относятся существительные:

Ь). женского рода с нулевым окончанием

Т). мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на -О и -Е

Б). женского и мужского рода с окончанием на -А и -Я

2. На конце каких, имен существительных ты напишешь мягкий знак?
Ь). помощ... , печ…, , дич...
Ю). молодеж..., силач..., рож...
Ё). карандаш..., скрипач... , малыш...

3. Укажи слово, у которого нельзя определить склонение:

Ь). пианино
Й). рояль
Ц). гитара
У). виолончель


Серые карточки


КАРТОЧКА А
1. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:
Е). сапог, кошка, дверь;
К). цветы, воробей, гусеница;
Н). собака, мужчина, врач

2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено именем существительным:
Г). День выдался дождливым;

Н). В  вазу  налита  вода.

3. Укажите существительное общего рода:
Ш). дым;

Н). соня;
Щ). беседа

КАРТОЧКА Б
1. Укажите ряд, в котором все существительные склоняемые:
З). ножницы, какао, ателье;
О). брюки, сухари, рояль;
Х). фойе, пианино, лебедь

2. Укажите сложносокращённое слово женского рода:
Ъ). СНГ ( союз независимых государств);
О). ГАИ ( государственная автомобильная инспекция);
Ф). МХАТ ( московский художественный академический театр)

3). Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным:
Ы). Вчера мы собирали в соседнем лесу грибы;  
В). Бандероль они получили вовремя;

О). Бандероль пришла вовремя.

КАРТОЧКА В
1. Сформулируйте верное определение. «Склонение – это...»

В). Изменение существительных по числам.

Е). Изменение существительных по падежам.

А). Изменение существительных по родам.

2. Заполните пропуск:

«В русском языке .... падежей»

П). пять

Р). семь

Е). шесть

3.В каком ряду все имена существительные собственные?

О). (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;

Е) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;

Л). (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;

Д). (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.


Приложение 2
Образец карточек для рефлексии




Приложение 3.

ИНТЕРЕСНЫЕ «КОШАЧЬИ» КНИГИ


Л.Толстой. "Котенок".
С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".
В.Вересаев. "Похвалите меня!"
А.Бостром. "Кошка и котята".
Б.Шергин. "Одно дело делаешь, другого не порть!"
М.Пришвин. "Кот".
К.Паустовский. "Кот-ворюга".
Б.Емельянов. "Сапоги-собаки", "Кот-пожарный", "Кот и собака".

Приложение 4
Образ кота в живописи и изобразительном искусстве



Геор Францис Джозеф.

Красивая девушка на балконе


Пьер-Огюст Ренуар.

Нежная



Генриетта Ронер-Книпп.

Серия картин «География»






Приложение 5

«Кошачье» стихотворение
Про котенка


Лапки и хвост, и весёлые ушки,
Что уголками торчат на макушке,

Шерстка пушистая, глазки-проказки…
Слушай, ты к  нам прибежал не из сказки?

Снова клубок размотал по квартире –
Нет развлечения лучшего в мире!

С тапкой катался клубком нераздельным,
Мир за окном изучал беспредельный.

В сливках измазан весь нос и мордашка,
Солнечный лучик играет на чашке!

Фантик на ниточке – это же чудо!
Бегать за ним, как за мышкою буду!

Вот и устал… и клубочком свернулся,
Замер, затих и во сне встрепенулся.

Спи, наш малыш, наш пушистый бесёнок –
Маленький, ласковый, милый котёнок!
Оксана Варникова.
перейти в каталог файлов


связь с админом