Главная страница

МДК 2-04.2004 Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда.docx ПОУРОЧКА ЛИТ ЧТ 1. ПОУРОЧКА ЛИТ ЧТ 1. Урок Вводный Цели


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеУрок Вводный Цели
АнкорМДК 2-04.2004 Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда.docx ПОУРОЧКА ЛИТ ЧТ 1.doc
Дата11.11.2017
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПОУРОЧКА ЛИТ ЧТ 1.doc
ТипУрок
#31096
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Урок 1. Вводный

Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ори­ентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить и словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентировать­ся к учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.

Оборудование: выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст для речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Я с этой книжкой в первый раз, Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»

— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— О какой книжке идет речь? (Об азбуке.)

Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, по­прощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название учебника.

— Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Лите­ратурное чтение»? (Ответы детей.)

— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.}

— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.}

— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здо­ровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?

(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)

— Откройте учебник и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, ко­торые вам встретятся в этой книге.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицу.

— Возьми книгу в руки — не будет скуки.

— Как вы понимаете ее смысл?

— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ?

— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы по­мещены в первую часть.

— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?

— Откройте с. 4. Прочитайте обращение авторов к вам, пер­воклассникам. (Чтение, выполнение заданий после текста.)

— Скаким учебником вы познакомились на уроке?

— Как нужно обращаться с книгами?

— Как найти в книге нужное произведение?

VII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на сво­ем первом уроке литературного чтения.

— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это зна­чит?

— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

— А кто понял, как пользоваться учебником?

— Кто запомнил условные обозначения, которые использу­ются в учебнике?

VIII. Подведение итогов урока .

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы учились сегодня?

ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ

Урок 2. В. Данько «Загадочные буквы»

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со стихотворением В. Данько «Загадоч­ные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); развивать во­ображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целы­ми словами, передавая интонационно конец предложения; объ­яснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; описывать характер героев; находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Оборудование: выставка книг об алфавите, азбуке, текст для речевой разминки, выставка детских работ, выполненных дома.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Первые буквы

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У, Малыши кричат уа.

Мы в лесу кричим ау.

С буквы А — арбуз и аист

(Мы запомнить постарались),

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята...

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Л. Демьянов

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как называлась ваша первая учебная книга?

— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?

— Прочитайте название первого раздела учебника.

— Подумайте, о чем будут произведения этого раздела.

— Откройте с. 3 учебника. Прочитайте о том, с чем мы позна­комимся, изучая произведения этого раздела. (Мы позна­комимся с интересными сказками и стихами, поразмышляем о том, кто и как поможет «оживить» буквы.)

— Что вас удивило в этих строчках? Разве можно оживить бук­вы? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем сегодня.

— Прочитайте, чему мы научимся и чему будем учиться.

— А сейчас прочитайте, о чем надо помнить.

— Расскажите, как надо работать. (Дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 5.

— Чья фамилия написана в правом верхнем углу? (Автора.) Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения, и только потом читают текст.

— Как вы понимаете название стихотворения? Разве буквы могут быть загадочными?

— Назовите родственные слова к слову «загадочные». (Ответы детей.)

— Что такое загадка? (Ответы детей.)

— Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия про­изведения?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?

— Догадались ли вы, какие буквы спрятались в пустых квад­ратиках?

— Что вам помогло их разгадать?

— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение. Сначала определите, как будете читать. Например, можно читать по строчкам: первую строку читает один, вторую - другой.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Выразительное чтение стихотворения по цепочке.)

— Выберите две строчки, которые вам больше всего понрави­лись. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, проглотила покатила.}

— Такие слова называются рифмующимися. Благодаря им по­лучаются стихи.

— Попробуйте сами сочинить две строчки на какие-нибудь буквы.

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше от­ношение к материалу урока.

— Покажите учителю и друг другу.

IX. Подведение итогов урока

— Как называется первый раздел учебника?

— Стихотворение какого автора мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?

— Как вы поняли название стихотворения?

Домашнее задание

Сочинить двустишие на какую-нибудь букву.

Урок 3. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению г опорой на знаки препинания, творческому пересказу, понима­нию характеров героев, главной мысли текста; развивать вообра­жение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиесянаучатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интона­ционно конец предложения; объяснять название произведения и но названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.

Оборудование: портрет И. Токмаковой, книга «Аля, Кляксич и буква на "А"», магнитная азбука, текст для речевой разминки, заполненная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.

В. Берестов

— О каком учителе идет речь?

— Разве может быть учебник учителем? Объясните.

— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.

— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку гром­ко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске бук­вы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнае­те, что мы будем читать сегодня на уроке.

АКСЗКА

— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните

автора, то назовите его.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это про­изведение. (И. Токмакова.}

— Что вы знаете о ней?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой

— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Чтение отрывка сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».)

— Все ли слова были вам понятны?

— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.

— Какое впечатление произвело на вас начало книги?

— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.

— Перечитайте текст о буквах.

— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.

— Какие еще приключения могут произойти с героями?

— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.

— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)

— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется автор­ской, или литературной.

— Кто ее автор?

(На доске заполняется таблица.)

Народная сказка

1. Изначально создается в уст­ной форме.

2.Сушествуют в нескольких вариантах,

3.Время создания определить невозможно.

4.Делится на следующие жанры: вол­шебная, бытовая, о животных

Авторская (литературная) сказка

1. Автор — конкретное лицо (на­пример, И. Токмакова).

2.Создается в письменной форме.

3. Внесение изменений в содер­жание не допускается.

4. Время написания известно.

5. Не ограничивается определен­ным жанром, может быть фан­тастической

— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

— Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)

— А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)

—Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?

— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко?

— А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?

— Назовите автора. Что вы о нем узнали?

— Как вы поняли главную мысль сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав само­стоятельно продолжение.

Урок 4. С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»

Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно чи­тать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по назва­нию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведе­ния; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Оборудование: портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

(Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Удивительный народ —

Птица с именем удод.

Не подстрижен, не причесан,

Рыжий клок торчит под носом -

Вся прическа на весу, перья даже на носу.

Парикмахерская, видно,

Не работает в лесу.

Л. Пудваль

— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?

Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного ох­ристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может склады­вать и распускать хохол веерообразно.

(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочита­ли, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)

— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)

— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечатель­ных писателей.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произве­дения. (С. Черный.}

— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы

читали?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)

—Прочитайте название стихотворения. Можно ли по назва­нию определить, о чем будет произведение?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в тол­ковом словаре.

Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.

— Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли про­казу». (Кучей угорелой

все сразу в большой суматохе. Затея­ли проказу — начали шалить,}

— Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. (Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (Ф. Кривин.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина.)

Материал для учителя Кривин Феликс Давидович — российский и израильский писатель, В 1933 т. семья переехала в Одессу. В 1945 г. после эвакуации Ф. Кривин приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства, ночным кор­ректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые стихи), радиожурналистом Измаильского областного радиоко­митета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 г. окончил Киевский педагогический институт. Работал учителем в Мариуполе, редактором Закарпатского областного издательства.

В 1962 г. был принят в Союз писателей Украины. В Москве вышла книга «В стране вещей», в Ужгороде — «Карманная школа».

В 1990г. - лауреат республиканской премии имени В.Г. Короленко.

В 1998г. выехал на постоянное место жительства в Израиль, прожи­вает в Беер-Шеве. Ф. Кривин — автор десятков книг, выходивших с нача­ла 1960-х гг. в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.

— Прочитайте название стихотворения Ф. Кривина. Как вы

думаете, о чем оно?

(Учитель читает стихотворение. Беседа по вопросам учебника. Сценка «Спор гласных и согласных».)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом