А. Тимофеевский— Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с
утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Прочитайте слово, которое здесь написано. кинщомоп
— Что это за слово?
(Помощник.}— Как вы его сумели прочитать?
(Прочитали задом наперед.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 22. Прочитайте, кто автор произведения, которое мы сегодня будем читать.
(М. Пляцковский — Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Попробуйте догадаться, о чем это произведение. (Чтение произведения учителем.)
— Какие слова и выражения вам непонятны?
Учуял — почувствовал, уловил чутьем.
Притворно — обманно.
Управимся — справиться с чем-то.
— Какое произведение мы читали? Назовите его жанр,
(Это сказка.)— Докажите, что это сказка.
— Кто главные герои сказки?
— Как их зовут?
— Почему автор дал им такие имена?
— О чем попросил ослика кролик?
— Как ослик отозвался на просьбу о помощи?
— Решил ли он все-таки помочь?
— Когда?
— Что ответил кролик?
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте сказку самостоятельно, внимательно вчитываясь в каждое слово.
— Как кролик пояснил свою просьбу о помощи?
(Вместе работать и быстрей и веселей.)— Что ответил ослик?
— Что стал делать кролик после отказа?
— Что было на обед у кролика?
— Как ослик узнал об обеде?
— Прочитайте в парах второй диалог кролика и ослика.
— Поменяйтесь ролями.
— Восстановите последовательность событий в сказке. Расскажите сказку по получившемуся плану.
1. Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.
2. У меня голова болит.
3. Помоги мне, ослик, дом построить.
4. Я сейчас и без тебя обойдусь!
5. А на обед ему крольчиха супу наварила.
6. Кролик принялся за дело.
(3, 2, 6, 5, 1, 4.)(Выполнение задания 3 учебника.)
А сейчас я вас познакомлю еще с одной сказкой М. Пляцковского. А называется она «Упрямый, упрямый, упрямый ослик».
Вот был упрямый этот ослик Алфавит. Ему говорили:
— Белое.
А он говорил:
— Черное. Ему говорили:
— Не правда ли, сегодня чудесная погода? А он говорил:
— Скоро пойдет дождь.
Разговаривать с осликом Алфавитом не мог никто. Он переупрямил бы кого угодно. Пришел как-то к ослику поросенок Кнопка и сказал:
— Ты, ослик, упрямый, а я еще упрямей тебя?
— Нет, Кнопка, я — самый упрямый!
Тогда поросенок достал из кармана своей курточки яблоко и поло-кил на стол.
— Давай решим так, — предложил он, — кто кого заставит это яблоко съесть, тот и самый упрямый.
— Давай. Только я не хочу есть яблоко.
— А ты попробуй.
— Не буду пробовать.
— Ну хоть немножко откуси.
— Сам откусывай.
— Но оно невкусное.
— Еще какое вкусное! - не сдавался ослик.
— Если вкусное, тогда я его съем, - схитрил Кнопка.
— Нет, я съем!
— Нет, я!
— Нет, я! - крикнул рассерженный ослик Алфавит, схватил зубами яблоко со стола и начал уплетать его за обе щеки.
— Вот видишь, — засмеялся поросенок Кнопка, — я тебя все-таки переупрямил. Я заставил тебя съесть яблоко!
Говорят, что с того самого дня ослик Алфавит перестал упрямиться.
— Понравилась вам сказка?
Вы можете сами прочитать и другие сказки этого замечательного писателя.
VIII. Рефлексия— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока— Какое произведение мы читали на -уроке?
— Кто его автор?
— Чему учит нас эта сказка?
Домашнее заданиеПодготовить пересказ сказки.
Урок 26. Из старинных книгЦели: познакомить с произведениями К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Ход урокаI. Организационный моментП. Проверка домашнего задания(Пересказ сказки М. Пляцковского «Помощник».)
III. Речевая разминка— Прочитайте скороговорку.
Мышки сушек насушили, Мышки мышек пригласили. Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали.
— Найдите в тексте слова, которые обозначают действия мышек.
(Насушили, пригласили, кушать стали, сломали.)— Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией на этих словах.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих словах.
— Прочитайте скороговорку удивленно, восхищенно, раздраженно, весело.
— А сейчас прочитайте быстро, еще быстрее,
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока— Прочитайте, что здесь написано.
ЗИРАЫИННТСХГНИК
(Из старинных книг.)— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями из старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.
V. Работа по теме урока— Откройте учебник на с. 24. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)
— Прочитайте текст.
— Какие слова и выражения были непонятны?
Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
Кума — крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу. — Что можно сказать о сороке?
— А о вороне?
— Какой диалог у них получился?
— Почему ворон не поверил сороке?
— Как называют людей, которые много говорят?
— Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»? (Чтение произведения по ролям.)
VI. ФизкультминуткаVII. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте название следующего рассказа.
— Как вы понимаете это выражение?
— На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях. (Ответы детей.)
— Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.)
— Прочитайте текст К. Ушинского. Какие отрицательные качества мы не назвали?
— Все ли положительные качества мы назвали?
— Распределите слова из текста на две группы.
— Прочитайте название следующего рассказа.
— Вас что-нибудь удивило в этом названии?
(Это пословица.) (Чтение рассказа учителем.)
— Ответьте на вопрос автора.
— Почему вы так считаете? Докажите свой ответ строчками из текста.
— Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу? Отражает ли она основной смысл рассказа?
(Далее дети получают карточки с тремя текстами К. Ушинского. Им нужно прочитать эти рассказы и определить, какая пословица соответствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в группах.)
Текст 1Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.
— Не корми завтраками, а сделай сегодня.
— После дела за советом не ходят.
—
Всякой вещи свое место.Текст 2Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой торчмя торчит?»
— Который колос полон, - отвечал отец, — тот к земле гнется; а торчит кверху.
— В пустой голове хорошее эхо.
—
Гроша не стоит, а глядит рублем.— Лучше низом, нежели горою.
Текст 3Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пишу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища — хлеб. Самое необходимое здоровое питье — чистая вода.
— Хлеб всему голова.
— Живи просто — доживешь лет до ста.
—
Хлеб да вода — наша еда. перейти в каталог файлов