Б. Волина— Прочитайте стихотворение с ускорением.
—Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
—Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?
— Когда речь бывает непонятной?
(Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова речь и т. д.}—Сегодня мы прочитаем стихотворения на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.
V. Работа по теме урока— Узнайте, о ком идет речь.
Кто это?Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник,
ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лалами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое - лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А ты догадался, кто?
(В. Волина)— Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте?
(О медведе.) Верно, это медведь. Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгира
— Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. (Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока- Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся.
(М. Бородиц-кая.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Бородицкой.)
Материал для учителяБородицкая Марина Яковлевна — детский поэт, прозаик, переводчица. Родилась 28 июня 1954 г. в Москве. В детстве Марина мечтала стать медсестрой, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом и актрисой. Училась она в английской спецшколе. В 1976 г. окончила Мцекинский государственный педагогический институт иностранных им. М.Тореза. Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма, учителем в школе-интернате, потом в обычной школе.
В 1978 г. впервые в журнале «Иностранная литература» были опубликованы стихи замечательной, прославившейся своим остроумием американской поэтессы Дороти Паркер в переводе М. Бородицкой.
Бородицкая много переводит, в основном произведения английский поэзии XIV—XIX вв. Известны ее переводы Р. Киплинга, А. Милна, Э. Фарджен, А. Гарнера, а также сказок американских народов, вошедших в многотомник «Сказки народов мира» (1993).
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем можно разговаривать с пчелой?
— Прочитайте стихотворение несколько раз.
— Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела? За что пчела ужалила мальчика?
— Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
— А сколько цветов можно сорвать?
— Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину.
(Выразительное чтение стихотворения.)
— Прочитайте, кто автор следующего произведения.
(И. Гамазкова.} (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.)
Материал для учителяГамазкова Инна Липовна (р. 1945) - один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, вооброжалки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на
остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.
— Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?
— Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.
— Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?
— Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке нас. 17.)
VIII. Рефлексия— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
— А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
IX. Подведение итогов урока— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
— Какое стихотворение больше всего понравилось? -
Домашнее заданиеПодготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 18).
Урок 6. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»Цели: познакомить с произведением С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование: портрет и книги С. Маршака, текст для речевой 1>;| шинки.
Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего заданияПрочитайте выразительно стихотворение И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».
— Легко ли было вставить пропущенные слова?
— Ответьте одним словом: мне помогла вставить слова...
(рифма).III. Речевая разминка— Прочитайте стихотворение.
ДвоюродныеМежду утками и курами Ходит-хвастается кот:
— Вот придет мой тигр двоюродный,
Он вам перья оборвет!
Отвечают утки с курами:
— Страус есть у нас двоюродный!
И тебя, ко-ко-кота,
Он оставит без хвоста!
И. ГамазковаIV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были буквы». Познакомимся с новым произведением.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 19. Прочитайте, кто автор произведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.
(С. Маршак.}—Что вы знаете о С. Маршаке?
— Прочитайте название стихотворения.
(Чтение стихотворения учителем или хорошо читающими учащимися.)
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока(Чтение стихотворения по цепочке по одной строчке.)
— Каждый из вас должен прочитать свою строчку так, чтобы
казалось, что все стихотворение читает один ученик. (Выполнение задания 1 учебника.)
—Что у вас получилось?
(Алфавит.)— Все ли буквы на месте?
— Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом и свиньей».
(Выполнение задания 3. Творческая работа по заданию 4. Ученики распределяют между собой обязанности и начинают выполнять работу. Закончат они ее дома.)
VIII. Рефлексия— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока- Как называется произведение, которое мы прочитали на уроке?
- Назовите его автора.
- Какой совет дает С. Маршак своим читателям? „.
Домашнее задание Доделать страницу книжки
Урок 7. Из старинных книгЦели: познакомить с высказываниями из старинных книг; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение к старшим и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: выставка творческих работ, текст для речевой разминки.
Ход урока I. Организационный моментII. Проверка домашнего задания (Защита проектов. Каждая группа выходит и. показывает то, что у нее получилось.)
III. Речевая разминка — Прочитайте стихотворение. Шорох, шептание, Шумок под окном, Шлепанье легкое... Кто это — гном? Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна, Шустрым мышонком
Шуршит тишина. .
В. Лунин— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Какой звук повторяется в стихотворении, которое вы только что прочитали?
([Ш].}— Какая буква дает этот звук?
— Расскажите, что вы знаете о букве
ш (Буква Ш дает один звук. Он согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.}Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать громко, выразительно, целыми словами. А еще познакомимся с высказываниями из старинных книг.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 24. Прочитайте стихотворение Т. Павловой.
(Дети читают стихотворение так, как указано в задании.)
— Какой звук теряли дети?
— Послушайте сказку и запомните слова со звуком [Р], которые встретятся в ней.
Рыжий городОдного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки
ловили, в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?».
«Меня все рыжим дразнят», — хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький, — засмеялась девочка. - А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно явета?»
«Ну, рыжего», — робко сказал мальчик,
«И мы —рыжего! Значит, все мы— маленькие солнышки. Радоваться надо!»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку...
— Какие слова со звуком [Р] вы запомнили?
— Было ли такое, когда вас дразнили?
— Можно ли смеяться над другими людьми?
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока— А сейчас, ребята, мы с вами будем читать высказывания из старинных книг. Узнаем, чему учили детей в старые времена. Может быть, их воспитывали по-другому?
— Откройте учебник на с. 22.
— Прочитайте первое высказывание про себя.
— Прочитайте вслух так, как вы его поняли. Что вы хотели донести до слушателя, что объяснить ему? (Таким образом учащиеся читают и объясняют смысл каждого высказывания.)
— Прочитайте высказывания еще раз самостоятельно, подумайте, на какие группы их можно поделить.
(1—3 — о том, когда и как можно говорить; 4, 7 — о том, что надо быть человеком своего слова; 5,6—о том, как вести себя со взрослыми. )
VIII. Рефлексия— Скажите, что вам сегодня удавалось легко, хорошо? — В чем вы ощущали затруднения? — Осталось ли что-нибудь непонятно?
IX. Подведение итогов урока— Чем мы занимались на уроке, чему учились? — Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее заданиеУчебник: задание 2 (с. 23).
Урок 8. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения «и) ролям, магнитная азбука.
Ход урокаI. Организационный моментII. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Прочитайте, что написано на доске.
ЫВКУБИЛЫБ-ИЛИЖ
(Жили-были буквы.)— Как вы это сделали?
(Прочитали в обратном направлении.) (Учитель расставляет магнитные буквы в правильном порядке.) Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме, Мы повторим все произведения, которые читали, вспомним их тему, характер героев. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, мыслить, рассуждать.
III. Работа по теме урока— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях? Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке Рядом громко зарычит.
(Р.)Эта
буква на морозе, Как оса, ужалить может. Ну а в мае на березе Жук ее узнать поможет. (Ж.)
С этой буквой - добрым другом Долгою дорогой в дом День за днем назло недугам Даже под дождем идем.
(Д.)Эту букву паровоз На своей трубе привез, Губы вытяни в трубу И получишь букву...
(У). Буква эта знаменита — Стоит в начале алфавита.
(А.)Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан, И бодает буква букву, Будто баловник баран.
(Б.)— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них
слово. (Все буквы написаны на карточках.)
— Какое получилось слово?
(Дружба.') С ней дорога не беда, С ней любое испытанье Будет по плечу всегда. Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах.
— Всем известно: буква Я В азбуке — последняя. А известно ли кому — Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!
Чтение по ролям.)
Рассказчик. Вот послушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас буквы, Жили не тужили, Потому что все дружили. Где никто не ссорится — Там и дело спорится. Только раз все дело встало Из-за страшного скандала: Буква
Я в строку не встала. Взбунтовалась буква
Я.Буква
Я. Я — сказала буква
Я, — Главная, заглавная! Я хочу, чтобы повсюду Впереди стояла я! Не хочу стоять в ряду, Быть желаю на виду!
Буква Ф. Фу-ты, ну-ты! — фыркнул
Эф, От обиды покраснев.
Буква
С. Срам! — сердито
Эс сказало.
Буква
В. В кричит: — Воображала!
Буква
П. Проворчало П: — Попробуй потолкуй С такой особой!
Буква
Я. Затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама, Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор:
Буквы
(хором). Хорошо! Идем на спор.
Буква
А. Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку — Правда, стало быть, твоя!
Буква
Я. Чтобы я Да не сумела, Я ж не кто-нибудь, а
ЯРассказчик.
Буква
Я взялась за дело: Целый час она пыхтела, И кряхтела, и потела — Написать она сумела Только: «Я-я-я-я-я!».
Буква
X. Как зальется буква
X: — Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква
О. О от смеха покатилось!
Буква
А. Л за голову схватилось!
Б у к в а
Б. Б схватилось за живот...
Рассказчик. Буква
ЯСперва крепилась, А потом как заревет.
Буква
Я. Я, ребята, виновата! Признаю вину свою! Я согласна встать, ребята, Даже сзади буквы
Ю.Буквы
(хором).Что ж, — решил весь алфавит, Если хочет, пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте, Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик. Буква
Я всегда была Всем и каждому мила, Но советуем, друзья, Помнить место Буквы
Я1— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения:
Но советуем, друзья, Помнить место Буквы
Я'!— Назовите произведения, в которых рассказывается о том, что с буквами происходит что-то невероятное: то они ссорятся, то они шалят.
(Ссорятся в произведении И, Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"», проказничают в стихотворении С. Черного «Живая азбука».) перейти в каталог файлов