Презентация « Донбасс»5 Остановка «Метереологическая»Словарная работа. Метереология - наука изучающая климат, погоду определенной местности.
Работа в группах.Учитель раздаёт текст ученикам (каждой группе).
Ученики читают текст и отвечают на вопросы к тексту.
1группа.1. Какая погода преобладает на Донбассе?
- температура воздуха - осадки- ветра…2 группа.1. Какие атмосферные явления происходят на Донбассе?
Часто встречающие.3 группа1. Чем отличаются сезонные климатические условия?
Зима, весна, лето, осень.Итак, климат на Донбассе умеренно континентальный. Зима прохладная, лето жаркое. Из неблагоприятных климатических явлений - пылевые бури.
6 Остановка «Мой Город»Мы живём на Донбассе. Но город, в котором мы родились и выросли – это Горловка.
- Что вы знаете о своём городе?
- Какие улицы города вы знаете?
Игра «Улицы города» На доске висят названия улиц города.
- Перечислите улицы, в названии которых есть только фамилии.
КИРОВА, БАРАНОВА, МАТРОСОВА, ФРУНЗЕ...
- Перечислите улицы, в названии которых есть имена и фамилии.
ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ, ВОЛОДИ ДУБИНИНА, НИКОЛАЯ ЧУРЫ…
Слайд-шоу «8 малоизвестных фактов из истории Горловки»
Слайд 1. Как домохозяйки создавали футбольное поле.
Слайд 2. Почему назвали пруд Гуен.
Слайд 3. Какая улица стала первой молодёжной.
Слайд 4. Первый памятник в мире в Горловке(68 год)
Слайд 5. Дворец Труда построенный на субботниках и воскресниках.
Слайд 6. Торговое место на карте города.
Слайд 7. Как на месте питомника появился парк.
Слайд 8. Как горловчане подружились с писателем М. Горьким.
VІІІ. Закрепление изученного.а) Просмотр презентации « Донбасс - мой край»- Что вы узнали о Донбассе
- Где расположен на карте Донбасс.
б) Игра «Собери пословицы»На столе разрезанные слова пословиц, их нужно собрать.
ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, КАКСОЛДАТ БЕЗ ПЕСНИ.
- Объяснить значение пословиц
- Вспомнить пословицы о Родине.
в) Работа с контурной картой Донбасса- Обвести границы Родины.
- Обозначить города Донбасса.
ІХ. Итоги урока. Итоговая беседа- О чем шла речь на уроке?
- Наша страна большая или маленькая?
- Что нового вы узнали о Донбассе.
- Какая погода на Донбассе?
- Чем славится наша Родина?
- Какую пользу мы можем принести своей Родине?
Х. Домашнее задание.- Если вам понравился наш урок, напишите сочинение на тему «За что я люблю свою Родину»
- Закончите работу с контурной картой.
Разработала учитель начальных классовГОШ І–ІІІ ступеней № 4Зуйкова Светлана АнатольевнаТема. Поверхность нашего краяЦели:
Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.
Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, физическая карта.
Ход урокаI. Организационный моментII. Актуализация знаний.Красот на свете много есть, не спорю,
У каждого в душе она своя,
Но нет красивей места, чем Донбасс–
Мой край любимый, родина моя.
Учитель: Посмотрите на карту нашего региона.
- Покажите территорию края.
- Назовите административную столицу края. (Донецк)
- А теперь поиграем. Игра «Верю – не верю»
Стадия «Вызов»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
Первый вариант
ответа
|
|
|
|
|
|
|
Второй вариант ответа
|
|
|
|
|
|
|
Игра «Верю – не верю».
1.Верите ли Вы, что наш край поверхность нашего края разнообразна?
2. Верите ли Вы, что большую часть нашего края занимают низменности?
3. Верите ли Вы, что территория нашего края гористая?
4. Верите ли Вы, что в нашем крае высокие горы?
5. Верите ли Вы, что в Донецком крае есть горные вершины более трёх
тысяч метров?
6. Верите ли Вы, что территория нашего края не пригодна для занятий сельским хозяйством из-за гористости её поверхности?
Учитель: Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
- «Поверхность родного края»
Каковы цели нашего урока?
Стадия «Осмысление»Учитель:- Посмотрите на карту.
- Какие основные формы рельефа вы видите на карте?
- Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по нашему краю?
- Сегодня я предлагаю вам стать путешественниками – исследователями. Чем отличается исследователь от просто путешественника?
Учитель: Во время путешествия вам необходимо провести исследование. Прочитайте название темы урока и самостоятельно определите цель нашего исследования. (Целью исследования будет изучение поверхности нашего края).
Приём «Инсерт»Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
«V» – уже знал;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.
Рельеф преимущественно равнинный (высотой до 200 метров), расчленённый оврагами и балками. На северо-востоке находится Донецкий кряж высотой до 367 м, поверхность которого изрезана долинами рек. На западе кряж переходит в Приднепровскую низменность, на юге — в Приазовскую низменность с отдельными поднятиями (Могила-Гончариха, Саур-Могила и другие). На юге – узкая полоса Причерноморской низмен-ности, которая уступами обрывается к Азовскому морю. В местах залегания известняков и соляных отложений развиваются карстовые формы рельефа. Характерная черта рельефа области – наличие форм техногенного происхождения: терриконы, карьеры и т д.
Учитель: Что осталось непонятым, какие новые вопросы появились? Давайте вместе попытаемся на них ответить.
Словарь: Техногенный рельеф – совокупность форм рельефа, созданных или значительно измененных хозяйственной деятельностью человека.
Учитель: Обобщим наши знания по материалам исследования. Все названные объекты показываем на карте.
Учитель: В начале занятия мы играли в игру «Верю - не верю». Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
Снова прочитываются вопросы. Во 2-ой строке дети ставят нужный знак.Игра «Верю – не верю». 1.Верите ли Вы, что наш край поверхность нашего края разнообразна?
2. Верите ли Вы, что большую часть нашего края занимают низмен-ности?
3. Верите ли Вы, что территория нашего края гористая?
4. Верите ли Вы, что в нашем крае высокие горы?
5. Верите ли Вы, что в Донецком крае есть горные вершины более трёх тысяч метров?
6. Верите ли Вы, что территория нашего края не пригодна для занятий сельским хозяйством из-за гористости её поверхности?
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
Первый вариант
ответа
|
|
|
|
|
|
|
Второй вариант ответа
|
|
|
|
|
|
|
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Учитель: Вы сказали, что территория нашего края пригодна для занятий сельским хозяйством. А ещё как используется поверхность земли?
Для работы используем прием «Фишбоун» (рыбий скелет). Каждая группа заполняет свой «скелет»Учитель:Я предлагаю тему: «Как используют поверхность края?» Тема понятна? Приступаем к работе.
Голова – «Как используют поверхность края?»
Левая часть Правая часть
Добыча песка на берегах рек. Изменение русла реки,
вымывание почв.
Добыча угля. Образование карьеров и
терриконов.
Удобрения на полях. Отравление почвы.
Распашка склонов. Овраги, балки.
Строительство. Свалки.
Заготовка леса. Выветривание склонов.
Туристы Мусор
Учитель: Какой вывод можно сделать после выполненной работы?
Хвост – «Часто используют не по-хозяйски».- Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры,
свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т. д.)
- Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
- А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?
- Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется?
( Это холмистая равнина.)На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку
.Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (
Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками).
- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образова-ние
оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы).
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в
балку.III. Физкультминутка- Откроем рабочую тетрадь и запишем опреде-ления:
- Что же такое овраг и что такое балка?
Овраг– это крутые, осыпающиеся склоны.
Балка – это пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками склоны.
Работа с учебником. Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Откройте учебник на странице 149. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (
Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.)
Карьер– это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.
- Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу).
Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют
терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.
К сожалению, они
совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.
- Чем опасны терриконы?
(Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества).
Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.
Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения
Стадия «Рефлексия»Учитель: На доске не осталось больше вопросов. Вы нашли ответы на все. Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу. Кому это сделать трудно, используйте следующие предложения:
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся.
3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы.
4) На занятии я работал в полную силу.
5) У меня больше нет вопросов.
6) И всё-таки я не понял (а) …
Учитель оценивает учащихся.Учитель: Ребята, когда вы оценивали свою работу, я услышала новые вопросы, касающиеся темы нашего занятия
Например: Почему такие названия у равнин и гор? Сколько лет нашим горам? А есть ли в наших горах пещеры?
- Давайте запишем эти вопросы и ответим на них на следующем занятии
. (Эти вопросы должны заинтриговать детей).
Учитель: Спасибо вам за работу.
Разработала учитель начальных классовГОШ І–ІІІ ступеней № 54Полякова Марина Анатольевна