Главная страница

День народного единства. Урока День народного единства славные традиции Отечества


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеУрока День народного единства славные традиции Отечества
АнкорДень народного единства.docx
Дата13.01.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDen_narodnogo_edinstva.docx
ТипУрок
#4453
Каталог

С этим файлом связано 43945 файл(ов). Среди них: и ещё 43935 файл(а).
Показать все связанные файлы

Рекомендации по работе с презентацией урока

«День народного единства: славные традиции Отечества»

Цель урока:

формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности традициям и ценностям России.

Задачи урока:

  • расширение и углубление знаний школьников о событиях Смутного времени, связанных с установлением государственного праздника «День народного единства»;

  • воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, гражданственности;

  • формирование у обучающихся мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

  • развитие у обучающихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах;

  • популяризация знаний о государственных праздниках Российской Федерации.

Методический материал носит рекомендательный характер, учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы урока.

Слайд

Комментарии для учителя



Учитель предлагает ребятам определить, о каком памятнике были сказаны слова В.Г. Белинского, где этот памятник установлен, в память о каких событиях он был создан.

Панорама Красной площади.



Вопрос для обучающихся:

– Какой праздник, связанный с этими событиями, отмечается ежегодно в нашей стране?

Сформулируйте тему и задачи урока.




Опираясь на ответы учащихся, учитель формулирует и комментирует тему урока.

Вопросы для обучающихся:

– Как вы понимаете название праздника?

Сформулируйте основные черты «народного единства».




Задание:

Из предложенных вариантов выберите символы, которые, с вашей точки зрения, наиболее ярко характеризуют это понятие. Обоснуйте свой ответ.

Для справки:

День народного единства впервые праздновался в нашей стране 4 ноября 2005 г.

Праздник был учреждён Федеральным Законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России"» № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 г., подписанным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Учитель делает переход к событиям Смутного времени в России:

«В тысячелетней истории нашей страны был период, когда народы России отстаивали свою свободу и Отечество. Это был период Смутного времени (1604–1618 гг.).



Задание:

Проанализируйте представленное изображение. Приведите не менее трёх существительных, характеризующих Смутное время.



Учитель кратко характеризует причины Смутного времени или предлагает их сформулировать обучающимся самостоятельно.

Изображения:

«Борис Годунов», «Голод 1601–1603 гг.».



Учитель характеризует основные понятия Смутного времени:

Самозванство – самовольное, незаконное присвоение чужого имени, звания (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II).

Интервенция – военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Крестьянская война – проявление обострения борьбы крепостных крестьян и городских низов против угнетения со стороны феодалов.




Для справки:

Осада Смоленска – один из ключевых эпизодов Смутного времени. Тогда войска короля Сигизмунда III почти два года (20 месяцев) вели затяжную осаду города, который защищал гарнизон под командованием воеводы Михаила Шеина. Осада окончилась взятием Смоленска польско-литовскими войсками после полного истощения сил гарнизона крепости, однако из-за крупных потерь, понесённых под Смоленском, армия короля Сигизмунда III впоследствии не смогла направиться к Москве на помощь польскому гарнизону. Русский гарнизон дрался до конца, исчерпав все оборонительные возможности. То, что не смог сделать враг, сделали голод, холод и болезни. Гарнизон пал в бою целиком, из жителей города осталось в живых несколько тысяч человек.




Для справки:

Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев – с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12 января по старому стилю) 1610 г., когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. В осаждённом монастыре к концу осады осталось не более 1000 человек из бывших там к началу осады, из них численность гарнизона составила менее 200 человек.

Благополучное окончание осады оказало значительное влияние на настроения населения, подняло боевой дух войска, которое впервые за время Смуты дало столь решительный отпор иноземным захватчикам.




Задание для обучающихся:

Прочитайте фрагмент воззвания архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и ответьте на вопросы:

  • В чём состояла суть призыва Дионисия?

  • Какие события произошли в Нижнем Новгороде после прочтения данного воззвания?

  • Кто возглавил всенародное сопротивление польско-литовским захватчикам осенью 1611 года?

  • Дайте характеристику деятельности Второго народного ополчения?

Для справки:

Дионисий Радонежский (в миру – Давид Федорович Зобниновский; ок. 1570 г. – 25 мая 1633 г.).

После снятия осады в январе 1610 г. настоятелем Троице-Сергиева монастыря стал архимандрит Дионисий. Прекращение cмуты в Московском государстве в начале XVII века связано с именем преподобного Дионисия Радонежского. Ученик Патриарха Гермогена, архимандрит Дионисий вместе с келарем обители Авраамием Палицыным посылали во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с «ворами». В октябре 1611 г. одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода, где стараниями К. Минина и нижегородцев было собрано ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Дионисий Радонежский почитается в лике святых Русской православной церкви как преподобный.



Задание для обучающихся:

Посмотрите видеофрагмент и внимательно изучите картину. В чем особенность создания ополчения в Нижнем Новгороде? Какие детали картины вызывают у вас особенные эмоции?

Для справки:

Ополчение – добровольное формирование во время войны в помощь регулярной армии.

Возможные варианты ответа:

Картина изображает сцену сбора средств на создание нового ополчения. На площади перед съезжей избой в центре Нижнего стоит сам Кузьма Минин. Он обращается к жителям с призывом. Перед крыльцом зритель видит всё принесенное нижегородцами: здесь и драгоценности, и золотая, серебряная посуда, и ткани, и обувь – сапоги, а рядом – лапти. Каждый отдает то, что у него есть. Молодая женщина принесла ларец с драгоценностями, женщина постарше – свою нарядную одежду. Горожанин в левом углу картины что-то достает из кармана, возможно, последние деньги. Трогательная подробность: дети, пробравшиеся сквозь толпу, принесли свои игрушки. Всех людей на картине объединяет один порыв, единое страстное стремление внести свою лепту в дело освобождения земли русской от иноземных захватчиков.

Видеофрагмент «Воззвание К. Минина».



Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля – начале марта 1612 года через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. На всем пути следования оно пополнялось средствами и новыми добровольцами.




Задание для обучающихся:

Прочтите текст (в приложении) и отметьте места на карте Москвы, где проходили военные действия в августе 1612 года.

Примечание:

При наличии интерактивного оборудования можно нанести точки на интерактивной доске.



Можно проверить результат, полученный в ходе самостоятельной работы с источником.

Видеофрагмент «Освобождение Москвы в 1612 г.



Как вы думаете, какой фактор оказался решающим при освобождении Москвы в 1612 г.?




Вопросы для обучающихся:

  • Памятник Минину и Пожарскому был установлен в Москве в 1818 г. Проанализируйте изображение переднего горельефа памятника. Какая связь между поколениями отражена в данном фрагменте?

  • В какие периоды российской истории традиции народного единства приобретали особую значимость? Приведите не менее трёх фактов (событий), опираясь на контекстные знания по истории и содержание представленного изображения.

  • Что необходимо для того, чтобы крепло народное единство?

  • Приведите примеры, как традиции народного единства проявляются в современной истории России.

В качестве итогового задания можно обсудить с обучающимися результаты статистического исследования, проводившегося ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в 2013 году.

http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114589

Приложение

Грамота патриарха Гермогена о непризнании сына Марины Мнишек Государем. 1611 г.

«В Нижний Новгород благословение архимандритом, и игуменом, и протопопом, и всему Святому Собору, и воеводам, и дияком, и дворяном, и детем боярским, и всему миру: от патриарха Ермогена Московского и всея Руси мир вам, и прощение, и разрешение!

Да писати бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки к бояром учительную грамоту да и казацкому войску, чтоб они стояли крепко в вере. И бояром бы говорили и атаманье безстрашно, чтоб они отнюдь на царьство проклятого Маринкина паньина сына … не благословляю. <…>

Да и во все городы пишите, чтоб из городов писали в полки к бояром и атаманье, что отнюдь Маринкинна царьство не надобен: проклят от Святого Собору и от нас. Да те бы вам грамоты с городов собрати к себе в Нижней Новогород да прислати в полки к бояром и атаманье.

А в городы для грамот посылати их же, а велети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословение и разрешение в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; а аз должен за вас Бога молити».

Источник: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. Т. II.

1598–1613. № 194. – СПб., 1836. C. 243–244.

Вопросы:

1. Дайте характеристику политическим событиям, которые произошли в Москве летом 1610 г.

2. Каким образом польские войска оказались в Московском Кремле осенью 1610 г.?

3. Каково было отношение москвичей к польско-литовским захватчикам?

4. Вспомните общеизвестное событие, произошедшее в Москве в марте 1611 года. Чем оно закончилось?

5. Охарактеризуйте итоги деятельности Первого народного ополчения.

Воззвание архимандрита Троицко-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия к казанцам, о немедленной присылке ратных людей и денежной казны на помощь воеводам, соединившимся для освобожденья Москвы от поляков, 1611, июль

Великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, и …боярам, и воеводам, и дворянам, и дьякам, и головам татарским и стрелецким, и детям боярским, и атаманам казачьим, и стрельцам, и казакам и всяким служилым людям, и гостям, и посадским… Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий да келарь старец Авраамий и соборные старцы челом бьют. Божиим праведным судом, за умножение греха всего православного христианства, в прошлых годах учинилось в Московском государстве межуусобие… и в нынешнем в [7]119 году марта в 19 день, … предатели …Московское государство выжгли, и людей высекли …святейшего Гермогена патриарха Московского и всея Русии, [в] бесчестие изринуша и в изгнании нужно затвориша… И тебе бы великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому…и всем православным крестьянам, общему народу крестьянскому всего Казанского государства и уезда и пригородов… Бога ради положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу крестьянскому молить служивых людей, чтоб быть всем православным крестьянам в соединении и стати обще заодно против предателей… чтоб служивые люди безо всякого мешкания поспешили к Москве, в сход, ко всем боярам и воеводам и всему множеству народу всего православного христианства….

Источник: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. Т. II.

1598–1613. № 190. – СПб., 1836. C. 238–240.

Вопросы:

1. Какие события произошли в Нижнем Новгороде после прочтения данного воззвания?

2. Кто возглавил всенародное сопротивление польско-литовским захватчикам осенью 1611 года?

3. Дайте характеристику деятельности Второго народного ополчения.

Прочтите текст и отметьте места на карте Москвы, где проходили военные действия в августе 1612 года:

А) «…прииде гетман Ходкевич со многими польскими и литовскими людьми и с запасы, и того дни бысть им бой под Новодевичьим монастырем с полки князя Дмитрия Михайловича [Пожарского]… и паки господь бог милость показа, литовских людей от станов отбили, и за Москву за реку прогнали…»

Б) «…а боярин князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой со всеми своими полки тогда стоял за Москвою рекою у пречистой Богородицы Донския1»

В) «в нощи же той от гетмана проидоша во град к литовским людем гайдуков шесть сот человек, а на утрие вышедшие из грады, за Москвою рекою у страстотерпца христова Георгия2 острог взяли и знамя свое поставили на церкви …гетман Ходкевич прииде от реки Сетуни3 со всеми своими людьми ко пречистые Богородицы Донские»

Г) «Светающу понедельнику начаша полци сходитися: …от обою страну множество бесчисленно людей; …окаяннии же…польские и литовские люди нагле зверообразным рвением наступиша на московское воинство; божьим же попущением грех наших ради рустии полци…на бегство устремишася, такоже и пешие все, ров покинувше, побегоша, и острог у святого Климента4 покинули, из града вышедшие литовские люди в том острожке сели, и знамена на церкви поставили, и запасы многие от гетмана в тот острог ввезоша…»

Д) «…Казаки… которые от Климента святого из острожку выбегли…видевша на церкви литовские знамена…и тако возвращаеся устремишася единодушно к острогу приступом, и вземше его, литовских людей всех острию меча предаша…прочии же литовские люди устрашишася зело и вспять возвратишася [одни] во град Москву, [иные] к гетману своему».

Е) «…казаки…поставиша обоз свой у церкви святыя великомученицы Екатерины, и ров наполниша пешими людьми… Гетман же Ходкевич, видя своих избранных множество побиенных от воинства православных, убояся… побеже…с оставшимися своими ротами ста на Воробьеве горе».

Ж) «… и бысть стрельба от московских людей всю нощь. Гетман же… прежде свитания дню побеже прочь, и срама ради и малолюдства пройде прямо восвояси, нигде не являяся».

Источник: Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. – С.78-84.



1 У Донского монастыря в Замоскворечье, на южной окраине города.

2 У церкви в Замоскворечье, между Москва-рекой и Канавой, теперь на этом же месте стоит церковь XVII в.

3 Сетунь впадает в Москва-реку теперь в черте города, выше Воробьевых гор.

4 Церковь Климента на Пятницкой ул., перестроена в XVIII в. и стоит на месте острожка.

перейти в каталог файлов
связь с админом